УДК 61

Нравственные качества личности, профессионально значимые для медицинских сестёр

Астапеева Елена Викторовна – преподаватель Краснодарского краевого базового медицинского колледжа министерства здравоохранения Краснодарского края

Ладыкин Юрий Сергеевич – студент Краснодарского краевого базового медицинского колледжа министерства здравоохранения Краснодарского края

Аннотация: Исследуются нравственные качества профессионально значимые для медицинских сестер. В последние годы роль среднего медицинского персонала в организации здравоохранения неуклонно растет. Мировой опыт свидетельствует о постепенном качественной трансформации нагрузки на медицинских сестер, они начинают частично выполнять такие функции, которые прежде были прерогативой исключительно врачебного персонала. Следовательно, изменяются требования к знаниям, навыкам, компетенциям, нравственному облику среднего медицинского персонала. В связи с этим изучение профессиональной этики медицинских сестер является актуальным. Автор анализирует природу моральных качеств личности, их связь с социальной реальностью, зависимость от исторического типа общества, выявляет пути формирования нравственных качеств, предлагает различные способы их классификации. Врачебная этика задает специфические нормы поведения для специалистов, осуществляющих уход и наблюдение за пациентами, профилактику заболеваний и прочее. Кроме профессиональных знаний и навыков медицинские сестры должны обладать особыми нравственными качествами. Автор статьи выделяет и характеризует такие профессионально значимые для медицинского персонала среднего звена качества как гуманность, честность, справедливость, чувство долга, совестливость, трудолюбие и ответственность. Обучение медицинской сестры должно включать элементы этического просвещения. Высокие моральные качества могут формироваться в процессе практической профессиональной деятельности в трудовом коллективе. Обязательным является нравственное самовоспитание как осознанная и целенаправленная деятельность.

Ключевые слова: профессиональная этика, медицинская этика, средний медицинский персонал, нравственные качества, морально-нравственная основа личности, гуманность, честность, ответственность, социальный нравственный долг медицинской сестры.

Кадровые ресурсы здравоохранения являются наиболее фактором, позволяющим организовать и обеспечить оказание медицинской помощи во всем мире. Эффективность медицинской помощи будет зависеть напрямую от нескольких составляющих, которые характеризуют кадровый потенциал: достаточное количество медицинских работников, уровень их профессиональной подготовки или компетенции, высокая мотивация для постоянного служебного роста и развития. В последние годы Всемирная организация здравоохранения принимает новые нормативные документы, в соответствии с которыми роль медицинских сестер неуклонно растет. Их полномочия расширяются, включая в себя следующие направления: защиту прав и просвещение пациентов; полноценное общение; работы бригадным методом и лидерство; медицинскую помощь и клиническую практику, ориентированные на нужды людей; непрерывное обучение и исследования. В Российской Федерации в настоящее время пока только в отдельных регионах реализуется пилотный проект, расширяющий функции медицинских сестер, а в дальнейшем с 2024 года планируется распространение такой практики и на всей территории России. Опыт различных зарубежных стран демонстрирует постепенное увеличение и качественное изменение нагрузки на средний медицинский персонал: медицинские сестры могут проводить доврачебный прием, назначать некоторые лекарственные средства, координировать уход за пациентами. Это позволяет уменьшать нагрузку на врачей, снижать время ожидания медицинской помощи для пациентов, увеличивает удовлетворенность пациентов медицинскими услугами, удовлетворяет потребность к профессиональному развитию медицинских работников и т. д[1]. Таким образом, реформирование системы здравоохранения в мире, в том числе в РФ, приводит к тому, что роль и компетенции медицинских сестер значительно изменяются, то есть происходит расширение их полномочий. Медицинская сестра перестаёт быть только пассивным дополнением к врачу, сестринское дело становится самостоятельным направлением работы в современном здравоохранении. Однако для того, чтобы соответствовать новым, определенным системой здравоохранения пациентоориентированным стандартам сестринский персонал должен не только обладать сложными и весьма разнообразными медицинскими знаниями, навыками, но и быть нравственно развитыми, обладать гуманистическими качествами личности. В связи с этим тематика профессиональной этики среднего медицинского персонала представляется актуальной, нуждающейся в постоянной разработке и исследовании. Целью данной работы является выявление и исследование сущности, содержания нравственных качеств личности, профессионально значимых для медицинских сестер. Объект исследования – средний медицинский персонал как носитель определенных морально-нравственных установок и принципов, а предмет – воздействие, усвоенных личностью моральных качеств на профессиональную деятельность.

Под моральными качествами личности понимают такие черты характера, которые отражают отношение личности к наиболее значимым ценностям, к другим людям и самому себе. При помощи данного понятия в социуме выделяются и характеризуются с позиций морали типичные черты поведения людей. Нравственные качества формируются из знаний, жизненного опыта самого субъекта и других близких к нему людей. Формирование моральных качеств происходит в процессе социализации, под действием таких агентов первичной и вторичной социализации как семья, различные образовательные организации, социального окружения в целом и прочего. В отечественной психологии существуют многообразные способы классификации моральных качеств. Например, в зависимости от направленности можно выделить такие, которые будут характеризовать отношения личности к обществу (например, патриотизм, гражданственность и др.), к другим людям (доброта, скромность, отзывчивость, милосердие и др.), к самому себе (самокритичность, требовательность и др.) [4]. Часто нравственные качества делят на позитивные (добродетели) и негативные (пороки). Впервые к этому понятию обращается Аристотель, понимал под моральными качествами черты отдельной личности, наряду с другими индивидуальными особенностями. Такой подход сохраняется и в Средние века. Философы-утописты видят в моральных качествах не столько индивидуальные особенности личности, сколько способы поведения, характерные для того или иного исторического типа общества. Следовательно, человек порочен или добродетелен потому что порочно или добродетельно общество, в котором он живет. В марксизме указывается диалектическую взаимосвязь окружающих человека социальных условий и его морального облика. В современной этике и психологии одновременно сосуществует значительное количество подходов, вскрывающих сложную природу моральных качеств человека, путей их формирования, при этом тезис о влиянии общественных условий на мораль для большинства исследователей является неоспоримым. Совокупность моральных качеств, усвоенных индивидом составляет морально-нравственную основу личности. Доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность, порядочность несут потенциальную способность выступать внутренним регулятором поведения человека, обеспечивают добровольное соблюдение им, существующих правил поведения. Основные моральные ценности способны направлять личность, задавать векторы деятельности человека.

Профессиональная этика, будучи частью или своего рода «ответвлением» от общей этической теории также фокусирует внимание на природе моральных качеств, их содержании, предписывает наличие нравственных принципов представителям той или иной профессии.  Само по себе наличие профессиональной морали является прямым следствием исторического процесса разделения труда [5]. Специалисты, представители различных профессий наделяются определенными обязанностями по отношению к тем, кому они оказывают услуги. Таким образом, в обществе постепенно формируются моральные кодексы, уставы, поддерживающие авторитет профессиональных групп в обществе, внушающие к ним доверие. Несмотря на всеобщий характер моральных норм, выделяются специфические нормы поведения для специалистов. Профессия медика одна из самых ранних поэтому возникновение врачебной морали относится еще к античности, вспомним знаменитую клятву Гиппократа, которую давали древнегреческие лекари. Медицинская этика продолжала развиваться в Средние века и эпоху Нового времени. Швейцарский врач Парацельс помимо отрытый в области медицины внес вклад в развитие представлений об этической компоненте врачебной профессии, отечественный хирург XIX века Н.Н. Петров указывал медикам на необходимость исполнения кодекса чести, следование таким принципам как нравственная безупречность и соблюдение долга [3]. В 1969 году В.Р. Поттер ввел в научный оборот термин «биоэтика». Вследствие стремительных социальных изменений, развития постиндустриальной цивилизации, углубления профессиональной дифференциации роль профессиональной этики, в том числе медицинской, только возрастает. Профессия медицинской сестры относится к группе профессий «человек – человек» основным содержанием которых является удовлетворение потребности личности, медицинская сестра выполняет важнейшую и общественно необходимую функцию – оказание медицинской помощи, уход и наблюдение за пациентами, профилактику заболеваний и прочее. Поэтому кроме специальных медицинских знаний и навыков средний медицинский персонал должен обладать специальными личностными, в том числе нравственными качествами.

Медицинские работники вне зависимости от специализации должны быть гуманны, честны, объективны, справедливы, чутки, обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести.

Гуманность или человеколюбие – это одно из ведущих качеств любого медицинского работника. Деятельность медицинской сестры традиционно соотносится в сознании большинства представителей общества с милосердием, чуткостью, любовью к людям, желанием помочь другому человеку в самые трудные периоды его жизни, когда он переживает болезнь.  Психическое состояние человека в период болезни меняется, на первый план выходят тревога, переживания, страх за свою дальнейшую судьбу, иногда очень тяжело переносится зависимость от других. Такая ситуация выдвигает особые требования к поведению медицинского работника, его внутренним нравственным качествам. Безразличие, эмоциональная холодность, высокомерие, пренебрежительность, а тем более унизительное отношение могут оттолкнуть пациента, побудить его замкнуться в себе, поколебать веру в выздоровление. Доброжелательность, умение расположить к себе, ободрить больного являются важными составляющими лечебного процесса, который не сводится исключительно к воздействию лекарственными препаратами. Взаимоотношения медицинской сестры и пациента должны быть основаны на взаимоуважении и взаимопонимании. Гуманизм медицинской сестры проявляется в понимании ценности жизни и здоровья пациента, в умение быть милосердным, в признании права больного на облегчение страданий и готовность прийти ему в этом на помощь [2]. 

Однако уважение к другим, в том числе к пациенту невозможно, если у медицинской сестры отсутствует самоуважение.  Достоинство – комплексное этическое и социальное понятие, связанное с самоуважением человека, собственной оценкой медицинским работником своих заслуг перед обществом, внутренним осознанием личной самоценности.

Медицинский работник среднего звена должен быть честен. Честность важнейшее правило нравственности. Она подразумевает правдивость, принципиальность, убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и самим собой. Противоположны честности – ложь, лицемерие. Доверяя медицинскому работнику самое дорогое – жизнь и здоровье, пациент должен быть уверен в том, что получит всю необходимую помощь. Честность проявляется, например, в том, медицинский работник должен сообщать пациенту диагноз (а при согласии последнего и его близким), ставить больного в известность о его заболевании и ходе лечения, возможных осложнениях и последствиях. Однако это не исключает внимательность к пациентам, чуткость, способность сопереживать и сострадать, оказывая больным всю необходимую и возможную профессиональную помощь. Получается, что честность совсем не означает чёрствость, отстраненность, отсутствие эмпатии. Честность в отношении с коллегами проявляется в искренности, правдивости, в отсутствии стремления приписывать себе чужие заслуги. Также честное исполнение обязанностей медицинской сестры предполагает честность как человека, в повседневной жизни с родственниками, друзьями, знакомыми.

Добросовестность в исполнении обязанностей медицинским работником связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество медика – повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Долг – это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя свой долг, работник показывает свои моральные качества и меру ответственности. Морально-нравственные установки таким образом переводятся в практическую плоскость конкретной линии поведения специалиста. Социальный нравственный долг медицинской сестры – оказывать качественную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней [6]. Объективная сторона служебного долга регулируется различного рода локально-нормативными актами, должностными инструкциями. Субъективная сторона – это нравственные убеждения специалиста. Внешним проявлением чувства долга является самодисциплина медицинской сестры.

Справедливость – важная составляющая, которая определяет нравственный облик медицинской сестры. Не привнося личных субъективных мотивов, отказавшись от антипатий и раздражения в адрес других, относясь объективно к каждому пациенту как к человеку в равной мере обладающему правом на здоровье и хорошее самочувствие, медицинская сестра сможет реализовать принцип справедливости. Золотое правило морали, которое заключается в том, что необходимо поступать с другими также как хочешь, чтобы поступали с тобой, будучи всеобщим, действует и в рамках профессиональной деятельности среднего медицинского персонала.

Медицинская сестра должна обладать развитым чувством совести. Совесть – способность личности формулировать собственные нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и оценивать последствия своих поступков. Это одновременно рациональная оценка совершаемых действий и эмоциональные переживания, «угрызения совести». Чувство совести у работника означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль при принятии профессиональных решений. Независимо от конкретных обстоятельств, сопровождающих оказание профессиональной помощи, мотивы, которыми руководствуется медик должны быть чисты и нравственной безупречны. Совесть медицинской сестры – это интуитивное самоограничение, помогающие выполнять профессиональную миссию помощи людям в достижении ими физического, умственного и социального здоровья.

Овладение профессией медсестры, развитие мастерства на этом поприще невозможно без трудолюбия. Труд позволяет человеку самореализоваться, в целом положительно влияет на любого человека, может делать его счастливым. Повседневное, даже рутинное выполнение медицинской сестрой своих должностных обязанностей – это созидательный, общественно полезный труд, который вместе с тем является важным регулятором нравственного поведения личности медицинского работника, он одновременно нацелен на помощь другим людям и при этом дает ощущение морального удовлетворения, тому кто трудится. Труд медицинского персонала зачастую носит альтруистический характер. Альтруизм – принцип поведения или понятие, которым определяется всевозможная деятельность, связанная с заботой о благополучии других, и связанная с ним самоотверженность, то есть буквально принесение своих интересов в пользу интересов других людей наиболее точно характеризуют работу любых профессионалов, чья деятельность связана с врачеванием, медициной, в том числе медицинской сестры.     

Ответственность также относится к числу основных нравственных качеств среднего медицинского персонала. По мере возрастания в современной модели здравоохранения количества служебных полномочий медицинской сестры увеличивается ответственность. Между моральными категориями свободы и ответственности прямая зависимость. Медицинский работник на всех уровнях развития ответственности, реализуя сознательный выбор должен заранее определять социальную ценность своих поступков (или бездействия) и их последствий. Ответственность характеризует выполнение служебного долга в соответствии и принципами справедливости и гуманности. Ответственность как мера свободы проявляется не только в обдуманном выборе работником своего поведения и оценке его результатов, но в сознательном и позитивном преобразовании той части социальной реальности, которая связана с выполнением профессиональных обязанностей.

Медицинская сестра должна не просто знать о существовании нравственных категорий, они должны быть глубоко осмыслены, восприняты лично, должны стать моральными убеждениями. Только в этом случае они станут направлять профессиональную деятельность, будет достигнуто единство между нравственным сознанием и нравственным поведением.

В заключении отметим, что личность каждого индивида, в том числе профессионала в области медицины — это сплав различных по своей природе личностных качеств. Тесно связаны нравственные качества медицинских сестер с их волевыми, коммуникативными, интеллектуальными и другими психологическими качествами. Среди наиболее предпочтительных психологических качеств – целеустремленность, собранность, аккуратность, дисциплинированность, обязательность, сдержанность, вежливость, умеренность. Кроме того, мы попытались проанализировать каждое нравственное качество отдельно, однако следует понимать, что в практической деятельности они взаимосвязаны и образуют цельную морально-нравственную основу личности медицинской сестры. Необходимо, чтобы они имели позитивную направленность и могли в полной мере реализоваться в практической деятельности. Чтобы стать медицинской сестрой нужно обладать не только определенным объемом специальных знаний, навыков, но и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Высокие моральные качества, необходимые медицинскому работнику формируются и в процессе профессиональной подготовки, в рамках получения среднего профессионального образования, и процессе повседневной практической деятельности. Обучение будущей медицинской сестры должно обязательно включать элементы этического просвещения. Работа медсестры осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, связана с решением моральных проблем, что несомненно будет способствовать постоянному нравственному совершенствованию личности. Авторитет руководителя подразделения медицинского учреждения, старших более опытных коллег, образцы их поведения будут служить нравственному воспитанию молодого специалиста. Также постоянное нравственное самовоспитание как осознанная и направленная на преодоление недостатков в нравственной сфере деятельность крайне необходима медицинской сестре.   

Список литературы

  1. Бурдастова Ю.В. Анализ зарубежного опыта и российских практик изменения роли медицинских сестер / Ю.В. Бурдастова // Здоровье мегаполиса. – 2020. – № 1 (2). – С. 89-94.
  2. Везетиу Е.В. Гуманистическая сущность профессии медицинского работника среднего звена / Е.В. Везетиу // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-1. – С. 59-62.
  3. Перевощикова А.А. Николай Николаевич Петров как символ служения пользе больных людей \ А.А. Перевощикова // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – № 4 (15). – Т 2. URL: https:// ru/article/n/nikolay-nikolaevich-petrov-kak-simvol-sluzheniya-polze-bolnyh-lyudey/viewer
  4. Попов Л.А. Этика: Курс лекций / Л.А. Попов. – Москва: Издательство «Центр», 1998. – 160 с.
  5. Цвык В.А. Профессиональная этика: проблемы теории и методологии \ В.А. Цвык // Вестник РУДН. Серия Философия. –2012. – № 3. – 148 – 161 с.
  6. Этический кодекс медицинской сестры России. – Москва: Издательство «СпецЛит», 2019. – 32 с.

{soсial}