УДК 391.91

Татуировка как психологический фактор в борьбе с эстетическими несовершенствами тела

Зозуленко Алена Анатольевна – специалист Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос использования татуировки в качестве психологического фактора в борьбе с эстетическими несовершенствами тела. Речь идёт в первую очередь о шрамах после травм или операционных вмешательств. Автор также приводит результаты собственного исследования среди двух, которое показало наличие значимых различий в восприятии образа тела между разными группами испытуемых.

Ключевые слова: татуировка, психология, восприятие, эстетические несовершенства.

I. Введение

Цель этого исследования – доказать, что татуировка может выступать в роли психологического фактора в борьбе с эстетическими несовершенствами тела. В первую очередь это характерно для людей, которые перенесли оперативные вмешательства после травм или серьёзных заболеваний. В таких случаях татуировка может рассматриваться не только как способ устранения нежелательных косметических эффектов, но и как способ принять собственное тело в изменившихся обстоятельствах [1]. Социально-психологические исследования последних десятилетий показывают, что татуировки обычно наносят люди с высокими амбициями.

Это могут быть, например, музыканты, художники, артисты и представители других творческих профессий, но тренд постепенно меняется [2,3]. К вышеуказанным категориям добавилась ещё одна, пусть и не самая значительная по численности, но уже имеющая чётко выраженную тенденцию роста. Речь идёт о людях, которые с помощью татуировки скрывают шрамы на своём теле после оперативного вмешательства или перенесённых травм [4].

II. Выборка и методы исследования

В моём исследовании приняли участие 112 молодых людей, из них 64 мужского пола и 48 – женского. Все проживают на территории США, возраст – от 20 до 40 лет. Разделение на группы происходило с опорой на данные анкеты, которые обнаруживали факт наличия татуировки, выполненной с целью замаскировать шрамы после операций или точечных травм, что позволило сформировать 2 группы – с татуировками и без них (контрольная группа). В экспериментальную группу – «татуированные» – вошли 62 человека, в контрольную группу (без татуировок на теле) вошли 50 человек. В ходе исследования была применена схема разделения респондентов по полу.

Изучение психологических аспектов стремления к татуированию тела было выстроено следующим образом: все респонденты ответили на вопросы социально-биографической анкеты, выясняющей пол, возраст, наличие татуировок, их количество и возраст первой татуировки (опыт татуирования); затем был предложен «Опросник исследования образа тела» Д. Джейд для выявления отношения к телу респондентов.

III. Результаты исследования

В результате мной был проведён сравнительный анализ исследования образа тела респондентов контрольной и экспериментальной групп, который показал наличие значимых различий в восприятии образа тела между группами. При этом нет значимых различий в двух группах между показателями мужчин и женщин. Выяснилось, что участники контрольной группы значительно чаще испытывают неловкость при восприятии собственного тела, поскольку считают, что шрамы негативно сказываются на внешнем виде. При этом, в экспериментальной группе все участники заявили о том, что наличие татуировки не только помогло им скрыть эстетические несовершенства, но и обрести уверенность, а также гораздо легче принять физиологические особенности своего тела.

Отдельного внимания заслуживает распределение респондентов по половому признаку. В контрольной группе удовлетворённость собственным телом чаще показывали мужчины, а в экспериментальной группе – женщины. Разрыв в показателях нельзя назвать значительным, однако отрицать его существование невозможно. Полученную в ходе исследования статистику я наглядно демонстрирую в следующей диаграмме.

1

Рисунок 1. График распределение респондентов.

Как практикующий тату-мастер могу отметить несколько ключевых факторов, на которые необходимо обратить внимание, если мы говорим о нанесении татуировки поверх шрама. Во-первых, шрам должен быть зажившим. Если есть воспаление, наносить тату недопустимо. Если у клиента есть сомнения, следует проконсультироваться с врачом и получить от него заключение о том, что нанесение татуировки не противопоказано. В некоторых штатах без такого заключения получить услугу в тату-салоне невозможно. Второй фактор, о котором следует помнить тату-мастеру – структура кожи в месте заживления. Она отличается от здоровой кожи, потому так важно правильно подобрать рисунок будущей татуировки, который либо полностью, либо частично скроет нежелательный косметический эффект на теле клиента [4].

Говоря о психологических аспектах подготовки клиента к сеансу, я выделяю следующие:

  1. Тату-мастер должен чётко и спокойно отвечать на вопросы клиента, касающиеся процесса нанесения татуировки. Особенно, если это первый визит клиента в тату-салон. Перед сеансом следует предупредить клиента о возможных болезненных ощущениях, которые в большинстве случаев ослабевают в процессе нанесения татуировки. Однако многое зависит от индивидуальных особенностей – как психологических, так и физиологических.
  2. Перед сеансом клиенту следует хорошо выспаться и отказаться от употребления спиртного и анальгетиков. Это снизит уровень стресса. Девушкам не стоит делать татуировку во время менструального цикла.
  3. Во время сеанса при необходимости делать небольшие перерывы, которые также повысят уровень психологического комфорта клиента. Разговор с клиентом на отвлечённые темы в процессе сеанса также может служить положительным психологическим фактором.

IV. Примеры из частной практики

Для большей наглядности готова привести несколько конкретных примеров из собственной практики. На сеанс пришла девушка, пережившая автокатастрофу. После операции на руке остался шрам. Как призналась клиентка, она испытывала серьёзный дискомфорт, когда слышала вопросы окружающих о причине появления шрама. Каждый такой случай возвращал девушку к негативным воспоминаниям о случившемся. В результате клиентка приняла решение замаскировать шрам с помощью татуировки. Этот психологический приём сработал, о чём она позже сообщила мне. Вторая категория клиентов – люди, которые будучи подростками, наносили себе травмирующие порезы. После их заживления на теле оставались шрамы, усиливающие психологический дискомфорт в уже более осознанном возрасте. Подобные шрамы, как правило, не поддаются удалению методами технологичной медицины.

В таких случаях татуировка остаётся чуть ли не единственной альтернативой, чтобы избавиться от нежелательного косметического эффекта [5]. Третья группа клиентов – женщины, пережившие мастэктомия на фоне онкологических патологий. После удаления молочной железы, женщины нередко принимают решение нанести массивную татуировку в области груди, чтобы также замаскировать последствия перенесённого хирургического вмешательства. Четвёртая группа клиентов – женщины, которые пытаются справиться с растяжками на теле после родов. Если от растяжек не удаётся избавиться традиционными способами, на помощь приходит татуировка.

V. Заключение

Этим исследованием мне удалось доказать, что сегодня татуировка играет роль положительного психологического фактора в борьбе с эстетическими несовершенствами тела. Добиться максимально желаемого эффекта можно, если клиент попадёт к профессиональному тату-мастеру, но перед этим получит консультацию лечащего врача по поводу возможных противопоказаний. В результате татуировка, направленная на устранение нежелательного косметического эффекта, позволяет избавиться от комплексов по поводу внешнего вида, а также придаёт уверенности, когда речь заходит о принятии собственного тела в изменившихся обстоятельствах.

Список литературы

  1. Зинченко В.П. Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ, 2005. 159 с.
  2. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности. М: Генезис, 2017. 231 с.
  3. Caplan, J. (2002) Bodies of inscription: A cultural history of the modern tattoo community [Review of: DeMello, M. Bodies of inscription: A cultural history of the modern tattoo community. Durham, N.C.: Duke U. Pr., 2000] // Historian. Vol. 64. No. 2. P. 406-407.
  4. Degelman, D. and Price, N. D. (2002) Tattoos and ratings of personal characteristics. Psychological Reports, vol. 90, issue 2, pp. 507-514. DOI: 10.2466/ pr0.2002.90.2.507.
  5. Neuhaus, C. (2018) Why tattoos are so popular. The Saturday Evening Post, February 27. [online] Available at: https://www.saturdaveveningpost.com/2018/02/why-tattoos-are-so-popular/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: