УДК 33

Состояние логистической системы Российской Федерации под влиянием западных санкций

Гусев Даниил Александрович – магистр направления подготовки «Менеджмент» Северного (Арктического) федерального университета

им. М.В. Ломоносова

Аннотация: В настоящее время Россия столкнулась с проблемами, вызванными санкциями западных стран по причине внешнеполитической позиции. Возникшие ограничения оказывают негативное влияние на различные секторы экономики, включая логистику. В этой статье мы рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются логистические компании в России в последние годы, и возможности их нивелировать. Цель: осуществить аналитический обзор текущего состояния логистической системы в условиях ограничений, введенных рядом западных стран в 2022 году. Методы: анализ статистических данных, анализ информации периодических изданий, сбор и систематизация данных из открытых источников информации, системный метод изучения экономических явлений и процессов. Результаты: проведен анализ текущей ситуации логистической сферы и ее влияния на экономику России под влиянием западных санкций. Выводы: в настоящее время существует ряд проблем, вызванных санкциями, среди них увеличение сроков и стоимости транспортировки товаров, необходимость включения в цепь поставок промежуточных покупателей, рост сопутствующих этому рисков, увеличение количества этапов бюрократических процедур и другие. Многие из них перевозчики пытаются исключить, однако в связи с нынешними обстоятельствами полностью данные проблемы решить невозможно.

Ключевые слова: логистика, санкции, импорт, внешняя торговля, экономика.

Введение

Эффективность экономики любой страны тесно связана с налаженными логистическими связями с субъектами торговли на международной арене. Любые ограничения могут серьезно повлиять на внешнеэкономическую деятельность. Так, например, вследствие пандемии в 2020 году суммарные объемы экспорта и импорта сократились на 15% [1].

В настоящее же время экономика России сталкивается с вызовами санкций, введенных западными странами в 2022 году, которые серьезно влияют на выстроенную годами систему цепей поставок.

Материалы и методы

Материалами, используемыми в данном исследовании, выступили статистические данные, периодическая литература, научные публикации и данные, представленные СМИ в открытом доступе. Методами исследования являются анализ статистических данных, анализ информации периодических изданий, сбор и систематизация данных из открытых источников информации, системный метод изучения экономических явлений и процессов.

Литературный обзор

Аспекты, рассматриваемые в исследовании, стали актуальными в 2022 году. За столь небольшой период проблемы логистики на фоне антироссийских санкций были изучены и проанализированы рядом ученых, экономистов, логистов и политиков. На основе работ
Е.В. Одинцовой «Влияние антироссийских санкций на логистику и внешнеэкономическую деятельность», А.М. Голубчика и Е.В. Пака «Экономические санкции в отношении России: транспортный аспект», О.Д. Покровской «Ответы российской логистической системы на вызовы западных санкций: обход или нивелирование?» помогли дать оценку существующей ситуации на рынке международных грузоперевозок.

Санкции нарушили отлаженные цепи поставок, уничтожив некоторые звенья вовсе. Грузоперевозчики, поставщики, экспедиторы и грузополучатели столкнулись с нехваткой транспорта, дефицитом вагонов и контейнеров, повышением ставок на перевозки.

Специальные экономические меры были приняты в отношении России всеми странами Европейского союза (далее также – ЕС) и рядом других государств (суммарно более 45 стран). На рисунке 1 представлена тепловая карта ограничений по данным Российского экспортного центра на 18 октября 2022 года [2].

image001

Рисунок 1. Тепловая карта ограничений в отношении Российской Федерации.

Основным направлением действия санкций стал внешнеторговый оборот страны.

Европейские порты, автомобильные и железные дороги, а также воздушное пространство над ЕС, США и Канадой – все это разрушило существовавшие российские логистические схемы и сорвало поставки товаров в настоящее время. Кроме того, поставки товаров стали дороже разы, а ряд товаров стал в принципе недоступен.

Рассмотрим подробнее нынешнюю ситуацию в сфере логистики подробнее.

Согласно регламенту Европейского союза № 833/2014 от 31 июля 2014 года с актуальными изменениями поставщику груза необходимо доказать документально, что перевозка груза через территории стран-участников санкционной кампании в Россию необходима и выгодна для ЕС. В каждой стране определен собственный ряд критериев, согласно которым они вправе ограничивать проезд грузов, следующих в Россию, на своей территории. При этом данные критерии определяет ЕС.

Поставщик также может осуществить перевозку груза, если она связана с исполнением обязательств по договорам, заключенным до вступления в силу регламента ЕС № 833/2014. При этом транспортируемый груз не должны входить в список товаров двойного назначения, то есть товаров, которые могут быть полезны для изготовления оружия или иметь военное применение. После предварительного документального подтверждения проводится фактическая проверка груза, которая занимает от одного до трех месяцев. То есть все это время участнику сделки необходимо обеспечивать сохранность груза, поддерживать условия хранения и оплачивать услуги водителя транспорта.

Помимо прочего перевозка груза на территории ЕС должна производиться на аккредитованном транспорте, а далее, как следует из практики, при пересечении границы груз перемещается на аккредитованные Россией автомобили. Это является одним из найденных перевозчиками решений проблемы с транспортом.

Также для обхода санкций в цепочку поставок вошло дополнительное звено – промежуточный покупатель. Он должен быть зарегистрирован в стране, не обременённой санкциями. Промежуточный покупатель фактически приобретает товары у поставщика и перепродает их конечному покупателю. Однако из данного решения также вытекают проблемы: дополнительные траты на услуги промежуточного покупателя, отсутствие возможности постоплаты (так страхуется поставщик), риски неправильного таможенного оформления промежуточным покупателем и другие [3].

Еще одной схемой получения возможности въезда отечественных автоперевозчиков на территорию ЕС является перерегистрация российских грузовых автомобилей в «дружественных странах» – Турции, Армении, Грузии, Казахстане, ОАЭ. При этом, безусловно, стоимость перевозки сильно возрастает.

Теперь поговорим о поставке товаров посредством железнодорожного транспорта. По мнению экспертов, данный вид транспортировки грузов меньше всего пострадал от санкций. Существует запрет на перевозку товаров, входящих в санкционные списки.

Доставка грузов в Россию по железнодорожным сетям возможно осуществить через Польшу, Финляндию и Прибалтику, откуда товары поступают в Калининградскую область [4].

Стоит отметить, что, несмотря на существующие ограничения, сфера перевозок железнодорожным транспортном не стоит на месте. Железные дороги Беларуси, России и Казахстана намерены увеличить объемы контейнерных перевозок в Китай. Есть тенденция к восстановлению объема транзитных перевозок в сервисах АО «ОТЛК ЕРА» во всех направлениях благодаря ключевым параметрам транзитных перевозок (высокая скорость, сроки доставки, сохранность груза, возможность расчетов в юанях для клиентов) [5].

Предлагается схема пропуска возросших объемов экспорта через казахстанско-китайскую границу, в том числе формирование поездов повышенной длины и дальнейшее совершенствование технологии работы погранпереходов во взаимодействии с Китайскими железными дорогами.

Воздушный транспорт, напротив, пострадал больше всего. Помимо того, что в 2022 году 36 стран закрыли для России свое воздушное пространство, большая часть самолетов, используемых Россией для грузовых и пассажирских перевозок, была произведена в странах Европы, которые в силу экономико-политической обстановки, конечно, отказались от поставок данного вида транспорта в Россию.

Также российским владельцам воздушных судов стало невозможно осуществлять покупку деталей, заправку и их техническое обслуживание посредством производителей.

Такая же сложная ситуация обстоит с перевозками морским транспортом, который являлся приоритетным для транспортировки грузов. На данный момент все крупнейшие порты Европы ограничили заход судов под любыми флагами, которые перед этим заходили в российские порты.

Также прекратили поставку грузов, следующих в порты Санкт-Петербурга, Усть-Луга, Новороссийска, Владивостока и Восточный, крупные контейнерные перевозчики, такие как НММ, MSC и Маегак. Кроме того, ряд компаний среднего масштаба также прекратили работу по российским направлениям и прекращают поставки товаров из Евросоюза в контейнерах.

Стоит отметить, что у «оставшихся на плаву» перевозчиков морским транспортом существует ряд проблем, среди которых длительная проверка грузов, риски неполучения товаров и другие.

Функционирование российских портов также остается под вопросом. Многие из них прекратили свою деятельность в связи со специальной военной операцией, порты Балтики заблокированы, терминалы Архангельска и Мурманска не имеют контейнерной специализации. Продолжают работать в обычном режиме порты на Черном море с поправкой на отмену линейного сервиса, порты Каспийского бассейна и азовские порты [4].

Стоимость перевозки груза сильно подорожала. Например, до февраля 2022 г. стоимость доставки одного килограмма товара по маршруту Великобритания – Россия составляла 30 евро, сейчас эта цифра возросла не менее чем на 30 % [5].

На рисунке 2 представлены изменения логистических процессов при применении западных ограничений [6].

image002

Рисунок 2. Изменения логистических процессов при применении западных ограничений.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, исследователи и участники процесса перевозок активно исследуют существующие ограничения и ищут возможности для создания новой транспортно-логистической системы, которая позволит максимально эффективно осуществлять международные перевозки товаров.

Результаты

Результатами исследования стали перечень ограничений в схеме трансграничной логистики, а также перечисленные механизмы и схемы обхода данных ограничений легальным способом.

Заключение

Таким образом, в настоящее время существуют следующие логистические проблемы, вызванные санкциями:

  • увеличение сроков транспортировки товаров;
  • увеличение стоимости перевозки;
  • необходимость включения в цепь поставок промежуточных покупателей;
  • рост рисков, вызванных увеличением сроков поставки и использованием услуг промежуточного покупателя;
  • дефицит транспорта для перевозок;
  • увеличение количества этапов бюрократических процедур и другие.

Однако мы рассмотрели ряд механизмов и схем, благодаря которым субъекты трансграничных перевозок имеют возможность осуществлять транспортировку грузов легальным образом в обход санкций. Однако из-за существующих рисков, сложностей, длительности и дороговизны данные механизмы, вероятно, носят временный характер.

Ответами на перечисленные вызовы отечественной логистической системы могут стать три направления: снижение зависимости от ключевых поставщиков, формирование альтернативных способов доставки и переориентация направления работы «на Восток».

Список литературы

  1. Росстат [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Федеральная служба государственной статистики. – Электрон. дан. – Внешняя торговля. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya, свободный (дата обращения: 27.06.2023).
  2. Российский экспортный центр [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Информационный бюллетень. Ограничительные меры и контрмеры. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://plan.nso.ru/sites/default/files/18102022.pdf, свободный (дата обращения : 07.07.2023).
  3. Одинцова Е.В. Влияние антироссийских санкций на логистику и внешнеэкономическую деятельность [Электронный ресурс] / Евгения Валерьевна Одинцова // Российский внешнеэкономический вестник: науч. электрон. журн. – 2023. – № 2. – С. 73–79. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-antirossiyskih-sanktsiy-na-logistiku-i-vneshneekonomicheskuyu-deyatelnost, свободный (дата обращения: 07.07.2023).
  4. Голубчик А.М. Экономические санкции в отношении России: транспортный аспект [Электронный ресурс] / Андрей Моисеевич Голубчик, Егор Вадимович Пак // Российский внешнеэкономический вестник: науч. электрон. журн. – 2022. – № 3. – С. 50-58. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-sanktsii-v-otnoshenii-rossii-transportnyy-aspekt, свободный (дата обращения: 09.07.2023).
  5. Покровская О.Д. Ответы российской логистической системы на вызовы западных санкций: обход или нивелирование? [Электронный ресурс] / Оксана Дмитриевна Покровская // Бюллетень результатов научных исследований : науч. электрон. журн. – 2022. – № 4. – С. 48-73. – Электрон. журн. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/otvety-rossiyskoy-logisticheskoy-sistemy-na-vyzovy-zapadnyh-sanktsiy-obhod-ili-nivelirovanie, свободный (дата обращения: 07.07.2023).
  6. Черноносова Н.В. Перестройка логистической деятельности в условиях санкций [Электронный ресурс] / Наталья Валерьевна Черноносова // Экономика: вчера, сегодня и завтра: науч. электрон. журн. – 2022. – № 12. – С. 270-276. – Электрон. журн. – Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2022-10/b26-chernonosova.pdf, свободный (дата обращения : 07.07.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: