УДК 004

Анализ аспектов, оказывающих негативное влияние на этапе реинжиниринга БП при проектировании ИС

Черняускас Владислав Витаутович – ассистент МИРЭА – Российского технологического университета

Аннотация: Цель: изучить основные аспекты, оказывающие негативное воздействие на результат внедрения ИС. Метод: проведён анализ научных трудов, а также учтён опыт интеграторов цифровых решений, с учётом сложившейся ситуации в сегменте рынка информационных продуктов и услуг. Результат: в данной статье выявлены основные аспекты, которые могут негативно повлиять на результат внедрения ИС. Выводы: при внедрении ИС, необходимо учитывать риски, связанные со множеством факторов, представленных в данной статье.

Ключевые слова: бизнес-процессы, информационные системы, риски, цифровизация, цифровая трансформация, автоматизация предприятия, проблемы.

Введение

Применение информационных технологий, оказывающих влияние на характеристики бизнес-процессов предприятия, уже получило широкое распространение, благодаря наличию на рынке множества типов информационных систем (далее – ИС), учитывающих потребности большинства частных и государственных организаций. Использование различных инструментов по автоматизации, цифровизации и цифровой трансформации предприятия, позволяют повысить эффективность бизнес-процессов. При этом сам факт внедрения данных инструментов не гарантирует их эффективность, в связи с возможными рисками на различных этапах жизненного цикла проекта.

Находящиеся в стадии роста предприятия, могут испытывать феномен, при котором рост количества и сумм продаж не способствует росту прибыли, прежде всего это связано с несоответствием устаревших бизнес-процессов, по отношению к внешней и внутренней среде предприятия.

При изменении существующих бизнес-процессов, могут быть применены различные инструменты, например ИС. При разработке проектов внедрения ИС немалое внимание уделяется к применяемым технологиям, например нотации по моделированию бизнес-процессов (например BPMN, IDEF0...14) и самих ИС (UML, DFD), либо методологиям (ARIS) и другие подходы к проектированию ИС.

Соответственно, упомянутые выше способы моделирования детально описаны в документации, и рассмотрены в различных источниках.

Было решено уделить внимание исключительно негативным факторам, которые могут повлиять на качественный результат внедрения ИС в предприятие на различных стадиях реализации проекта.

Основной текст

Необходимость к изменению бизнес-процессов с применением ИС, зачастую испытывают компании находящиеся на стадии развития «зрелость». Также компания, столкнувшаяся с проблемой "болезнь роста", свойственной этапу "рост", испытывает недостаток эффективности продаж, поскольку их количественный рост негативно влияет на прибыль с каждой сделки, что не способствует увеличению прибыли. Модернизация устаревших бизнес-процессов с применением ИС является эффективным способом решения вышеуказанных проблем [1].

Прежде всего, внедрение ИС необходимо рассматривать с точки зрения инвестиции со стороны руководства компании в своё предприятие. Любая инвестиция должна приносить финансовую выгоду, соответственно – эффективность внедрения ИС можно оценивать как с точки зрения экономии средств. Данных целей можно достичь, например: путём уменьшения затрат человеко-часов на какие-либо бизнес-процессы путём их оптимизации; предоставление различной информации (мониторинг, анализ, контроль). Всё это позволяет снизить издержки при выполнении бизнес-процессов.

Но сам по себе факт внедрения ИС, не гарантирует положительный результат от её наличия. Получению выгоды от данного рода инвестиции могут помешать 5 основных категорий рисков:

  • функциональный;
  • организационный;
  • информационный;
  • программный;
  • технический;
  • экономический [4].

Для исключения неопределённости соотнесения риска и категории, решено выделить 3 основных категории рисков:

  • организационный,
  • экономический,
  • технический.

Организационная категория

Ошибки в определении целей внедрения ИС. В определённых случаях, заказчик и исполнитель имеют определённые проблемы с пониманием друг друга на уровне технической документации, либо особенностями ведения основной деятельности предприятия, что может в дальнейшем поставить под угрозу экономические или технические аспекты проекта по внедрению ИС [7].

При внедрении новых и модернизации действующих бизнес-процессов, действующая система учёта и контроля результатов деятельности сотрудников может не соответствовать результатам внедрения ИС.

Отдельной подкатегорией можно выделить сопротивление персонала к нововведениям

Возможно проявления нежелания персонала сотрудничать на этапе моделирование бизнес-процессов для последующего построения ИС

Отдельные организационные подразделения могут не учитывать интересы других организационных структур, что может негативно повлиять на дальнейшую реализацию проекта. На этапе проектирования ИС проводится работа с подразделениями и сотрудниками организации в отдельности, для выявления требований к проекту. Это может быть мозговой штурм, семинары, интервьюирование\анкетирование и так далее. Исходя из личностных интересов, которые опрашиваемые могут поставить выше интересов компании, конечный результат выявления требований может не совпадать с действительностью. Из-за этого эффективность работы отдельных подразделений может быть ниже, чем того ожидалось на этапе постановки цели проекта [2].

Существуют риски неэффективной работы ИС после внедрения, и необходимость её последующей модернизации, либо модернизации бизнес-процессов.

Необходимость повышения квалификации у персонала, начинающего работу с ИС, как следствие необходимость длительной повышенной нагрузки на подчинённых, что может негативно сказаться на основной деятельности компании

Большая вероятность необходимости в реорганизации существующей организационной структуры предприятия, связанных с документооборотом, и смежными сферами деятельности.

Влияние принципа развёртывания ИС. При установке решения на собственных серверах предприятия назревает необходимость переоборудования одного из помещений в "серверную", сроки по вводу помещению в эксплуатацию могут затянуться по различным причинам. При закупке дополнительного оборудования, вероятны риски дополнительных затрат по внеплановому изменению архитектуры ИС, из-за ошибок изначального проекта. Найм дополнительного персонала по администрированию ИС влечёт за собой дополнительные риски с точки зрения их реальных, а не заявленных компетенций. При выборе "облачных" решений, хранение и обработка информации реализовано на удалённом сервере поставщика услуг, что несёт за собой риски безопасности самих данных и невозможность повлиять на устранение технических сбоев на стороне поставщика, а также надлежащее исполнение обязательств поставщика [5].

Большую часть организационных рисков призван снизить способ построения модели "как есть", она позволит наглядно показать текущие проблемы предприятия, и добавит мотивацию сотрудникам более вдумчиво подходить к предпринимаемым шагам по изменению бизнес-процессов, для чего, собственно, и внедряется новая ИС.

Экономическая категория

Присутствует сложность в расчётах реального экономического эффекта, поскольку важно корректно определить все прямые и косвенные показатели результата внедрения проекта и правильно оценить итоговый результат.

Подробный расчет экономического обоснования проекта, а также его смета, может не совпасть с фактической окончательной стоимостью проекта и дальнейшей стоимостью сопровождения ИС в части администрирования, расширения и дальнейшей модернизации под новые задачи или оптимизации существующего решения [3].

В ситуации отсутствия должного финансово обеспечения процесса внедрения ИС с привлечением специалистов и экспертов, конечный результат в том числе на этапе разработки отрицательно скажется на качестве итоговой ИС. Следовательно проект может не принести прибыли вовсе, т. к. затраты на его реализацию и поддержание окажутся выше дальнейшей прибыли [6].

В следствии выше сказанного, наблюдается повышенной финансовой нагрузки на предприятие, в момент реализации проекта по внедрению ИС;

Техническая категория

Возможны различные ошибки в конечном проекте ИС, при переходе от "бумажных" носителей информации, к цифровому виду.

Так же возможны расхождения в реализации проекта с точки зрения "план-факт", что потребует дополнительных усилий для доведения системы до необходимого результата.

Готовые решения ИС, могут потребовать адаптацию не возможностей программного продукта к нуждам пользователя, а наоборот, подгонку потребностей пользователя под возможности программного продукта [6].

Присутствуют различные риски, связанные с типом клиента, который будет в распоряжении конечных пользователей, толстый клиент в ряде случаев способен снизить нагрузку с сервера, но способствует, например, "утечке" информации, что несёт в себе риски её дальнейшего нежелательного распространения, тонкий клиент (и его производные, включая web-приложения) практически полностью решает эту проблему, и более распространён среди современных решений.

Отсутствие должного формализованного описания требуемой ИС, может привести к различной трактовке информации на всех этапах жизненного цикла ИС.

По мере дальнейшего развития проекта, возможно появление признаков "spagetti code" или "legacy-code", вследствие реализации конечной ИС с отличиями от технического задания (например, несоответствие UML диаграммам) или при смене разработчиков наблюдаются отклонения от общепринятых норм оформления самого кода, в виде комментариев и отступов с переносами элементов кода.

Необходимо учитывать специфику основной деятельности предприятия, например в медицинских и финансовых предприятиях, внедрение новой, или обновление существующей ИС может негативно сказаться на аспекты безопасности, а также есть риски ошибок в обработке данных при интеграции с другими системами

В связи с внешнеполитической обстановкой, сопровождающейся санкциями, высока вероятность ненадлежащего исполнения условий договора, или прекращения его действия, со стороны зарубежных поставщиков программных продуктов или услуг, а также поставщиков оборудования [8].

Также существует риск непредвиденной необходимости перехода на сторонние решения, обеспечивающие дополнительную или замещающую часть текущего функционала ИС, в том числе по причине прекращения поддержки решений, уже включённых в ИС по различным причинам.

Список литературы

  1. Баранова Е.И. Опыт эмпирического определения цикла жизни фирмы [Текст]: учебное пособие – М.: Экономика. Налоги. Право. – № 3. – 2017. – С. 94.
  2. Егоров, А. С. Внедрение информационной системы управления предприятием, проблемы и методы их решения / А. С. Егоров // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Т. 1, № 8 (128). – С. 93-96. – DOI 10.36871/ek.up.p.r.2022.08.01.012. – EDN POMDJY.
  3. Корнилов, А. В. Проблемы внедрения информационных технологий на российских предприятиях и их результат в работе / А. В. Корнилов // Бенефициар. – 2022. – № 120. – С. 3-13. – EDN FQUTJC.
  4. Меняев М. Ф. Информационный менеджмент: учебник для вузов / Меняев М. Ф. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. – 301 с.: ил. – Библиогр.: с. 287. – ISBN 978-5-7038-4555-4.
  5. Нигай Е. А. Процесс цифровизации бизнеса: от точечной оцифровки бизнес-процессов к цифровой трансформации // ЭТАП. 2022. № 2. С. 134-145 (дата обращения: 24.07.2023).
  6. Почему нужна единая автоматизированная информационная система? [Электронный ресурс] // ECCON GROUP: [сайт]. [2015]. URL: https://eccon.ru/publish/pochemu-nuzhna-edinaya-avtomatizirovannaya-informacionnaya-sistema (дата обращения 25.07.2023).
  7. Рудакова, Е. В. Проблемы внедрения ERP-систем в современные информационные системы в России / Е. В. Рудакова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2018. – № 4 (16). – С. 1-2. – EDN VVKKJI.
  8. SAP окончательно уходит из России и перестает поддерживать ранее проданные локальные продукты [Электронный ресурс] // Хабр: [сайт]. [2022]. URL: https://habr.com/ru/news/661911/ (дата обращения 26.07.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: