УДК 37

Теоретический аспект педагогической экспертизы и ее применение в образовательном процессе

Бессалова Виктория Станиславовна – заведующий подростково-молодежным клубом «Юность» в Санкт-Петербурге, магистр международного права

Аннотация: Данная статья посвящена изучению определения педагогической экспертизы, как метода научного познания. В статье изучены объект, предмет и цели педагогической экспертизы, определены составляющие технологии метода научного познания, характеристика, способы и стадии.

Ключевые слова: педагогика, педагогическая экспертиза, метод, методы научного познания, методы педагогической экспертизы, технологии педагогической экспертизы, методы психолого-педагогических исследований.

Введение

В настоящее время представители педагогической науки уделяют много внимания проблемам качества образования и поиску путей его улучшения. Необходимость в этом во многом обусловлена тем, что на современном этапе развития управление образовательными организациями становится наиболее сложным, в связи с чем, требует максимально полного и емкого анализа задач и целей деятельности, равно как средств и путей их достижения. Не меньшей значимостью обладает оценка того, каким образом те или иные факторы влияют на планомерное повышение эффективности всей образовательной деятельности и управления таковой. На этом фоне, особой актуальностью обладает применение экспертных оценок, в том числе, на фоне формирования и окончательного выбора решений в образовательной деятельности.

Педагогическая экспертиза позволяет осуществлять:
– исследование реального хода педагогического процесса;
– анализ результатов и последствий педагогического процесса, в том числе отсроченных;
– выявление особенностей конкретного педагогического процесса;
– прогнозирование хода педагогического процесса;
– повышение качества образовательного процесса;
– обоснование, объяснение и проверку эффективности педагогических идей;
– прогнозирование развития учебного заведения, его структур и направлений деятельности;
– определение качества образовательных услуг;
– определение эффективности инноваций.

Изложение основного материала статьи

Под педагогической экспертизой целесообразно осуществлять проверку документации, которая относится к образовательной сфере, включая различного рода правовые документы, решения или проекты, а также других документов, которые непосредственно касаются вопросов в сфере воспитания и обучения. Кроме того, проверка осуществляется в отношении различной учебной литературы.

Правовая регламентация указанной экспертизы на современном этапе развития осуществляется с помощью ФЗ «Об образовании в РФ», а именно, ст. 94. В этой статье отмечается, что экспертиза подобного рода во многом ориентирована на то, чтобы осуществлять проверку документов для того, чтобы не допустить ухудшение качества воспитания и обучения. Как следствие, она во многом направлена на то, чтобы выявить применение в рамках учебного процесса таких средств и методов, которые вступают в противоречие с рядом возрастных особенностей учеников и могут нанести вред их воспитанию, а также развитию и обучению. Также в рамках данной деятельности определяют наличие таких требований, которые какого-либо педагогического обоснования под собой не имеют и на этом фоне  отрицательно влияют на процесс обучения, ибо меняют его содержание, равно как ухудшают условия обучения, снижают показатели образовательного процесса.

На этом фоне можно сделать вывод о том, что экспертиза в системе образования может рассматриваться через призму разновидности информационного обеспечения процесса, направленного на принятие органами управления образований решений в условиях информационной и иной неопределенности, возникающей в связи с тем, что об объекте управления поступает противоречивая или недостаточная информация. Представляется, что в реальной педагогической практике все зоны неопределенности во многом усиливают значимость экспертизы в образовании, равно как в том, чтобы осуществлять экспертные услуги, образующие собой самостоятельный вид научно-методического сопровождения всего образовательного процесса в том или ином образовательном учреждении.

Сущность педагогической экспертизы состоит в том, что в ее рамках осуществляется широкая совокупность процедур, которые выступают в качестве объективной необходимости для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения или экспертной оценки о том или ином педагогическом процессе, явлении или объекте. В качестве теоретической основы педагогической экспертизы в этом случае выступает метод экспертных оценок. Полагаем, что экспертная деятельность в данном случае может рассматриваться через призму исследовательской деятельности особого рода, в рамках которого, в качестве объекта изучения вполне можно назвать планомерно развивающуюся педагогическую практику.  

В практической деятельности педагогическую экспертизу достаточно часто рассматривают как метод научного познания. Одновременно с этим, при ее изучении также необходимо учитывать тот факт, что ее нельзя идентифицировать с ревизиями, проверками или мониторингом учебного процесса или учебных учреждений. Это связано с тем, что экспертиза имеет некоторые отличия с ними. В частности:

  1. Результаты экспертизы не имеют какого-либо эталонного соответствия, что означает, что они не должны находиться в соответствии с какими-либо нормами и не могут быть оценены по принципу соответствия тому или же иному параметру.
  2. Экспертиза всегда характеризуется критичностью, что означает, что как педагогический, так и управленческий состав образовательного учреждения должны быть объективны по отношению к педагогической практике того или иного учебного заведения.
  3. Экспертиза помогает максимально объективно оценить работу учебного заведения, выявить существующие недостатки и проблемы в его развитии.
  4. Экспертиза во многом направлена на то, чтобы разработать способы разрешения проблем, которые были выявлены.
  5. Данная экспертиза проводится государственными служащими.
  6. Сущность экспертизы заключается в том, чтобы установить наличие соответствий между тем, каковы реалии педагогического процесса определенного учебного учреждения и норм, которые установлены на законодательном уровне.
  7. Информация по экспертизе собирается на основании оценки специалиста экспертного уровня.

В качестве основных объектов педагогической экспертизы выступают:

  • нормативно-правовая документация и проекты таковой;
  • образовательная и педагогическая сфера;
  • различные педагогические технологии и методики;
  • педагогические инновации.

Представляется, что для педагогической экспертизы свойственно наличие собственной методологии. Более того, она имеет свою технологию проведения и структуру. В связи с тем, что педагогическую экспертизу рассматривают через призму методов научного исследования, она позволяет не только проанализировать и оценить деятельность определенного субъекта в образовании, но и позволяет сформировать план и прогноз дальнейшего развития данного субъекта на практике. Как следствие, сущность экспертизы во многом будет определяться ее предметной областью: в частности, будет происходить постановка требований к определенным программам развития и обучения, условиям развития образовательной среды и составлению всех учебных планов в целом.

Проведение экспертизы в практической деятельности можно реализовать двумя ключевыми способами: проведение закрытой и открытой педагогической экспертиз. Стоит отметить, что экспертиза всегда проводится на основе соблюдения необходимой последовательности основных стадий, которые во многом ориентированы на то, чтобы эксперты выполнили ряд действий, имеющих необходимую последовательность и целенаправленность соответственно. 

В качестве стадий педагогической экспертизы можно рассматривать следующие стадии:

  1. Подготовительная стадия. В рамках данной стадии определяют целевое назначение экспертизы и утверждают приказ относительно проведения таковой. Формируют группу экспертов, которые будут ее проводить, проводится их инструктаж, а также устанавливаются сроки для ее проведения. В рамках данной стадии эксперты также знакомятся с деятельностью образовательного учреждения и устанавливают параметры, которые они будут проверять.
  2. Стадия диагностики. На этой стадии проводятся непосредственные контрольные работы, анкетирование, изучение документации, равно как проводятся опросы родителей учеников, что необходимо для того, чтобы понять, насколько они удовлетворены качеством образования. Также на данном этапе диагностируют содержание педагогического процесса и его ориентацию на личностное и индивидуальное развитие всех учеников. Как правило, используют тесты и опросы.
  3. Аналитическая стадия. На этой стадии все полученные данные анализируют, систематизируют и обобщают, определяют причинно-следственные связи всех явлений и процессов. Ключевым методом на данной стадии является метод экспертных оценок, который и является конечным итогом процесса мониторинга и основывается на том, чтобы увидеть проблемы и противоречия, если такие имеются в объективной действительности. Также в данном случае значимостью обладает умение составлять прогнозы и разрабатывать пути решения проблем.
  4. Заключительная стадия. На данной стадии формулируются конечные выводы и принимаются управленческие решения. Управленческий состав образовательного учреждения получает рекомендации по улучшению образовательной деятельности, а группа экспертов будет подводить окончательные итоги и формировать заключение.

Представляется, что проведенная экспертиза должна быть убедительной и достоверной. Говоря иначе, она должна в полной мере отражать фактически выявленные данные и формировать проблемы, если такие имеют место быть, причем они также должны быть осмыслены. Соблюдение данных условий будет активно способствовать тому, что экспертная оценка и полученное в результате заключение будет направлено на координацию образовательной деятельности всего образовательного учреждения.

Выводы

Таким образом, педагогическая экспертиза является достаточно сложной аналитической деятельностью, направленной на то, чтобы выявить результаты педагогической деятельности и оценить их, а затем сформировать экспертные оценки и спрогнозировать пути развития не только конкретного учреждения, но и всей образовательной системы.

Список литературы

  1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
  2. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
  3. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
  4. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.
  5. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
  6. Рожков М. И., Макеева Т. В. Социальная педагогика. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 288 с.
  7. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 232 с.
  8. Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 268 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: