УДК 33

Специфика гибких методологий на российском IT рынке

Бастрыгин Артем Иванович – бакалавр менеджмента Новосибирского государственного университета

Кликунов Александр Викторович – бакалавр менеджмента Новосибирского государственного университета

Аннотация: Статья освещает факторы, формирующие специфический облик гибких методологий в российской среде. Через анализ случаев из практики и экспертных мнений, статья обнаруживает потенциальные трудности, с которыми сталкиваются компании, внедряющие гибкие методологии на российском рынке, и предлагает стратегии для успешной адаптации и преодоления этих проблем. Путем анализа практических случаев и критической оценки литературы, данная статья предоставляет важные научные и практические знания для IT компаний и специалистов, стремящихся эффективно внедрять и применять гибкие методологии на российском рынке. Цель: формирование понимания гибких методологий и элементов в рамках работы IT команд. Методы: Литературный обзор.

Ключевые слова: agile, гибкие методологии, scrum, управление проектами, IT менеджмент.

Введение

Главным отличием методологии Agile является то, что один большой проект, делится на подпроекты. В традиционных подходах, как правило, проект просто разбивается на этапы, а если задерживается один этап, то задерживаются и все последующие. Самыми известными и популярными методологиями среди компаний являются Scrum, Kanban, ЕXtreme Programming.

Agile, как способ управления проектами, доказал свою эффективность не только для сферы IT, где изначально сформировался, но также и для других, абсолютно различных сфер. По данным, собранным State Of Agile в 2016 году, 98% команд, которые использовали Agile, что говорит об удобном для работников всех сфер подходе.

Если графические показать подход к работе при традиционном методе управления проектом и при Agile, то разница будет заметна визуально на рисунках 1 и 2 соответственно.

image001

Рисунок 1. Схема работы над традиционным проектом.

image002

Рисунок 2. Схема работы над IT проектом в философии Agile.

На рисунках видно, что, по сути, проект по методологии Agile включает в себя подпроекты, которые разрабатываются по традиционной методологии. В этом и отличительная черта каскадной методологии и итеративной, по agile каждая задача проекта — это отдельный проект, на этапе разработке которого могут происходить изменения, отклонения от плана, но они не повлияют так сильно на остальные работы, в отличии от каскадной системы работы, где есть заранее прописанный четкий план, отклонение от которого влечет за собой изменения во всех последующий задачах, к которым этот план не был готов.

Локтионов и Масловский считают, что Agile – это философия современного проектного мышления, которая несомненно интегрируется во все ключевые стандарты проектного менеджмента и станет неотъемлемой частью управления любыми проектами в весьма неотдаленной перспективе.

Но нельзя сказать, что, если компания использует Agile нельзя сказать, что она повышается мотивация сотрудников и увеличиваются темпы работы. Также важен правильный подход в применении гибких методологий.

Были проанализированы элементы Agile, которые компания должна соблюдать, чтобы повысить свою финансовую устойчивость.

  • Команда – небольшая кросфункциональная команда. В команду входят специалисты различных направлений, она остается неизменной на протяжении всего проекта. Постоянность состава команды помогает ей сплотиться и лучше коммуницировать. Состоит из специалистов различных сфер, чтобы таким составом команда могла создать готовую часть продукта. Оптимальное количество человек в команде от четырех до семи, это связано с коммуникационными каналами, чем их меньше, тем быстрее и точнее информация передаётся, вычислить количество коммуникационных каналов можно по формуле N*(N-1)/2, где N- это количество людей в команде, в команде из четырех человек будет шесть связей, а из семи человек- 21.
  • Бэклог – это список задач. Перед началом работы и во время самой работы, команды формирует список задач в приоритете для проекта. Команде необходимо формирование бэклога перед началом работы, чтобы наглядно видеть сколько задач ей придется выполнить по итогам работы над проектом, чтобы команда входила в состояние потока и не было пауз в проекте, когда нет задач и нет работы. А также, чтобы каждый член команды смог отследить сколько задач он выполнил, что повышает мотивацию, часто для наглядности при работе используют Kanban таблицы.
  • Спринт – короткий временной интервал (1-4 недели), за который команды выполняет заданный объем работы. Перед началом спринта команда собирается, чтобы определить цель конкретного спринта и то, какие задачи из бэклога будут в него реализованы. Задачи определяются таким образом, чтобы по итогам все они были выполнены. Спринты разбивают большой и сложный проект на небольшие задачи, которая команда может осуществить за 1-4 недели, их длительность всегда должна быть одинакова. Форма спринтов нужна, чтобы команды могла отслеживать свой результат, и по итогам каждого из них у команды будет готовая часть общего продукта, что также повышает мотивацию персонала.
  • Доска (scrum или kanban) – это доска, которая поделена на четыре столбца: бэклог, делать, в работе, сделано. С помощью неё можно отслеживать кто отвечает за какую задачу и на каком этапе она сейчас, что упрощает общение членов команды, так как все видят кто какую задачу решает в данный момент, это сокращает некоторые трансакционные издержки. Также члены команды видят свой результат и результаты остальных членов команды, таким образом это мотивирует их работать, чтобы не быть выглядеть менее трудоспособными.
  • Stand up – ежедневный сбор команды. Stand up длится не больше 15 минут и проводится в начале рабочего дня, его суть: каждый участник команды отвечает на три вопроса «что я сделал вчера? », «над чем я буду работать сегодня?», «какие проблемы мешают мне двигаться вперед? », таким образом выясняется прогресс членов команды и находятся моменты, которые мешают им в работе, а также они чувствуют свою причастность к команде, таким образом она сплачивается.
  • Ретроспектива – обсуждение командой итогов спринта. Цель ретроспектив оценить работу во время спринта, определить, что было сделано хорошо, а что следует доработать, а также составить план по тому, как улучшить работу в команде. Ретроспектива помогает участникам команды понять свои сильные и слабые стороны, чтобы в дальнейшем улучшить.

Компания ScrumTrek с 2018 года проводит опросы среды Российских компаний, которые используют Agile. По данным на рисунке 3, можно заметить, что доля Kanban в России растет в то время, как доля в мире составляет всего 5-7%, можно сделать предположение, что это связано с тем, что не все компании готовы вникать подробнее в суть гибких методологий и используют только Kanban доску, что не даёт возможности максимизировать полезность данного подхода. Самый популярный «чистый» agile-подход- Scrum, большинство компаний используют его, но фаворитом среди гибких методологий является сочетание Scrum и Kanban методологий

 image003

Рисунок 3. Популярность Agile-подходов в зависимости от зрелости компании в Agile.

Если взглянуть на рисунок 3, то понятно, почему большинство компаний используют именно сочетание Scrum и Kanban, ведь Scrumban по указанным показателям даёт заметный положительный эффект. А также, можно заметить какие выгоды являются наиболее частыми, то есть наиболее доступно реализуемыми при внедрении гибких методологий.

Можно сделать вывод, что особенность Российских компаний в том, что они подходят более избирательно к внедрению гибких методологий, используя те практики, которые им удобны. Говорить о правильности такого подхода для всех компаний- нельзя, возможно они в силу специфики своей деятельности ограничиваются определенными практиками, так как повсеместное внедрение не принесёт большой пользы для компании. Также, это можно связать с тем, что внедрение гибких методологий в России началось позже, чем в США, что говорит об отсутствии специалистов, умеющих внедрят agile.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что гибкие методологии только набирают популярность на территории России, не все компании понимаю важность гибкости и адаптивности на рынке. В условиях, когда на рынок IT выходит всё больше новых компаний, а некоторые, уже состоявшиеся компании, меняют вектор на IT, то в перспективе agile должен расшириться и войти в новых компании, так как изначально гибкие методологии разрабатывались для IT компаний и лучше всего подходят для их работы.

Список литературы

  1. Астахов С.А. Особенности применения гибких методологий в инновационной деятельности организации: сборник статей. / С.А. Астахов, И.В. Трифонов // Экономика и управление: от теории к практике: сборник статей – Чебоксары: «Лару-тăру» («Среда») издательство çурчě, 2020.
  2. Локтионова Д.А., Масловский В.П. Критерии применения Agile-методологии для управления проектом // Journal of creative economy. 2018. № 6. С 839-845
  3. Сазерленд Д. Scrum. Революционный метод управления проектами / пер. с англ. М. Гескиной. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
  4. https://scrumtrek.ru/blog/agile-scrum/7205/otchet-issledovanie-agile-v-rossii-2021/.
  5. https://www.smartfile.com/blog/2016-state-agile-report/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: