УДК 323.2     

История взаимодействия гражданского общества и природно-ресурсной политики в Казахстане

Жорабеков Арман Нурмаханович магистр гуманитарных наук (г. Караганда, Республика Казахстан), выпускник Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова (г. Караганда, Республика Казахстан)

Аннотация: Данная статья исследует важные аспекты взаимодействия между гражданским обществом и природно-ресурсной политикой в Казахстане. Объединение усилий гражданских организаций и правительства в области природопользования имеет ключевое значение для устойчивого развития страны. Статья рассматривает роль гражданского общества в обнаружении экологических проблем, контроле за принятием решений и обеспечении прозрачности при формировании природно-ресурсной политики. Особое внимание уделяется участию гражданского общества в сбалансированном использовании природных ресурсов в условиях стремительного экономического роста. В заключение статья подчеркивает важность дальнейшего сотрудничества всех заинтересованных сторон для обеспечения устойчивого развития Казахстана и сохранения его природного богатства.

Ключевые слова: гражданское общество, НПО, природно-ресурсная политика, нефтяные компании.

Введение

Гражданское общество и природно-ресурсная политика являются двумя ключевыми сферами, оказывающими существенное влияние на развитие и устойчивость современных государств. В Казахстане, как важной стране Центральной Азии, эти два аспекта играют особенно важную роль, взаимодействуя и влияя друг на друга. Гражданское общество – это совокупность свободных и самостоятельных негосударственных образований, объединенных общими ценностями и интересами, влияющих на формирование социальной, экономической и политической среды в стране. Вместе с тем, природно-ресурсная политика определяет стратегические подходы государства к управлению и использованию природными ресурсами для обеспечения экономического роста и окружающей среды.

Данная статья посвящена анализу взаимосвязи между гражданским обществом и природно-ресурсной политикой в Казахстане, рассматривая их роль и влияние на социальное и экономическое развитие страны. Будут рассмотрены механизмы взаимодействия гражданских организаций с органами власти и корпоративными структурами в области природопользования, а также оценены достигнутые результаты и проблемы, с которыми сталкиваются обе стороны.

С учетом быстрого экономического роста и расширения промышленных секторов в Казахстане, особое внимание уделяется вопросам устойчивого развития и эффективного использования природных ресурсов при сохранении баланса с охраной окружающей среды. Также будут рассмотрены участие и вклад гражданского общества в формирование и мониторинг природно-ресурсной политики, а также возможные перспективы для будущего сотрудничества между государством и общественными организациями в этой области.

Целью данной статьи является предоставление всестороннего обзора и анализа роли гражданского общества и природно-ресурсной политики в Казахстане, выявление их взаимосвязи и проблем, а также поднятие важных вопросов для дальнейшего обсуждения и поиска оптимальных путей развития в интересах общества и природы.

В отличие от нефтяных государств, таких как Нигерия или Туркменистан, Казахстан провел приватизацию энергетического сектора в 1990-х годах и предоставил иностранным инвесторам свободу действий. Это было предпринято правительством для преодоления экономического кризиса, вызванного распадом Советского Союза. Основные месторождения были предложены международным нефтяным компаниям на основе соглашений о разделе продукции (СРП), которые привлекали иностранных инвесторов, но оставались малоизвестными для казахстанской общественности [1].

Однако после 2000 года правительство изменило свою политику по отношению к международным нефтяным компаниям. Регулирование стало более строгим, роль национальных компаний усилилась, и энергетическое законодательство было пересмотрено [2].

Некоторые контракты были пересмотрены, что привело к увеличению доли государства. Некоторые ученые объясняют эти изменения ростом ресурсного национализма в Казахстане в этот период. В развивающейся общественной дискуссии об управлении природными ресурсами в Казахстане основными вопросами стали распределение нефтяных доходов между богатыми ресурсами и другими регионами, создание Национального фонда Республики Казахстан в 2000 году и членство Казахстана в Инициативе прозрачности в добывающих отраслях с 2005 года. Проблемы отсутствия транспарентности в управлении природными ресурсами обсуждались с начала 2000-х годов и привлекали внимание как широкой общественности, так и международных НПО, работающих в Казахстане.

Правительственные представители также подчеркивали необходимость повышения прозрачности для соответствия международным стандартам. В последующем гражданское общество продолжило дискуссию в более согласованной форме, хотя она была ограничена. В данном контексте разные типы гражданского общества играли свою роль в Казахстане.

Уилсон и Ван Алстин отмечают, что гражданское общество в Казахстане имеет слабое развитие, существует всего несколько «действительно независимых организаций» [3].

В период 1990-х годов, в связи с отсутствием опыта работы с некоммерческими организациями, это направление было мало развито. Вместо этого многие НПО были созданы и поддержаны международными организациями, которые сыграли важную роль в формировании гражданского общества в Казахстане.

Международные НПО также стали каналом для повышения осведомленности о вреде, наносимом местному населению от деятельности нефтяных компаний в регионах с богатыми ресурсами.

С 2003 года Crude Accountability, международная неправительственная организация, начала работу с местным населением в городе Березовка (Казахстан), чтобы повысить осведомленность об экологических опасностях Карачаганакского и Кашаганского нефтяных месторождений и потребовать компенсации от государства.

Орхусский центр, поддерживаемый Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), работает в Казахстане с 2001 года, в том числе в регионах с нефтедобычей, сотрудничая с местными властями и частным сектором по вопросам охраны окружающей среды. Эко-Мангистау, созданный в 2000 году, получил поддержку различных международных организаций.

В начале 2000-х годов было принято законодательство, направленное на регулирование и поддержку некоммерческих организаций. В 2001 году был принят закон о некоммерческих организациях, а в 2002 году - Концепция государственной поддержки НПО, определяющая меры государственной поддержки для них. В 2004 году несколько местных НПО объединились в коалицию «Нефтяные доходы – под общественный контроль» для мониторинга членства Казахстана в Инициативе прозрачности в добывающих отраслях. Коалиция стала одним из первых признаков возникновения интереса гражданского общества к нефтяному сектору.

Казахстан получил статус кандидата на участие в Инициативе прозрачности в добывающих отраслях в 2007 году. Интересы гражданского общества оказали значительное влияние на правительство, что привело к изданию постановления в 2006 году, обязывающего компании, добывающие природные ресурсы, выполнять требования Инициативы в качестве необходимого условия для заключения дальнейших контрактов. Осведомленность общественности также увеличилась в процессе вовлечения НПО в эту работу.

В 2009 году правительство подало заявку на получение статуса участника Инициативы, однако коалиция НПО выразила возражения и запросила дополнительные меры по повышению прозрачности. В 2013 году Казахстан получил статус страны, соответствующей требованиям Инициативы, что позволило раскрыть информацию о доходах от добычи природных ресурсов и повысить транспарентность политики.

После того как коалиция получила статус, соответствующий требованиям Инициативы прозрачности в добывающих отраслях, её активная роль снизилась. Это подтверждает общую тенденцию: большинство НПО в Казахстане, за некоторыми исключениями, такими как НПО «Эко-Мангистау», являются временными инициативами, созданными для решения конкретных проблем. Отношения между населением и НПО в целом слабы: граждане проявляют интерес к работе гражданского общества только в определённые моменты [4].

Большинство местных НПО имеют ограниченный срок существования, но некоторые активные лидеры и эксперты из распавшихся НПО сохраняют приверженность и присоединяются к новым инициативам.

Граждане Казахстана в общем не обладают базовыми знаниями о целях и институтах Инициативы прозрачности в добывающих отраслях. Из-за ограниченного взаимодействия с общественностью в процессе Инициативы принимают участие, в основном, специализированные НПО, редко привлекая широкие слои населения. Это явление также наблюдается в других странах-участниках Инициативы [5].

Ещё одной важной инициативой, направленной на обеспечение прозрачности в Казахстане, является Индекс управления ресурсами, который поддерживается международными организациями и НПО. Казахстан занимает 19-е место из 58 стран с богатыми ресурсами. Однако правительство предоставляет только частичную информацию о добыче природных ресурсов, и поэтому страна набрала не более 58 баллов из 100. Это объясняется, в частности, условиями контрактов между государством и инвесторами, которые ограничивают предоставление детальной информации, способной активно привлекать общественность.

Таким образом, гражданское общество в целом имеет ограниченный опыт активного участия в публичных дискуссиях о вопросах, связанных с природными ресурсами. Большинство инициатив, направленных на обеспечение прозрачности и контроля в нефтяном секторе Казахстана, инициированы международными НПО.

Заключение

Гражданское общество и природно-ресурсная политика играют решающую роль в формировании устойчивого и процветающего общества в Казахстане. Активное участие гражданских организаций и общественных движений в разработке, мониторинге и контроле природно-ресурсной политики способствует достижению баланса между экономическими интересами и защитой окружающей среды.

Стремительное развитие экономики Казахстана и рост индустриальных секторов повлекли за собой увеличение потребления природных ресурсов, что выдвигает перед государством и общественностью существенные вызовы в области экологической устойчивости. Важно заметить, что сбалансированный и ответственный подход к природопользованию содействует не только экономическому процветанию, но и способствует сохранению биоразнообразия, защите климата и обеспечению здоровья граждан.

Гражданское общество играет критическую роль в обнаружении экологических проблем, вовлечении населения в принятие решений и обеспечении прозрачности в процессе разработки и реализации природно-ресурсной политики. Невероятное разнообразие неправительственных организаций и активных граждан способствует созданию сильного и отзывчивого механизма контроля и баланса интересов, что содействует более успешной и эффективной политике в этой области.

Однако, несмотря на значительные достижения, перед гражданским обществом и правительством Казахстана стоит множество задач на пути к сотрудничеству и совершенствованию природно-ресурсной политики. Важно продолжать развивать диалог между всеми заинтересованными сторонами, стимулировать внедрение инновационных решений в области экологии и природопользования, а также повышать осведомленность граждан о важности их роли в сохранении окружающей среды.

Список литературы

  1. Kennedy R., Nurmakov A. 2010. Resource Nationalism Trends in Kazakhstan, 2004-2009. RUSSCASP Working Paper.
  2. Hosman L. 2009. Dynamic Bargaining and the Prospects for Learning in the Petroleum Industry: The Case of Kazakhstan. Perspectives on Global Development and Technology 8: 1-25.
  3. Wilson E., Van Alstine J. 2014. Localising Transparency: Exploring EITI’s Contribution to Sustainable Development. London: IIED.
  4. Makhmutova M., Akhmetova A. 2011. Civil Society Index in Kazakhstan. Almaty: Public Policy Research Center.
  5. Cater Ch. 2013. Corruption and Global Governance. In Governing the World? Cases in Global Governance, ed. Sophie Harman and David Williams, 62-78. London: Routledge.

Интересная статья? Поделись ей с другими: