УДК 070:77.03

Визуальное представление информации: роль проектной фотографии в журналистике

Черникова Анастасия Андреевна – студент факультета Журналистики Воронежского государственного университета.

Аннотация: На протяжении последних десятилетий новые технологии и изменения в медиасфере приводят к необходимости поиска новых и эффективных методов визуализации информации. Проектная фотография в этом контексте становится все более актуальной. В статье рассматривается возможность применения и роль фотопроектов в современной визуальной журналистике, анализируются некоторые из наиболее значимых серий фотографий 20 и 21 века, а также демонстрируется путь развития и особенности жанра.

Ключевые слова: проектная фотография, фотопроект, журналистика.

Проектная фотография является особой формой визуализации, которая находится на стыке журналистики и искусства. Фотопроекты позволяют повысить восприятие информации и эмоциональное воздействие на аудиторию. Наличие разных подходов к объяснению ключевого термина и отсутствие дефиниции понятия «проектная фотография» выявило необходимость его уточнения. По определению автора работы, проектная фотография (или фотопроект) – это подход к съемке, при котором фотограф строит свой сюжет на основе определенной темы, и объединяет изображения в единый проект. Это может быть серия фотографий на определенную тему, которая рассказывает о событии, месте, истории, персонаже или идее. Другое толкование понятия фотопроект формулирует М.Е. Пестова: «это исследование, в основе которого лежит настоящая, документальная история, объединяющая искусство и новые медиа» [12, с. 67].

Проектная фотография прошла достаточно серьезный путь развития, отделения от работ фотожурналистов и обретения собственной индивидуальности. Фотоочерки и фоторепортажи, на базе которых строился фотопроект, изначально подразумевали лишь иллюстрирование текста автора, являющегося основой публикации. Поэтому долгое время проектную фотографию не воспринимали как самостоятельное произведение, не требующее дополнительных пояснений. Однако развитие искусства фотографии, появление цифровых камер, смартфонов и интернета постепенно изменяли способность аудитории воспринимать визуальный контент, а, следовательно, менялись и требования к его подаче. Это привело к тому, что текст больше не является особым приоритетом, его вытесняют более выразительные и эмоциональные иллюстрации.

В свою очередь зарождение проектной фотографии на основе журналистики и долгое время, проведенное под влиянием других жанров фотографии, стало причиной возникновения такой уникальной черты, как отсутствие единого формата. Фотопроект может быть выполнен в виде натюрморта, пейзажа, портрета или любого другого фотографического жанра, так как форма проекта является вторичной по сравнению с передачей идеи, заложенной его автором. Поэтому для проектной фотографии характерно объединение в себе различных жанров, каждый из которых помогает в большей мере раскрыть выбранную тему.

«Довольно быстро сформировалось представление о том, что серия фотоизображений может образовывать самодостаточное произведение. Это, несомненно, был отклик фотографии на успехи своего стремительно набирающего силу младшего брата – кинематографа» [16, с. 332]. Постепенно происходило отделение фотопроекта от других фотографических жанров, что привело к созданию собственных уникальных черт и характеристик проектной фотографии, отличных от фоторепортажа. Авторская классификация факторов, обусловивших своевременность появления проектной фотографии и необходимость ее развития, включает в себя:

  1. появление достаточного количество доступных фотоматериалов;
  2. развитие технических возможностей фотоаппаратуры;
  3. формирование плеяды молодых талантливых фотожурналистов;
  4. распространение любительской съемки среди населения;
  5. накопление опыта съемки фотосерии и фоторепортажа.

Стоит уточнить, что фоторепортаж – это публикация в газете или журнале, содержащая информацию о каких-либо событиях, переданную средствами фотографии [2]. Когда событие заканчивается, его актуальность постепенно снижается, и фоторепортаж становится частью архива, частью истории человечества. В то время как проектная фотография может существовать вне временных рамок. Однако фоторепортаж может иметь ценность даже после потери актуальности события. Это подтверждает изображенный на рисунке 1 репортаж Юджина Смита «Сельский доктор», который был снят более 70 лет назад, однако на его примере изучают приемы документальной фотографии даже в настоящее время [23].

1

Рисунок 1. Репортаж Юджина Смита «Сельский доктор».

Для съемки этого репортажа фотограф провел 23 дня в Креммлинге, штат Колорадо. Он каждый день следовал за сельским врачом Эрнестом Кериани, чтобы с документальной точностью запечатлеть его быт, работу, общение с пациентами и отдых после тяжелого дня. Казалось бы, такой репортаж уже много десятилетий не является актуальным – современные врачи используют совсем другие способы лечения, другую технику и назначают другие препараты. Однако эти кадры сохранили искру жизни, которые позволяют зрителям аукнуться в ту далекую атмосферу и на несколько минут оказаться в совершенно другом времени.

М.А. Крашенинникова, описывая характерные черты фоторепортажа, резюмирует, что фотограф не участвует в постановке кадра, его задача заключается лишь в том, чтобы поймать необходимый момент и найти лучший ракурс [8]. В этом и существует главное отличие проектной фотографии от фоторепортажа. В фотопроекте отражение объективной реальности уступает место выражению идеи автора.

Конец XIX века оказывается для фотографии временем перемен: задаваясь вопросами о сущности изображения, о специфике фотографической репрезентации, о призвании фотографа, она пытается отыскать свое собственное место в художественном пространстве эпох [15, с. 293]. Все это в конечном итоге приводит к зарождению фотопроекта как подхода к съемке в 20-х годах XX века, когда фотографы начали создавать серии фотографий на разные темы. Однако широкое распространение проектная фотография получила в последние десятилетия, благодаря развитию технологий и возможности создания и распространения контента через интернет.

Сейчас фотографы могут создавать проекты на разные темы и делиться ими со всем миром, благодаря своим личным сайтам, социальным сетям, компьютерным программам и так далее. Проектная фотография стала одним из главных направлений современной фотографии и используется как профессиональными фотографами, так и любителями.

Одним из первых проектов в области фотографии можно назвать работу американского фотографа Альфреда Стиглица. В 1925 году он разработал серию фотографий, которые составили единый проект и были опубликованы в журнале Camera Work. Проиллюстрированный на рисунке 2 проект был назван «Equivalents» и состоял из абстрактных фотографий, которые представляли собой «эквиваленты» различных настроений и эмоций [19, с. 77–22].

2

Рисунок 2. Часть фотографий из фотопроекта «Эквиваленты» Альфреда Стиглица.

Суть проекта заключалась в том, что Стиглиц снимал абстрактные черно-белые изображения, которые не имели четко определенных форм и контуров. Невероятная вертикальность облаков, как бы взлетающих к верхней границе образа, вызывает острое, почти головокружительное ощущение дезориентации [13, с. 177]. Вместо этого он постигал более субъективные взгляды на окружающий мир, пытаясь передать свое соотношение с ритмом и эмоциональными состояниями, вызываемыми образами природы. Среди изображений, созданных в рамках проекта «Equivalents», были фотографии облаков, дыма, пара и других воздушных явлений. Стиглиц использовал различные техники, такие как обрезание, наложение и многократную экспозицию, чтобы создать более сложные и глубокие изображения. Проект продолжался более 20 лет и принес Стиглицу большой успех и признание в мире фотографии и искусства в целом. Он стал важным этапом в развитии абстракционизма в фотографии и оказал влияние на многих современных фотографов. Концепция Стиглица, выраженная в «Эквивалентах», проложила дорогу «чистой» фотографии как альтернативе непосредственной фотографии [17, с. 488].

Стремительные перемены на рубеже XIX и XX веков привели к переоценке сущности искусства и его роли в обществе [14, с. 22]. В 1960-х годах в мире происходили значительные социально-культурные изменения. Сексуальная революция, движение за гражданские права, борьба против войны во Вьетнаме и другие социально-политические события вызвали у людей необходимость выражения своих воззрений и идей. Именно в этот период появилось много новых художественных жанров, а также произошел резкий скачок популярности фотографического искусства, в том числе и проектной фотографии.

В середине 1960-х годов проектная фотография стала появляться в работах фотохудожников США, где, по словам Левашова, переоценка сложившихся стандартов в ситуации кризиса послевоенной эйфории происходит особенно сильно, и быстро распространилась по всему миру. Если раньше фотограф работал для общества, функционировал как агент идеологических инстанций и стремился к выражению общечеловеческих истин, то теперь он все более склоняется к декларированию индивидуальной точки зрения, персональной позиции [10, с. 46]. В то время фотографы использовали фотографию как инструмент для передачи своих идей, рассказывая истории, которые справедливо отражали социальные проблемы. Сюжеты проектной фотографии были связаны с жизнью обычных людей, вопросами социального неравенства, ежедневной жизнью в городах, исследованием мест и традиций. Жанр развивался в сторону более абстрактных концептуальных проектов, которые стали характерными для современной проектной фотографии. Таким образом, жанр проектной фотографии возник как реакция на социальные изменения и показатели того времени. Фотографы использовали этот жанр, чтобы передать свои идеи и истории, что дало возможность для создания уникальных и острых проектов, ставших классикой современного фотоискусства.

Функция фотоаппарата не изменилась, однако развитие искусства фотографии, появление цифровых камер, смартфонов и интернета постепенно изменяли способность аудитории воспринимать визуальный контент, а, следовательно, менялись и требования к его подаче. Как указывает Роберт Херш, скорость, с которой электронные СМИ настолько глубоко запутались в Западной культуре, сделала аналоговую фотографию почти устаревшей во всех формах, кроме изобразительного искусства. Вместе с тем постоянная доступность цифрового контента привела к ожиданию «немедленности», когда аудитория предвкушает, что информация будет доступна с помощью нескольких кликов или нажатий [20, с. 555]. Единичной фотографией стало сложно произвести впечатление на зрителя и передать заложенную автором мысль. Это вызвало закономерные изменения в работе фотографов: они стали отдавать предпочтение серии фотографий, предоставляя выбор своей аудитории и расширяя возможности для воплощения своих идей. По словам Зейгарника, теперь на первый план выступает не фотография, а «автор + его фотографии» или «история + фотографии» или «событие/явление + фотографии» или «идея + фотографии». И поэтому наиболее искушенная часть фотографов практикуют мышление сериями [5, с. 84].

Такая ситуация привела к росту популярности фотопроектов среди фотографов 21 века. Имея возможность легко создавать, редактировать и распространять фотографии в сети, многие фотографы начали собирать свои работы в единые проекты на определенные темы. Это открыло новые возможности для фотографов, которые могут представить свои работы в более глубоком и широком контексте.

В настоящий момент мы наблюдаем развитие фотопроектов, как глобального тренда в современной фотографии, который практикуется в разных странах мира. Однако, есть некоторые отличия в том, какой смысл вкладывается в этот термин, как он понимается и практикуется в разных регионах. То, как фотопроекты реализуются, зависит от многих факторов, таких как культурные традиции, доступность технологий и образовательных ресурсов, политическая ситуация и т. д. Например, в некоторых развивающихся и наименее развитых странах фотопроекты могут использоваться для повышения осведомленности о социальных проблемах, таких как бедность, голод и болезни. Они могут быть использованы для поднятия осведомленности о правах женщин, защите окружающей среды и других важных вопросах. В более развитых странах фотопроекты могут использоваться для творческого самовыражения, образования и развлечения. Они могут быть связаны с модой, кино и телевидением, архитектурой и другими сферами деятельности.

 В США, например, фотопроекты часто связаны с социальными и политическими темами, а также с актуальными вопросами культуры и идентичности. Ощутимо сильное преобладание социальной тематики – фотографы делают серии фотографий, которые отражают глобальные проблемы мира или касаются социальных проблем внутри страны. Это демонстрирует часть приведенного на рисунке 3 проекта американского фотографа Джеймса Моллисона «Где спят дети» [22, с. 3–17], состоящего из 56 диптихов, объединяющих портреты детей и фотографии их спальных мест.

3

Рисунок 3. Фотопроект Джеймса Моллисона «Где спят дети».

Каждая фотография представляет собой реальную историю жизни ребенка и служит своего рода комментарием к неравенству в мире. На фотографиях можно увидеть, как живут дети из разных стран и с различными социальными статусами. Они спят на коврах на улицах, на матрасах в общежитии, в роскошных спальнях, наполненных игрушками, в замках и за стенами коттеджей. Кадры передают уникальный характер их детства и вынуждают задуматься над тем, какие условия жизни предоставляются этим маленьким людям в разных частях мира.

В то же время, в Японии и Китае проектная фотография часто отражает более эстетические и философские взгляды на мир. В своих «проблемных» фотопроектах азиатские фотографы чаще затрагивают темы изоляции, уровня смертности и снижения рождаемости, склонность к депрессии. Примером этому служит проиллюстрированный на рисунке 4 проект японского фотографа Хирохару Мацумото «Тихий Токио», который раскрывает проблему одиночества в условиях жизни в мегаполисе [11].

4

Рисунок 4. Фотопроект Хирохару Мацумото «Тихий Токио».

Мацумото использовал в своей работе игру света и тени, а также монохромную цветовую гамму, чтобы подчеркнуть атмосферу города, его монотонность и серость. Он показывает зрителям другую сторону столицы Японии, которая обычно ассоциируется с шумом, суетой и многолюдностью. Люди, запечатленные на снимках, находятся в разных местах: на улицах, в парках, у входа в метро. Однако их всех объединяет полное одиночество. Каждый кадр передает ощущение тишины и спокойствия, но в то же время вызывает чувство грусти и печали. С помощью тщательно выверенной композиции, а также работы с контровым светом фотограф «убирает» из снимков все лишнее, оставляя в кадре лишь окружающую среду и фигуру героя фотографии. Такой прием помогает выделить силуэт человека, так как «при контровом свете сторона предмета, обращенная к камере, остается в тени, но любые плоские поверхности, например земля или стены зданий, могут быть почти полностью освещены» [6, с. 33]. Фотографии Мацумото во многом отображают отчужденность людей друг от друга в современном мире.

Индийские фотографы в свою очередь зарекомендовали себя множеством проектов, связанных с религиозными и обрядовыми связями, правами женщин и проблемой доступности образования. О тесных связях религиозных обрядов и творчества в Индии свидетельствует изображенный на рисунке 5 фотопроект Амана Чотани «Последний аватар», который представляет собой серию фотографий жителей вымирающих индийских племен [18, с. 124–125].

5

Рисунок 5. Фотопроект Амана Чотани «Последний Аватар».

Фотограф старается передать самобытность жителей через представление их быта, одежды, украшений и обрядов. В проекте глубоко исследуется традиционный образ жизни и культуры этих племен, которые в настоящее время находятся под угрозой исчезновения. Фотографии являются своего рода свидетельством и наследием культуры, которая постепенно теряется в условиях глобализации. Кадры передают не только красоту и уникальность этих племен, но и вызывают чувство ответственности за их сохранение. Этот проект является еще одним примером того, как фотография может быть использована для привлечения внимания к социальным проблемам и призыва к действию.

В Европе проекты чаще имеют более академический подход и посвящены продуманной концепции или исследованию той или иной темы. Так, в Великобритании акцент чаще делается на образах разных групп граждан, которые выступают в определенной стилистической концепции. Фотографы уделяют внимание деталям, экспериментируют с тонами, цветом, искусственным освещением и прочим. Среди знаковых работ британских фотографов можно выделить продемонстрированный на рисунке 6 проект «Театр», в рамках которого Льюис Хан провёл четыре года в двух лондонских больницах общего профиля, чтобы нарисовать подробный портрет Национальной службы здравоохранения [21, с. 4–85].

6

Рисунок 6. Фотопроект Льюиса Хана «Театр».

По приглашению Hospital Trust Льюис Хан занял должность художника-резидента в Chelsea & Westminster Hospital и West Middlesex Hospital в Лондоне, первоначально делая фотографии как средство повышения осведомленности о приватизации NHS. В конце концов, однако, проект стал больше о людях, чем о политике. Получив уникальный и беспрецедентный доступ к персоналу, пациентам и клинической среде, Хан следил за пациентами и медицинскими работниками, запечатляя на камеру как моменты покоя, так и интенсивную работу в операционных. Тем самым он смог раскрыть суровую реальность жизни в британских больницах. Его фотографии свидетельствуют о коллективной гуманности, силе и хрупкости всех тех, кто работает в системе здравоохранения.

Для Французских фотографов характерна забота о визуальной и экспериментальной составляющей. Этим может похвастаться изображенный на рисунке 7 фотопроект Яна Артюс-Бертрана «Земля, увиденная с неба» [1, с. 30–432].

7

Рисунок 7. Серия фотографий Яна Артюс-Бертрана «Земля, увиденная с неба».

Фотограф с помощью этого проекта хотел создать обширную фотоэнциклопедию всех уголков планеты Земля. Он использует самолеты и вертолеты, чтобы получить уникальные ракурсы на наш мир. На фотографиях можно увидеть как природные пейзажи, так и города, которые выглядят совершенно иначе с высоты. Ключом к его творчеству является использование пространства для создания таких соотношений, которые усиливают впечатление и часто просто поражают зрителей . Каждая фотография является уникальной, потому что Ян Артюс-Бертран имеет возможность снимать только в определенных условиях. С помощью этих кадров фотограф показывает красоту и разнообразие нашей планеты, а также нашу зависимость от ее равновесия и чувствительности к изменению климата.

В России проектная фотография стала популярной в последние годы и, кроме того, что фотографы представляют свои работы на выставках и в сети, они также участвуют во множестве фотоконкурсов и регулярно выпускают свои фотоальбомы и другие издания, объединяющие их работы в единые проекты. Отличия проектной фотографии России от других стран во многом связаны с культурными особенностями и историческим наследием. Подтверждением этому служит то, что в России фотопроекты чаще имеют более серьезный и традиционный подход, связанный с историческими событиями и культурой, будь то фотопроекты, затрагивающие патриотическую тематику, исторические события, религиозные традиции, историю и культуру России. В то же время, фотографы все чаще обращают внимание на актуальные проблемы, волнующие общество здесь и сейчас, однако не забывают они и о «вечных» темах, к которым человечество обращалось на протяжении всего своего существования.

Одной из основных задач проектной фотографии является передача информации. Снимки, входящие в фотопроекты, могут служить ключевым элементом новостных материалов, помогая расширить и углубить понимание рассматриваемого события. Кроме того, проектная фотография может быть использована для документирования и анализа событий, создания архивов и регистрации исторических моментов. Поэтому проектная фотография обладает широким спектром использований в журналистской работе. Одной из важных тенденций применения фотопроектов в журналистике является создание фотоэссе, представляющее собой набор фотографий, которые рассказывают историю или передают определенное сообщение. Фотографии выбираются таким образом, чтобы они взаимодействовали друг с другом, создавая связь и гармонию в повествовании.

Формой выражения проектной фотографии может быть любое воплощение фотопроекта, будь то книга, выставка, медиапроект, альбом или иной физический носитель. Важно не только уметь технически продумывать каждый этап работы, но и находить свой собственный стиль. Так, анализируя значение фотопроекта в интеллектуальных изданиях на примере материалов журнала Esquire, Мария Гордеева приходит к выводу, что «помимо собственной ценности, он выполняет и еще одну важную роль: побуждает читателя к действию, чтению, поиску новой информации, то есть к самостоятельной работе с текстом. Однако данную функцию он выполняет только при одном условии — высоком качестве исходного материала [4, с. 20].

Проектная фотография представляет собой не только многообразие поджанров, помогающих выразить авторскую мысль, но и характеризуется разносторонностью видов, которые могут быть использованы для передачи разных тем и идей. Анализируя знаковые проекты фотографов со всего мира, в рамках проектной фотографии можно выделить некоторые из наиболее распространенных видов:

  1. Серия изображений. Александр Лапин характеризует фотосерию как «серию, объединенную единством темы, объекта, сюжета или по каким-либо формальным признакам» [9, с. 183]. Серии изображений могут состоять из любого количества фотографий, которые передают определенный сюжет или концепцию.
  2. Коллаж – это композит изображений, обычно имеющих общую тему или идею. Ален и Одетт Вирмо, в свою очередь, говорят о коллаже как о композиции, исходные материалы которой могут принадлежать к разным художественным сферам (например, текст и фотография) [3, с. 288]. Коллаж может быть произведен как в электронном виде, так и в виде физического материала.
  3. Проект с использованием видео. В данном случае создается проект, который представляет собой видео с элементами фотографии или фотографическую серию, сопровождаемую видеоматериалами. Он может включать в себя мини-фильм, научную лекцию и т. д. К примеру, Шарлотта Коттон, раскрывая концепцию проекта с использованием видео, рассказывает о фотографиях Жанны Даннинг «Пузырь 4», на которых изображена женщина, покрытая некой субстанцией, называемой «пузырем». В сопровождающем видео героиня пытается одеть пузырь в женскую одежду, тяжело ворочая его, будто неуклюжее раздутое тело [7, с. 17].
  4. Интерактивный проект: это сочетание снимков и общения с публикой, который может быть включен в интерактивную веб-страницу или фотогалерею. Данный подход может использоваться, например, для проектов конкурсного характера.

Проектную фотографию также можно разделить на подвиды. Различные подвиды проектной фотографии отличаются концепцией, способом реализации, материалами и техническими особенностями. Мы пришли к выводу, что чаще всего современные фотографы разделяют фотопроекты на:

  1. Социальные – это направление, которое рассматривает социальные проблемы и явления в обществе, стремится увидеть и показать изъяны, существующие в социуме. Фотографический проект может затрагивать такие проблемные темы, как бедность, неравенство, ненависть и т.д. Часто проекты социальной фотографии размещаются на сайтах организаций, работающих в области защиты прав человека, где они могут привлечь к себе внимание и повысить информированность общества о социальных проблемах.
  2. Краеведческие – такие проекты направлены на изучение и сохранение культурного наследия региона. Они могут включать в себя фотографии исторических памятников, местных традиций и обычаев, природных достопримечательностей.
  3. Рекламные или коммерческие – эти проекты направлены на продвижение продукта. Они могут включать в себя фотографии товаров, услуг или мероприятий. Примером такого проекта может быть съемка для рекламы косметических средств.
  4. Благотворительные – это проекты, которые направлены на помощь нуждающимся, например людям или животным. Они призваны вызвать у аудитории сочувствие и достучаться до их альтруистической стороны. Такие фотопроекты могут включать в себя фотографии благотворительных акций, сбора пожертвований и других мероприятий, а также самих нуждающихся, для которых и устраивается акция.
  5. Творческие – это направление, главной задачей которого является выражение авторского видения и творческой задумки. Они могут включать в себя эксперименты с формами, цветами, светом и другими элементами фотографии.
  6. Индивидуальные – такие проекты направлены на выражение личности автора и его индивидуального стиля. Они могут включать в себя фотографии, отражающие личные интересы и мировоззрение фотографа. Главная задача такого фотопроекта – показать мир глазами автора проекта.
  7. Концептуальные – это фотографии, опирающиеся на идею, концепцию проекта. В этом случае форма и содержание находятся в равной зависимости друг от друга. Концептуальная фотография – это возможность более полного выражения смыслового содержания проекта или идеи, которую хочет передать фотограф.
  8. Развлекательные – это проекты направлены на создание позитивного настроения и развлечение зрителей. Они могут включать в себя фотографии, отражающие юмор, игры, спорт и другие развлекательные моменты.

В свою очередь использование проектной фотографии в репортажах представляет собой современный подход к созданию наглядного материала с целью передачи информации и вызова эмоциональной реакции у читателя. Для фотопроекта характерен более длительный период создания, чем для классического фоторепортажа, однако то, как он обогащает и углубляет текстовое содержание, а также обеспечивает единообразие и согласованность визуального языка, подчеркивающего основные идеи и тематику проекта, дает возможность пожертвовать оперативностью в пользу качества.

Тенденция применения проектной фотографии в лонгридах встречается в журналистике наиболее часто и представляет собой стратегию использования фотографий, представленных в рамках проекта, в качестве визуального сопровождения и усиления авторской публикации. В таких проектах зачастую фотография используется в сочетании с текстом, аудио или видео, для создания всестороннего визуального опыта для аудитории. Комплексность проекта дополняет и углубляет журналистскую историю, позволяя оставлять глубокое впечатление и улучшать понимание предмета журналистского материала.

В заключение можно отметить, что проектная фотография имеет большой потенциал как средство передачи идей и ценностей, а также как форма самовыражения. Создание личного фотопроекта может стать не только творческим процессом, но и способом привлечения внимания к определенной проблеме. Таким образом, проектная фотография в журналистике помогает преодолеть ограничения словесных описаний и передать сложные концепции и идеи через выразительные визуальные образы, вследствие чего она является важным и перспективным направлением в современном мире и может быть использована в различных областях деятельности. В таком случае проектная фотография будет служить не только средством самовыражения и самопознания, но и возможностью для карьерного роста и успешного профессионального развития.

Список литературы

  1. Артюс-Бертран Я. Земля, увиденная с неба / Я. Артюс-Бертран. – Москва : Арт-Родник, 2002. – 440 c.
  2. Бабенко Л. Г. Большой толковый словарь русских существительных 2-е изд. / Л. Г. Бабенко // Статьи на букву «Ф» – URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/noun/fc/slovar-212-3.htm#zag-11051 (дата обращения: 02.07.2021).
  3. Вирмо А., Вирмо О. Мэтры сюрреализма / А. Вирмо, О. Вирмо. – Санкт-Петербург : Академ. проект, 1996. – 278 с.
  4. Гордеева М. М. Роль фотопроекта в интеллектуальных изданиях (на примере материалов журнала Esquire) / М. М. Гордеева // Коммуникация в современном мире. – Воронеж, 2018. – С. 19–20.
  5. Зейгарник А. Мифология композиции в фотографии / А. Зейгарник. – Екатеринбург : Издательские решения, 2016. – 140 с.
  6. Килпатрик Д. Свет и освещение / Д. Килпатрик. – Москва : Мир, 1988. – 223 c.
  7. Коттон Ш. Фотография как современное искусство / Ш. Коттон. – Москва : Ад Маргинем Пресс, 2020. – 276 с.
  8. Крашенинникова М. А. Дискуссии о фоторепортаже на страницах журнала «Советское фото» (1957−1991 гг.) / М. А. Крашенникова // Электронный научный журнал «Медиаскоп». – Москва, 2016. – № 2. – URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/2117 (дата обращения: 3.06.2022).
  9. Лапин А. И. Фотография как / А. И. Лапин. – Москва : Издательство Московского университета, 2004. – 324 с.
  10. Левашов В. Фотовек. Очень краткая история фотографии за последние 100 лет / В. Левашов. – Москва : ИП Гусев, 2016. – 70 с.
  11. Мацумото Х. Тихий Токио / Х. Мацумото // Фотографии Хирохару Мацумото. – URL: https://www.hiroharumatsumoto.com/quiet-tokyo (дата обращения: 13.05.2023).
  12. Пестова М. Е. Фотопроект как жанр в визуальной журналистике / М. Е. Пестова // Высшая школа: научные исследования. – Т. 2. – М.: Изд-во Инфинити, 2020. – 66–72 с.
  13. Розалинд К. Фотографическое : опыт теории расхождений / К. Розалинд. – Москва : Ад Маргинем Пресс, 2014. – 304 с.
  14. Смит Й. Х. Главное в истории фотографии. Жанры, произведения, темы, техники / Й. Х. Смит. – 2-е изд. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 224 с.
  15. Фризо М. Новая история фотографии / М. Фризо. – Санкт-Петербург : Machina, 2008. – 337 с.
  16. Юргенева А. Л., Зарицкая А. Б. Современные социальные фотопроекты в медиапространстве : эстетика и смыслы / А. Л. Юргенева, А. Б. Зарицкая // Художественная культура. – М., 2020. – С. 331–368.
  17. Янсон Х. В. Основы истории искусств / Х. В. Янсон. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2002. – 539 с.
  18. Aman Ch. The last Avatar / Ch. Aman // Inspiro India Magazine. – 2019. – № 46. – С. 122–125.
  19. Cornell D. Alfred Stieglitz and the Equivalent Reinventing the Nature of Photography / D. Cornell. – New Haven : Yale University Art Gallery, 1999. – 37 c.
  20. Hirsch R. Seizing the Light. A Social & Aesthetic History of Photography / R. Hirsch. – New York : Routledge, Taylor & Francis Group, 2017. – 594 с.
  21. Khan L. Theatre Second Edition / L. Khan. – Frome : The Lost Light Recordings, 2020. – 88 c.
  22. Mollison J. Where Children Sleep / J. Mollison. – London : Thames & Hudson, 2010. – 120 с.
  23. Smith W. E. Country Doctor / W. E. Smith // Life. – 1948. – № 12. – С. 115–127.

Интересная статья? Поделись ей с другими: