УДК 61

Непрерывность и координация оказания первичной медико-санитарной помощи: общий обзор

Накипова Жанат Жанболатқызы – магистр, преподаватель Международного Казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясауи (г. Туркестан, Республика Казахстан)

Бабаева Гульмира Абдумуталиповна – магистр, старший преподаватель Международного Казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясауи (г. Туркестан, Республика Казахстан)

Аннотация: Понимание непрерывности и координации медицинской помощи жизненно важно для оказания и использования первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) (ПМСП охватывает принцип справедливости, межсекторальности, участия сообщества и доступного/надлежащего ухода) и первичной медико-санитарной помощи (ПК) (первичный уровень медицинской помощи, на котором люди впервые вступают в контакт с системами оказания медицинской помощи).. Концепция включает в себя непрерывность ухода, координацию, интеграцию, уход, ориентированный на пациента, непрерывный, сплоченный и последовательный уход за больными [1]. Координация медицинской помощи гарантирует, что все поставщики и организации, вовлеченные в сферу здравоохранения, оказывают необходимую помощь в нужное время, используя подход, ориентированный на людей, и обеспечивая надлежащую информированность клиентов об их предпочтениях [2, 3]. Эта концепция также относится к компонентам здравоохранения из различных источников, поддержке, пациентам, видам медицинской помощи, уровням обслуживания и временным измерениям [4] или перспективам на индивидуальном, организационном или системном уровнях [5, 6].

Ключевые слова: медицинская помощь, уход, первичная помощь.

Координация медицинской помощи обеспечивает уход, ориентированный на людей, охватывающий отдельные медицинские мероприятия, переживаемые людьми как согласованные и взаимосвязанные с течением времени, в соответствии с их потребностями и предпочтениями в области здравоохранения, обеспечивая удовлетворение потребностей в области здравоохранения и обеспечивая комплексную помощь [7]. Кроме того, координация медицинской помощи относится к межпрофессиональному уходу, уходу, ориентированному на пациента, поддержке самоуправления, профилактике, скринингу, первичной медицинской помощи и лечению заболеваний [8, 9]. Другие особенности координации медицинской помощи включают мультидисциплинарные услуги, установление совместных и постоянных отношений и предоставление множества медицинских услуг (например, ведение пациентов на всех стадиях заболевания), особенно для людей с множественными заболеваниями [7, 10].

Более того, координация здравоохранения или непрерывный уход могут быть объяснены как информационная непрерывность (коммуникация между поставщиками), реляционная (отношения между поставщиком и пациентом, непрерывность, управляемая командой) и управленческая непрерывность (деятельность систем и обслуживающих организаций) [11, 12]. Эта информационная и реляционная координация медицинской помощи осуществляется на индивидуальном и организационном уровнях для установления взаимоотношений, коммуникации и сотрудничества между поставщиками и пользователями [1, 13]. Уровень вовлеченности заинтересованных сторон в координацию/непрерывность оказания медицинской помощи зависит от иерархических и взаимозависимых отношений в контексте времени и настройки систем здравоохранения [6]. Координация медицинской помощи в рамках организации и систем поддерживает планирование и управление комплексными медицинскими услугами путем привлечения междисциплинарных или межпрофессиональных команд [14, 15]. Совместное принятие решений имеет важное значение в политике, практике и исследованиях, которые могут повлиять на ориентированное на людей комплексное общественное здравоохранение и первичную медико-санитарную помощь [7].

В настоящее время в литературе основное внимание уделяется концепциям и эмпирическим исследованиям, касающимся координации медицинской помощи и непрерывности ухода. Однако систематический синтез имеющихся фактических данных в области координации медицинской помощи имеет жизненно важное значение для выявления проблем, вызовов и подходов к предоставлению и использованию медицинских услуг. Тем не менее, существует ограниченное количество исследований, в которых обобщены фактические данные о координации медицинской помощи в ПМСП и первичной медико-санитарной помощи. В настоящем обзоре обобщены фактические данные о координации медицинской помощи при оказании ПМСП и первичной медико-санитарной помощи.

Методы

Дизайн исследования

Это исследование представляет собой систематический обзорный обзор исследований по непрерывности ухода/координации медицинской помощи в ПМСП и первичной медико-санитарной помощи. Мы использовали предпочтительные элементы отчетности для систематических обзоров и расширение мета-анализа для руководящих принципов обзорных исследований (PRISMA-ScR) [16].

Определяющий исследовательский вопрос

При проведении обзорного анализа были заданы следующие вопросы: 1) Как происходит координация медицинской помощи в ПМСП и при оказании услуг первичной медико-санитарной помощи? 2) Какие факторы способствуют координации/непрерывности оказания медицинской помощи в ПМСП и службах первичной медико-санитарной помощи?

Стратегия поиска

Мы провели поиск в семи базах данных (PubMed, Scopus, Embase, CINAHL, Cochrane, PsycINFO и Web of Science). Дополнительный Google Scholar следил за этими поисками по цитированию включенных исследований. Стратегия поиска была построена на нескольких поисковых запросах по двум ключевым темам: координация (координация или сотрудничество, или кооперация, или “межсекторальная координация”, или “непрерывность ухода”, или “координация услуг”, или “непрерывность ухода”, или “командный подход”, или “направление на обслуживание”, или “связь с обслуживанием”, или непрерывность).; и ПМСП (“первичная медико-санитарная помощь” или “первичная медико-санитарная помощь” или “здравоохранение”) в каждой базе данных. Логические операторы и усечения варьировались в зависимости от базы данных.

Критерии отбора

Поиск включал статьи, опубликованные на английском языке до 30 ноября  2022 года.  Никаких ограничений, связанных со страной, применено не было. Мы включили все виды исследований, которые касались координации в области здравоохранения, независимо от дизайна исследований.

Выбор исследования

Первый автор просмотрел тезисы исследований, полученные в результате поиска. Второй автор дополнительно оценил скрининг. За процессом отбора последовало чтение полного текста, первоначально первым автором, а затем оценка вторым автором. Любые разногласия разрешались путем обсуждения. Мы включали исследования в обзор, если данные/выводы способствовали решению вопросов исследования. Мы следовали стандартному обзорному руководству PRISMA-ScR [16, 17] и предыдущим обзорным обзорам [18, 19]. Включенные исследования основаны на результатах и интерпретации с учетом качества включенных исследований, а не самих критериев включения [20, 21]. Чтобы эффективно ответить на вопросы исследования, мы приняли концепцию Института Джоанны Бриггс, охватывающую популяцию каждого исследования (пользователи и поставщики услуг), концепцию (координация медицинской помощи) и контекст (службы и системы здравоохранения) [22]. Управление данными осуществлялось с помощью программного обеспечения EndNote X20.

Построение графиков и обобщение данных

Была разработана таблица извлечения данных, охватывающая автора, год, страну, типы исследований, основные концепции и ключевые выводы, относящиеся к вопросу исследования. Мы использовали подход Брауна и Кларка к индуктивному тематическому анализу [23]. Темы объяснялись в повествовательной форме с использованием многоуровневой структуры (индивидуальный, организационный и системный уровни) [24]. Координация ухода на индивидуальном уровне/непрерывность ухода обычно относится к непрерывности отношений при оказании медицинской помощи (взаимоотношения поставщика и пациента при получении услуг в разное время и в разных условиях), координация ухода на организационном уровне фокусируется на информационной непрерывности (общение между профессионалами для мультидисциплинарного ухода), в то время как координация ухода на системном уровне относится к управлению непрерывность (координация систем и сервисов) [6].

Результаты

Поиск по всем базам данных дал 5963 статьи. Мы удалили дублированные исследования 2010 года, и 3953 статьи были проверены на актуальность на основе названия и аннотации, в то время как 3866 статей были исключены, оставив 87 статей для полнотекстового отбора. Кроме того, 31 статья была исключена после полнотекстовой проверки с указанием причин. Наконец, в обзор было включено 56 исследований.

Распределение исследований

Из общего числа 56 исследований 32 были проведены в странах с высоким уровнем дохода (HIC), 11 исследований в странах с уровнем дохода выше среднего (UMIC), девять исследований имели неуказанное географическое местоположение и четыре исследования в странах с низким и ниже среднего уровня дохода (LLMIC). Исследования, проведенные HICs, включали США (7), по пять из Австралии и Нидерландов, Канаду (3), по два из Южной Кореи и Великобритании и по одному из 7 стран (Европейский союз, Финляндия, Германия, Норвегия, Тайвань, Швеция, Северная Ирландия). Исследования, проведенные UMICs, включали Бразилию (9), Индонезию (2) и по одному из Аргентины, Китая, Малайзии и Южной Африки, а четырьмя LLMICs были Непал, Нигерия, Пакистан и Таджикистан. Кроме того, в таблице 1 представлены темы и количество исследований в рамках многоуровневой структуры: индивидуальный (заштрихован синим цветом), организационный (желтый) и системный (зеленый) уровни.

Координация ухода на индивидуальном уровне

На этом уровне были рассмотрены четыре темы: непрерывный уход, связь между службами, уход на протяжении всей жизни и координация ухода на местах.

Непрерывный уход

В восьми исследованиях сообщалось о непрерывном уходе за пациентами ПМСП или первичной медико-санитарной помощи. Непрерывность медицинской помощи является непрерывной с течением времени; она включает в себя отношения между медицинскими работниками и пациентами, построенные на доверии, лояльности и постоянстве отдельного пациента. Координация ухода это непрерывность отношений и контактов, а трансграничный уход регистрируется объективно. Пациенты в группе с высокой непрерывностью ухода, подкрепленной предварительными условиями, непрерывностью, связанной с персоналом, и контактами по уходу, продемонстрировали более заметное улучшение функциональной роли физического, общего состояния здоровья, эмоционального и психического здоровья, чем пациенты с низкой непрерывностью ухода. Системы лечения хронических заболеваний, извлеченные уроки и ресурсы были использованы для поддержки ВИЧ-отрицательных людей с хроническими НИЗ. Лечение хронических заболеваний (хронических обструктивных заболеваний легких и диабета) показало непрерывность клинического ведения, такую как распределение медицинской помощи по уровням и быстрый доступ и направление к врачу для сокращения будущих госпитализаций и длительных госпитализаций с осложнениями диабета. Напротив, низкая непрерывность медицинской помощи также была связана с увеличением дней пребывания в стационаре и амбулаторных условиях и затрат при сердечно-сосудистых заболеваниях. Недостаточная непрерывность медицинской помощи увеличивала вероятность госпитализации.

Взаимосвязь услуг от профилактики до реабилитации

Четырнадцать исследований включали взаимосвязь услуг ПМСП и служб первичной медико-санитарной помощи. Объединение широкого спектра услуг улучшило непрерывность оказания медицинской помощи. Например, был необходим целый ряд услуг в зависимости от прогрессирования заболевания с акцентом на скоординированные усилия по уходу (профилактика, скрининг, лечение и реабилитационные услуги) [33]. Было признано, что такие связи между службами эффективны для снижения клинической нагрузки, усиления роли поставщиков медицинских услуг в оказании медицинской помощи по профилактике, выявлению и лечению заболеваний. Тем не менее, исследования показали значительное сокращение охвата медицинскими услугами в рамках непрерывного ухода (укрепление здоровья, доступ к услугам, выявление случаев заболевания в режиме реального времени, лечение), что влияет на оптимизацию обслуживания и устранение пробелов.

Связь между службами, наряду с прогрессированием заболевания, имела решающее значение для предоставления медицинских услуг людям с сопутствующими заболеваниями. Пациенты с множественными хроническими состояниями нуждаются в оценке, комплексном уходе, поддержке самоуправления, привлечении ресурсов сообщества, мониторинге и последующем наблюдении [30]. Например, пожилые люди, живущие с ВИЧ, нуждались в лечении множества заболеваний, поскольку они представляли риск быстрого прогрессирования заболевания и осложнений НИЗ (например, гипертонии, диабета и рака). Было установлено, что делегирование обязанностей от врачей общей практики квалифицированному медицинскому персоналу и практическим командам с широким спектром задач и их развертывание поддерживают задачи координации, а также социальные и юридические обязанности [30].

Успешные стратегии увязки услуг по координации ухода, связанные с поставщиками, включали увеличение частоты встреч (регулярные, по требованию, гибридные), доступ к записям (полный или отфильтрованный доступ), способы оказания помощи (очная, цифровая, телефонная), консультирование (телефонное, веб-) и практики ухода [30]. Кроме того, самоуправление/самообслуживание пользователями услуг улучшило координацию оказания целого ряда услуг [25].

Проблемами, связанными со связями служб при координации медицинской помощи, были фрагментированность медицинской помощи, отсутствие сотрудничества с поставщиками, недостаточная осведомленность/медицинская грамотность по вопросам здравоохранения и ухода, отсутствие доступа, регистрации жалоб, планирования повторных визитов, включая письменные направления, и уточнения информации о справочных службах. На взаимосвязь профилактических и лечебных услуг при мультиморбидности влияли роли поставщиков медицинских услуг, поведение пациентов в отношении здоровья и сотрудничество в рамках комплексной системы оказания медицинской помощи [25].

Забота на протяжении всей жизни

В пяти исследованиях сообщалось о координации медицинской помощи на протяжении всей жизни. Координация здравоохранения на протяжении всей жизни включает в себя потребности в медицинской помощи и роды от зачатия до смерти. Состояние здоровья и прогрессирование заболеваний не являются линейными на протяжении всей жизни. Вместо этого медицинские услуги требуются в соответствии с состоянием здоровья на протяжении всей жизни. Показатели опыта пациентов, получающих различные виды медицинской помощи, обеспечивали непрерывность лечения и были многообещающим показателем изменения качества медицинской помощи в оценке состояния здоровья пациентов. В Непале наблюдался низкий уровень завершенности (41%) родовспоможения в дородовой и послеродовой периоды, с высоким уровнем прерывания беременности во время родов и среди женщин из неблагополучных этнических групп, с низким материальным статусом, неграмотных и отдаленных районов. Влияющие факторы плохой координации медицинской помощи включали недостаточную доступность информации, длительное время ожидания, неясные роли, неадекватные направления и текучесть кадров. При лечении артериальной гипертензии на прекращение лечения в рамках каскада мероприятий влияли дезинформация, неоднозначные протоколы и ограниченные возможности доставки [26].

Координация медицинской помощи по месту жительства (от дома до больниц)

Девять исследований включали вопросы координации медицинской помощи в рамках ПМСП и служб первичной медико-санитарной помощи на месте. Оказание медицинской помощи зависит от условий, начиная с дома и заканчивая больницами. Например, стимулирующие и профилактические мероприятия могут проводиться в семье и сообществе. В то время как первый уровень медицинской помощи (часто называемый первичной медико-санитарной помощью) доступен в периферийных медицинских учреждениях (например, медпунктах), а вторичная и третичная медицинская помощь доступна в больницах. Координация медицинской помощи положительно коррелировала с ориентированными на пациента элементами оценки медицинского обслуживания на дому, такими как направление или переходный процесс, связи для поддержки обмена информацией и согласованность врачей и потребностей в области здравоохранения [29]. Кроме того, напоминания о доставке и поддержка принятия решений облегчили координацию консультирования по вопросам здорового поведения для пациентов первичной медико-санитарной помощи [25].

В Бразилии ПМСП (как предпочтительный первый контакт) столкнулась с сильной конкуренцией со стороны амбулаторных служб больниц и служб неотложной помощи за пределами сети [34]. Сотрудничество медсестер в больницах и учреждениях ПМСП было неотъемлемой частью работы медсестер; пациенты, поступившие в больницу, испытывали высокую непрерывность ухода [34].

В больнице проблемами были трудности с получением медицинских услуг, своевременные последующие назначения для выписки в нерабочее время или в выходные дни, недостаточная осведомленность о госпитализации, отсутствие больничных записей для назначений после госпитализации, трудности с поиском информации в сводках о выписке, ощущение недооцененности, когда госпиталисты меняли лекарства без привлечения поставщиков [33]. Факторы, влияющие на прекращение оказания помощи по беременности и родам и качество жизни, включали несовершенную систему встречных обращений, коммуникацию, отсутствие уважения и недостаточное расширение прав и возможностей [35]/

Координация медицинской помощи на уровне организации

Пять тем этого уровня включали межпрофессиональную помощь, комплексную медицинскую помощь, междисциплинарную помощь, общественную помощь и информацию для координации медицинской помощи. На этом уровне координация медицинской помощи относится к предоставлению услуг через поставщиков и сообщество.

Межпрофессиональный уход

В двадцати исследованиях сообщалось о межпрофессиональном уходе в рамках ПМСП и служб первичной медико-санитарной помощи. Опыт командной работы и межпрофессиональное сотрудничество врачей общей практики были жизненно важны для предоставления услуг ПМСП [28]. Организационные факторы для оказания помощи межпрофессиональными командами включали в себя атрибуты оценки уровня сотрудничества внутри команд и сетей на предмет надлежащей практики [27]. Кроме того, координация межпрофессиональных практик среди поставщиков медицинских услуг (например, координация между фармацевтами, врачами общей практики и медсестрами) улучшила командную работу при предоставлении медицинских услуг. Например, в Австралии командная динамика врачей общей практики и фармацевтов, сформировавших профессиональные отношения в сфере первичной медико-санитарной помощи, указала путь к более тесному сотрудничеству [26]. Кроме того, в программах профилактики падений поощрялись соглашения междисциплинарных команд о ролях и обязанностях поставщиков услуг [29].

Межпрофессиональный совместный уход обеспечивал скоординированный уход, направленный на решение предсказуемых проблем, что делало пребывание пациентов в больницах более безопасным для достижения лучших результатов [34]. Смежные медицинские работники, работающие рядом с практикующими врачами других профессий (врачами и медсестрами), регулярно взаимодействовали с госпитализированными пациентами для повышения удовлетворенности и результатов лечения [36]. Межпрофессиональные практики в ПМСП подчеркивали преимущества служб гигиены труда, разрабатывая инструменты или руководящие принципы для успешного внедрения. В Нидерландах поставщики услуг по охране материнства, такие как взаимодействие акушерок с врачами и их межпрофессиональные отношения, улучшили первичную медицинскую помощь в городских районах [31]. Возможности для частого общения и взаимоотношений, клиническое взаимодействие, признание навыков других специалистов, обучение и направление к специалисту были необходимы для межпрофессионального общения [25, 33]. Стратегии координации междисциплинарного ухода включали организацию ухода по модели (местной, гибридной, национальной) или вовлечение в уход (сотрудничество между многими или всеми лицами, сотрудничество между некоторыми лицами), межличностные факторы (например, языковые различия, знание друг друга, доверие и уважение), факторы, связанные с профессионализмом (например, индивидуальные компетенции, мотивация), внутренние (например, структура, состав) и общее видение.

В Испании поощряется сотрудничество медсестер и врачей общей практики, а также стимулы для улучшения командной работы [33]. Кроме того, неформальное общение между поставщиками и пользователями услуг по охране материнства (разговоры и работа, светская беседа и юмор, работа без слов, фамильярность, использование зрения, осязания, звука и невербальных жестов) было признано эффективным при оказании медицинских услуг.

Плохие знания о доступности услуг, времени и обучении, отсутствие четких ролей, страхи, связанные с профессиональной идентичностью и плохой коммуникацией, плохое понимание контекстов, проблемы, которые, по-видимому, приводят к слабому взаимному доверию, отсутствию сотрудничества, неудовлетворительному взаимодействию, включая отсутствие соглашений с фармацевтами, ограниченную координацию и коммуникацию. Ограниченные партнерские отношения с местными фармацевтами и смежными специалистами в области профилактики травм при падении повлияли на ограниченные знания о лекарствах и потенциальную роль фармацевтов. Кроме того, в некоторых случаях традиционные структуры власти между профессиями препятствуют командной работе и межпрофессиональному сотрудничеству между поставщиками медицинских услуг.

Комплексное медицинское обслуживание

В девяти исследованиях сообщалось о координации медицинской помощи как об интегрированном медицинском обслуживании. В общественном здравоохранении и первичной медико-санитарной помощи доступ к персонализированному и популяционному сотрудничеству в области оказания медицинской помощи играет взаимодополняющую роль в клинической интеграции, координации и установлении связей пациентов с общественными организациями [28]. Аспекты интегрированной медицинской помощи, которые повысили непрерывность лечения сложных проблем, оцениваемых пациентами, включали лучшее понимание сложных взаимосвязей и взаимодействий функций общественного здравоохранения в области первичной медико-санитарной помощи, коммуникации и взаимоотношений [28]. Движущие силы совместной и интегрированной первичной медико-санитарной помощи включали коммуникацию, совместное понимание, оценку рисков, последующее наблюдение и отслеживание, организацию и расстановку приоритетов рисков и вмешательств, а также внедрение в клинические условия [32].

Многопрофильные услуги

В общей сложности в 18 исследованиях описывалась координация медицинской помощи посредством предоставления междисциплинарных услуг. Координация различных услуг, предоставляемых в рамках многопрофильной первичной медико-санитарной помощи, предполагала совместное размещение в пределах одного физического пространства и открывала возможности для межпрофессионального сотрудничества [25, 33]. Сочетание навыков и смена задач благодаря междисциплинарному сотрудничеству улучшили образование медицинских работников, адаптацию рабочей силы, а также профессиональную структуру и сочетание навыков в первичной медико-санитарной помощи [25, 27].

Реализация основных функций координации медицинской помощи, включающих простые в использовании решения системного уровня, автоматизированные подсказки и инструменты поддержки принятия решений, обучение персонала здравоохранения, интеграцию электронных медицинских карт, данных и обзоров случаев, методы повышения качества и инновационное использование клинического пространства, были важными компонентами в различных клинических условиях [25, 32]. Кроме того, элементы координации медицинской помощи для обеспечения безопасности пациентов в учреждениях первичной медико-санитарной помощи включали поддержку пациентов (например, направление к врачу или процесс перехода), создание связей для поддержки обмена информацией, культуру подотчетности и командную динамику, предпосылки (возможность участия, знания и общие цели), элементы (компетентность, осведомленность и понимание рабочих ролей и взаимодействия), а также результаты (события или поведение как последствия сотрудничества поставщиков услуг на объектах) [29, 33, 34].

Барьеры для мультидисциплинарной помощи включали нехватку времени, трудности с достижением других клиницистов, отсутствие личных отношений с другими клиницистами, недостаток информации и обратной связи, расхождения в перечне лекарств, отсутствие ясности в отношении подотчетности и автономии, взаимосвязанности, мотивации и ресурсов, а также потенциальную стоимость лечения без взаимности [33]. Кроме того, несоответствие и взаимоотношения поставщиков препятствовали координации междисциплинарной медицинской помощи (например, врачи общей практики и фармацевты, профессиональные группы), спорам, власти, сосредоточенной на врачах, ущербу от совместного ухода, сопротивлению межпрофессиональному сотрудничеству, основанному на соотношении знаний и власти, и недостатку знаний о межпрофессиональном вмешательстве [26]. Например, последствиями и итогами слабой координации в детской ПМСП в Бразилии были расхождения между медицинскими подразделениями в организации медицинской помощи, задержки, препятствующие доступу к технологиям, а также отсутствие эффективной коммуникации и медицинского транспорта [31].

Обсуждение

Этот  обзор выявил координацию медицинской помощи на индивидуальном, организационном и системном уровнях. Координация медицинской помощи в службах здравоохранения имеет жизненно важное значение для непрерывного оказания медицинской помощи на различных этапах состояния здоровья на протяжении всей жизни и в различных условиях для предоставления широкого спектра медицинских услуг. Организационная координация медицинской помощи включала межпрофессиональные, междисциплинарные услуги, непрерывность медицинской помощи на уровне сообщества, информацию для оказания медицинской помощи и комплексное медицинское обслуживание (общественное здравоохранение и первичная медико-санитарная помощь). Координация медицинской помощи на системном уровне предполагает координацию многочисленных секторов внутри и за ее пределами для объединения усилий по организации и предоставлению медицинских услуг.

Координация медицинской помощи на индивидуальном уровне сосредоточена на лицах с особыми потребностями в области здравоохранения на протяжении всей жизни и в разных местах, что требует координации различных уровней услуг (например, от профилактического до реабилитационного ухода). Модель координации медицинской помощи на индивидуальном уровне может обеспечить систему первичной медико-санитарной помощи/ПМСП для отдельных лиц путем выстраивания отношений с поставщиками медицинских услуг, поддержки пациентов и содействия разработке и оценке существующих и новых моделей медицинской помощи с учетом потребностей здравоохранения, условий и перспектив жизненного цикла [29]. Например, стимулирующие мероприятия (такие как изменение образа жизни и поведения) могли бы способствовать укреплению здоровья и благополучию людей. Напротив, вмешательства, связанные со скринингом, могут выявить группы высокого риска и провести раннюю диагностику заболеваний [7]. Координация в области здравоохранения связывает различные службы здравоохранения - от профилактики до лечения болезненных состояний [30]. Выявление, лечение и реабилитация приближаются к прогрессированию заболевания и потребностям, которые могут быть обеспечены в различных условиях. Например, профилактические услуги могут предоставляться на дому, в то время как услуги по скринингу предоставляются на уровне сообщества, а услуги по скринингу и лечению могут быть получены в медицинских учреждениях [12]. Координация медицинской помощи в разных учреждениях позволяет интегрировать услуги для удовлетворения всесторонних потребностей пациента и семьи, что может привести к повышению эффективности (например, снижению расходов на здравоохранение, фрагментированному уходу и улучшению практики ухода).

Заключение

Координация медицинской помощи включает поставщиков медицинских услуг в ходе прогрессирования заболевания, перспектив на протяжении всей жизни и мест оказания медицинской помощи (от семьи до медицинских учреждений). Концепция координации медицинской помощи/непрерывности медицинской помощи рассматривается через призму использования услуг, услуг, специфичных для состояния здоровья отдельных лиц, предоставления медицинских услуг в сотрудничестве с несколькими специалистами или несколькими службами, а также управления медицинскими услугами при поддержке других департаментов, не связанных со здравоохранением, заинтересованных сторон в рамках систем здравоохранения и за их пределами. Несколько вопросов влияют на координацию медицинской помощи на индивидуальном (службы или пользователи), организационном (медицинские учреждения, где работают различные поставщики услуг) и системном уровнях (где организации и секторы участвуют в координации медицинской помощи). Усилия системы здравоохранения сосредоточены на координации медицинской помощи, обеспечении видов медицинской помощи в соответствии с потребностями здравоохранения на различных стадиях состояния здоровья многопрофильными специалистами и координации многочисленных технических и вспомогательных заинтересованных сторон и секторов в рамках систем здравоохранения. Кроме того, усилия системы здравоохранения требуют уделения большего внимания обеспечению координации медицинской помощи в исследованиях и практике в странах СНГ, особенно в условиях системы ПМСП.

Список литературы

  1. Уйен А.А., Шерс Х.Дж., Шеллевис Ф.Г., ван ден Бош В.Х.М. Насколько уникальна непрерывность ухода? Обзор преемственности и связанных с ней концепций. Семейный практикум. 2012;29(3):264-71.
  2. Прокоп Дж. Стратегии координации медицинской помощи в реформировании здравоохранения: концептуальный анализ. В: Форум медсестер: 2016. Мичиган: Онлайн-библиотека Уайли; 2016. стр. 268-274.
  3. Старфилд Б. Является ли уход, ориентированный на пациента, тем же самым, что и уход, ориентированный на личность? Пермь, 2011;15(2):63-9.
  4. Шульц Э.М., Макдональд К.М. Что такое координация медицинской помощи? Внутренний координатор по уходу. 2014;17(1-2):5-24.
  5. Шульц Э.М., Пинеда Н., Лонхарт Дж., Дэвис С.М., Макдональд К.М. Систематический обзор системы измерения координации медицинской помощи. BMC Health Service Res. 2013;13(1):119.
  6. Бар С.Дж., Вайс М.Е. Уточняющая модель непрерывности медицинского обслуживания: концептуальный анализ. Вступительный документ. 2019;25(2):e
  7. Всемирная организация здравоохранения. Непрерывность и координация медицинской помощи: практическое руководство в поддержку внедрения Рамочной программы ВОЗ по комплексному медицинскому обслуживанию, ориентированному на людей. Женева: ВОЗ; 2018 год.
  8. Гальоти А., Барлоу П., Тома К.Д., Бергус ГР. Комплексная координация медицинской помощи межпрофессиональной командой сокращает количество посещений отделений неотложной помощи и госпитализаций в академическом медицинском центре. J Межпрофессиональный уход. 2017;31(5):557-65.
  9. Вейлард Дж., Коулинг К., Биттон А., Рэтклифф Х., Кимбалл М., Баркли С., Мерсеро Л., Вонг Е., Тейлор С., Хиршхорн Л.Р. и др. Лучшее измерение для повышения эффективности в странах с низким и средним уровнем дохода: Опыт Инициативы по повышению эффективности первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в разработке концептуальной основы и выборе показателей. Милбанк, Q. 2017;95(4): 836-83.
  10. Доессинг А, Бурау В. Координация медицинской помощи при мультиморбидности: Обзорное исследование. Журнал сопутствующих заболеваний. 2015;5(1):15–28.
  11. Баримани М., Викстрем А. Успешная ранняя послеродовая поддержка, связанная с непрерывностью управления, информации и взаимоотношений. Акушерство. 2015;31(8):811-7.
  12. Д'Хененс Ф, Ван Ромпей Б, Свиннен Е, Диллс Т, Бикман К. Влияние непрерывности медицинского обслуживания на здоровье матери и ребенка в послеродовой период: систематический обзор. Eur J Общественное здравоохранение. 2020;30(4):749-60.
  13. Хитон Дж., Корден А., Паркер Г. "Непрерывность медицинской помощи": критический интерпретирующий синтез того, как концепция была разработана национальной исследовательской программой. Int J Integr Care. 2012;12:e
  14. Уолш Дж., Харрисон Дж.Д., Янг Дж.М., Бутов П.Н., Соломон М.Дж., Мася Л. Каковы текущие барьеры на пути эффективной координации онкологической помощи? Качественное исследование. BMC Health Service Res. 2010; 10(1):1-9.
  15. Ван Х, Берч С, Чжу В, Ма Х, Эмбретт М, Мэн К. Координация медицинской помощи в системах здравоохранения Китая: анализ пробелов в предоставлении услуг с точки зрения поставщика. BMC Health Service Res. 2016;16(1):571.
  16. Макгоуэн Дж., Страус С., Мохер Д., Ланглуа Э.В., О'Брайен К.К., Хорсли Т., Олдкрофт А., Зарин В., Гаритти С.М., Хемпель С. Обзоры объема отчетности — расширение PRISMA ScR. Клиническая эпидемиология. 2020;123:177–9.
  17. Манн З., Питерс М.Д., Стерн С., Туфанару С., Макартур А., Ароматарис Э. Систематический обзор или обзорная оценка? Руководство для авторов при выборе между систематическим или обзорным подходом к обзору. Методология BMC Med Res Methodol. 2018;18(1):1-7.
  18. Питерсон К., Андерсон Дж., Борн Д., Чарнс М.П., Горин С.С., Хайнс Д.М., Макдональд К.М., Сингер С.Дж., Яно Э.М. Теоретические основы координации медицинской помощи: систематический обзорный обзор для улучшения их понимания и использования на практике. Младший врач-интерн. 2019;34(1):90-8.
  19. Фам М.Т., Раич А., Грейг Д.Д., сержант Д.М., Пападопулос А., Макьюэн С.А.. Обзорный обзор обзорных обзоров: совершенствование подхода и повышение согласованности. Методы синтеза Res. 2014;5(4):371-85.
  20. Поусон Р., Гринхалг Т., Харви Г., Уолш К. Реалистичный обзор - новый метод систематического обзора, предназначенный для проведения комплексных политических мероприятий. J Политика в области здравоохранения. 2005;10(1_supply): 21-34.
  21. Манн З., Питерс М.Д., Стерн С., Туфанару С., Макартур А., Ароматарис Э. Систематический обзор или обзорная оценка? Руководство для авторов при выборе между систематическим или обзорным подходом к обзору. Методология BMC Med Res Methodol. 2018;18(1):143.
  22. Бриггс Дж. Пакет ресурсов для систематического обзора. Версия краткого справочного руководства Института Джоанны Бриггс по методу систематического обзора исследований. 2015. стр. 4.
  23. Браун В., Кларк В. Использование тематического анализа в психологии. Квалификация психолога. 2006;3(2):77-101.
  24. Бронфенбреннер У. Экология человеческого развития. Эксперименты с природой и дизайном. В: Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1979.
  25. Коэн диджей, Баласухраманян Б.А., Айзексон Н.Ф., Кларк Э.К., Этц Р.С., Крэбтри Б.Ф. Координация консультирования по вопросам здорового поведения в системе первичной медико-санитарной помощи. Энн Фам Мед. 2011;9:406-15.
  26. Дей Р.М., Де Фриз М.Ю., Боснич-Античевич С. Сотрудничество в лечении хронических заболеваний: анализ взаимоотношений фармацевтов и врачей общей практики в первичной медико-санитарной помощи. Международный фармацевтический практикум. 2011;19(1):21-9.
  27. Самуэльсон М, Тедески П, Аарендонк Д, де ла Куэста С, Груневеген П. Совершенствование межпрофессионального сотрудничества в сфере первичной медико-санитарной помощи: документ с изложением позиции Европейского форума по первичной медико-санитарной помощи. Качественный и тщательный уход. 2012;20(4):303-12.
  28. Валентайн П.П., Шепман С.М., Офей В., Брейнзилс М.А. Понимание интегрированной медицинской помощи: всеобъемлющая концептуальная основа, основанная на интегративных функциях первичной медико-санитарной помощи. Int J Integr Care. 2013;13:e
  29. Вагнер Э., Санду Н., Коулман К., Филлипс К.Е., Шугарман мл. Улучшение координации медицинской помощи в системе первичной медико-санитарной помощи. Медицинская помощь. 2014;52(11 дополнений 4): S33-38.
  30. Кларк Р., Бхармал Н., Ди Капуа П., Ценг Ч., Манджоне С.М., Миттман Б., Скоотски С.А.. Инновационный подход к координации помощи, ориентированной на пациента, в практике первичной медико-санитарной помощи. Я просто управляю заботой. 2015;21(9):623-30.
  31. да Силва Р.М., Собриньо РА, Невеш ЭТ, Тосо БР, Виера КС. Проблемы в координации охраны здоровья детей. Сьен Сауде Коле. 2015;20(4):1217-24.
  32. Хениз А.В., Бек А.Ф., Кляйн М.д., Адамс М., Кан Р.С. Дорожная карта для устранения социальных детерминант здоровья посредством сотрудничества с общественностью. Педиатрия. 2015;136(4): e993–1001.
  33. Джонс CD, Ву MB, О'Доннелл CM, Андерсон ME, Патель S, Уолд HL, Коулман EA, Деволт DA. Отсутствие коммуникации: Качественное исследование координации медицинской помощи между врачами-стационаристами и поставщиками первичной медико-санитарной помощи при госпитализации пациентов. Младший врач-интерн. 2015;30(4):417-24.
  34. Леметти Т., Столт М., Рикард Н., Сухонен Р. Сотрудничество между больницами и медсестрами первичного звена: обзор литературы. Int Nurs Rev. 2015; 62(2): 248-66.
  35. Абимбола С., Огунсина К., Чарльз-Околи А.Н., Негин Дж., Мартинюк А.Л., Ян С. Информация, регулирование и координация: реалистичный анализ усилий общественных комитетов здравоохранения по ограничению неформальных поставщиков медицинских услуг в Нигерии. Экономика здравоохранения, редакция 2016;6(1):51.
  36. Алмейда ПФ, Сантос АМ. Первичная медико-санитарная помощь: координатор медицинской помощи в региональных сетях? Переиздание Saude Publica. 2016;50:80.

Интересная статья? Поделись ей с другими: