УДК 78, 7.071.2

Мировая звезда Китая – выдающийся тенор XXI века Ши Ицзе

Шабордина Ирина Васильевна – доцент Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

Лю Чжо – ассистент-стажёр Вокального факультета Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

Аннотация: Статья посвящена мировой оперной звезде Ши Ицзе – одному из самых востребованных теноров современности – блестящему мастеру бельканто, признанному во всём мире исполнителю сложнейших колоратурных партий в операх Россини, Беллини, Доницетти, Моцарта, самому популярному тенору в современном Китае.

Ключевые слова: Ши Ицзе, музыкант, китайский оперный певец, тенор, Оперный фестиваль Россини в Пезаро, вокальные конкурсы, мастерство, репертуар, художественный, развитие, искусство, китайская современная академическая опера.

Введение

На данном этапе современности в эпоху широкой популяризации, функционирования и расцвета оперы в Китае весьма актуальным представляется изучение жизни и творчества выдающихся, гениальных людей, достигших вершин мирового уровня в искусстве благодаря своим личностным качествам, неустанному стремлению к самосовершенствованию и изменению себя. Одним из таких редчайших людей является Ши Ицзе – выдающийся тенор XXI века, один из самых востребованных певцов современности в мире. В свои 40 лет он профессор и заместитель ректора Хунаньского педагогического университета, директор Центра оперных исследований и приглашённый профессор Шанхайского педагогического университета. Его искусство и достижения представляют огромный интерес как в контексте изучения проблематики, включающей вопросы о месте китайских исполнителей в мировой опере, так и в контексте изучения культурных процессов, касающихся вопросов современных путей развития оперного искусства и образования в Китае.

Ши Ицзе – первый китайский тенор, ставший суперуспешной звездой мировой оперной сцены благодаря своему блестящему исполнению россиниевского репертуара. Его карьерный взлёт произошёл в 2008 году после выступления на Россиниевском оперном фестивале в Пезаро (Италия) в партии Графа Либенскофа в опере Россини «Путешествие в Реймс». В репертуаре певца – ведущие партии мировой оперной классики, в основном – итальянские, всего 39 партий. Он известен прежде всего как блестящий мастер бельканто, исполнитель колоратурных партий в операх Дж. Россини – Графа Либенскофа в «Путешествии в Реймс», Графа Ори в одноимённой опере, Эвмена в «Деметрио и Полибио», Рамиро в «Золушке», Линдоро в «Итальянках в Алжире», в операх Г. Доницетти – Неморино в «Любовном напитке», Дженнаро в «Лукреции Борджиа», в операх В. Беллини – Лорда Артура Тальбота в «Пуританах», в операх Моцарта – Бельмонте в «Похищении из сераля», Гомаца в «Заиде», Тамино в «Волшебной флейте», Феррандо в «Так поступают все женщины».

В настоящее время певец находится на пике своей творческой карьеры, или, возможно, только ещё подходит к нему.

Он поёт на крупнейших сценах мира – в оперных театрах и концертных залах, на фестивалях искусств. К ним относятся итальянская опера Ла Фениче, Опера Сан-Карло, Майская опера Флоренции, Муниципальная опера Болоньи, Оперный фестиваль Россини, Опера Бари Петруцелли, Театр Кальяри, Муниципальный оперный театр Пьяченца, Оперный театр Перголези, Муниципальный театр Тревизо, Театр Барселоны Лисеу, Ла-Корунья, Фестиваль Моцарта, Театр Бильбао Арриага, Большой театр Международного фестиваля Сантандера, Елисейские поля в Париже, Тулузская опера, Национальная опера Нэнси Лотарингия, Опера Мец, Опера Сент-Этьен, Королевская фламандская опера Антверпен (Бельгия), Гентская опера, Оперный театр Граца (Австрия), Венское золото Холл, Лозаннский оперный театр (Швейцария), Оперный фестиваль Авенш (Швейцария), Зал Геркулеса в Мюнхене (Германия), Концертный зал Тиволи в Копенгагене (Дания), Эдинбургский международный фестиваль искусств (Англия), Фестиваль летней музыки Честера (Англия), Американский Метрополитен-опера, Оперный театр Сан-Франциско, Линкольн-центр в Нью-Йорке, Эйри Фишер-холл, Большой театр России, Национальная опера Сантьяго (Чили), Израильская национальная опера, Японский концертный зал Suntory (Токио), Большой концертный зал Tokyo Opera City, Токийский культурный центр, Гонконгский фестиваль искусств, Национальный Китайский Большой театр, Пекинский международный музыкальный фестиваль, Пекинский фестиваль современной музыки, Пекинский театр Поли, Шанхайский международный фестиваль искусств, Шанхайский летний музыкальный фестиваль, Шанхайский Большой театр, Шанхайский центр восточного искусства, Шанхайский концертный зал, Большой театр Тяньцзиня и т. д.

На сегодняшний день в Китае Ши Ицзе является самым популярным певцом, исполнителем оперы, хоровой и камерной музыки. С ним стремятся сотрудничать лучшие китайские композиторы, например, Е Сяоган, так как они уверены, что исполнение Ши Ицзе станет подлинным шедевром. Ши Ицзе очень востребован в концертах, на центральном телевидении. Будучи профессором Хунаньского педагогического университета, он даёт вокальные мастер-классы для студентов в университетах, консерваториях и оперных театрах по всему Китаю, а также в других странах мира.

Этот великий певец уже стал поистине достоянием мирового искусства и музыкальной гордостью Китая.

Основная часть

Ши Ицзе (Shi YiJie, 石倚洁) родился в посёлке Чжанцзян района Пудун в Шанхае 6 сентября 1982 года. В его семье музыкой никто не занимался.

Петь Ши Ицзе начал с детства. В начальной школе Чжанцзяна он пел в детском хоре альтовую партию, в младших классах средней школы он пел в хоре детско-юношеского Дворца Чуаньша, затем поступил в художественный класс средней школы Шаннань и изучал вокал с учителем музыки Сюань Чунтин (春亭学). После трёх лет обучения пению Ши Ицзе очень хотел стать певцом. В 1998 году, в 16-летнем возрасте, с целью подготовки к поступлению в Шанхайскую консерваторию он познакомился и начал заниматься у Вэй Суна – солиста Шанхайской оперы, известного в Китае своим исполнением партии Калафа в премьерной постановке 1990 года в Шанхае. Неизвестно, как сложилась бы судьба Ши Ицзе, если бы Вэй Сун стал надолго его наставником, но уже с 1999 года Вэй Сун получает назначение на должность художественного руководителя Шанхайской оперы и уезжает на год в Париж с целью прямого ознакомления с западной культурой.

Ши Ицзе сдал вступительные экзамены в Шанхайскую консерваторию, но не прошёл по конкурсу. В этот период в Шанхае проводил брифинг Японский университет музыки Тохо, плата за обучение за четыре года в университете составляла более 6 миллионов иен (около 500 000 юаней по обменному курсу на тот момент). Ши Ицзе успешно прошёл прослушивание, Вэй Сун посоветовал ему воспользоваться этой возможностью, и семья, чтобы добыть средства на обучение, продала виллу, в которой прожила всего 3 года, за 600000 юаней и вернулась в старый дом.

В Японии учебный год начинается весной. За полгода Ши Ицзе выучил японский язык, и в апреле 2002 года, в возрасте 19 лет, приехал в университет музыки в Тохо учиться вокалу. В первой половине дня с 12:00 до 16:30 он учился, а в вечернее время работал в изакае (японский бар) – мыл посуду, жарил шашлыки, резал сашими, и при этом был лучшим студентом на курсе. Так он провёл в Японии 4 года. Приезжая домой в каникулы, Ши Ицзе продолжал заниматься вокалом у Вэй Суна.

В 2004 году, обучаясь на третьем курсе университета, Ши Ицзе поехал на 2 недели в Вену, где расположен филиал Университета музыки в Тохо, и был приглашён приехать в Австрию после окончания учёбы в Японии, при этом Университет музыки в Тохо выделил ему стипендию. Так Ши Ицзе стал первым студентом, отправленным на учебу в Европу Университетом музыки в Тохо за 75 лет с момента его основания.

В мае 2006 года Ши Ицзе приехал в Грац, второй по величине город Австрии. В Граце он обучался по индивидуальной программе, ему было предоставлено отдельное жильё в пригороде Граца, в старинном доме с 200-летней историей. По учебному контракту он был обязан за год выучить 12 оперных партий, отобранных для него педагогами в соответствии с его типом голоса и тембром. В соответствии с этой программой его посещали личные педагоги, давая уроки вокала, сценического движения, освоения оперных партий, изучения языков. Всё своё время Ши Ицзе посвящал занятиям и выучиванию наизусть текстов партий, живя без общения со сверстниками и развлечений, сотовой связи не было. Эта программа психологически очень подходила Ши Ицзе – целеустремлённому студенту, который с жадностью погрузился в изучение партий. Помноженная на высочайшую работоспособность Ши Ицзе, такая практика дала замечательные результаты.

За первый год обучения в Граце Ши Ицзе выучил 12 оперных партий, среди них партия Альфреда из оперы Верди «Травиата», Тамино из оперы Моцарта «Волшебная флейта» и Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Ши Ицзе осваивал оперный репертуар, вокальное и сценическое мастерство, изучал музыкальные стили, языки – немецкий и итальянский. Такая насыщенная индивидуальная программа по освоению оперных партий стала для молодого певца фактором быстрого карьерного взлёта: в течение следующего, 2007-го, года он стал лауреатом I премии четырёх международных вокальных конкурсов в Европе, среди них такие престижные, как конкурс им. Тоти даль Монте в Тревизо и им. Марии Канильи в Сульмоне.

В апреле 2007 года Ши Ицзе был заявлен на участие в конкурсах вокалистов в Германии и Австрии. В Германии Ши Ицзе участвовал в 3-ем Международном вокальном конкурсе Немецкого фестиваля искусств в Пассау (German Passau Art Festival) и получил I премию и награду за лучшее исполнение романса. Затем в Австрии в ходе 13-го Международного конкурса вокалистов имени Ферруччо Тальявини получил I премию, приз за лучший голос и приз зрительских симпатий.

В Австрии на конкурсе работал член жюри итальянец Джанни Тангуци – известный педагог нескольких музыкальных академий, музыкальный деятель, консультант, а позднее – художественный директор нескольких оперных театров в Италии. После победы Ши Ицзе на конкурсе в Австрии Джанни Тангуци пригласил Ши Ицзе в Италию участвовать в 2007 году в конкурсе имени Тоти даль Монте, выдающегося итальянского сопрано. Этот конкурс в театре Comunale (переименованном в 2011 году в театр имени Марио дель Монако) в городе Тревизо проходит ежегодно с 1969 года и является одним из самых престижных в Европе. В жюри конкурса – известные музыканты и продюссеры со всей Италии. По условиям участник представляет не концертную программу, а отрывки из заранее определённой оперной партии и выигрывает театральный контракт, благодаря чему конкурс является прекрасной стартовой площадкой для молодых певцов. С 1987 по 1992 год художественным консультантом театра Comunale был Джанни Тангуци, где он в сотрудничестве с пианистом Питером Магом организовал и развивал проект молодёжной студии La bottega, куда приглашали для стажировки молодых певцов – победителей конкурса имени Тоти даль Монте.

В 2007 году на конкурсе имени Тоти даль Монте к постановке была выбрана опера Моцарта «Так поступают все женщины». Вместе с Ши Ицзе в составе выступали молодые итальянские певцы: Valentina Coladonato (Италия) в партии Фьордилиджи, Leonardo Galeazzi в партии Гульельмо, Caterina di Tonno в партии Деспины. Он был единственным зарубежным участником. В программе конкурса 4 тура, в первом из которых исполняется произведение по выбору конкурсанта, во втором – ария из заявленной партии, в третьем и четвёртом туре – ансамбли из заявленной партии. Ши Ицзе в кратчайшие сроки выучил очень сложную партию Феррандо и стал победителем Международного конкурса вокалистов им. Тоти даль Монте в Тревизо.

В том же 2007 году в Италии Ши Ицзе стал лауреатом I премии престижного Международного вокального конкурса им. Марии Канильи в Сульмоне. Конкурс этот в 1984 году был организован известным музыкальным деятелем Филиппом Теллой с целью увековечить имя Марии Канильи (1905-1979) – всемирно известного итальянского драматического сопрано, солистки театров Метрополитен-опера, Ла Скала, Венской, Римской, Парижской оперы и многих других театров. Конкурс проходит в театре имени Марии Канильи. В жюри конкурса – художественные директора итальянских и нескольких европейских театров. Также в разные годы членами жюри этого конкурса были такие известные певцы, как Тереза Берганца, Джульетта Симионато и другие.

По рекомендации Джанни Тангуци Ши Ицзе стал первым китайским певцом, выступившим на итальянском «Оперном фестивале Россини» в городе Пезаро с 15 по 18 августа 2008 года, где он спел партию графа Либенскофа в опере Россини «Путешествие в Реймс». Его дебют был столь блестящим, что в результате в оперном фестивале Россини он участвовал пять лет, исполнив в операх Россини партии: Графа Ори в «Графе Ори» (11, 14, 17, 19 августа 2009 г.), Эвмена в «Деметрио и Полибио», 10, 13, 16, 19 августа 2010 г.), Аарона в «Моисее в Египте» (11, 14, 17, 20 августа 2011 г.), Линдора в «Итальянке в Алжире» (август 2013), а также участвовал в концертах. Наиболее ярким из них стал сольный концерт 21 августа 2013 года в аудиториуме Педротти (Пезаро), поклонники сохранили запись и мы можем услышать полную аудио-дорожку в YouTube [1].

«Оперный фестиваль Россини» (Rossini Opera Festival) – член Европейской ассоциации фестивалей, один из крупнейших музыкальных фестивалей в Европе, созданный в 1980 году, проходит при поддержке Министерства культуры Италии в Пезаро, на родине Россини, и считается органом, ответственным за восстановление и возрождение произведений Джоакино Россини, неотъемлемой части итальянского культурного наследия. Основными сценическими площадками фестиваля в Пезаро являются Театр Россини, арена Vitrifrigo Arena и театр имени Олимпии Пелисье (второй жены Дж. Россини). Фестиваль привлекает к сотрудничеству известнейших мировых певцов, таких как Мэрилин Хорн, Монсеррат Кабалье, Хуан Диего Флорес. Хуан Диего Флорес, признанный в мире блестящий исполнитель стиля бельканто, колоратурной техники, с начала 2022 года стал художественным руководителем этого фестиваля, а до этого, начиная с 1996 года, был неразрывно почти ежегодно связан с ним, исполнив в Пезаро год за годом 15 ведущих партий в операх Россини. Фестивальный дебют Ши Ицзе 2008 года был столь великолепен, что в 2009 году его пригласили наравне с Хуаном Диего Флоресом на исполнение ведущей партии (Флорес пел ведущую партию в другой опере), а в 2010 и 2011 году Флорес и вовсе не участвовал в фестивале, фактически руководство фестиваля пригласило Ши Ицзе в те годы на ведущие партии, сочтя исполнительский уровень этого молодого певца достойным стать в один ряд с искусством такого великого тенора, как Флорес.

Так Ши Ицзе, выступая на «Оперном фестивале Россини», имеющем большое международное значение, получил широкую европейскую известность как блестящий исполнитель стиля «великой троицы бельканто» – Россини, Беллини и Доницетти. Фактически эти выступления стали негласным признанием Ши Ицзе мировой оперной общественностью некой «заменой» Флоресу, если можно так сказать, «представителем следующего поколения» (Флорес старше Ши Ицзе на 10 лет). С этого фестиваля в 2008 году началась звёздная международная карьера Ши Ицзе.

С 2008 года Ши Ицзе начал получать приглашения на контракты в оперные театры и на фестивали Европы, а затем и мира (США, Россия, Чили и т.д.).

В мае (23, 25) 2008 года Ши Ицзе был приглашён на Оперный фестиваль в городе Ла-Корунья (Испания), где он спел партию Бельмонте в опере В. А. Моцарта «Похищение из Сераля».

В июне (20, 22, 25, 27, 29) 2008 года в оперном театре Венеции (Италия) «Ла Фениче» Ши Ицзе спел партию Гондольера в опере Бенджамина Бриттена «Смерть в Венеции» под руководством известного итальянского дирижёра Бруно Бартолетти (Bruno Bartoletti) и итальянского театрального режиссёра Пьера Луиджи Пицци.

В сентябре (14, 16, 18, 20, 23) 2008 года в оперном театре Венеции «Ла Фениче» Ши Ицзе выступил в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов», где он исполнил партию Юродивого под управлением израильского дирижёра Элиаху Инбала. В состав вошли известные исполнители из разных стран: бас из Италии Ферру́ччо Фурлане́тто (Борис Годунов), меццо-сопрано из Германии Анника Кашенц (Фёдор, сын Бориса), сопрано из Италии Франческа Сассу (Ксения, дочь Бориса), меццо-сопрано из России Александра Дурсенёва (няня Ксении), тенор Ян Стори из Англии (самозванец Григорий) и другие.

В декабре (15, 17, 19, 21) 2008 года в оперном театре Бильбао (Испания) Ши Ицзе исполнил роль Графа Либенскофа в опере Дж. Россини «Путешествие в Реймс».

В январе (20, 21, 23, 25, 27, 29, 31) 2009 года в оперном театре Венеции «Ла Фениче» Ши Ицзе спел партию Викторина в опере Э. Корнгольда «Мёртвый город» под руководством дирижёра Элиаху Инбала и режиссёра Пьера Луиджи Пицци. Состав исполнителей: тенор Стефан Винке (Stefan Vinke, Пауль), сопрано Сольвейг Кринглботн (Solveig Kringlebotn, Мариетта/Призрак Мари), баритон Штефан Генц (Stephan Genz, Франк/Фриц), меццо-сопарно Криста Майер (Christa Mayer, Бригитта), колоратурное сопрано Элеонора Маргет (Eleonore Marguerre, Джульетта), меццо-сопрано Джулия Эш (Julia Oesch, Люсьена) и др.

В августе 2009 года в Пезаро (Италия) Ши Ицзе принял участие в Россиниевском оперном фестивале, где он 11, 14, 17, 19 августа исполнил главную партию – Графа Ори в опере Дж. Россини «Граф Ори» под руководством дирижёра Паоло Кариньяни (Paolo Carignani) и режиссёра Луиса Паскаля (Lluís Pasqual). Состав исполнителей: бас-баритон Лоренцо Регаццо (гувернёр), меццо-сопрано Лаура Порчелли (Изолье, паж), баритон Роберто Де Кандия (Рембо, друг графа Ори), сопрано Мария Хосе Морено (Графиня Формутье) и др.

В октябре (22, 23, 25, 26, 27, 29, 21) 2009 года в оперном театре города Кальяри (Италия) Ши Ицзе спел партию Неморино в опере Г. Доницетти «Любовный напиток».

В декабре (6, 9, 11, 13, 16, 18, 20) 2009 года в оперном театре Венеции «Ла Фениче» Ши Ицзе спел партию Цтирада в опере чешского композитора Яначека Леоша «Шарка» под управлением дирижёра Бруно Бартолетти. Либретто к опере написал чешский поэт и драматург Юлиус Зейер. Он взял за основу легенду о Девичьей войне из первой исторической хроники на чешском языке – «Далимиловой хроники».

Действие происходит в VI веке, в период перехода чешских племён от матриархата к патриархальному строю. Внезапно умирает правительница по имени Либуше. При её правлении женщины занимали мужские должности, участвовали в решении важнейших государственных дел, и даже владели мечом. После смерти Либуше власть переходит в руки мужчин. Правителем племени становится муж Либуше – Пржемысл. Женщины – воины приходят в склеп проститься с правительницей Либуше, среди них девушка Шарка. Цтирад, охраняющий гробницу Либуше, прогоняет женщин из склепа. В ответ – женщины клянутся отомстить ему. Шарка придумывает ловушку для Цтирада. Женщины привязывают Шарку, обезоруженную, к дереву. Цтирад, увидев Шарку, освобождает её. Они влюбляются друг в друга. Когда Цтирад засыпает, Шарка, в его объятиях, вспоминает о своей клятве мести и трубит в рог, тем самым призывая своих амазонок. Женщины убивают спящего Цтирада. Тело Цтирада сгорает на погребальном костре. Шарка, убитая горем, бросается в огонь и сгорает вместе с ним. В финале оперы звучит хор – народ оплакивает горькую участь молодых влюблённых.

В феврале (21, 24, 26, 28) 2010 года в Опере Лозанны в Швейцарии Ши Ицзе спел партию Яго в опере Дж. Россини «Отелло».

В августе (10, 13, 16, 19) 2010 года в Пезаро (Италия) Ши Ицзе пел в Россиниевском оперном фестивале, где он исполнил партию Эвмена (Деметрий-старший, Царь Сирии, отец Сивена-Деметрия-младшего) в опере «Деметрий и Полибий» под управлением дирижёра Коррадо Ровариса (Corrado Rovaris). Режиссёр постановки – Давиде Ливерморе (Davide Livermore).

17 ноября 2010 года в Лондоне (Великобритания) в концертном зале «Сент-Джонс на Смит-сквер» Ши Ицзе в сопровождении британского пианиста Саймона Леппера (Simon Lepper) спел сольный концерт в рамках серии вокальных концертов «Rosenblatt Recitals». Основателем «Rosenblatt Recitals» стал известный юрист и меценат Ян Розенблатт (Ian Rosenblatt). Он организовал более 200 концертов, в которых приняли участие певцы международного уровня: тенора Хуан Диего Флорес (Juan Diego Flórez), Брайан Хаймал (Bryan Hymel), баритоны Карлос Айварес (Carlos Álvarez), Лео Нуччи (Leo Nucci), сопрано Аида Гарифуллина и другие. Наряду со звёздами мировой оперы был приглашён и Ши Ицзе. На концерте он исполнил арии зарубежных композиторов и китайские песни: арию Рудольфа «Che gelida manina» из оп. Дж. Пуччини «Богема», арию Федерико «E la solita storia» из оп. Ф. Чилеа «Арлезианка», «Я живу у истока реки Янцзы» (我住长江头) Цин Цуи (青主) на стихи Ли Чжи (李以智), а также арии из опер Дж. Верди, Дж. Россини, Ш. Гуно, В. Моцарта.

В зимний сезон (28, 30 января, 1 февраля) 2011 года в Муниципальном оперном театре города Пьяченца (Италия) Ши Ицзе выступил в опере Дж. Россини «Золушка». Где исполнил партию Рамиро, принца Салермо.

Из изложенного материала видно, что в 2008-2010 годах выступления Ши Ицзе достигали до 30 выступлений в год. С годами количество его выступлений стало быстро увеличиваться и на сегодня он имеет по 40-50 выступлений.

С 2012 года Ши Ицзе начал выпускать свои первые альбомы с записями.

В 2012 году в Японии Ши Ицзе выпустил свой первый альбом «Знаменитые оперные арии», который был записан в сотрудничестве с японским дирижёром Тихиро Хазаси (Chihiro Hazashi) и симфоническим оркестром Словацкого национального радио. В альбом вошли популярные арии из зарубежных опер: ария Марио Каварадосси «E luvcevan le stelle» (Дж. Пуччини «Тоска»), ария Рудольфа «Che gelida manina» (Дж. Пуччини «Богема»), ария Пинкертона «Addio fiorito asil» (Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй»), ария Калафа «Nessun dorma» ( Дж. Пуччини «Турандот»), ария Герцога «La donna e mobile» (Дж. Верди «Риголетто»), плач Федерико «È la solita storia» (Фр. Чилеа «Арлезианка»), ария Фауста «Salut de meure chaste et pure» (Ш. Гуно «Фауст») и др.

В феврале (17, 19, 21, 23, 25) 2012 года в Национальной опере Лотарингии в городе Нанси (Франция) Ши Ицзе спел партию Линдоро в опере Дж. Россини «Итальянка в Алжире».

В мае (10, 12, 13, 15, 16, 18, 19 мая) 2012 года в Муниципальном театре Болоньи (Италия) Ши Ицзе спел партию Линдоро в опере Дж. Россини «Итальянка в Алжире» под управлением дирижёра Паоло Олми (Paolo Olmi). Режиссёры постановки: Франческо Эспозито (Francesco Esposito) и Джанни Маррас (Gianni Marras).

В июне (15, 16, 21, 23) 2012 года в Национальном оперном театре Чили (Южная Америка) Ши Ицзе исполнил роль Дженнаро в опере Г. Доницетти «Лукреция Борджиа».

В декабре (12, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 23, 27, 29, 31) 2012 года во Фламандской опере в Антверпене (Бельгия) Ши Ицзе исполнил партию Тамино в опере В. А. Моцарта «Волшебная флейта».

21 августа 2013 года в Пезаро (Италия) в аудиториуме Педротти Ши Ицзе спел сольный концерт в рамках Россиниевского фестиваля. В программу концерта вошли песни из сборника «Музыкальные вечера» Дж. Россини – «La promessa», «L`orgia»; сложнейшие арии из опер Дж. Россини и других зарубежных композиторов: ария Графа «Que les destins prospères» из оп. «Граф Ори», ария принца Рамиро из оп. «Золушка» Дж. Россини, плач Федерико из оп. «Арлезианка» Фр. Чилеа, ария Фауста «Salut! Demeure» из оп. «Фауст» Ш. Гуно, ария Фердинанда «Spirto gentil» из оп. «Фаворитка» Г. Доницетти. На бис Ши Ицзе спел 2 китайские песни – «Я живу у истока реки Янцзы» (我住长江头) Цин Цуи (青主) на стихи Ли Чжи (李以智), «Стихи о воспоминании о любви» Лю Сюань (刘雪庵) на стихи Цао Сюэцинь (曹雪芹), и «Non t'amo più» композитора Ф. П. Тости. [1]

В октябре (13, 15, 25, 30) 2013 года в оперном театре Венеции «Ла Фениче» Ши Ицзе исполнил партию Неморино в опере Г. Доницетти «Любовный напиток». Он вошёл в состав под руководством итальянского дирижёра Стефано Монтанари вместе с такими исполнителями, как Ирина Дубровская (Адина), Омар Монтанари (Дулькамара, странствующий лекарь), Арианна Донаделли (Джаннетта, подруга Адины) и Марко Филиппо Романо (Белькоре, сержант).

В феврале (6, 9, 11, 14, 16, 19) 2014 года в Théâtre du Capitole в Тулузе (Франция) Ши Ицзе спел партию Фердинанда в опере Доницетти «Фаворитка» под управлением итальянского дирижёра Антонелло Аллеманди и французского режиссёра Винсент Буссард. Исполнители: Кейт Олдрич (Леонора ди Гусман), Мари-Бенедикт Суке (Инесса), Людовик Тезье (Альфонс XI), Джованни Фурланетто (Балтазар), Ален Габриэль (Дон Гаспар).

В ноябре и декабре (29 ноября, 2, 4, 7, 9, 12 декабря) 2014 года в Муниципальном театре Флоренции (Италия) Ши Ицзе исполнил партию Фентона в опере Верди «Фальстаф» под управлением известного дирижёра Зубин Мета. Режиссёр постановки: Лука Ронкони. Исполнители: Амброджо Маэстри (Фальстаф), Роберто Де Кандия (Фальстаф и Форд), Алессандро Лонго (Форд), Ева Мей (Миссис Алиса Форд), Екатерина Садовникова (Нанетта) и др.

10 сентября 2016 года в Оперном театре Сан-Франциско (США) Ши Ицзе выступил в роли Бао Ю в мировой премьере оперы «Сон в красной палате» американского композитора китайского происхождения Брайта Шенга (Bright Sheng, 盛宗亮), либретто Шенга и Дэвида Генри Хванга. «Сон в красной палате» - англоязычная опера в двух действиях, основана на одноименном классическом романе XVIII века китайского автора Цао Сюэцинь. В премьерном показе выступил следующий состав артистов: актёр Рэндалл Накано (Randall Nakano, Монах / Мечтатель), сопрано Пуреум Джо (Pureum Jo, Цветок / Дай Ю), сопрано Карен Чиа-лин Хо (Karen Chia-ling Ho, Принцесса Цзя), контральто Цюлин Чжан (Qiulin Zhang, бабушка Цзя) меццо-сопрано Ирен Робертс (Irene Roberts, Бао Чай), Хёна Ким (Hyona Kim, Леди Ван).

В летний сезон (22, 23, 25, 26, 28, 29 июня, 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13 июля) 2018 года в Teatro Real (Королевский театр) в Мадриде (Испания) Ши Ицзе спел партию Артуро в оп. Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» под управлением израильского дирижёра Дэниэла Орена (Daniel Oren) и американского режиссёра Дэвида Элдена (David Alden). Исполнители: Венера Гимадиева, Лизетт Оропеса (Лючия ди Ламмермур), Артур Ручиньски, Симоне Пьяццола (Энрико), Хавьер Камарена, Исмаэль Жорди (Эдгардо), Марина Пинчук (Алиса), Роберто Тальявини, Марко Мимика (Раймондо), Алехандро дель Сьерро (Норманн).

В декабре (20, 22) 2018 года в Большом театре России Ши Ицзе спел одну из сложнейших партий музыкального репертуара – Эрнесто в опере Г. Доницетти «Дон Паскуале» под управлением польского дирижёра Михал Клауза. Режиссёр – Тимофей Кулябин. Состав исполнителей: Джованни Фурланетто (Дон Паскуале), Игорь Головатенко (Доктор Малатеста), Гузель Шарипова (Норина), Александр Уткин (Карлотто).

В летнем сезоне (22, 25, 28, 30 июня, 3, 6 июля) 2019 года во Дворце искусств королевы Софии в Валенсии (Испания) Ши Ицзе спел партию Эдгардо в опере Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» под управлением известного итальянского дирижёра Роберто Аббадо (Roberto Abbado) и монегасского оперного режиссёра-постановщика Жан-Луи Гринда (Jean-Louis Grinda). Это была совместная постановка Монте-Карло Оперы и Нового национального театра Токио. Состав исполнителей: Джессика Пратт (Лючия), Алессандро Луонго (Энрико), Александр Виноградов (Раймондо), Ксабье Андуага (Артуро), Ольга Синякова (Алиса), Алехандро дель Серро (Норманн).

В ноябре (19, 21, 23 ноября) 2019 года в Опера-де-Тенерифе (Ópera de Tenerife, Испания) Ши Ицзе выступил в роли Герцога в опере Дж. Верди «Риголетто» под руководством дирижёра Джузеппе Финци (Giuseppe Finzi) и режиссёра Марио Понтиджиа (Mario Pontiggia). Исполнители: баритон Кансино Луис (Cansino Luis), сопрано (Leonor Bonilla), бас-баритон Симон Орфила (Simón Orfila), меццо-сопрано Гваделупе Баррьентос (Guadalupe Barrientos), баритон Джанни Джуга (Gianni Giuga).

В период пандемии коронавируса во многих странах мира были отменены спектакли и контракты по ним на 2020-2021 годы, а также в связи с запретом авиаперелётов Ши Ицзе в этот период находился в Китае. Он потерял запланированные выступления на 30 июня 2020 года в Венской государственной опере (Австрия) в партии Фентона в опере Джузеппе Верди «Фальстаф» (режиссёр Дэвид Маквикар, дирижёры Дэниел Хардинг и Зубин Мета) и на 20-28 июля 2020 года в Муниципальном театре Сантьяго (Чили) в партии Эдгардо в опере Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (дирижёр Роберто Рицци-Бриньоли, режиссёр Стефано Визиоли). На 2022 год были запланированы его гастроли в Европу и США, которые Ши Ицзе также был вынужден отменить в связи с эпидемиологической ситуацией в Китае. Были отменены в летний сезон: с 14 июня по июля 2022 года его выступление в Военном мемориальном оперном театре в Сан-Франциско (США) в опере Брайта Шенга «Сон о красной палате», где он должен был спеть роль Бао Юя, с 22 по 30 июля 2022 года в Оперном театре Сан-Карло в Неаполе (Италия) выступление в роли Альфреда Жермона (Дж. Верди «Травиата») под руководством дирижёра Франческо Иван Чампа (Francesco Ivan Ciampa) и режиссёра Ферзана Озпетека (Ferzan Özpetek).

И лишь осенью 2022 года возобновилась европейская гастрольная жизнь для Ши Ицзе, в ноябре (20, 22,23,25 ноября) 2022 года в Марсельской опере (Франция) он спел партию Карла VII в опере Дж. Верди «Жанна д’Арк» под управлением дирижёра Роберто Рицци Бриньоли (Roberto Rizzi Brignoli).

Таким образом, период пандемии лишил певца двух с половиной лет активной международной исполнительской деятельности. Однако этот же период стал поистине временем расцвета его исполнительской и педагогической деятельности в Китае. Если в период с 2008 по 2019 год Ши Ицзе плотно занимался своей международной карьерой, находясь большую часть времени за рубежом, то со временем он стал осознавать и принимать, как свою судьбу, важность работы в родной стране. Своими выступлениями в опере, многочисленными концертами и записями дисков, а также статьями в СМИ и научных изданиях он целеустремлённо популяризирует не только оперную и классическую музыку, но и китайскую народную и современную музыку. 17 февраля 2021 года в своей статье «Слушая красоту восточной музыки» в «Народной газете» («人民日报») Ши Ицзе написал: «Китайские песни, романсы современных композиторов позволяют зрителям во всем мире воспринимать и осознавать красоту сущности китайской культуры. Вместе с концертмейстером пианисткой Чэнь Са мы провели концерты китайских песен, романсов современных композиторов во многих городах и почувствовали искреннюю любовь зрителей. Я с нетерпением жду того, чтобы китайские песни были представлены во всех уголках мира, чтобы публика там слушала голоса «китайского Шуберта», «китайского Шумана» и «китайского Брамса», чтобы услышать красоту Востока от китайского музыкального искусства.» [22]. Безусловно, международная карьера Ши Ицзе находится в расцвете, возможно, певец ещё даже не достиг пика своего творчества, но уже сейчас он поистине является достоянием мирового искусства и гордостью Китая, внося огромный вклад в развитие музыкальной культуры своей Родины.

Став звездой Россиниевского фестиваля в 2008 году, Ши Ицзе в кратчайшие сроки получил широкую известность в Европе. Это не осталось незамеченным в Китае.

В 2010 году Ши Ицзе был приглашён на Пекинский международный музыкальный фестиваль для участия в мировой премьере оперы Е Сяогана «Прощание» («咏别»), где он исполнил главную партию – Тан Линьшэна (唐麟声) – в Национальном театре Пекина. Это было первое выступление Ши Ицзе на сцене Национального театра Пекина и первое выступление в театре в Китае, оно прошло с огромным успехом.

После этого выступления началось тесное сотрудничество Ши Ицзе с Е Сяоганом, в дальнейшем певец стал первым исполнителем многих произведений этого композитора. 24 сентября 2011 года на сцене Национального театра Пекина Ши Ицзе спел в мировой премьере оратории Е Сяогана «Дорога в Республику» (The Road To The Republic), которая была написана композитором в честь 100-летия Китайской революции 1911года.

24 февраля 2013 года в Шанхайском оперном театре Ши Ицзе спел партию Герцога в концертном исполнении оперы Дж. Верди «Риголетто» в сотрудничестве с Шанхайским симфоническим оркестром под управлением дирижёра Чжан Цземинь (张洁敏).

В марте (29,30) 2013 года в Шанхайском оперном театре Ши Ицзе дебютировал в роли Не Эра в мюзикле «Песня страны» композитора Ли Жуйсяна (李瑞祥).

19 и 21 сентября 2014 года в Национальном театре Пекина Ши Ицзе спел главную партию в концертном исполнении оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль».

31 марта 2014 года лейбл «Naxos Records» выпустил CD-диск с участием Ши Ицзе, где он спел вокальный цикл Е Сяогана «4 Poems of Lingnan, Op. 62» с симфоническим оркестром Макао (специальный административный район КНР) под руководством дирижёра Люй Цзя (吕嘉). Цикл состоит из 4 номеров: «Bidding Farewell To A Friend To The South Of The Five Ridges», «The Best For Huizhou», «Bidding Farewell To Li Meizhou» и «Ascending The Zhenhai Tower At Chongyang Day».

13 августа 2015 года, в день празднования 78-й годовщины битвы при Сонгху, в провинции Юньнань в составе Шанхайского оперного театра Ши Ицзе исполнил главную роль Не Эра в мюзикле Ли Жуйсяна (李瑞祥) «Песня страны». С 14 по 24 августа 2015 года состоялся 11-дневный гастрольный тур «Sing the National Anthem. Love Me China» этого мюзикла с участием Ши Ицзе в пяти городах – Куньмин (昆明), Юси (玉溪), Чунсюн (楚雄), Дали (大理), Лицзян (丽江).

28 декабря 2015 года Шанхайском оперном театре Ши Ицзе выступил в «Новогоднем концерте Шанхайской консерватории музыки – 2016» под управлением дирижёра Чэнь Сиян (陈燮阳). В концерте приняли участие выдающиеся музыканты: меццо-сопрано Ян Гуан (杨光), скрипач Чэнь Цзяи (陈家怡), исполнительница на эрху (эрху – это старинный китайский смычковый муз. инструмент) Лу Ивэнь (陆轶文) и другие.

26 декабря 2016 года, в честь 123-й годовщины со дня рождения председателя Мао Цзэдуна, Центральная радиостанция Китая выпустила запись песни «Water Tune Song Head. Swimming» («水调歌头 ·游泳») с участием Ши Ицзе и сопрано Ян Шугуан (杨曙光). Эта песня была написана композитором Ван Цзяси (王嘉实) на стихи Мао Цзэдуна, созданные в 1956 г.

В январе 2017 года в Национальном театре Пекина Ши Ицзе спел партию Графа Камилла де Росильон в премьерной постановке оперетты Фр. Легара «Весёлая вдова» под руководством австрийского дирижёра Томаса Люснера. Режиссёр: Уго де Ана. В состав исполнителей вошли выдающиеся китайские и иностранные певцы: сопрано Сун Юаньмин, тенор Паоло Фанале, баритон Пол Армин Эдельманн, сопрано Сара Чжай Штраус, сопрано Мария Мудрак.

11 мая 2018 года в Шанхае в Концертном зале исполнительских искусств (зал Шанхайского симфонического оркестра) Ши Ицзе в сотрудничестве с итальянским пианистом Джанни Фабрини (Gianni Fabrini) спел сольный концерт. Программа концерта: плач Федерико из оп. Фр. Чилеа «Арлезианка», ария Герцога из оп. Дж. Верди «Риголетто», ария Тонио из оп. Г. Доницетти «Дочь полка», ария Эдгардо из оп. Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур», романс Лионеля из оп. Ф. фон Флотова «Марта», «Тоска по дому» (思乡) Хуан Цзы (黄自) на слова Вэй Ханьчжан, «Три желанья роз» (玫瑰三愿 ) Хуан Цзы, «Я живу у истока реки Янцзы» (我住长江头) Цин Цуи (青主) на слова Ли Чжи (李以智).

В ноябре (16, 23) 2018 года Ши Ицзе был приглашён на Хунаньское телевидение работать в жюри в вокальном телешоу молодых талантов «Звуки в сердцах» («Sound into the Heart», «声入人心»), а в апреле 2019 года он выступил на этом телешоу, исполнив сложнейшую арию Тонио из оперы Г. Доницетти «Дочь полка». Состав жюри телепроекта «Звуки в сердцах»: баритон Ляо Чанъюн (廖昌永), эстрадная певица Шан Вэньцзе (尚雯婕) и эстрадный певец, актёр кино и телеведущий Лю Сяньхуа (刘宪华). В шоу принимают участие молодые юноши. Ши Ицзе считает, что телешоу «Звуки в сердцах» оказало огромное влияние в популяризации оперной и классической музыки среди молодёжи. После выхода на телевидении вокального шоу «Звуки в сердцах» Ши Изце отметил, что интерес к опере значительно увеличился, и среди зрителей оперного театра стало больше молодых людей. [6]

Кроме того, Ши Ицзе является популярным исполнителем китайской музыки, он записал более 10 дисков: «Белоснежный» («雪花白», 2017 г.), «Лунный свет рядом, луна далеко» («月光近月亮远», 2018 г.), «Бадалин смотрит на Китай» («八达岭上望中国»,2020 г.) и др. В репертуар Ши Ицзе вошли такие песни, как «Цветок не цветок» (花非花), «Тоска по дому» (思乡) композитора Хуан Цзы (黄自) на слова Вэй Ханьчжан (张伟汉), Три желанья роз. (玫瑰三愿 ) Хуан Цзы, «Ностальгическая песня» Хуан Юнси (黄永熙) на слова Мао Юя (毛羽), «Плачущие скопы» (关雎) Чжао Цзиньпина (赵季平), «Научи меня не скучать по ней» (教我如何不想他) Чжао Юаньжэнь (赵元任) на слова Лю Банонга (刘半农), «Я люблю тебя, Китай» (我爱你中国) Цюй Конга.

Ши Ицзе поёт в значимых концертах Китая, получая приглашения от своего бывшего наставника Вэй Суна – ныне всемирно известного тенора, художественного руководителя Шанхайского оперного театра, вице-председателя музыкальной ассоциации Шанхая.

В 2020 году в Оперном зале Шанхайского Центра восточных искусств (在上海东方艺术中心) состоялся один из ярких концертов «Наследство» (“传承”), организованный Вэй Суном. Ши Ицзе пел наряду с такими тенорами, как Хань Пэн, Юй Хаолей под аккомпанемент симфонического оркестра Шанхайской оперы под управлением всемирно известного дирижёра Линь Юшэн (林友声).

В апреле (с 5 по 11 апреля) 2021 года в Национальном театре Пекина Ши Ицзе исполнил партию Альфреда в опере Дж. Верди «Травиата» под руководством дирижёра Ю Лонга (余隆). Ши Ицзе пел на одной сцене с известнейшими певцами в Китае – Чжан Липин (Виолетта) и Ляо Чанъюн (Жорж Жермон). Для Ши Ицзе это был первый выход на сцену в опере после продолжительного перерыва в связи с отменами спектаклей во время пандемии коронавируса.

Помимо исполнительской работы Ши Ицзе ведёт в Китае и педагогическую деятельность. Он работает в должности профессора музыкального института Хунаньского педагогического университета. Будучи педагогом, он проводит мастер-классы в университетах, консерваториях и оперных театрах Китая и других странах мира: например, в 2017 году он провёл мастер-класс Национальном оперном театре Чили (Южная Америка), Уханьской консерватории музыки (провинция Хубэй), в 2021 году – в городе Шэньчжэнь в рамках летней школы обучения вокалистов «III –й сезон вокальной музыки в Шэньчжэне».

23 июня 2022 года в Большом театре города Пиншань (провинция Гуандун) состоялся мастер-класс Ши Ицзе, что предоставило редкую возможность для обучения молодых певцов и поспособствовало развитию культурных ресурсов в Пиншане.

В ноябре 2022 года в Большом театре города Пиншань Ши Ицзе организовал и спел концерт «Опираясь на камень, чтобы послушать звук | Доверься любви – Концерт итальянской народной музыки» («倚石听声|爱的倾诉——意大利民谣⾳乐会»). Ши Ицзе, стремясь передать аутентичность итальянской музыки, пригласил для участия в концерте гитариста Лю Сяньцзи (刘宪绩) и аккордеониста Лю Чжао (刘昭), а также пианистку Вэнь Мин (文茗). На концерте Ши Ицзе исполнил такие песни, как «Parlami d'amore, Mariu!» Ч. Биксио на слова Э. Нери, «La canzone dell'amore» Ч. Биксио, «A Vucchella» Ф. Тости на слова Габриэле Д'Аннунцио, «Parla più piano» Н. Рота, «Chitarra Romana» Э. ди Ладзаро, «Musica proibita» С. Гастальдона на слова Флик-Флока, «L'ultima canzone» Ф. Тости на слова Ф. Чиммино, «L'alba sepàra dalla luce l'ombra» Ф. Тости, «Vaghissima Sembianza» С. Донауди, «Champagne» Д. ди Франча, «Mamma» Ч. Биксио на слова Б. Керубини, «Mattinata» Р. Леонкавалло.

21 ноября 2022 года в Центре культуры и искусства Гуанмин (провинция Гуандун) состоялась церемония назначения консультанта по культуре района Гуанмин, в ходе которой консультантом по культуре района Гуанмин был назначен Ши Ицзе. [4]

В рамках этой церемонии состоялся сольный концерт Ши Ицзе в сотрудничестве с пианисткой Чен Са (陈萨). В концерте прозвучали китайские произведения из таких CD – альбомов Ши Ицзе, как «Три желания роз» («玫瑰三愿»), «Научи меня не скучать по ней» («教我如何不想她»), «Pursuit» («追寻»), «Shi Yijie and Chen Sa Chinese Art Songs» («石倚洁与陈萨中国艺术歌曲»). Эти альбомы посвящены известным китайским композиторам – Дин Шанде (丁善德), Лу Цайи (陆在易) и Чжао Цзиньпин (赵季平).

Административное назначение на должность консультанта по культуре района Гуанмин, безусловно, позволит Ши Ицзе проводить в жизнь своё понимание развития музыкальной культуры и образования в Китае. Об этом развитии он в 2021 году говорил в журнале «Искусство пения» в своей статье «Планирование карьеры молодых актеров — на примере пути развития зарубежных талантов вокальной музыки», освещая вопросы целеполагания обучения вокалу, характеризуя особенности обучения в Италии и работы европейских оперных певцов по разовым и зарплатным контрактам, уделяя внимание в итоге большому разрыву между окончанием профессионального этапа обучения и выходом на оперную сцену и показывая выход из этой ситуации в улучшении образовательной программы путём включения в процесс работы пианистов-коучей, способных подготовить первые партии с начинающими оперными певцами. «На самом деле в нашей стране… не хватает концертмейстеров-коучей, понимающих в опере, сейчас эта специальность есть в школах, но ее далеко не достаточно. Выпускники по специальности европейского направления фортепианного искусства не могут называть себя «оперными концертмейстерами-коучами» сразу после выпуска из учебного заведения. После окончания вуза им нужно поработать концертмейстерами в театре не менее 5-10 лет, прежде чем они смогут стать настоящими оперными концертмейстерами. Квалифицированный концертмейстер-коуч должен не только указывать певцу на основные музыкальные проблемы, такие как правильный нотный текст и ритмическая точность, но и быть хорошо знакомым с методом вокализации певца, он может прямо указать на проблему вокализации певца и помочь певцу расти, разносторонне развиваться. Оперные концертмейстеры-коучи должны не только хорошо владеть итальянским, немецким и французским языками, но и уметь своевременно указывать на ошибки в языке и чувстве речи певца, уметь справляться с различиями музыкальных стилей разных эпох». [23] Глубокое знание Ши Ицзе всего процесса подготовки оперных исполнителей, безусловно, гарантирует, что его консультативная деятельность принесёт китайскому вокальному профессиональному образованию огромную пользу.

В 2022 году в Центре культуры и искусства Гуанмин Ши Ицзе и пианистка Чен Са записали альбом «Chinese Art Songs II», который был выпущен 16 декабря 2022 года известным британским лейблом звукозаписи «Decca Classics» («Universal Music Group») совместно с «Shenzhen OCT Cultural and Sports Industry Management Co., Ltd». Альбом финансировался специальным фондом развития рекламы и культуры в районе Гуанмин. В альбом вошло всего 17 китайских песен, написанные известными китайскими композиторами – Дин Шанде, Лу Цайи, Чжао Цзиньпин и др. Заглавная песня альбома – «Я люблю эту землю» («我爱这土地») композитора Лу Цайи на стихи Ай Цин (艾青), была выпущена в качестве первого «сингла» 9 декабря. О выборе главной песни альбома Ши Ицзе прокомментировал так: «Прошло 20 лет с тех пор, как я впервые уехал за границу в 2002 году. Только тогда, когда я покинул свой родной город, я ощутил, насколько сильна моя любовь к моему родному городу, моей Родине и моей матери. Когда я пою, я чувствую эту любовь глубоко в моём сердце. Я люблю эту землю». [6]

Как исполнитель, Ши Ицзе, несомненно, ещё подарит публике много новых концертов и незабываемых оперных образов, у него впереди много достижений, которые оставят неизгладимый след в мировом музыкальном искусстве. Он блестяще поёт сложнейшие партии Россини, Беллини, Доницетти, Моцарта, создаёт на китайской сцене новые образы в мировых оперных премьерах. Своими блестящими исполнительскими достижениями он внёс неоценимый вклад в музыкальное искусство и культуру Китая. И уже сегодня та часть его наследия, которым он одарил мир, делает его не просто одним из великолепных певцов современности. Ши Ицзе – редчайшее явление в оперном искусстве, его мастерство и голос, его популярность за историю оперы конца ХХ - начала ХХI века фактически уже поставили имя этого замечательного певца в один ряд с великими именами Лучано Паваротти, Хуана Диего Флореса, по праву определяя место этого 40-летнего певца в мировом искусстве.

Заключение

Изучая жизнь и творчество Ши Ицзе, восхищаясь его искусством и совершенством владения голосом, иностранными языками, можно с уверенностью сказать, что Ши Ицзе на сегодняшний день самый выдающийся тенор Китая XXI века.

Его зарубежная карьера, головокружительный профессиональный успех и невероятная популярность стали возможными благодаря его личностным качествам – трудолюбию, фанатической преданности искусству, любви к пению и неиссякаемой вере в себя. Эти личностные качества и истинный талант позволили ему стать суперуспешной звездой мировой оперной сцены и принесли заслуженный успех на Родине. Сегодня, пройдя путь от китайского сельского подростка до известного в Европе и мире россиниевского тенора, Ши Ицзе живёт в Китае, но ежегодно в течение примерно полугода гастролирует за границей.

В интервью газете «The paper» Ши Ицзе отмечает, что отечественный оперный рынок становится все лучше и лучше. Национальный центр исполнительских искусств Пекина вошёл в число 50 лучших оперных театров мира, репертуар театра – лучшее мировое классическое оперное наследие. Ши Ицзе считает, что в Китае постановка опер не хуже, чем в Европе, и в принципе находится на том же уровне, потому что постановочные группы, приглашенные в Китай, тоже европейские. В интервью Ши Ицзе отмечает, что «иностранные друзья очень завидуют, когда видят это, и думают, что будущее оперы – в Китае» [5].

Недавнее назначение Ши Ицзе на должность заместителя ректора Хунаньского педагогического университета, безусловно, позволит ему реализовать в жизнь свои идеи о развитии профессионального образования в Китае. Это назначение показывает высокое признание страной заслуг Ши Ицзе. Также его заслуги были отмечены 4 мая 2022 года – он был отмечен как один из десяти выдающихся молодых людей 2021 года муниципалитетом Шэньчжэнь провинции Гуандун.

Исследование певческой деятельности Ши Ицзе с его уникальным россиниевским репертуаром как мирового исполнителя, обладающего вокальным мастерством высочайшего уровня, с точки зрения важности этого фактора для его мировой карьеры, и как исполнителя китайской народной и современной вокальной музыки – с целью исследования масштаба его творческого вклада как певца и деятеля искусств КНР, уже сегодня определяющего его место в мире музыкальной культуры, позволит имени этого великого мастера занять достойное место в истории вокального искусства.

Список литературы

  1. Аудио-дорожка сольного концерта Ши Ицзе 21 августа 2013 года в аудиториуме Педротти (Пезаро). – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=kwXQ_yL_4jc. (дата обращения: 20.11.2022).
  2. Борзенко Виктор. Большой театр пригласил солиста из Шанхая. Статья от 15.12.2018. Официальный сайт ООО «Театрал Медиа Групп». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://teatral-online.ru/news/23188/ (дата обращения: 02.12.2021).
  3. Интернет – платформа «Newsmuz. com». Перуанский тенор Хуан Диего Флорес назначен новым художественным руководителем оперного фестиваля Россини в Пезаро (ROF). Новость от 01.12.2021 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://newsmuz.com/news/classic/tenor-huan-diego-flores-stal-hudrukom-festivalya-rossini-v-pezaro-46948 (дата обращения: 20.11.2022). На ит. яз.
  4. Лин Яньцзюнь. Ши Ицзе был нанят в качестве консультанта по культуре в районе Гуанмин. Китайская газета «Bao'an Daily». Статья от 22 ноября 2022 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://barb.sznews.com/PC/content/202211/22/content_1283723.html (дата обращения: 30.11.2022). На кит. яз.
  5. Ляо Ян. «新青年|石倚洁:从农村少年到欧洲最活跃的罗西尼男高音» (Новый молодежный исполнитель Ши Ицзе: От сельского подростка до самого активного тенора Россини в Европе), ( Статья. Газета «The paper»), 2019, 15 мая. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_3450418 (дата обращения: 25.02.2022). На кит. яз.
  6. Онлайн – платформа WeChat. Новый альбом Shi Yijie x Chen Sa "Chinese Art Songs II", первый сингл "I Love this Land" был выпущен сегодня. Новость от 09 декабря 2022 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://mp.weixin.qq.com/s/jJOOT2f7rDXCWf0TyB00Rw (дата обращения: 16.12.2022). На кит. яз.
  7. Официальный сайт Большого театра России. Статья «Дон Паскуале». Новый исполнитель партии Эрнесто – Ицзе Ши.» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://test.bolshoi.ru/about/press/articles/announce/DP-2018-12-20/ / (дата обращения: 02.12.2021)
  8. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Ши Ицзе. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://baike.baidu.com/item/石倚洁 (дата обращения: 09.04.2022). На кит. яз.
  9. Официальный сайт «Internationale Sommerakademie ISO». Международный конкурс оперных певцов имени Ферруччо Тальявини Ferruccio Tagliavini – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.iso.or.at/neu/en/preistraeger-historisch-3 (дата обращения: 14.04.2022). На англ. яз.
  10. Официальный сайт Большого театра России. Биография Ши Ицзе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://2011.bolshoi.ru/en/persons/opera/3554/ (дата обращения: 14.04.2022). На англ. яз.
  11. Официальный сайт Центральной государственной консерватории Пекина. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ccom.edu.cn/xwyhd/xsjd/2018f/201808/t20180826_49899.html / (дата обращения: 14.04.2022). На кит. и англ. яз.
  12. Официальный сайт Оперного театра Венеции «Ла Фениче». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.teatrolafenice.it/ (дата обращения: 14.04.2022). На ит. яз.
  13. Официальный сайт интернет – энциклопедии Википедия. Статья. Оперный фестиваль Россини. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оперный_фестиваль_Россини (дата обращения: 14.04.2022).
  14. Официальный сайт интернет – энциклопедии Википедия. Статья. Сон в красной палате. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://livepcwiki.ru/wiki/Dream_of_the_Red_Chamber_(opera) (дата обращения: 14.04.2022).
  15. Официальный сайт – каталог музыкальных записей – «Discogs». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.discogs.com/ru/artist/6507107-石倚洁(дата обращения: 14.04.2022).
  16. Официальный сайт Россиниевского оперного фестиваля – «Rossini opera festival». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.rossinioperafestival.it/archivio/anno-2010/ (дата обращения: 20.11.2022). На ит. яз.
  17. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Sound into the Heart. 1 сезон. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://baike.baidu.com/item/声入人心第一季/23554830 (дата обращения: 20.11.2022). На ит. яз.
  18. Официальный сайт Россиниевского оперного фестиваля (Rossini Opera Festival). Хуа́н Дие́го Фло́рес. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.rossinioperafestival.it/artisti/flrez-juan-diego/ (дата обращения: 20.11.2022). На ит. яз.
  19. Официальный сайт медиа-платформы Bilibili. Выступление Ши Ицзе в рамках серии вокальных концертов «Rosenblatt Recitals» 17 ноября 2010 года в Лондоне (Великобритания). – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.bilibili.com/video/BV1K4411V7nA/?share_source=copy_web (дата обращения: 20.11.2022). На кит. яз.
  20. Официальный сайт Международного вокального конкурса имени Марии Канильи. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.mariacaniglia.it/Caniglia_english/Jury.html (дата обращения: 20.11.2022). На англ. яз.
  21. Официальный сайт Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Gianni TANGUCCI. https://www.conservatory.ru/gianni-tangucci (дата обращения: 20.11.2022). На англ. яз.
  22. Ши Ицзе. Слушая красоту восточной музыки. «Народная газета» («人民日报»). Статья от 17 февраля 2022 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://mp.weixin.qq.com/s/sp1HHtIOXfHzbbunfD2DMg (дата обращения: 30.11.2022). На кит. яз.
  23. Ши Ицзе. Планирование карьеры молодых актеров - на примере пути развития зарубежных вокальных талантов. Журнал «Искусство пения» («《歌唱艺术》 »). Статья от 7 декабря 2021 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://mp.weixin.qq.com/s/ga15GCiD4goUt2a-aX8lGA (дата обращения: 30.11.2022). На кит. яз.

Интересная статья? Поделись ей с другими: