УДК 793.3

Влияние занятий армянскими танцами на эмоциональное состояние подростков

Арзанян Маргарита Вартановна – педагог по армянским этническим танцам, член Общественной танцевальной организации федерации современных танцев России, член Международного совета по танцам.                                                                                                                                

Аннотация: Любовь к национальным танцам народы прививают с детства своему будущему поколению. Для них танец представляет собой часть национальной культуры, которая проходит свой исторический путь от поколения к поколению. Также танец выполняет функцию инструмента психологической разгрузки. Кроме того, танцы являются отличным средством выражения эмоционального состояния человека. В данной статье армянские танцы будут рассмотрены как инструмент влияния на эмоциональное состояние подростков.

Ключевые слова: армянские национальные танцы, эмоциональное состояние, танцы, подростки.

image001

Психика – это процесс отражения человеком реального мира в сознании. Эмоции представляют собой элемент психики. Соответственно, эмоциональное состояние человека оказывает непосредственное влияние на восприятие человеком окружающей действительности.  На основании вышесказанного, эмоциональное состояние человека – это важная составляющая жизни человека, которая определяет внешнюю сторону поведения, ввиду этого исследование факторов, оказывающих на нее влияние, является необходимым для формирования позитивного представления окружающего мира человеком.

Исторически сложившимися способами выражения эмоционального состояния выступают песня, рисунок, танец. В данной работе наиболее подробно будет изучен танец как средство выражения эмоционального состояния.

В подростковом возрасте ребенок постоянно испытывает эмоциональные переживания, которые связаны с испытываемым им стрессом. Источниками стресса в подростковом возрасте являются биологические изменения, происходящие в организме, смена окружения, сдача экзаменов, зачетов, давление со стороны друзей, семьи. Постоянное пребывание ребенка в состоянии стресса может привести к патофизиологическим, психическим нарушениям. С целью преодоления этого ребенок должен самостоятельно выработать собственные пути разрешения стресса и научиться их применять.

В подростковом возрасте наблюдается постоянное изменение содержания эмоционального состояния. Рост количества переживаемых подростком отрицательных эмоций оказывает значительное влияние на психологическую предрасположенность к определенным эмоциональным расстройствам [1].

Постоянное преобладание стресса, а также негативных эмоций существенно сказывается на физическом и психологическом состоянии ребенка; его позиционировании себя в рамках общества, а также представлении себя в будущем.

Эмоциональная атмосфера, которую способен создать армянский танец, позволяет подростку наладить отношения с окружающими, способствует его повышению интереса к жизни, его активности, адаптации к обществу.

Танец включает в себя следующие структурные элементы: ритм, динамика, рисунок, техника, эмоция. Отсутствие, одного из которых уже не несет той «миссии», которую несет в себе танец. Ввиду этого во время обучения его исполнению ребенок учится фокусировать внимание на этих элементах по отдельности, а после соединять их.  Это позволяет обучить его существовать в режиме многозадачности, при этом разделяя танец на элементы и отделяя один от другого.  Кроме того, во время танца он учится также проживать свои эмоции, отделять разные ситуации друг от друга и контролировать свое поведение/поступки.

Одной из важнейших задач на настоящий момент в процессе воспитания подростков является психологическая подготовка подрастающего поколения, которая должна происходить также с учетом этнических факторов. Использование в рамках учебной программы национального танца как элемента обучения позволит организовать качественную психологическую подготовку подростков, которая является основополагающей в эмоциональной составляющей человека [4].

Такие армянские национальные танцы как ярхушта, берд, шалахо и т.д. становятся национальными средствами воспитания эмоционально сильных людей. Они позволяют сформировать у будущего поколения оптимизм и позитивное отношение к жизни, несмотря на трудности; способность постоять за себя, а также стремление к самосовершенствованию посредством использования физических и психических нагрузок.

Таким образом, армянские традиционные танцы являются инструментом формирования эмоционально устойчивой психики у подростков, позволяющей ему заложить фундамент для будущего себя, так как именно в этом возрасте мы подвержены изменениям больше всего.  Итак, танец выступает инструментом формирования у подростка уверенности в себе и своих сил, обучения его контролю над своим эмоциональным состоянием, несмотря на происходящее вокруг.

Список литературы

  1. Юзбашян Х. Г. Концепция общей (разносторонней) подготовки молодежи в процессе обучения основным (базисным) элементам армянской национальной борьбы кох в экспериментальной (специализированной) школе / Х. Г. Юзбашян. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 17 (412). – С. 323-330. – URL: https://moluch.ru/archive/412/90810/ (дата обращения: 12.07.2023).
  2. Борцова А. С. Танец. Влияние танца на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры / А. С. Борцова, О. В. Евдокимова. – Текст: непосредственный // Юный ученый. – 2022. – № 7 (59). – С. 113-119. – URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3159/ (дата обращения: 12.07.2023).
  3. Шмырева О. И. Востриков И.В. Изучение факторов, влияющих на состояние эмоциональной сферы в подростковом возрасте – Текст: непосредственный // Вестник Тамбовского университета. – 2007.
  4. Галкина И. А. Значение танцев для детского развития / URL: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/289-znachenie-tantsev-dlya-detskogo-razvitiya?ysclid=ljy42e2g2a

Интересная статья? Поделись ей с другими: