УДК 070

Международная проблематика белорусских и китайских медиа: специфика медиапроизводства и дистрибьюции

Гао Цяньнань – аспирант Белорусского государственного университета.

Аннотация: В настоящем исследовании анализируются медиа в Беларуси и Китае. В сентябре 2022 года страны улучшили отношения, заявив о “всеобъемлющем стратегическом партнерстве”. В обеих странах официальные лица, дипломаты и государственная пресса часто дают оптимистичные оценки китайско-белорусским отношениям, практически не уделяя внимания проблемным вопросам в их двустороннем сотрудничестве, в частности, медиа. Социальные сети наполняют современные отношения жизненной силой и привносят в процесс распространения информации субъективное сознание. Исследования показали, что официальные китайские и беларусские медиа-каналы трансформируют свой стиль общения с дидактического жесткого убеждения на смягченное управление эмоциями в эпоху цифровых технологий. Однако предыдущие исследования редко предоставляли достоверные эмпирические доказательства трансформации коммуникаций. Исследование восполняет пробел, предоставляя структуру коммуникации китайских цифровых официальных СМИ с 2010 по 2018 год.

Ключевые слова: Беларусь, Китай, медиа, медиапроизводство, цифровизация, медиакультура.

На отношения между Беларусью и Китаем в 2010-2018 годах в значительной степени повлияли несколько важных международных и внутриполитических событий. Пандемия коронавируса, с одной стороны, осложнила торговое и инвестиционное взаимодействие между двумя странами. С другой стороны, несмотря на принципиальную разницу в стратегиях борьбы с коронавирусом в Беларуси и Китае, пандемия способствовала политическому сближению двух стран, в частности, в медийной сфере.

Цифровые средства массовой информации играют жизненно важную роль в предоставлении правительству возможности распространять информацию, повышать осведомленность общественности и влиять на восприятие общественностью событий [1, с. 142]. Поэтому правительства все чаще отдают предпочтение социальным сетям и создают официальные аккаунты, что размывает границы между новостями, пропагандой и развлечениями; Китай и Беларусь не исключение.

Китайская государственная стратегия в области социальных сетей включает жесткую и мягкую пропаганду. Жесткая пропаганда – это предвзятая информация, которая позитивно характеризует правящую партию, в то время как мягкая пропаганда предполагает эмоциональную мобилизацию/ Многочисленные исследования показали, что официальные китайские пропагандистские агентства достигли тонкого баланса между положительными и отрицательными эмоциями, чтобы вызвать эмоциональный резонанс [2, c. 203].

На ранних стадиях распространения COVID-19 запоздалая реакция китайского правительства вызвала критику со всего мира. Исследования показали, что китайское правительство спровоцировало чувство национализма в социальных сетях путем мобилизации эмоций и позитивно настроило китайское правительство.

Использование Интернета и социальных сетей стало широко распространенным в Китае. По данным Statista (2018), число пользователей Weibo существенно увеличилось – с 63 миллионов в 2010 году до 350 миллионов в 2018 году. Исследования показали, что социальные сети играют ключевую роль в китайской политике. Поэтому китайское правительство уделяет приоритетное внимание регулированию социальных сетей и Интернета [3, c. 115].

Аккаунты в социальных сетях подлежат государственному мониторингу, и владельцы аккаунтов должны проводить самоцензуру перед публикацией. В мае 2010 года Информационное управление Государственного совета Китайской Народной Республики опубликовало "Белую книгу" о введении более строгих ограничений для всех пользователей Интернета, за которой последовало публичное обязательство по саморегулированию и профессиональной этике для китайской интернет-индустрии [4].

Китайское правительство обычно наказывает несоблюдающих требования пользователей социальных сетей. Контроль над социальными сетями стал частью государственной стабилизации, тем самым демонстрируя волю китайских властей к власти.

Таким образом, китайское правительство оставляет ограниченное пространство для участия общественности в политике, китайское правительство использует жесткую силу (цензуру) и мягкую силу (изменение общественного мнения путем распространения идеологий, таких как национализм) вместе, чтобы превратить Интернет в цифровое расширение управляемой Китаем геополитической территории.

Социальные сети дают возможность изменить стиль коммуникации государственных СМИ. Исследования показали, что официальные аккаунты в социальных сетях следуют логике коммуникации в социальных сетях, заключающейся в конкуренции за внимание. Традиционные отношения между аудиторией и новостными организациями меняются, поскольку все больше людей получают доступ к новостям через мобильные устройства. Обмен новостями, комментирование и "лайк" уже изменили представление о пассивной аудитории в традиционной модели одностороннего потока информации.

Социальные сети предназначены для публичного использования, поэтому контент должен привлекать общественность. Поэтому, чтобы выжить в жесткой конкуренции, новостные организации должны понимать потребности общественности в сохранении интереса к новостям. Чтобы достичь этого, китайские государственные СМИ на цифровых платформах внедрили простые методы выражения мнений. Китайские официальные СМИ перешли от модели "рупора" к модели, ориентированной на пользователя, при этом язык меняется с формального на неформальный, чтобы увеличить аудиторию. Однако, несмотря на то, что средства массовой информации перешли на цифровизацию, это не смогло изменить их официальный, эксклюзивный и профессиональный характер. Хотя аккаунты китайских государственных СМИ на Weibo служат инструментом для сбора общественного мнения, платформой для сбора источников и каналом получения социальных новостей, они также служат инструментами пропаганды, способствующими распространению позитивных новостей и управлению кризисами [5].

Беларусский сегмент Интернета на протяжении многих лет оставался коммуникативной средой, существенно более свободной, чем традиционные СМИ, из-за отсутствия ограничительного регулирования, которому подвергались бы онлайн-платформы, недопущения крупных государственных медиаплееров на онлайн-рынки, а также разнообразие платформ социальных сетей. Что касается последнего, то Беларусь является одним из самых разнообразных рынков социальных сетей в мире, на котором в 2010-х годах Livejournal, ВКонтакте, Одноклассники, а позже Telegram успешно конкурировали и сосуществовали с глобальными Facebook, Twitter, Instagram, YouTube, а позже Snapchat и TikTok [6].

Интернет изменил цифровую практику и пропагандистскую модель китайских и беларусских государственных СМИ, особенно во время пандемии COVID-19. Китайские и беларусские государственные СМИ в значительной степени выигрывают от мягкой пропаганды, и изменения во время COVID-19 были лишь экстренной мерой, принятой правительством обеих стран. Китайские и беларусские государственные СМИ разработали разнообразный инструментарий и применяют тонкие меры, начиная от эмоциональной мобилизации и отвлечения внимания до своевременного обновления информации для управления внутренним общественным мнением.

Список литературы

  1. Ван, Юе Основные традиционные каналы внешней коммуникации в Китае / Юе Ван // Вестник РУДН. – 2016. – № 2. – С. 142-150.
  2. Лай, Линчжи. СМИ Китая как инструмент «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности страны: дис. ... канд. филол. наук 10.01.10 / Линчжи Лай. – СПб.: СПбГУ, 2018. – 412 с.
  3. Монастырёва, О. В. Методы продвижения образа страны в практике. «Международного радио Китая»: автореф. дис. ... канд. филол. наук 10.01.10 / О. В. Монастырева. – Екатеринбург: Амурский государственный университет, 2011. – 202 с.
  4. Монастырева, О. В. Специфика коммуникативной стратегии в программах на русском языке Международного радио Китая / О. В. Монастырева // Медиаскоп. – 2009. – № 2. – URL: http:// www.mediascope.ru/специфика-коммуникативной-стратегии-в-программах-на-русском-языке-международного-радио-китая.
  5. Синьхуа Новости. – URL: http://russian.news.cn.
  6. Средства массовой информации в Беларуси [Электронный ресурс] // Официальный сайт Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belarus.by/en/about-belarus/mass-media-in-belarus.

Интересная статья? Поделись ей с другими: