УДК 78, 7.071.2

Выдающийся китайский баритон Юань Ченье

Шабордина Ирина Васильевна – доцент Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

Чжао И – студент Вокального факультета Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

Аннотация: Статья посвящена всемирно известному китайскому баритону Юань Ченье – выдающемуся деятелю музыкального искусства и культуры Китая. Особое внимание уделено суперуспешной международной карьере Юань Ченье, его вкладу в развитие жанра современной оперы в Китае и работе в сфере российско-китайского международного сотрудничества.

Ключевые слова: Юань Ченье, музыкант, известный китайский оперный певец, баритон, репертуар, художественный, китайская современная академическая опера, Пекинская Центральная консерватория, международный конкурс им. П. И. Чайковского.

Введение

В течение нескольких десятилетий (после завершения культурной революции) направленность Китая на вхождение в мировую классическую музыкальную культуру, в частности, в оперное искусство, осуществлялась с огромным успехом. Одним из ярких деятелей в этом направлении является Юань Ченье – звезда международной оперной сцены, первый исполнитель партий в нескольких мировых премьерах опер китайских композиторов. Это один из редких китайских оперных певцов, поющих русскую оперу, он много лет сотрудничает с Россией, что особенно важно в условиях современного мира, стремящегося к экономической многополярности.

Юань Ченье – китайский баритон, имеющий международную репутацию как один из лучших исполнителей партии Риголетто, на которую он приглашался ведущими оперными сценами мира свыше 50 раз, ведущий солист Национального центра исполнительских искусств Пекина, профессор Центральной консерватории музыки Пекина, приглашённый профессор Южно-китайского педагогического университета провинции Гуандун. Он выдающийся деятель музыкального искусства и культуры Китая, признанный во всём мире: в 2004 году получил приглашение от президента США Джорджа Буша и пел национальный гимн США на церемонии открытия статуи президента в штате Техас, много лет Юань Ченье активно работает в сфере российско-китайского международного сотрудничества в сфере вокального академического искусства, участвует в рамках совместных фестивальных программ Мариинского театра и Национального центра исполнительских искусств (NCPA) под руководством Валерия Гергиева, являлся членом жюри международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015 г.).

В ходе карьеры Юань Ченье поёт в США, Канаде, Европе, Китае на лучших сценах мира. Среди них Центр исполнительских искусств им. Дж Кеннеди (Вашингтон, США), Метрополитен – опера, Линкольн – центр (Нью-Йорк, США), оперный театр Сент – Луиса (США), оперный театр Элли Колкинс (Денвер, США), Санта – Фе Опера (Санта-Фе, США), лирическая опера Чикаго (США), Хьюстон Гранд-Опера (США), Опера Сан Франциско (США), Оперный театр Цинциннати (США), Бостонский оперный театр (США), Ванкуверская опера (Канада), оперный театр Торонто (Канада), Валлийская Национальная опера (Уэллс, Великобритания), Национальный центр исполнительских искусств Пекина, Шанхайский оперный театр, Гонконгский оперный театр.

В репертуаре Юань Ченье свыше 30 ведущих оперных партий, среди них партии Риголетто в оп. Верди «Риголетто», Дон-Жуан в оп. Моцарта «Дон-Жуан», Жорж Жермон в оп. Верди «Травиата», Фальстаф в оп. Верди «Фальстаф», Марсель и Шонар в оп. Пуччини «Богема», Энрико в оп. Доницетти «Лючия ди Ламмермур», Валентин в оп. Гуно «Фауст», Эскамильо в оп. Бизе «Кармен», Белькоре в оп. Доницетти «Любовный напиток», Сильвио в оп. Леонкавалло «Паяцы», Микеле в оп. Пуччини «Плащ», Шарль Жерар в оп. Джордано «Андре Шенье», Евгений Онегин в оп. Чайковского «Евгений Онегин» и др.

Певческий успех пришёл к Юань Ченье рано: уже в 23 года, только что окончив консерваторию, он дебютировал в Пекинской национальной опере. А в 1994 году он получил мировую известность, став обладателем I премии Х международного конкурса им. П.И. Чайковского и I премии международного конкурса вокалистов имени Мирьям Хелин. Его успехи были высоко оценены в Китае: в 1996 году Госсовет КНР выделил ему государственное пособие для обучения в США, где в 1998 году он одержал победу в конкурсе Метрополитен опера в Нью-Йорке и затем подписал контракт с Хьюстон Гранд Опера.

Возвратившись в Китай в 2005 году, Юань Ченье стал оперной звездой Китая первой величины, которой и является по настоящее время. Будучи ведущим солистом Национального центра исполнительских искусств Пекина, Юань Ченье стал исполнителем ролей в нескольких операх современных китайских композиторов, включая мировые премьеры. Он пел в таких партиях, как, Чжоу Луопин в оп. «Деревенская учительница» Хао Вэйя (2009 г.), Ян Шаошань в оп. «Прощание» Е Сяогана (2010 г.), Господин Умея в оп. «Сунь Ятсен» Хуана Руо (2011 г.), Чэн Ин в оп. «Сирота Чжао» Лэй Лей (2012 г.), Цю Ху в оп. «Дикая местность» Цзинь Сяна (2012 г.), Сейкё в оп. «Чай – зеркало души» Тан Дунь (2013 г.), Васков в оп. «А зори здесь тихие» Цзяньпин Тана (2016 г.), Сян Юй в оп. «Повелитель Чу» Цзинь Сяна, Король морских драконов в оп. «Легенда о Яодзи» Чень Нэнцзи. Четыре из них – мировые премьеры: «Деревенская учительница» Хао Вэйя, «Прощание» Е Сяогана, «Сунь Ятсен» Хуана Руо, «Дикая местность» Цзинь Сяна. Эта огромная работа Юань Ченье – неоценимый вклад, вносимый им в развитие жанра современной оперы в Китае.

Основная часть

Юань Ченье (Yuan Chen - Ye, 袁晨野) родился 1 августа 1967 года в городе Далянь провинции Ляонин в музыкальной семье. Его родители были преподавателями Дворца детского творчества в г. Далянь: отец – преподаватель композиции, мать – преподаватель вокала. Поскольку у родителей было много работы, Юань Ченье в возрасте 1 года и 2-ух месяцев был отправлен жить к бабушке в рыбацкую деревню, где пробыл до 8 лет. Его радостями детства были: зимой – катание на коньках со своим дядей, летом – ловля мелкой рыбёшки и сбор коровьего навоза.

Возвратившись в Далянь в возрасте 8 лет, по совету отца Юань Ченье начал заниматься на аккордеоне. С 1980 по 1982 год он изучал игру на аккордеоне в Даляньском Дворце детского творчества. Помимо аккордеона он посещал занятия по теории музыки, вокальной музыки и композиции.

В 1982 году Юань Ченье поступил в среднюю школу при Шэньянской консерватории музыки. Поскольку в тот год не было набора студентов по специальности «аккордеон» и «композиция», Ян Даоли (杨道立) – сценарист и режиссёр, друг семьи Юань, посоветовал Юань Ченье попробовать поступить на вокальное отделение. После недельной подготовки, Юань Ченье был принят на вокальное отделение в класс преподавателя Ли Чанчжуна (李昌忠, баритон). Именно он услышал у Юань Ченье голос баритона.

Во время обучения в средней школе Юань Ченье проявил себя, как трудолюбивый, способный, талантливый студент. Он очень любил играть на фортепиано, и, даже, участвовал в концертах в качестве концертмейстера, аккомпанируя своим однокурсникам.

В 1985 году среднюю школу при Шэньянской консерватории посетил с лекцией Ли Синьчан (黎信昌) – заведующий вокальной кафедрой Пекинской консерватории (1986 по 2000 гг.). Ли Чанчжун, узнав об этом, сразу разыскал Юань Ченье и привёл его на прослушивание к Ли Синьчану. Услышав пение Юань Ченье, Ли Синьчан порекомендовал ему поступать в Центральную консерваторию. В этом же году, в 1985 году, Юань Ченье отправился на вступительные экзамены в Пекин. В экзаменационной комиссии присутствовал знаменитый вокальный педагог – Шэнь Сян, который высоко оценил голос и профессиональные способности Юань Ченье.

Так, в апреле 1985 года Юань Ченье был принят в Центральную консерваторию музыки Пекина в класс известного профессора Ли Вэйбо (李维勃, Li Weibo) по специальности оперное пение.

Ли Вэйбо (11.02.1924 – 03.05.2007 гг.) получил образование в Йенчинском университете (燕京 大學), где изучал английский язык (выпуск 1948 года). В 1951 году он окончил музыкальный факультет (степень бакалавриата) в Уэслианском университете Огайо (США), в 1952 году – вокальный факультет (степень магистра) в Истменской школе музыки (Рочестер, США). Обучаясь за границей, он собрал большое количество западной литературы по вокальной музыке, изучил несколько иностранных языков – английский, итальянский, русский, накопил те знания, которые могут позволить воспитывать китайских певцов на международном уровне.

В 1953 году, после возвращения, Ли Вэйбо приступил к работе в качестве преподавателя вокала, солиста и члена художественного комитета Центрального экспериментального оперного театра (ныне Национальный центр исполнительских искусств Пекина). Ли Вэйбо пел ведущие партии: Альфреда в оп. «Травиата» Дж. Верди («Травиата» стала первой европейской оперой, которая была поставлена в Китае), Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, главную партию в опере «Две красноармейки» («两个女红军») Ши Леменга (时乐蒙) и др.

С 1976 по 1978 год Ли Вэйбо был отправлен Центральным экспериментальным оперным театром преподавать в Шанхайскую консерваторию музыки. С 1980 года Ли Вэйбо – профессор, заведующий учебно-исследовательского отдела вокальной кафедры. В период обучения у него Юань Ченье Ли Вэйбо уже был опытным педагогом. Ли Вэйбо заложил основы, благодаря которым впоследствии Юань Ченье стал известен на международной арене и вошёл в ряд звёзд мировой оперы.

Его блестящий мировой успех стал подтверждением высокого педагогического мастерства Ли Вэйбо во всём мире.

Путь профессионального становления Юань Ченье был вначале сложен. В 1990 году после окончания Центральной консерватории Пекина Юань Ченье был принят в труппу хора Пекинского национального оперного театра. Его зарплата была настолько маленькой – 100 юаней в месяц, что ему не хватало ни на жизненные потребности, ни на профессиональное обучение в виде ознакомления и прослушивания пластинок. Он не мог купить ни одного диска, в то время компакт-диск классической музыки стоил более 100 юаней, а диск с оперой стоил дороже 200 юаней. Поэтому ему приходилось искать другие источники дохода, подработки. Он каждый вечер с 22:30 до 00:00, после рабочего дня в театре, играл на фортепиано в вестибюле отеля «Kunlun», зарабатывая 20 юаней за выступление (один вечер). Таким образом, он мог за несколько месяцев скопить немного денег и купить диск с музыкой, о котором мечтал.

Со временем Юань Ченье познакомился и подружился с дирижёром Пекинского национального оперного театра Сюй Чжизцюнь (许知俊, р. 1960 г.), у которого дома оказалось большое количество аудио – дисков и видеокассет с классической музыкой, а также видеомагнитофон (по тем временам редкая вещь в Китае). Юань Ченье часто был в гостях у Сюй Чжицзюня, они вместе слушали аудиозаписи и смотрели оперы с видеокассет. А дома, после просушивания и просмотра опер, Юань Ченье продолжал усердно заниматься вокалом и изучать новые произведения зарубежных композиторов.

В 1992 году у Юань Ченье появились первые победы в вокальных конкурсах: он стал лауреатом национального конкурса «Король песни» (Пекин, «全国歌王歌手大赛美») и лауреатом конкурса «Голос Тихого океана» («太平洋之声»). В 1993 году Юань Ченье стал обладателем Гран-при X Международного конкурса вокалистов в Токио (第十届东京国际声乐比赛).

В 1994 году он стал победителем двух крупных вокальных конкурсов: лауреатом I премии международного конкурса вокалистов имени Мирьям Хелин в Хельсинки (Финляндия) и лауреатом I премии X Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (Россия). Известно, что на третьем туре конкурса им. П. И. Чайковского он пел сложнейшую знаменитую каватину Фигаро «Largo al factotum» из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини в сопровождении симфонического оркестра под управлением дирижёра В. К. Полянского. В составе жюри X Международного конкурса им. П. И. Чайковского были известнейшие певцы, лауреаты конкурса разных лет: Мария Биешу (третья премия, 1966 г.), Елена Образцова (первая премия, 1970 г.), Зураб Соткилава (вторая премия, 1970 г.), Джейн Марш (первая премия, 1966 г.). Они высоко оценили красивый голос, музыкальное исполнение и безукоризненную технику Юань Ченье.

После победы в конкурсе им. П. И. Чайковского Юань Ченье был переведён из труппы хора Пекинского национального оперного театра в оперную труппу в качестве солиста, где он дебютировал в партии Виконта Гастона де Леторьер в опере Дж. Верди «Травиата», которая шла на китайском языке.

Также Юань Ченье стали регулярно приглашать на телевизионное шоу «CCTV Spring Festival Gala»: он выступил в программах 1995 (режиссёр Чжао Ань, 赵安) и 1996 годов. (режиссёр Чжан Сяохай, 张晓海).

Однако, по причине ограниченной возможности исполнять западную оперу на оригинальном языке в Китае, несмотря на стабильную жизнь и его признание в Пекине, Юань Ченье продолжил поиски новых путей для знакомства с мировой классикой и участия в именитых вокальных конкурсах.

В 1995 году в Мадриде (Испания) Юань Ченье принял участие в международном конкурсе оперных певцов «Опералия», где познакомился с Пласидо Доминго (основателем этого конкурса). На тот момент Пласидо Доминго был художественным руководителем Вашингтонского оперного театра, и он пригласил Юань Ченье выступить в Вашингтоне.

В следующем году, в марте 1996 года, по приглашению Пласидо Доминго Юань Ченье выступил в Центре исполнительских искусств им. Дж Кеннеди (Вашингтон) на международном фестивале, где исполнил арию из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» и дуэт из оперы Дж. Верди «Дон Карлос» вместе с Пласидо Доминго. На концертах фестиваля присутствовал президент Клинтон вместе с женой, в связи с успешным выступлением Юань Ченье был приглашён в США для обучения.

Получив возможность обучаться в США за счёт государственного пособия Госсовета Китая, в сентябре 1996 года он вместе со своей женой, пианисткой, Сюй Хун (许红), с которой Юань Ченье познакомился в Пекинском национальном оперном театре, переезжает в Балтимор (США). Там он поступает в одну из наиболее престижных консерваторий США – консерваторию музыки Пибоди (Peabody Conservatory of Music) на факультет оперного пения (степень магистратуры).

После окончания магистратуры в консерватории музыки Пибоди Юань Ченье становится стажёром молодёжных программ – в Хьюстон Гранд-Опера и «Merola Opera Program» в Опере Сан Франциско.

Обучаясь в США, он изучил все особенности оперной деятельности за рубежом, в деятельность которой, помимо вокально – профессиональных навыков, входит владение актёрским мастерством, знание иностранных языков, способность найти агента, который будет заинтересован в обеспечении артисту спектаклей, умение взаимодействовать с партнёрами по сцене – артистами, дирижёрами, режиссёрами.

Такая комплексная профессиональная подготовка сделала его настоящим артистом международного уровня.

В 1998 году Юань Ченье стал победителем конкурса – прослушивания в национальный совет Метрополитен – опера (в настоящее время, конкурс имени Эрика и Доминика Лаффона в Метрополитен – опера). В тот год, 1998, в конкурсе приняли участие более 2000 певцов. Юань Ченье вошёл в десятку лучших исполнителей, получив приз в размере 10 000 долларов и возможность выступить в гала – концерте с симфоническим оркестром Метрополитен – опера под управлением австралийского дирижёра Чарльза Маккерраса. На концерте Юань Ченье исполнил арии из опер Дж. Верди и П. И. Чайковского.

Уже в конце 1998 года стажировка Юань Ченье в Хьюстон Гранд Опера переросла в профессиональное сотрудничество: учитывая его победу в конкурсе Метрополитен – опера, театр Хьюстон Гранд Опера подписал с ним долгосрочный контракт. Это было блестящее начало успешной карьеры.

В этом же году он был приглашён художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Пекине Чэнь Цзооуханом (陈佐湟) и нидерландской компанией звукозаписи «Philips Records» для участия в записи Новогоднего концерта. Вследствие чего в 1999 году лейблом «Philips Records» был выпущен CD-диск, куда вошли в исполнении Юань Ченье следующие номера: ария из кантаты «Ода жёлтой реке» («黄河颂») Сянь Синхая (冼文文), ария Ренато из оп. «Бал-маскарад» Дж. Верди, каватина Фигаро «Largo al factotum» из оп. «Севильский цирюльник» Дж. Россини.

В конце 1998 года Юань Ченье стал ведущим солистом Хьюстон Гранд Опера, начав свою международную карьеру в 31 год, будучи победителем нескольких престижнейших вокальных конкурсов мира.

В 2000 году в Хьюстон Гранд Опера Юань Ченье исполнил роль Фридриха Баэра в опере американского композитора Марка Адамо «Маленькие женщины». Либретто оперы «Маленькие женщины» написано самим композитором по мотивам одноимённого романа американской писательницы Луизы Мэй Олкотт. Также композитор оперы Марк Адамо использовал тексты из других сочинений: «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» Дж. Баньяна, «Годы учения Вильгельма Мейстера» И. Гёте. Действие оперы происходит в Массачусетс во время Гражданской войны (США, 2 апреля 1861 – 26 мая 1865).В сюжете оперы – воспоминания о прошлом, подростковом возрасте одной из четырёх сестёр Марч – Джо. Наряду с Юань Ченье в спектакле «Маленькие женщины» пели звёзды мировой оперной сцены: меццо-сопрано Стефани Новачек (Джо), лирико-колоратурное меццо-сопрано Джойс ДиДонато (Мэг), колоратурное сопрано Стейси Таппан (Бет), сопрано Маргарет Ллойд (Эми), баритон Джеймс Маддалена (Гидеон Марч), тенор Чад Шелтон (Лори), баритон Дэниел Белчер (Джон Брук), меццо-сопрано Гвендолин Джонс (Альма Марч). Режиссёр-постановщик – Питер Уэбстер, дирижёр – Патрик Саммерс. В том же году звукозаписывающей компанией «Naxos» был выпущен DVD – диск с записью этой постановки. А 29 августа 2001 года опера «Маленькие женщины» транслировалась по американскому телевидению, телевизионный режиссёр трансляции – Брайан Лардж.

В 2002 году в Валлийской Национальной опере (Уэллс, Великобритания) Юань Ченье спел партию Риголетто в новой постановке оперы Дж. Верди «Риголетто». С этой постановкой Юань Ченье совершил гастрольный тур по восьми городам Великобритании. Она транслировалась в прямом эфире британской вещательной корпорацией (BBC) и входила в серию мероприятий, которые были посвящены празднованию 50-летия восшествия на престол королевы Елизаветы II.

Позднее в интервью китайской газете «Guangzhou Daily» Юань Ченье об исполнении роли Риголетто скажет: «Риголетто – это роль, которую я сыграл более всего раз. Я пел его непрерывно около пятидесяти раз в девяти разных постановках. <…> Для исполнения этой роли требуется тщательная и длительная подготовка. Мне потребовалось исполнить Риголетто более 20-ти раз, чтобы вжиться в образ героя. И по мере того, как часто я исполнял эту роль, я выходил на новый уровень. Каждый выход на сцену – это новое достижение. И я надеюсь, что у меня будет возможность выступить в этой партии 200 или 300 раз. <…> Моя цель – исполнять партию Риголетто всю целиком на оперной сцене до тех пор, пока мне не исполнится 70 лет». [21]

В июне 2004 года Юань Ченье принял участие в американском летнем фестивале, который ежегодно проходит в оперном театре города Сент – Луиса. 18 июня 2004 года Юань Ченье спел партию Чжоу Эньлая в опере Джона Адамса (John Coolidge Adams) «Никсон в Китае» под руководством известного американского дирижёра Марин Элсоп (Marin Alsop). Опера «Никсон в Китае» написана композитором в 1987 на либретто Элис Гудман И состоит из 3 актов. Действие происходит в феврале 1972 года в Китае во время визита президента США (с 1969 по 1974) Ричарда Никсона. Опера начинается со встречи Никсона, прибывшего на американском самолёте «Spirit of '76» вместе со своей женой, Пэт Никсон, и советником по национальной безопасности Генри Киссинджером. Во главе встречающих – премьер-министр КНР Чжоу Эньлай (周恩來). Вместе они направляются в кабинет к Мао Цзэдуну (毛澤東), председателю ЦК КПК, основателю КНР. Далее показан вечерний банкет в Большом зале Народного собрания, где гости обмениваются тостами. На банкете Никсон, ранее известный как ведущий антикоммунист, произносит следующие слова: «Позвольте мне сказать одну вещь. Я выступал против Китая, и я был не прав». Во втором действии Пэт Никсон с экскурсоводом изучает город. Вечером гости из США знакомятся с женой Мао Цзэдуна – Цзян Цин (江青), собравшись вместе на революционном балете «Красный женский отряд» («红色娘子军»). В третьем акте показан последний вечер визиза Ричарда Никсона в Китае. Опера завершается размышлениями Чжоу Эньлая о добре и зле.

В декабре 2004 года Юань Ченье получил приглашение от администрации Хьюстона и лично президента США Джорджа Буша, чтобы петь национальный гимн США на церемонии открытия статуи президента в штате Техас.

В июне (13 и 15 июня) 2008 года в оперном театре Элли Колкинс в г. Денвер (США, Колорадо) Юань Ченье спел партию Чжоу Эньлая в опере Джона Адамса «Никсон в Китае» под руководством режиссёра Джеймса Робинсона и дирижёра Марин Элсоп. Выступления с участием Юань Ченье были записаны звукозаписывающей компанией «Naxos», которая впоследствии в 2009 году выпустила компакт – диск (3-CD set) с этой оперой.

В мае (4, 7, 9, 11 мая) 2013 года в Ванкуверской опере Юань Ченье спел партию японского принца Сейкё (Seikyo, после – монах) в опере Тан Дуня «Чай - Зеркало Души» под руководством режиссёра Пола Пирса (Paul Peers) и дирижёра Джонатана Дарлингтона (Jonathan Darlington.

26 июля 2014 года в Санта – Фе Опера (США) Юань Ченье исполнил партию Господина Умея в опере композитора Хуан Руо «Сунь Ятсен». На одной сцене с Юань Ченье пели: тенор Джозеф Деннис (Сунь Ятсен), сопрано Коринн Уинтерс (Сунь Чинг-Лин, дочь Чарли, вторая жена Сунь Ятсена), сопрано Ребекка Уитти (Лу Му-Чжэнь, первая жена), бас Гун Дунцзянь (Чарли Сунг, революционер), меццо-сопрано Мэриэнн Маккормик (Ни Квэй-Цзэн, жена Чарли Сунга). Опера была поставлена режиссёром Джеймсом Робинсоном.

20 января 2017 года в Хьюстон Гранд Опера Юань Ченье исполнил партию Чжоу Эньлая в опере Джона Адамса «Никсон в Китае» под руководством дирижёра Роберта Спано. Исполнители: баритон Скотт Хендрикс (Ричард Никсон), тенор Чед Шелтон (Мао Цзэдун), сопрано Андриана Чучман (Пэт Никсон), бас-баритон Патрик Карфицци (Генри Киссинджер), колоратурное сопрано Трейси Даль (Чан Цин, мадам Мао).

В октябре (17, 19, 24, 27) 2019 года в Ванкуверской опере Юань Ченье спел партию Жоржа Жермона в опере Дж. Верди «Травиата» под руководством канадского дирижёра Ива Абеля (Yves Abel) и французского режиссёра Алана Готье (Alain Gauthier) . Исполнители: сопрано Эмили Дорн (Emily Dorn, Виолетта), тенор Эндрю Хаджи (Andrew Haji, Альфред)

В 2005 году Юань Ченье вернулся в Китай, однако он продолжил контакты с руководителями театров и концертных организаций во всём мире.

Особое место в его жизни и творчестве занимает сотрудничество с российскими музыкантами и продюсерами, в частности, с Валерием Гергиевым. Одной из таких творческих работ стало исполнение главной партии в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в совместной постановке Мариинского театра и Пекинского Центра исполнительских искусств под руководством Валерия Гергиева. Это было в 2014 году в Пекине в Национальном центре исполнительских искусств. Постановку осуществил режиссёр Алексей Степанюк. Всего было два показа этой постановки: в первый вечер выступили солисты и выпускники Академии молодых певцов Мариинского театра – в роли Евгения Онегина пел Андрей Бондаренко, в роли Татьяны – Мария Баянкина, в роли Ольги – Екатерина Сергеева, в роли Ленского – Евгений Ахмедов; во второй вечер пели только китайские певцы: Татьяна – Кэ Люва (Ke Luwa, 柯绿娃), Ленский – Цзинь Чжэнцзянь (Jin Zhengjan), Ольга – Вэнь Цзопэй (Weng Jope) и Онегин – Юань Ченье.

Сотрудничество с Валерием Гергиевым стало для Юань Ченье возможностью работать в жюри XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Валерий Гергиев, будучи председателем оргкомитета конкурса с 2011 года, в 2015 году пригласил Юань Ченье в состав жюри XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Юань Ченье вошёл в состав жюри наряду с известными деятелями искусства и мировыми оперными исполнителями. Среди них:

Сара Биллинхёрст (Новая Зеландия) – оперный администратор, одна из ведущих менеджеров по работе с певцами; занимала должность заместителя генерального директора по художественным вопросам в Метрополитен-опере в Нью-Йорке,

Ольга Бородина (Россия) – меццо-сопрано, солистка Мариинского театра,

Ева Вагнер (Германия) – оперный менеджер, содиректор музыкального фестиваля Вагнера в Байройте,

Дебора Войт (США) – драматическое сопрано, ведёт активную театральную деятельность в Метрополитен-опере, а также в крупнейших театрах и концертных залах мира; почетный доктор Университета Южной Каролины; победительница IX Международного конкурса им. П.И. Чайковского,

Лариса Гергиева (Россия) – пианистка, оперный режиссёр, художественный руководитель «Академии молодых певцов» Мариинского театра, художественный руководитель Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания, генеральный директор конкурса им. Н. Римского-Корсакова в г. Санкт-Петербурге, народная артистка России,

Михаил Казаков (Россия) – бас, солист Большого театра и Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля, заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан,

Томас Квастхофф (Германия) – баритон, педагог, профессор Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера,

Деннис О'Нил (Великобритания) – тенор, основатель и директор Международной вокальной академии в Кардиффе, командор Ордена Британской Империи,

Михаил Петренко (Россия) – бас, солист Мариинского театра,

Тобиас Рихтер (Германия) – режиссёр, продюсер, генеральный директор Большого оперного театра Женевы (Швейцария), профессор Высшей школы музыки имени Шумана.

Джон Фишер (Великобритания) – оперный режиссёр, продюсер, оперный менеджер, дирижер, преподаватель по вокалу.

Близость Юань Ченье к русской культуре сподвигла его к участию в опере Тан Цзяньпина «А зори здесь тихие», в которой он спел главную партию Васкова в декабре 2016 года в Национальном оперном театре Пекина. Опера написана на либретто Вань Фан (万方), она адаптировала на китайский язык повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Композитор Тан Цзяньпин стилизовал русскую музыку сквозь призму китайской музыкально – театральной эстетики, он использовал такие русские мелодии, как «Эй, ухнем», «Катюша», «Дороженька», мелодии из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

1 декабря 2016 года прошла пресс – конференция, посвящённая второму показу оперы «А зори здесь тихие» и введению в состав Юань Ченье. На конференции Юань Ченье, как отметил репортёр Гао Кай (高凯), сказал: «Мне очень близка русская музыка, и, в целом, русское искусство. Когда я слушаю эту музыку, я, естественно, тронут и у меня возникает желание петь. Поэтому участие в опере «А зори здесь тихие» – это моё большое желание». [15]

Активная международная деятельность Юань Ченье с момента его возвращения в Китай на постоянное место жительства в 2005 году, и, в частности, его вклад в развитие российско-китайских культурных связей во многом дополнили тот вклад, который все эти годы Юань Ченье вносил в развитие собственно музыкальной культуры Китая.

В 2003 году Юань Ченье был приглашён деканом Центральной консерватории Ван Цзычжао (王次炤) на педагогическую работу с условием, что его заграничные контракты будут работать и в дальнейшем. Но Юань Ченье решил, что ему достаточно стать приглашенным профессором.

В том же 2003 году в Пекине Юань Ченье провёл свой первый сольный концерт, с записью которого был выпущен CD – диск большой звукозаписывающей компанией «China Recording and Video Publishing House» под названием «Юань Ченье: Сольный концерт – мой друг». В запись вошли произведения зарубежных композиторов, а также произведения современных американских композиторов и китайские песни: ария Париса «O del mio dolce ardor» из оп. «Парис и Елена» Глюка, сцена смерти Родриго из оп. «Дон Карлос» Верди, куплеты Эскамильо «Votre toast, je peux vous le rendre» из оп. «Кармен» Бизе, каватина Фигаро «Largo al factotum» из оп. «Севильский цирюльник» Россини, ария «Mein Sehnen, mein Wähnen» из оп. «Мёртвый город» Корнгольда, ария Фридриха Байера из оп. «Маленькие женщины» Марка Адамо, китайские песни «Моя родина» («我的祖国») Ю Цяо (乔羽), «Научи меня не скучать по нему» («教我如何不想他») Чжао Юаньжэнь (赵元任)на слова Лю Банонг (刘半农) и др.

В 2005 году Юань Ченье вместе со своей женой Сюй Хун продали дом в Хьюстоне и вернулись в Пекин на постоянное место жительство. С этого года Юань Ченье стал профессором на кафедре вокального и оперного искусства Центральной консерватории Пекина. Он не только преподаёт в консерватории, но и является лицом факультета за рубежом, неоднократно достойно представляя свой вуз в жюри международного конкурса им. П. И. Чайковского.

Но основной его деятельностью в Китае стала масштабная исполнительская работа – он ведущий солист в Национальном Большом театре Пекина, также поёт в столичных театрах в Шанхае и Гонконге, исполняет главные партии в классическом репертуаре и операх современных китайских композиторов, поёт сольные концерты, гастролирует, участвует в фестивалях.

22 октября 2006 года в Тяньцзиньском Большом театре Юань Ченье выступил в концерте, посвящённом 5-й годовщине создания кафедры искусства и менеджмента в Тяньцзиньской консерватории музыки.

В декабре (22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 декабря) 2009 года в Национальном Большом театре Пекина Юань Ченье спел партию Чжоу Луопин в мировой премьере оперы «Деревенская учительница» («山村女教师») китайского композитора Хао Вэйя (郝维亚). Главную партию Ян Цайхун (中的杨彩虹) исполнила колоратурное сопрано Дильбер Юнус.

В июле 2009 года состоялось исполнение кантаты композитора Сянь Синхая (冼文文) «Ода Жёлтой реке» («黄河颂»), где партию баритона спел Юань Ченье. После этого выступления в китайской газете «Guangzhou Daily» («广州日报») вышла статья – интервью с Юань Ченье, в котором было отмечено о том, что Юань Ченье – лучший китайский баритон: «Юань Ченье – пока единственный китайский музыкант, получивший золотую медаль на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского». Репортёр Чжоу Сянь (周娴) писал о его исполнении: «Юань Ченье произвёл на меня глубокое впечатление». А зрители оценили мастерство Юань Ченье, наряду с известным баритоном Ляо Чанъюном: «На мой взгляд, хотя Ляо Чанъюн и Юань Ченье оба баритоны, но тембр у каждого из них очень особенный и они имеют яркие отличия». [21]

17 октября 2010 года на Шанхайском международном фестивале искусств в Шанхайском оперном театре Юань Ченье принял участие в мировой премьере оперы композитора Е Сяогана «Прощание» («咏别»), исполнив партию Ян Шаошань (杨少山) под руководством известного дирижёра Чжан Гоюна (张国勇). Опера была поставлена совместно с Национальным театром Пекина и Шанхайским оперным театром, также исполнялась на Пекинском международном музыкальном фестивале. Основатель Пекинского и Шанхайского фестивалей – дирижёр Ю Лонг. Среди исполнителей выдающиеся певцы Китая: тенор Ши Ицзе (石倚洁), баритон Ян Сяоюн (杨小勇), тенор Чи Лимин (迟立明).

В августе 2011 года на Пекинском международном музыкальном фестивале Юань Ченье спел партию Риголетто в одноимённой опере Верди в постановке итальянского дирижёра Стефано Визиоли (Stefano Vizioli). Опера была поставлена Национальным театром Китая совместно с Королевским оперным театром Пармы (Италия).

13 октября 2011 года к 100-летию Синьхайской революции 1911 года Опера Гонконга и Национальный театр Китая совместно подготовили оперу композитора Хуан Руо (Huang Ruo) «Сунь Ятсен», где Юань Ченье исполнил партию Господина Умеи. Опера «Сунь Ятсен» была исполнена известными певцами: тенор Уоррен Мок (Сунь Ятсен), сопрано Яо Хун (Сунь Чинг-Лин, дочь Чарли, вторая жена Сунь Ятсена), сопрано Юки Ип (Лу Му-Чжэнь, первая жена), бас Гун Дунцзянь (Чарли Сунг, революционер), меццо-сопрано Ян Гуан (Ни Квэй-Цзэн, жена Чарли Сунга), меццо-сопрано Лян Нин (Госпожа Умея).

6 сентября 2012 года в Национальном оперном театре Пекина Юань Ченье исполнил партию Чэн Ина в опере композитора Лэй Лей «Сирота Чжао». Опера «Сирота Чжао» написана по древнекитайской драме XIII века Цзи Цзюнь-сяна «Великая месть сироты Чжао», основанной на реальных исторических событиях.

Действие оперы происходит в 607 году до н. э. в древнем государстве Цзинь, во главе которого был правитель Лин Цзинь. Среди его самых приближённых подчинённых – это министр Чжао Дунь и генерал Туань Гу. Туань Гу в отношении к Чжао Дунь, испытывая скрытую ненависть, издаёт поддельный указ об убийстве всего семейства Чжао (порядка 300 человек). Он убивает весь род Чжао Дуня, остаётся лишь только что родившийся внук Чжао – Чжао Ву. Для его спасения дворцовый лекарь Чэн Ин приносит в жертву своего сына, выдав его за «сироту Чжао». Настоящий сирота Чжао, пользуясь расположением Туань Гу, растёт в его доме. Когда Чжао Ву исполняется 15 лет, Чэн Ин рассказывает ему всю правду о его происхождении и трагедии семьи Чжао. Узнав правду, сирота Чжао убивает Туань Гу и всю его семью.

Чэн Ин, которого исполняет Юань Ченье, является абсолютным главным героем. В опере «Сирота Чжао» показан путь Чэн Ина от обычного маленького человека до становления героем. Он спасает жизнь последнего в роду Чжао, подвергается пыткам и страданиям. И только лишь спустя 15 лет справедливость восторжествовала, когда Чжао Ву убивает Туань Гу, отомстив за свою семью.

О своём исполнении роли Чэн Ина Юань Ченье сказал, что это одна из самых сложных партий в китайской опере, с которыми он сталкивался: «Играть Чэн Ина очень энергозатратно, в течение всей оперы нужно находиться на сцене, от начала до конца, особенно во второй части оперы. Можно сказать, что роль Чэн Ина – это знаковая роль для китайского баритона». [1] Юань Ченье тщательно готовился к премьере оперы «Сирота Чжао», он посмотрел одноимённый фильм 2010 года режиссёра Чэнь Кайгэ (陈凯歌), где роль Чэн Ина сыграл актёр Гэ Ю (葛优). Поскольку время перед премьерой постановки было ограничено, Юань Ченье убеждён, что для овладения этой сложнейшей партии требуются непрерывные тренировки и после первого исполнения оперы. Во время интервью для Пекинской молодёжной газеты, Юань Ченье вспомнил слова Пласидо Доминго: «Однажды Доминго сказал, что требуется более 20 раз, чтобы исполнить роль, чтобы овладеть ею, и требуется больше времени, чтобы завершить роль. После каждого исполнения артист будет иметь разный опыт и понимание». [1]

29 октября 2012 года в Пекинском политехническом театре на международном музыкальном фестивале Юань Ченье исполнил партию Цю Ху в премьере новой постановки оперы Цзинь Сяна «Дикая местность». Под руководством режиссёра Ли Люйи (李六乙) и молодого дирижёра Хуан И пели известные во всём мире певцы: меццо-сопрано Лян Нин в партии Цзяо Му, сопрано Чжан Липин в роли Цзиньцзинь, тенор Чжан Цзяньи в роли Дасина и бас-баритон Шэньян в роли Чан Ву.

31 марта 2013 года в театре Пекинского выставочного зала (北京北展剧) Юань Ченье вошёл в состав десяти лучших баритонов, приняв участие в концерте «Glory Blooms». Помимо Юань Ченье в концерте выступили Ляо Чанъюн (廖昌永), Ян Сяоюн (杨小勇), Пэн Канлян (彭康亮), Чжан Аарон (章亚伦), Лю Юэ (刘跃), Сунь Цзин (孙砾), Чжан Хайцин (张海庆), Шэнь Ян (沈洋) и Ши Хэн (施恒). На концерте Юань Ченье исполнил Куплеты Эскамильо (Верди «Кармен»), а также в дуэте с Чжаном Аараном неаполитанскую песню «O sole mio».

В 2014 году в Национальном оперном театре Пекина Юань Ченье исполнил роль тореадора Эскамильо в опере Бизе «Кармен» под управлением дирижёра Чжан Гоюна.

В январе 2015 года в Национальном оперном театре Пекина Юань Ченье спел партию Амонасро в опере Верди «Аида» под руководством знаменитого дирижёра Зубин Мета.

В апреле 2016 года состоялся Пекинский международный кинофестиваль, куда вошла опера Бизе «Кармен» в постановке известного итальянского режиссёра Тициано Манчини. В опере ЮаньЧенье исполнил партию тореадора Эскамильо. Исполнители: Мария Хосе Монтьель (Кармен), Уоррен Мок (Хозе), Чжоу Сяолинь (Микаэла).

В декабре 2016 года в Национальном оперном театре Пекина Юань Ченье спел главную партию Васкова в опере Тан Цзяньпина «А зори здесь тихие» под руководством дирижёра Лу Цзя (吕嘉). Опера была написана в 2015 году по заказу Национального оперного театра в честь 70-летия победы над фашизмом. Либреттистка Вань Фан (万方) адаптировала на китайский язык повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Премьера оперы состоялась 5 ноября 2015 года.

14 мая 2017 года в Южно-китайском педагогическом университете провинции Гуандун Юань Ченье спел сольный концерт. На концерте Юань Ченье исполнил произведения зарубежных и китайских композиторов: арию Орфея «Che farò senza Euridice?» из оп. «Орфей и Эвридика» Глюка, куплеты тореадора Эскамильо «Votre toast, je peux vous le rendre» из оп. «Кармен» Бизе, арию Онегина из оп. «Евгений Онегин» Чайковского, арию Ренато «Eri tu che macchiavi quell'anima» из оп. «Бал-маскарад» Верди, вокальный цикл Малера «Песни странствующего подмастерья», «Цветок не цветок» (花非花) Хуан Цзы (黄自) на ст. Бай Цзюйи, «Добрая земля» («多情的土地») Жэнь Чжипин (任志萍) на ст. Ши Гуаннань (施光南), «Когда наступит яркая луна» («明月几时有») Лу Зайи (梁弘志) на ст. Су Ши (苏轼) и др. Партию фортепиано исполнила жена Юань Ченье – Сюй Хун (许红). Дяо Чжэньцян (刁振强), заместитель секретаря парткома Южно-китайского педагогического университета, вручил Юань Ченье документ о его назначении на должность приглашённого профессора.

15 мая в Малом зале консерватории состоялся мастер-класс Юань Ченье для студентов и преподавателей вокального отделения.

24 сентября 2017 года в Гуанчжоу Юань Ченье исполнил партию баритона в мировой премьере шестой симфонии «Chinese Poems» польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Дирижёр: Ю Лонг.

14 октября 2018 года в Большом концертном зале Фучжоу (провинция Фуцзянь) Юань Ченье выступил в концерте «Куплеты Тореадора. Знаменитые баритоны Китая». Помимо Юань Ченье, в концерте пели Лю Биньи (刘秉义), Ян Сяоюн (杨小勇), Сунь Цзинь (孙砾) и Ляо Чанъюн (廖昌永).

В ноябре 2018 года Юань Ченье принял участие в 22-м Большом фестивале театрального искусства в Шэньчжэне. 30 ноября 2018 года в Большом театре Шэньчжэнь состоялся концерт четырёх баритонов – Лю Биньи (刘秉义), Ян Сяоюн (杨小勇), Сунь Цзинь (孙砾) и Юань Ченье – под управлением дирижёра Юань Дин (袁丁).

13 марта 2019 года в Харбинской консерватории музыки Юань Ченье, по приглашению заведующего вокальной кафедрой Фу Хайцзин (傅海静), провёл мастер-класс для студентов и преподавателей. В мастер-классе приняли участие выпускники консерватории: Тянь Юйсин (级田雨欣), Вэнь Сун (文颂), Чень Цзянь (陈健). На мастер-классе Юань Ченье рассказал о важности и умении выбора оперного репертуара, о работе над ролью и т. д.

12 сентября 2020 года в Большом театре Сямынь Юань Ченье принял участие в концерте «Музыкальные чтения знаменитых произведений династии Тан и Сун». В концерте выступили выдающиеся артисты Китая: Дильбер Юнус (迪里拜尔), Чжан Цзинь (张晶), Пу Куньсин (濮存昕), Цяо Хейзел (乔榛). Дирижёр: Чжэн Сяоин (郑小瑛执).

В октябре 2020 года в Пекине Юань Ченье принял участие в гала-концерте «Дети героев», посвящённом 70-летию отправки Китайской Народной Добровольческой армии на Корейскую войну. 24 октября 2020 года этот концерт транслировали по китайскому телевидению (CCTV).

24 и 25 октября 2020 года в Пекинском концертном зале Юань Ченье исполнил партию Жермона в концертном исполнении оперы Верди «Травиата» под руководством дирижёра Ли Синкао (李心草). Исполнители: Ши Ицзе (Альфред), Гу Вэньменг (顾文梦) и Ван Конг Конг (王丛丛) (Виолетта).

31 декабря 2020 года Юань Ченье принял участие в телевизионном новогоднем концерте «Парус 2021 – новогодняя церемония CCTV». Юань Ченье спел в дуэте с сопрано Цзинь Тинтинг (金婷婷) песню композитора Ван Бэй (王备)на слова Цюй Юань(屈塬) «Снова отправляйся в путь» («再一次出发»).

12 ноября 2021 года был выпущен диск с лейблом «Naxos» (Гонконг) с участием Юань Ченье, где он исполнил партию баритона в кантате «Дорога в Республику» (共和之路, The Road to the Republic) под управлением итальянского дирижёра китайского происхождения Люй Цзя (Lü Jia). Кантата «Дорога в Республику» написана композитором Е Сяоганом в 2011 году и посвящена 100-летию Синьхайской революции 1911 года. Кантату исполнили: Центральный филармонический оркестр Китая, Национальный хор Китая, Филармонический хор Пекина совместно с Немецким государственным филармоническим оркестром Рейнланд-Пфальца; хормейстер Франк Оллу (Franck Ollu); меццо- сопрано Ян Гуан (Yang Guang), сопрано Чжан Липин (Zhang Liping), тенор Ши Ицзе(Shi Yijie).

В январе (1 и 2 января) 2022 года в Национальном оперном театре Пекина Юань Ченье выступил в «Новогоднем концерте – 2022». Он исполнил каватину Фигаро «Largo al factotum» из оп. «Севильский цирюльник» Россини под управлением дирижёра Лу Цзя (吕嘉).

Столь масштабная исполнительская работа является выдающимся вкладом Юань Ченье в развитие вокального искусства Китая.

Отдельно следует отметить его большой исполнительский вклад в развитие китайской современной оперы. Его сценическая востребованность очень высока, ведь такой исполнитель, как Юань Ченье, это залог успеха спектакля или концерта. Поэтому не случайно, что современные авторы часто приглашают именно Юань Ченье на главные партии в своих произведениях. Как уже было указано ранее во Введении, он спел 9 партий в операх современных китайских композиторов: Чжоу Луопин в оп. «Деревенская учительница» Хао Вэйя (2009 г.), Ян Шаошань в оп. «Прощание» Е Сяогана (2010 г.), Господин Умея в оп. «Сунь Ятсен» Хуана Руо (2011 г.), Чэн Ин в оп. «Сирота Чжао» Лэй Лей (2012 г.), Цю Ху в оп. «Дикая местность» Цзинь Сяна (2012 г.), Сейкё в оп. «Чай – зеркало души» Тан Дунь (2013 г.), Васков в оп. «А зори здесь тихие» Цзяньпин Тана (2016 г.), Сян Юй в оп. «Повелитель Чу» Цзинь Сяна, Король морских драконов в оп. «Легенда о Яодзи» Чень Нэнцзи.

В их числе 4 мировых премьеры опер, в которых Юань Ченье стал первым в мире исполнителем в партиях:

Таблица 1. Мировые премьеры опер с участием Юань Ченье

Дата

Композитор

Опера

Партия

Город, театр

22. 12. 2009 г.

Хао Вэй

(郝维亚)

Деревенская учительница (山村女教师)

Чжоу Луопин

Пекин, Национальный Большой театр

17.10.2010 г.

Е Сяоган

Прощание

Ян Шаошань

Пекин, Национальный Большой театр

13.10. 2011 г.

 

Хуан Руо

 

Сунь Ятсен

Господин Умея

Гонконг, Opera Hong Kong

29.10.2012 г.

(премьера нового варианта)

Цзинь Сян

Дикая местность

 

Цю Ху

Пекин, Пекинский политехнический театр

Новые образы героев, созданные Юань Ченье в операх композиторов – современников, являются его ценным вкладом в музыкальное искусство Китая и останутся его наследием.

Заключение

Юань Ченье на сегодняшний день находится на зрелом пике своей творческой карьеры, ему 55 лет. Этот великий певец стал поистине достоянием мирового искусства и музыкальной гордостью Китая. Он активно участвует в оперных спектаклях и концертных выступлениях на родине и за рубежом, что говорит о его совершенной вокальной технике, оставляющей его голос вне власти возраста.

Выступления Юань Ченье неизменно проходят с большим успехом у публики и получают восторженные отзывы прессы. Высокую оценку получал не только его голос и певческое мастерство. Он интересен на сцене, как музыкант, личность и интерпретатор. Так, газета «Вашингтон пост» (The Washington Post) однажды прокомментировала, что Юань Ченье «обладает редким голосом, а его пение полно музыки и мудрости»; а «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) назвала его «могущественным певцом»; самый авторитетный в мире оперного искусства в Соединенных Штатах журнал «Opera News» писал, что «Риголетто» Юань Ченье «полностью демонстрирует очарование оперы Верди. Он изображает придворного шута с искаженной личностью и темной психологией. Жалкая и ненавистная человечность этого персонажа используется им на многих уровнях», «интерпретация убедительна»; британская газета «Бирмингем Таймс» (Birmingham Times, афроамериканская газета, штат Алабама) также дала певцу в партии Риголетто высокую оценку: Юань Ченье добился идеальной интерпретации сложной роли. Его голос и исполнение первоклассны и убедительны от начала до конца.»

Юань Ченье – один из тех редких китайских певцов, которые стремились получить международное признание как на Западе, так и в России, и он сделал это на высочайшем уровне. Современная политическая ситуация, стремительно ведущая мир к экономической многополярности, с неизбежностью создаёт новые позиции стран по отношению друг к другу. Отношения между Россией и КНР имеют явно выраженную тенденцию к укреплению, и поэтому можно ожидать, что творчество Юань Ченье, с большой вероятностью, будет в ближайшем будущем устремлено в сторону развития российско-китайских культурных связей. По масштабу профессиональной деятельности Юань Ченье является выдающимся явлением оперного мира Китая. Уже сегодня певческое наследие Юань Ченье и его достижения, несомненно, являются частью мирового музыкального наследия. Исследование жизни и творчества этого замечательного певца и музыкального деятеля должно способствовать тому, чтобы его имя заняло достойное место в истории вокального искусства.

Список литературы

  1. Лю Хуань. «Певец Юань Ченье, исполнитель роли Чэн Ин, сказал: «Это одна из самых сложных китайских опер для исполнения». Статья от 06.09.2012 г. Пекинская молодёжная ежедневная газета. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.chinanews.com.cn/cul/2012/09-06/4164043.shtml (дата обращения: 25.09.2022). На кит. яз.
  2. Олбрайт Уильям. "Никсон" возвращается в Хьюстон, когда Трамп входит в Вашингтон. Статья от 24 января 2017 г. Журнал «Classical Voice North America». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://classicalvoiceamerica.org/2017/01/24/nixon-returns-to-houston-as-trump-enters-dc/ (дата обращения: 06.09.2022). На англ. яз.
  3. Официальный сайт Центральной консерватории. Профессор Юань Ченье – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ccom.edu.cn/jxyx/sygjx/sygjxls/201510/t20151022_35473.html (дата обращения: 05.09.2022). На кит. и англ. яз.
  4. Официальный сайт интернет - энциклопедии Википедия. Статья «Международный конкурс имени П. И. Чайковского». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_конкурс_имени_П._И._Чайковского (дата обращения: 05.09.2022).
  5. Официальный сайт интернет - энциклопедии Википедия. Статья «Прослушивание в национальный совет Метрополитен-опера»– [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Metropolitan_Opera_National_Council_Auditions#1990s (дата обращения: 06.09.2022). На англ. яз.
  6. Официальный сайт интернет - энциклопедии Википедия. Статья «Маленькие женщины (опера)» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.4b3811a0-631782c4-480ce71b-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Little_Women_(opera)#Roles (дата обращения: 06.09.2022). На англ. яз.
  7. Официальный сайт интернет - энциклопедии Википедия. Статья «Никсон в Китае» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.cdd5945a-631ccd94-9cbadc69-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Nixon_in_China (дата обращения: 06.09.2022). На англ. яз.
  8. Официальный сайт Международного конкурса вокалистов имени Мирьям Хелин. Лауреаты и жюри 1994 года – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://mirjamhelin.fi/laureates/laureates-and-jury-1994 (Дата обращения: 13.10.2022). На англ. яз.
  9. Официальный сайт медиа-платформы Bilibili. Опера «Деревенская учительница» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.bilibili.com/video/BV1XZ4y1S7wr?spm_id_from=333.337.search-card.all.click (дата обращения: 06.10. 2022 г.). На кит. яз.
  10. Официальный сайт-интернет «Zакон времени». «Онегин» на Тяньаньмэнь в Пекине поставили самую знаменитую оперу Чайковского с Мариинским театром. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://zakonvremeni.ru/news/13-3-/15859-onegin-na-tyananmen-v-pekine-postavili-samuyu-znamenituyu-operu-chajkovskogo-s-mariinskim-teatrom.html (дата обращения: 06.10. 2022 г.).
  11. Официальный сайт онлайн-платформы «Medici.tv». Состав жюри – XV Международный конкурс им. П.И. Чайковского. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://tch15.medici.tv/ru/jurymembers/voice (дата обращения: 06.10. 2022 г.).
  12. Официальный сайт онлайн – платформы музыкального образования «21CNMC». Юань Ченье: «Случайно запел в оперном королевстве» (袁晨野:“一不小心,唱进歌剧王国”). Статья от 18.06.2014 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.21cnmc.com/article/people/stories/28694-28695 (дата обращения: 25.09.2022). На кит. яз.
  13. Официальный сайт китайской новостной платформы «Chine news», Новость от 01 декабря 2016 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.chinanews.com.cn/m/cul/2016/12-01/8081014.shtml (дата обращения: 25.09.2022). На кит. яз.
  14. Официальный сайт Международного конкурса вокалистов имени Мирьям Хелин. Раздел «Лауреаты». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://mirjamhelin.fi/laureates/laureates-and-jury-1994 (дата обращения: 09.11.2022). На англ. яз.
  15. Официальный сайт онлайн-платформы «Сеть новостей Китая». Юань Ченье вводится в оперу «А зори здесь тихие». Статья от 1 декабря 2016 г., – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.chinanews.com.cn/m/cul/2016/12-01/8081014.shtml (дата обращения: 09.11.2022). На кит. яз.
  16. Официальный сайт медиа-платформы Bilibili. Выступление Юань Ченье на 3 туре Международного конкурса им. П. И. Чайковского. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.bilibili.com/video/BV1DS4y1z7QC/?share_source=copy_web (дата обращения: 09.11.2022). На кит. яз.
  17. Томмазини Энтони. Музыкальное обозрение; Шанс блеснуть (или расслабиться) в Метрополитен. Статья от 07.04.1998 г. Американская газета «The New York Times». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.nytimes.com/1998/04/07/arts/music-review-a-chance-to-shine-or-relax-at-the-met.html?searchResultPosition=3 (дата обращения: 06.09.2022). На англ. яз.
  18. Фонсека-Волльхайм да, Коринна. Обзор оперы. Революционер, которого невозможно заставить замолчать. Статья от 27.07.2014 г. Американская газета «The New York Times». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.nytimes.com/2014/07/28/arts/music/dr-sun-yat-sen-in-the-american-premiere-at-santa-fe-opera.html?searchResultPosition=19 (дата обращения: 06.09.2022). На англ. яз.
  19. Холланд Бернард. Обзор оперы; Международные отношения, политического и романтического толка. Статья от 22.06.2004 г. Американская газета «The New York Times». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.nytimes.com/2004/06/22/arts/opera-review-foreign-affairs-of-the-political-and-romantic-kind.html?searchResultPosition=13 (дата обращения: 06.09.2022). На англ. яз.
  20. Чжан Юэ. Певец Юань Чэнье: Оперное пение, это оказалось событием всей жизни. Статья от 12.03. 2014. Китайская газета «China Arts News» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://yule.sohu.com/20140312/n396469192.shtml (дата обращения: 25.09.2022). На кит. яз.
  21. Чжоу Сянь. Лучшая китайская версия «Риголетто» в исполнении баритона Юань Ченье. Статья от 22.07.2009. Китайская газета «Guangzhou Daily» («广州日报») – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.sin80.com/pub/1bbe678c (дата обращения: 06.09.2022). На кит. яз.
  22. Шабордина И. В. «Российско-китайский диалог в сфере вокально-исполнительского искусства». Статья от 23 июня 2017 г., г. Чебоксары, IV Всероссийская научно-практическая конференция «Этническая культура в современном мире», Вестник, Выпуск №12, с. 10-15 (дата обращения: 09.11.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: