УДК 338.001.36

Территориально-отраслевая трансформация транспортного комплекса Кыргызстана с 1991 года по настоящее время

Митрофанов Никита Михайлович – аспирант кафедры Экономической географии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

Митрофанова Татьяна Юрьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Рекламы Высшей школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: В статье анализируется территориально-отраслевая трансформация транспортного комплекса Кыргызской Республики за постсоветское время. Сравниваются объёмы грузоперевозок и пассажироперевозок автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта за постсоветское время, а также доля автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта от общего объёма грузооборота и пассажирооборота страны за год и анализируются причины наблюдаемых изменений с точки зрения социально-экономической географии.

Ключевые слова: Кыргызстан, транспорт, грузооборот, пассажирооборот, транспортная система, экономический рост, качество жизни, географическое положение.

Транспортная система Кыргызстана

Таблица 1. Перевозки грузов всеми видами транспорта (млн. тонн).

 

1991

2000

2010

2015

2020

Транспорт - всего

366,2

26,6

36,9

29,7

24,6

в том числе:

сухопутный транспорт

365,6

26,6

36,9

29,7

24,6

Железнодорожный*

6,5

1,0

1,0

1,3

2,0

автомобильный

359,1

25,0

35,6

28,2

22,3

трубопроводный

0,6

0,3

0,2

0,3

внутренний водный*, тыс. т

550,1

35,4

16,0

12,2

-

воздушный, тыс. т

9,4

3,3

1,0

0,2

0,0

* На момент отправления груза.

Динамика перевозки грузов всеми видами транспорта в Кыргызстане с 1991 года по настоящее время

Ежегодно рост объёмов перевозок грузов в Кыргызстане свидетельствует о росте экономики и увеличении объемов производства и торговли. Падение объёмов перевозок, в свою очередь указывает на проблемы в экономике и на снижение объемов производства и торговли.

В целом, развитие транспортной инфраструктуры в Кыргызстане требует инвестиций в модернизацию и расширение существующей транспортной инфраструктуры и железных дорог. Кроме того, на уровне правительства необходимо улучшать деловой климат и создавать условия для привлечения иностранных инвесторов в транспортную инфраструктуру. [1]

Важнейший источник информации для анализа транспортной системы Кыргызстана - министерство транспорта и дорожного хозяйства Кыргызстана.

Динамика перевозки грузов трубопроводным транспортом (миллионов тонн) в Кыргызстане с 2011 года по настоящее время

Кыргызстан не имеет собственной трубопроводной инфраструктуры для перевозки грузов. [2]

Динамика перевозки грузов внутренним водным транспортом (миллионов тонн) в Кыргызстане с 2011 года по настоящее время

Кыргызстан не имеет доступа к морскому транспорту и внутренним водным путям, за исключением озера Иссык-Куль.

В Кыргызстане основными видами транспорта являются автомобильный и железнодорожный. За последние годы произошли значительные изменения в структуре грузовых перевозок. Если в советское время значительная часть грузов перевозилась железнодорожным транспортом, то сейчас автомобильный транспорт занял резко доминирующее положение в структуре грузоперевозок.

По данным Национальной статистической службы Кыргызстана, за 2019 год общий объем грузовых перевозок составил 45,1 миллиона тонн. Из них 28,6 миллиона тонн (63,4%) были перевезены автомобильным транспортом, а 16,5 миллиона тонн (36,6%) – железнодорожным. [3]

В транспортной инфраструктуре Кыргызстана представлен и воздушный транспорт, который используется для перевозки легких и ценных грузов, а также для доставки грузов в удаленные районы страны.

По данным Национальной статистической службы Кыргызстана, в 2019 году объем перевозок грузов воздушным транспортом составил 2,2 тысячи тонн. Этот показатель незначительно изменился по сравнению с предыдущим годом, по итогам которого было перевезено 2,1 тысячи тонн грузов.

Одной из причин небольшого объема перевозок грузов воздушным транспортом в Кыргызстане является отсутствие достаточной инфраструктуры и высокие цены на авиаперевозки. Кроме того, большинство грузов, которые перевозятся воздушным транспортом, являются легкими и ценными, что не требует большой грузоподъемности.

Таким образом, можно резюмировать, что перевозки грузов воздушным транспортом в Кыргызстане остаются незначительными по сравнению с другими видами транспорта. Однако, с улучшением инфраструктуры и с увеличением ежегодных темпов роста ВВП страны, объем перевозок грузов воздушным транспортом прогнозируемо будет увеличиваться. [4]

В целом, важно отметить, что динамика перевозок грузов в Кыргызстане связана с развитием экономики и инфраструктуры, а также с транспортной логистикой и особенностями географического положения страны.

Таблица 2. Перевозки пассажиров всеми видами транспорта (млн. человек).

 

1991

2000

2010

2015

2020

Транспорт - всего

609,7

462,7

532,9

653,1

435,1

в том числе:

сухопутный транспорт

608,0

462,5

532,4

651,9

434,7

железнодорожный

1,4

0,6

0,7

0,3

0,1

пассажирский дорожный

автобусы

512,5

393,0

492,6

604,1

381,7

троллейбусы

70,7

66,4

24,6

23,3

21,8

такси

23,4

2,5

14,5

24,2

31,1

воздушный

1,7

0,2

0,5

1,2

0,4

Динамика перевозки пассажиров всеми видами транспорта в Кыргызстане с 1991 года по настоящее время

В целом, развитие транспортной инфраструктуры в Кыргызстане требует инвестиций в модернизацию и расширение существующих дорог и транспортных средств. Кроме того, необходимо улучшать деловой климат и создавать условия для привлечения иностранных инвесторов. Увеличение объемов перевозки пассажиров всеми видами транспорта может способствовать экономическому росту и повышению уровня жизни населения. [5]

Динамика перевозки пассажиров троллейбусным транспортом в Кыргызстане с 1991 года по настоящее время

Однако, можно предположить, что объем перевозки пассажиров троллейбусным транспортом в Кыргызстане не растёт или даже снижается. Это может быть связано с недостаточным финансированием и модернизацией существующих троллейбусных маршрутов и инфраструктуры, а также с конкуренцией со стороны других видов транспорта, таких как автобусы, маршрутки и такси. [6]

Таблица 3. Грузооборот всех видов транспорта, по территории (млн. тонно-километров).

1.05.04.07. Грузооборот всех видов транспорта, по территории

(млн. тонно-километров)

Наименование показателей

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

 

Кыргызская Республика

1 644,3

1 835,2

2 136,4

1 935,1

1 967,7

2 152,2

2 375,5

2 446,1

2 497,1

2 525,1

2 466,4

2 641,0

2 777,3

2 913,6

2 428,7

2 620,2

 

Баткенская область

18,1

19,2

21,6

27,3

30,1

33,4

28,0

28,6

29,1

29,3

29,9

30,2

31,0

31,3

28,4

29,9

Джалал-Абадская область

43,2

49,8

63,7

122,6

119,1

126,2

127,2

140,4

142,9

146,1

170,0

173,5

180,4

190,0

127,4

143,9

Иссык-Кульская область

89,3

113,6

211,9

223,9

226,1

250,3

258,3

263,7

256,1

260,6

277,1

278,2

282,7

286,8

45,2

80,5

Нарынская область

74,3

62,3

49,5

46,7

39,2

43,8

45,3

45,7

47,0

47,8

49,5

50,6

51,2

58,5

48,7

66,6

Ошская область

113,2

114,6

116,1

120,5

120,5

121,6

121,8

124,8

126,3

126,5

129,1

129,7

132,6

135,0

124,7

138,2

Таласская область

38,5

41,7

64,2

81,0

82,6

84,4

85,7

86,7

87,6

88,5

89,6

91,8

92,3

94,6

85,1

127,3

Чуйская область

101,4

135,0

143,9

155,5

164,2

173,1

183,6

191,3

232,0

249,7

257,5

266,2

272,4

272,9

217,5

225,8

г.Бишкек

1 128,3

1 259,7

1 426,4

1 107,3

1 159,6

1 291,6

1 495,0

1 533,1

1 542,8

1 542,6

1 428,7

1 585,2

1 696,3

1 804,3

1 716,4

1 770,5

г.Ош

38,0

39,3

39,1

50,3

26,3

27,8

30,6

31,8

33,3

34,0

35,0

36,6

38,4

40,2

35,3

37,5

Динамика грузооборота всех видов транспорта по территории Нарынской области Кыргызстана (млн. тонно-километров) с 2006 года по настоящее время

Можно предположить, что объем грузооборота всех видов транспорта в Нарынской области ниже, чем в других регионах страны. Это в первую очередь связано с меньшим объемом производства и потребления товаров, а также с недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры и низким качеством транспортной инфраструктуры, автомобильных дорог. [7]

Для стимулирования позитивной динамики грузооборота всех видов транспорта в Нарынской области Кыргызстана необходимо инвестировать в модернизацию и расширение существующей инфраструктуры, а также стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в регионе и создавать условия для привлечения иностранных инвесторов. Увеличение объемов грузооборота всех видов транспорта может способствовать экономическому росту и улучшению качества жизни населения. [8]

Список литературы

  1. Роль транспорта в экономическом развитии Кыргызстана / Кыргызская национальная академия наук
  2. Транспортная инфраструктура в Кыргызстане: Текущее состояние и перспективы развития / Кыргызско-Российский славянский университет.
  3. Оценка транспортного сектора Кыргызстана: Дорожная карта развития / Международная финансовая корпорация.
  4. Транспорт и логистика в Центральной Азии: Вызовы и возможности / Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана.
  5. Стратегия развития транспортного сектора Кыргызстана / Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кыргызской Республики.
  6. Анализ транспортной инфраструктуры в Кыргызстане / Кыргызский экономический университет.
  7. Транспортная политика и планирование в Кыргызстане / Азиатский банк развития.
  8. Транспорт в Кыргызстане: Проблемы и возможности / Группа Всемирного банка.

Интересная статья? Поделись ей с другими: