УДК 659.1

Новейшие технологии в рекламе  XXI века

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент  Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Зорина Милена Владленовна – студентка Института филологии и массмедиа направления подготовки «Журналистика» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Молодцова Алина Максимовна – студентка Института филологии и массмедиа направления подготовки «Журналистика» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Аннотация: В статье раскрываются типология и особенности функционирования новейших рекламных технологий в XXI веке. Авторы рассматривают рекламу в социальных сетях, маркетинг влияния, рекламу устойчивого развития, искусственный интеллект, виртуальную и дополненную реальность, блокчейн, цифровую и мобильную рекламу. Возможности современной digital рекламы выявляются на примере деятельности крупнейшего оператора российской наружной рекламы – компании MAER.

Ключевые слова: маркетинг влияния, искусственный интеллект, виртуальная реальность,  дополненная реальность, реклама устойчивого развития, блокчейн, цифровая реклама, мобильная реклама.

Реклама была частью человеческого общества на протяжении веков. «При  содействии  рекламы  рынок становится более ясным и доступным для покупателей с различными вкусами и потребностями, с разным уровнем денежных доходов» [3, 12]. От самых ранних форм рекламы, таких, как простые вывески, до современных рекламных кампаний, в которых используются последние технологические  достижения, реклама изменилась  самым существенным образом.

На заре рекламы она ограничивалась печатной продукцией и плакатами. По мере развития технологий реклама переместилась в такие средства массовой информации,  как радио и телевидение, а в конечном итоге и в интернет. Общие тенденции развития современной рекламы сегодня включают совершенствование  цифровой рекламы и рекламы в интернете.

Одной из значимых тенденций современной рекламы является  использование рекламы, управляемой данными. С появлением больших данных  рекламодатели теперь могут собирать огромное количество информации о  привычках, предпочтениях и поведении потребителей. Затем эту информацию можно использовать для таргетинга на определенные демографические группы с помощью персонализированной рекламы. Используя рекламу на основе данных, предприятия могут повысить рентабельность инвестиций, ориентируясь на потребителей, которые с большей вероятностью совершат покупку.

Актуальным трендом рекламы XXI века  является использование  социальных сетей. Платформы социальных сетей стали неотъемлемой частью жизни многих людей. Любая организация сегодня обязательно будет иметь свою группу в различных социальных сетях. Рекламодатели могут использовать эти платформы для охвата более широкой аудитории и более личного взаимодействия с потребителями. Реклама в социальных сетях ориентируется на определенные демографические группы и может быть очень эффективной для повышения узнаваемости бренда и увеличения продаж. Мобильная реклама также становится все более популярной в последние  годы. С появлением смартфонов рекламодатели могут обращаться к  потребителям, где бы они ни находились, будь то дома или в пути.

Одним из ключевых направлений современной рекламы стало использование маркетинга  влияния. Маркетинг влияния включает в себя работу с влиятельными лицами в  социальных сетях для продвижения товаров или услуг. У инфлюенсеров  много подписчиков в социальных сетях, и их рекомендации могут оказать  значительное влияние на поведение потребителей. Работая с влиятельными  лицами, компании могут охватить более широкую аудиторию и создать шумиху вокруг своей продукции.

Важной тенденцией в современном рекламном процессе стала устойчивость (реклама устойчивого развития). Потребители все больше осознают экологические проблемы, а предприятия реагируют на них, включая экологические аспекты в свои рекламные кампании. Устойчивая реклама может принимать разные формы, продвигая использование экологически чистых материалов, поощряя вторичную переработку и сокращение отходов производства.

 Современная реклама не стоит на месте, постоянно совершенствуется и развивается, пытаясь как можно сильнее привлечь внимание пользователей. Сегодня  реклама отличается развлекательностью, интерактивностью, иногда напоминает анимационную игру. Выбор вида  и жанра рекламы зависит от бюджета рекламной кампании и поставленных перед ней целей. В условиях жесткой конкуренции и перенасыщения интернета визуальной и текстовой информацией, решающее значение приобретает оригинальность рекламы. Если продукт  будет резко выделяться из монотонного потока рекламной информации, потенциальные клиенты обязательно его заметят.

Современная интернет-реклама изменила типологические характеристики рекламных технологий, что привело к созданию более персонализированной, интерактивной и основанной на данных рекламы, способной лучше охватить нужную аудиторию в нужное время.

Говоря о высокотехнологичных технологиях, широко используемых в рекламе, стоить выделить  такие,  как искусственный интеллект (ИИ), виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) и блокчейн.

Искусственный интеллект приобретает все большее значение в современной рекламе. ИИ можно использовать для автоматизации многих аспектов рекламного процесса, от таргетинга до создания рекламы. Используя ИИ, рекламодатели могут оптимизировать свои кампании и повысить рентабельность инвестиций.

Виртуальная и дополненная реальность также являются зарождающимися  тенденциями в современной рекламе, которые  обладают огромным потенциалом и становятся все более доступными для людей во всем мире [5].  Эти технологии позволяют компаниям  создавать для потребителей иммерсивные впечатления, которые можно  использовать для демонстрации продуктов или услуг. Виртуальную и  дополненную реальность можно использовать по-разному: от виртуальных  демонстраций продуктов до интерактивных игр.

Технологии дополненной   и виртуальной реальности позволяют компаниям создавать именно ту неповторимую рекламу, которая привлекает внимание их  целевой аудитории. Обе технологии являются успешными и  привлекательными и могут предоставить пользователям ценный опыт. VR и AR сделали рекламу более зрелищной и интересной для потребителя, так как это интерактивная реклама, которая позволяет пользователям более осмысленно взаимодействовать с брендом. Именно поэтому она с каждым годом становиться все популярнее.  В интерактивной рекламе используются такие технологии, как чат-боты и голосовые помощники, различные визуальные эффекты, а  «развитие дизайна рекламы с виртуальной и дополненной реальностью поможет создать захватывающие интерактивные впечатления» [1].

Технология блокчейн может трансформировать рекламную индустрию несколькими способами. Блокчейн – это децентрализованная цифровая бухгалтерская книга, которая записывает транзакции безопасным и прозрачным способом [2].

Сегодня высокотехнологичные технологии играют все более важную роль в рекламе, обеспечивая более персонализированный, интерактивный и рекламный опыт. Рекламодатели, которые используют  эти технологии, будут иметь больше возможностей для охвата и привлечения потребителей в эпоху цифровых технологий.

Существенное влияние на типологические характеристики новейших рекламных технологий оказала цифровая реклама. С ростом цифровой рекламы рекламодатели получили возможность создавать кампании, охватывающие пользователей по нескольким каналам, то есть реклама стала многоканальной.  Цифровая реклама сегодня – один из важнейших компонентов современной рекламы. Это произошло  из-за широкого распространения цифровых технологий, роста социальных сетей и растущей зависимости от интернета для различных видов деятельности.

Цифровая реклама включает в себя различные формы рекламы, которые используют цифровые каналы для доставки сообщений, включая рекламу в социальных сетях, маркетинг по электронной почте и мобильную рекламу. Мобильная реклама может принимать различные формы, включая мобильные приложения, рекламу внутри приложений и мобильную веб-рекламу. Как мы уже отмечали, мобильная реклама  может быть очень эффективной для таргетинга потребителей на основе их  местоположения и поведения.

Благодаря цифровой рекламе становится все более популярной благодаря видеореклама. С ростом онлайн-видеоплатформ рекламодатели получили возможность создавать и показывать пользователям видеоорекламу. Это привело к разработке специальных рекламных технологий для видео, которые оптимизируют кампании для форматов видеообъявлений.

Новейшие технологии в рекламе  успешно использует  российская компания MAER, которая является одним из крупнейших операторов наружной рекламы и  специализируется на цифровых конструкциях среднего (суперсайты) и крупного сегмента.

Одно из направлений холдинга MAER – успешная работа с   digital рекламой, в том числе на улицах мегополисов.  MAER является разработчиком технологии O2O (offline-to-online), которая дает возможность вести рекламные кампании параллельно на цифровых наружных экранах и в интернете. Технология основана на работе с MAC-адресами мобильных устройств, находящихся в зоне видимости Wi-Fi-снифферов, которыми оборудованы все цифровые носители MAER.

Медиафасады медиахолдинга MAER оборудованы Wi-Fi-сканерами, которые считывают MAC-адреса устройств, находящихся в непосредственной близости от рекламной конструкции. После этого на телефонах и планшетах находящихся поблизости людей может быть показана та же реклама, которую пользователь видел на наружных экранах.  Ещё один продукт компании –  синхронизация показа наружной рекламы и роликов на радио.

Технология O2O позволяет точно рассчитывать эффективность рекламных кампаний, находить в потоке целевую аудиторию, таргетировать повторный показ рекламного сообщения в интернете, что увеличивает кликабельность таких сообщений на 50%.

Среди наиболее выдающихся проектов компании – трансляции в режиме реального времени: цитаты из послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию России, конференции ПАО «Сбербанк» и АО «Райфайзенбанк».

В 2021 году на крупноформатных экранах MAER состоялась трансляция старта космического корабля «Союз МС-19». Таким образом, «совместный проект «Первого канала» и Роскосмоса приобрел новую аудиторию: люди, которые в момент запуска ракеты находились вдали от телевизора, не пропустили историческое событие» [4]  и, несомненно, посмотрели в свое время фильм «Вызов».

Экраны MAER также стали площадкой для громких медиапремьер: спортивного байопика «Белый снег» о лучшей лыжнице ХХ века Елене Вяльбе и перезапуска культового мультсериала «Ну погоди! Каникулы». Эти и многие другие проекты стали первыми в России.

  В июле 2022 года  компания участвовала в благотворительной акции  фонда «Синдром любви».  Благодаря digital рекламе на медиафасадах MAER по всей стране транслировались фото людей с синдромом Дауна и призыв помогать от чистого сердца. Организаторы проекта и MAER показали мир, в котором у людей с дополнительной хромосомой есть все возможности для полноценной жизни.

Таким образом, современная реклама со временем претерпела значительные изменения. От самых ранних форм рекламы до последних технологических достижений реклама эволюционировала, чтобы удовлетворить потребности бизнеса и потребителей. По мере развития рекламных инноваций предприятия становились более конкурентоспособными.  С каждым годом рекламные технологии становятся все совершеннее и успешно осваиваются на рынке самых разных товаров и услуг.  Основными разработками  в современной рекламе стали влиятельный маркетинг,  реклама в социальных сетях, мобильная реклама, искусственный интеллект, реклама устойчивого развития, виртуальная и дополненная реальность, digital реклама. Считаем, что будущее рекламного мира именно за этими технологиями.

Список литературы

  1. Аминова Г.Г., Козырева Л.К. Технологии виртуальной и дополненной реальности в дизайне рекламы // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 2021. – № 2. – С. 178 –188.
  2. Десять основных технологических трендов 2023 года. URL: https://hoboweb.ru/10-osnovnyh-tehnologicheskih-trendov-2023-goda/ (дата обращения 29.07.2023).
  3. Карпова С.В. Рекламное дело: учеб.-метод. пособие и практикум. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 224 с.
  4. MAER показал на экранах исторический запуск кинематографической миссии в космос. URL: https://adindex.ru/news/releases/2021/10/8/298851.phtml (дата обращения 07.08.2023).
  5. Плюсы и минусы виртуальной реальности и дополненной реальности. URL: https://vr-app.ru/blog/pliusy-i-minusy-virtualnoi-realnosti-i-dopolnennoi-realnosti/ (дата обращения 07.08.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: