УДК 070

Современные подходы к формированию цифрового медиаконтента

Сащенко Богдан Игоревич – преподаватель кафедры журналистики, института масс-медиа и рекламы, аспирант Российского государственного гуманитарного университета

Аннотация: Развитие цифровой медиасреды вызвало изменения в способах получения информации, в связи с чем приоритетен личностно-ориентированный цифровой медиаконтент. Цель исследования – изучить подходы к формированию медиаконтента в цифровой медиасреде. В статье представлены принципы построения цифрового медиаконтента, базирующиеся на понятии конвергентности: кроссмедийности, предполагающий однократное производство и многократное тиражирование цифрового медиаконтента на разных медиаплатформах; трансмедийности, акцентирующий добавление новых смыслов и деталей к передаваемой на разных медиаплатформах информации. Затем выделены основные «наслаивающиеся» характеристики цифрового медиаконтента: визуализация данных, мультимедийность, интерактивность. Указанные принципы и характеристики определяют подходы к формированию цифрового медиаконтента. Визуальный подход подразумевает использование визуального языка для фокусировки внимания читателей на главном в информации посредством иллюстраций, фотографий и инфографики. Мультимедийный подход связан с отбором и одновременным сочетанием различных способов коммуникации с читателями. Интерактивный подход предполагает самостоятельный выбор читателем удобной формы представления информации, возможность мгновенной реакции на медиаконтент, обеспечение интерактивного диалога с пользователями. Целесообразно авторам статей развивать навыки визуализации данных, обеспечения мультимедийности и интерактивности цифрового медиаконтента.

Ключевые слова: цифровая медиасреда, конвергентность, визуализация, мультимедийность, интерактивность.

Развитие цифровой медиасреды в результате технологических достижений в различных сферах жизнедеятельности человека вызвало изменения в способах получения информации (новостей, аналитических сводок, историй, комментариев и пр.). На сегодняшний день информационные продукты распространяются по разным каналам коммуникации, а авторы статей, предлагаемых в средствах массовой информации, используют цифровые возможности для взаимодействия с читательской аудиторией [7]. Разным категориям читателей важно не только оперативно получать объективную информацию из разнообразных источников в наглядной форме, но и своевременно влиять на содержание быстро обновляемого медиаконтента [3; 5].

В связи с этим на первый план выходит личностно-ориентированный цифровой медиаконтент, доступный с помощью «экранов смартфонов, социальных сетей и цифровых источников информации» [11, с. 90]. В его содержание включены «закодированные данные, которые представляются пользователю в виде текста, графики, звука, видео и мультимедиа» [12, с. 80]. Соответственно аудитория может воспринимать и интериоризировать информационные продукты [8] с помощью зрительного и слухового анализаторов. Ориентация цифрового медиаконтента на определенных пользователей требует от автора статей навыков разработки соответствующего содержания и работы с ним, а также продуктивного его представления читательской аудитории.

Указанные особенности потребления современных информационных продуктов вызывают необходимость изучения подходов к формированию медиаконтента в цифровой медиасреде. Данная цель исследования достижима с опорой на принципы построения и основные характеристики цифрового медиаконтента, которые выступают основными задачами проводимого исследования.

Принципы построения цифрового медиаконтента

Создание гибридных форм текста, лежащих в основе современных информационных продуктов, и интеграция различных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, включены в понятие конвергентности. Указанное понятие базируется на принципе кроссмедийности, а именно: «однократном производстве контента и многократном его тиражировании на разных медиаплатформах» [9, с. 97]. Так читательская аудитория может одновременно использовать несколько медиаплатформ «телевидения, веб-порталов, SMM, мобильных приложений» [7, с. 179], а также «газет[у], сайт, соцсети, мессенджеры, видеохостинг» [4, с. 117]) на разных цифровых устройствах, где транслируется индивидуально адаптируемый материал. Для каждой медиаплатформы целесообразно создавать отдельный цифровой медиаконтент с учетом особенностей той читательской аудитории, на которую направлен создаваемый информационный продукт и которая может продуктивно его потреблять.

Понятие конвергентности также основывается на другом принципе трансмедийности, который в дополнение к кроссмедийности акцентирует внимание на добавлении новых смыслов и деталей к передаваемой на разных медиаплатформах информации [1]. Для цифрового медиаконтента типична гипертекстуальность, которая объединяет возможность нелинейного прочтения текста в цифровом формате в виду «генерализаци[и] отношений и связей между ранее созданными текстами» [9, с. 97]. При этом популярен трансмедийный сторителлинг, который представляется привлекательным читательской аудитории не ввиду своего эксклюзивного характера, а за счет интерактивности и преподнесения интересующих их историй с разнообразных ракурсов на разных медиаплатформах. Применение указанного принципа соответствует современным особенностям представления личностно-ориентированного цифрового медиаконтента.

Основные характеристики цифрового медиаконтента

Потребление цифрового медиаконтента читательской аудиторией разного возраста и социального статуса происходит вследствие его «дешевизн[ы], доступност[и] и возможност[и] оперативно передать информацию» [2, c. 595]. Для аудитории, которую интересуют «истории, чем статьи, интервью, цифры и статистика» [1, с. 13], привлекательны перспективы участвовать в произведении медиаконтента в цифровой медиасреде, активно взаимодействовать с ним и получать удовлетворение от проделанной работы.

Цифровой медиаконтент характеризуется разнообразием современных форматов представления, которые удерживают внимание пользователей на информации, передаваемой авторами статей на различных медиаплатформах. Среди них лонгриды, инфотейнмент, игры, виртуальная и дополненная реальность, а также подкасты, кратковременные истории, онлайн-трансляции, стримы [1; 11], созданные с учетом мультимедийного характера цифрового медиаконтента. Каждому формату присуща определенная степень вовлеченности читательской аудитории в произведение и активное взаимодействие с цифровым медиаконтентом, которая свидетельствует как о популярности выбранного формата представления информации в цифровой медиасреде, так и об эффективности его распространения на определенной медиаплатформе.

К современной характеристике медиаконтента в цифровой медиасреде относят визуализацию данных, поскольку их наглядное представление на разнообразных цифровых устройствах позволяет читательской аудитории лучше воспринимать их, чем текстовую информацию. Во многих случаях среди данной аудитории встречаются визуалы, «чье мышление переходит от текстового к изобразительному» [1, с. 10]. Соответственно потребители цифрового медиаконтента могут останавливаться на отдельных частях статьи, обращая внимание только на интересующую их информацию, представленную наглядно.

Мультимедийность как одна из характеристик цифрового медиаконтента описывает возможности использования медиаплатформ для представления передаваемой информации не только вербально и наглядно, но и с использованием разнообразных аудио- и видеоресурсов. Так прослеживается синергия печатных и аудиовизуальных технологий [6] для передачи медиаконтента потребителю с помощью цифровых устройств. Реализация данной характеристики в цифровой медиасреде опирается на необходимость визуализации данных, что свидетельствует о наслоении характеристик друг на друга.

Среди основных характеристик цифрового медиаконтента можно назвать интерактивность, которая предполагает непосредственное участие читательской аудитории в процессе коммуникации с авторами статей и предоставление обратной связи ими (т. е. журналистами, блогерами и пр.) и другими читателями [9]. Вследствие включения потребителя медиаконтента в цифровую медиасреду благодаря интерактивности интерфейса изменяется характер презентации передаваемой информации [1; 11]. Эти изменения вызывают необходимость визуализации и мультимедийности цифрового медиаконтента в разноформатных изданиях, что подтверждает взаимозависимость рассматриваемых характеристик.

Подходы к формированию медиаконтента в цифровой медиасреде

Указанные «наслаивающиеся» характеристики медиаконтента в цифровой среде лежат в основе современных подходов к его формированию: визуального, мультимедийного и интерактивного. Они являются основой для создания, передачи и потребления личностно-ориентированного цифрового медиаконтента, содержание которого целесообразно представлять продуктивно на любой выбранной медиаплатформе с учетом потребностей читателей.

Визуальный подход к формированию медиаконтента в цифровой медиасреде подразумевает использование визуального языка для фокусировки внимания читательской аудитории на главном в текстовой информации посредством размещения иллюстраций, фотографий и инфографики [10]. Благодаря визуальному языку становится возможным воспринимать технически сложные данные, которые представлены в виде «статистической, справочной информации, цифр, отчетной документации, сводок» [11, с. 91]. Акцент на визуализации данных позволяет читателям запоминать основную информацию, не отвлекая свое внимание на второстепенные детали, или начинать разбираться в том, что им изначально было неизвестно или непонятно.

Мультимедийный подход к формированию цифрового медиаконтента связан с отбором и одновременным сочетанием различных способов коммуникации с читательской аудиторией. Вербальное представление информации достигается посредством предъявления текста, а наглядное – иллюстраций, фотографий, инфографики; аудиоматериалы, анимация, видеоролики и видеоклипы подчеркивают примеры использования аудио- и видеоресурсов. Благодаря внедрению данного похода становится возможным осуществление специфического взаимодействия авторов статей с читателями на каждой медиаплатформе, которое призвано не только заинтересовать их увлекательным содержанием информационного продукта, но и обеспечить продуктивную обратную связь.

Интерактивный подход к формированию цифрового медиаконтента предполагает самостоятельный выбор потребителем той формы представления информации, которая ему удобна на момент прочтения [13]. Соответственно читатель «сам контролирует порядок ознакомления с мультимедийным материалом» [1, с. 11]. Также пользователь может мгновенно отреагировать на медиаконтент, оценивая прочитанный (прослушанный или просмотренный) материал, обсуждая его содержание средствами создания вербального текста, предъявления своей наглядности, использования аудио- и видеоресурсов. С другой стороны, возможно обеспечение и поддержка авторами статей интерактивного диалога с пользователями посредством «диалогового интерфейса … и использования чат-ботов» [1, с. 11].

В завершение исследования необходимо отметить, что современные информационные продукты нуждаются в постоянном обновлении содержания и формы представления в цифровой медиасреде, чтобы соответствовать индивидуальным предпочтениям потребителям цифрового медиаконтента. Основные принципы построения и основные характеристики цифрового медиаконтента, которые определяют основные подходы к формированию медиаконтента в цифровой медиасреде, должны быть учтены в любом информационном продукте и использоваться авторами статей вне зависимости от выбранной медиаплатформы. Тогда можно говорить о популяризации тематики статьи, привлечении читательской аудитории к медиаизданию.

Целесообразно авторам статей развивать навыки визуализации данных, обеспечения мультимедийности и интерактивности цифрового медиаконтента, чтобы быть способными конкурировать с другими журналистами, блогерами и пр. для завоевания своей читательской аудитории. В противном случае медиаиздания довольно быстро потеряют не только своих читателей, но и свой статус в цифровой медиасреде, что приведет к снижению интереса авторов статей к производству своего информационного продукта.

Список литературы

  1. Авдонина Н. С., Богатырёва В. Н. Актуальные тенденции цифровой журналистики и новых медиа // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2020. № 2 (39). С. 9–18.
  2. Бахадиеанд Ч. З., Растегари С. Трансформация средств массовой информации в контексте перехода на цифровые технологии // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 593-595.
  3. Ванько Т. Р. Синтаксис «digital native media» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 3 (858). С. 16-22.
  4. Градюшко А. А. Производство медиаконтента в цифровой среде: опыт СМИ Могилевской области // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя А. Гуманітарныя навукі: гісторыя, філасофія, філалогія. 2021. № 1 (57). С. 114-118.
  5. Карпикова И. С., Артамонова В. В. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 4. С. 599-614.
  6. Короткова Е. Н. Мультимедийные средства массовой коммуникации: контент и технологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 32 (70). Ч. 1. С. 201-205.
  7. Марфицына А. Р. Цифровой контент современных СМИ как среда для формирования цифрового этикета в условиях трансмедиа // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 1. С. 177-184.
  8. Олешко В. Ф., Олешко Е. В. Модельный подход к цифровой трансформации СМИ // СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти: монография. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. Ч. 5. С. 343-434.
  9. Пилейко А. И., Петрова Л. И. Адаптация медаконтента к веб-среде сайтов и социальных сетей // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2017. № 1 (195). С. 96-102.
  10. Симакова С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 163-169.
  11. Соломин В. Е. Тренды развития мультимедийной (цифровой) журналистики и новых медиа // Медиа и коммуникации: состояние, проблемы, перспективы: сборник статей Национальной научно-практической конференции (к 30-летию кафедры журналистики и русской литературы XX века) / под общей редакцией А. В. Чепкасова, Ф. С. Рагимовой. Кемерово, 2022. С. 89-93.
  12. Сырцов Д. Н. Современные мировые проблемы реализации интеллектуальных прав на медиаконтент в цифровой экономике // Торговая политика. 2020. № 1/21. С. 78-94.
  13. Шаронин П. Н. Тенденции развития современных СМИ: обзор главных трендов // Медиаэкономика 21 века. 2017. № 6. С. 55-64.

Интересная статья? Поделись ей с другими: