УДК 070

Стилистические особенности российских лайфстайл-изданий

Сащенко Богдан Игоревич – преподаватель кафедры журналистики, института масс-медиа и рекламы, аспирант Российского государственного гуманитарного университета

Аннотация: Российские лайфстайл-издания учитывают изменившиеся предпочтения читательской аудитории, предлагая им возделывать свой стиль жизни. Цель работы – раскрыть стилистические особенности российских лайфстайл-изданий. В работе описано содержание статей рассматриваемых изданий, которое позволяет читателям стать авторами своей жизни, сосредоточившись на себе. Для этого применяется сочетание приемов вербализации и визуализации особенно для популяризации творческих результатов и достижений. Также в работе выделены особенности композиции статей российских лайфстайл-изданий, регламентируемые принципом «перевернутой пирамиды». При этом прослеживается компактность текста статьи, использование нарративных форматов и возможность интерактивной подачи материала. Далее раскрыта стилистика российских лайфстайл-изданий, к которой относят экспрессивность ради компенсации отсутствия невербальных средств общения в тексте статьи. Стилистику характеризует и неформальность речи, которая может быть иллюстрирована примерами использования разговорной лексики. Восприятие текста как обмена репликами в устной речи определяет диалогичность рассматриваемых статей. Учет стилистических особенностей российских лайфстайл-изданий позволяет авторам статей донести до читателей специфику современного стиля жизни, а восприятие указанных особенностей читателями сформировать свое отношение к текущему стилю жизни.

Ключевые слова: лайфстайл, стиль жизни, экспрессивность, неформальность, диалогичность.

Современные российские печатные и интернет-журналы, которые «возделывают стиль жизни своего читателя» [4, с. 29], относят к лайфстайл-изданиям. Статьи подобных изданий отражают текущие предпочтения читательской аудитории, навязывая адресату тот стиль жизни, «который должен способствовать, соответствовать или реализовывать определенную ментальность нового «правильного» человека» [3, с. 19]. На особенности мировоззрения современного читателя влияет описание данного стиля жизни, преподносимого как известными личностями, так и мастерами своего дела. О таком стиле жизни повествуют преимущественно интервью редакторов издания, автобиографии, мастер-классы, в которых культивируется свобода выбора [4]. Подобное описание имеет свою стилистику, накладывающую отпечаток на восприятие предлагаемого стиля жизни людей.

Современные исследования описывают стилистику преимущественно зарубежных лайфстайл-изданий или охватывают стилистические особенности единичных российских лайфстайл-изданий, не обобщая содержание и композицию их статей.

Цель работы – раскрыть стилистические особенности российских лайфстайл-изданий. К основным задачам отнесены анализ содержания статей российских лайфстайл-изданий, выделение особенностей их композиции, раскрытие их стилистики. В ходе решения указанных задач использованы научные статьи, опубликованные с 2019 г.

Содержание статей российских лайфстайл-изданий

Российские лайфстайл-издания представляют стиль жизни человека, который освобожден «от потребительской зависимости их аудитории» [4, с. 29]. В связи с этим журналисты предлагают «читателям погрузиться внутрь себя, отвлечься от материального мира» [5, c. 90] – стать авторами своей жизни. Изменения в своем стиле жизни требуют от читательской аудитории погружения в себя, осознания своего текущего состояния и нахождения способов трансформации. Соответственно сосредоточение читателя на себе диктует журналистам необходимость раскрытия в статьях взаимоотношений и взаимопонимания между людьми, понимания собственного счастья, осознания важности семьи и дружбы, постижения ценности творчества.

Основная особенность преподнесения стиля жизни человека представлена сочетанием вербализации и визуализации [1], которое характеризует мультимодальность лайфстайл-изданий. Использование разножанровых иллюстраций и фотографий дополняет вербальный способ подачи материала. Стиль жизни человека раскрывается не только известными людьми, но и представителями разных профессий вне зависимости от возраста и места проживания – мастерами своего дела, готовыми популяризовать свои творческие результаты и достижения. Популяризация может носить и интерактивный характер, когда мастера своего дела взаимодействуют с читательской аудиторией в рамках непосредственного общения: в комментариях интернет-журналов или предлагая им заниматься любимым делом в ходе специально организованных живых встреч.

Особенности композиции статей российских лайфстайл-изданий

Вербализация и визуализация содержания статей российских лайфстайл-изданий представлены преимущественно в соответствии с принципом «перевернутой пирамиды» [2]. Подача материала включает привлекающий внимание заголовок, лид как вступительный абзац с целью восприятия читательской аудиторией основного содержания статьи, корпус как основной текст для иллюстрации основного содержания статьи, заключение для отражения основной мысли материала, выделяющего стиль жизни человека.

С одной стороны, популяризация творческих результатов и достижений мастеров своего дела может быть представлена компактно, чтобы читатель смог бегло понять суть представленного стиля жизни. С другой стороны, использование нарративных форматов в лайфстайл-изданиях характеризует прямое обращение к читательской аудитории через личные истории и воздействует на ее эмоциональную сферу посредством «персонализированной манеры общения автора статьи с читателем» [1, с. 122]. Необходимо отметить возможность интерактивной подачи материала, позволяющей сочетать познавательный и развлекательный формат вербализации и визуализации содержания статей о стиле жизни.

Стилистика российских лайфстайл-изданий

Специфика содержания политематических статей российских лайфстайл-изданий и особенности их создания отражены в их стилистических особенностях. Их характеризует экспрессивность, которая призвана компенсировать отсутствие невербальных средств общения в тексте статьи печатного или интернет-журнала. Эмоциональное воздействие на читательскую аудиторию достигается журналистами при помощи языковых средств для выражения собственных эмоций и эмоций героев статьей, которые вводятся в текст для субъективной оценки происходящих событий или личного состояния людей. Визуализация эмоций помогает донести до каждого читателя эмоциональную составляющую описываемого в статье стиля жизни человека.

Статьи российских лайфстайл-изданий могут характеризоваться неформальностью речи, которая преимущественно выражается в употреблении разговорной лексики. Неформальность речи передает особенности атмосферы, создаваемой автором статьи для раскрытия специфического стиля жизни человека и позволяющей ему расположить к себе читателя в доверительной обстановке. При этом эффективны фотографии в неформальной обстановке, показывающей, как стиль жизни героя статьи может быть приближен к текущему или возможному стилю жизни читателя. Также визуализация разговорной лексики может показать, насколько журналисты стараются сблизиться с читателем и проиллюстрировать возможные способы изменения их текущего стиля жизни.

Диалогичность рассматриваемых статей отражается в особенностях представления материала, воспринимаемого читательской аудиторией как обмен репликами в устной речи. Этот факт связан с тем, что содержание статей российских лайфстайл-изданий позволяет читателю его осмысливать с позиции личного опыта, детализировать высказанные журналистом идеи о новых направлениях стили жизни на основе собственных примеров, интерпретировать указанные факты, применив их к своему стилю жизни или стилю жизни близких людей.

Учет стилистических особенностей российских лайфстайл-изданий позволяет журналистам донести до читательской аудитории специфику современного стиля жизни. Экспрессивность, неформальность речи и диалогичность характеризуют стилистику рассматриваемых статей, которая прослеживается вербально и визуально. Каждый читатель воспринимает указанные стилистические особенности по-своему, в итоге пытаясь сформировать свое отношение к текущему стилю жизни. Для читательской аудитории важно научиться применять описываемые в статьях способы изменения собственного стиля жизни для того, чтобы чувствовать собственную ценность в семье и обществе, осознавать силу воздействия героев статей на развитие мировоззрения читателей и понимать, как изменившийся стиль жизни может повлиять на личностное самосовершенствование. Так журналисты посредством эмоционального воздействия помогают читателям становиться авторами своей жизни, которые свободны в выборе собственного стиля жизни.

Список литературы

  1. Власова Е. Г. Адаптивная роль современной журналистики и приемы ее реализации (на материале урбанистически ориентированных сетевых изданий) // Медиалингвистика. 2022. Т. 9. № 2. С. 113-125.
  2. Дмитровский А. Л. Виды композиции в журналистском тексте // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 1. С. 189-197.
  3. Иванова С. В. Стилистика и риторика лайфстайл-дискурса // Дискурс профессиональной коммуникации. 2019. № 1 (2). С. 8-21.
  4. Сидорова С. Ю. О размежевании фэшн- и лайфстайл-журналистики: приоритетные задачи исследователя лайфстайл-медиа // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. науч. форума (18–19 апреля 2019 г.) / отв. ред. В. В. Васильева. В 2-х томах. Т. 1. СПбГУ, 2019. С. 28-29.
  5. Тихонова А. А., Морозова А. А. Lifestyle-издания Kinfolk и Heim: отличие зарубежного и отечественного подходов к созданию журналов о моде и стиле жизни // Медиасреда. 2019. № 1 (15). С. 89-94.

Интересная статья? Поделись ей с другими: