УДК 338.001.36
Территориально-отраслевая трансформация транспортного комплекса Кыргызстана с 1991 года по настоящее время
Митрофанов Никита Михайлович – аспирант кафедры Экономической географии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Митрофанова Татьяна Юрьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Рекламы Высшей школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
Аннотация: В статье анализируется территориально-отраслевая трансформация транспортного комплекса Кыргызской Республики за постсоветское время. Сравниваются объёмы грузоперевозок и пассажироперевозок автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта за постсоветское время, а также доля автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта от общего объёма грузооборота и пассажирооборота страны за год и анализируются причины наблюдаемых изменений с точки зрения социально-экономической географии.
Ключевые слова: Кыргызстан, транспорт, грузооборот, пассажирооборот, транспортная система, экономический рост, качество жизни, географическое положение.
Транспортная система Кыргызстана
Таблица 1. Перевозки грузов всеми видами транспорта (млн. тонн).
|
1991 |
2000 |
2010 |
2015 |
2020 |
Транспорт - всего |
366,2 |
26,6 |
36,9 |
29,7 |
24,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
сухопутный транспорт |
365,6 |
26,6 |
36,9 |
29,7 |
24,6 |
Железнодорожный* |
6,5 |
1,0 |
1,0 |
1,3 |
2,0 |
автомобильный |
359,1 |
25,0 |
35,6 |
28,2 |
22,3 |
трубопроводный |
… |
0,6 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
внутренний водный*, тыс. т |
550,1 |
35,4 |
16,0 |
12,2 |
- |
воздушный, тыс. т |
9,4 |
3,3 |
1,0 |
0,2 |
0,0 |
* На момент отправления груза.
Динамика перевозки грузов всеми видами транспорта в Кыргызстане с 1991 года по настоящее время
Ежегодно рост объёмов перевозок грузов в Кыргызстане свидетельствует о росте экономики и увеличении объемов производства и торговли. Падение объёмов перевозок, в свою очередь указывает на проблемы в экономике и на снижение объемов производства и торговли.
В целом, развитие транспортной инфраструктуры в Кыргызстане требует инвестиций в модернизацию и расширение существующей транспортной инфраструктуры и железных дорог. Кроме того, на уровне правительства необходимо улучшать деловой климат и создавать условия для привлечения иностранных инвесторов в транспортную инфраструктуру. [1]
Важнейший источник информации для анализа транспортной системы Кыргызстана - министерство транспорта и дорожного хозяйства Кыргызстана.
Динамика перевозки грузов трубопроводным транспортом (миллионов тонн) в Кыргызстане с 2011 года по настоящее время
Кыргызстан не имеет собственной трубопроводной инфраструктуры для перевозки грузов. [2]
Динамика перевозки грузов внутренним водным транспортом (миллионов тонн) в Кыргызстане с 2011 года по настоящее время
Кыргызстан не имеет доступа к морскому транспорту и внутренним водным путям, за исключением озера Иссык-Куль.
В Кыргызстане основными видами транспорта являются автомобильный и железнодорожный. За последние годы произошли значительные изменения в структуре грузовых перевозок. Если в советское время значительная часть грузов перевозилась железнодорожным транспортом, то сейчас автомобильный транспорт занял резко доминирующее положение в структуре грузоперевозок.
По данным Национальной статистической службы Кыргызстана, за 2019 год общий объем грузовых перевозок составил 45,1 миллиона тонн. Из них 28,6 миллиона тонн (63,4%) были перевезены автомобильным транспортом, а 16,5 миллиона тонн (36,6%) – железнодорожным. [3]
В транспортной инфраструктуре Кыргызстана представлен и воздушный транспорт, который используется для перевозки легких и ценных грузов, а также для доставки грузов в удаленные районы страны.
По данным Национальной статистической службы Кыргызстана, в 2019 году объем перевозок грузов воздушным транспортом составил 2,2 тысячи тонн. Этот показатель незначительно изменился по сравнению с предыдущим годом, по итогам которого было перевезено 2,1 тысячи тонн грузов.
Одной из причин небольшого объема перевозок грузов воздушным транспортом в Кыргызстане является отсутствие достаточной инфраструктуры и высокие цены на авиаперевозки. Кроме того, большинство грузов, которые перевозятся воздушным транспортом, являются легкими и ценными, что не требует большой грузоподъемности.
Таким образом, можно резюмировать, что перевозки грузов воздушным транспортом в Кыргызстане остаются незначительными по сравнению с другими видами транспорта. Однако, с улучшением инфраструктуры и с увеличением ежегодных темпов роста ВВП страны, объем перевозок грузов воздушным транспортом прогнозируемо будет увеличиваться. [4]
В целом, важно отметить, что динамика перевозок грузов в Кыргызстане связана с развитием экономики и инфраструктуры, а также с транспортной логистикой и особенностями географического положения страны.
Таблица 2. Перевозки пассажиров всеми видами транспорта (млн. человек).
|
1991 |
2000 |
2010 |
2015 |
2020 |
Транспорт - всего |
609,7 |
462,7 |
532,9 |
653,1 |
435,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
сухопутный транспорт |
608,0 |
462,5 |
532,4 |
651,9 |
434,7 |
железнодорожный |
1,4 |
0,6 |
0,7 |
0,3 |
0,1 |
пассажирский дорожный |
|
|
|
|
|
автобусы |
512,5 |
393,0 |
492,6 |
604,1 |
381,7 |
троллейбусы |
70,7 |
66,4 |
24,6 |
23,3 |
21,8 |
такси |
23,4 |
2,5 |
14,5 |
24,2 |
31,1 |
воздушный |
1,7 |
0,2 |
0,5 |
1,2 |
0,4 |
Динамика перевозки пассажиров всеми видами транспорта в Кыргызстане с 1991 года по настоящее время
В целом, развитие транспортной инфраструктуры в Кыргызстане требует инвестиций в модернизацию и расширение существующих дорог и транспортных средств. Кроме того, необходимо улучшать деловой климат и создавать условия для привлечения иностранных инвесторов. Увеличение объемов перевозки пассажиров всеми видами транспорта может способствовать экономическому росту и повышению уровня жизни населения. [5]
Динамика перевозки пассажиров троллейбусным транспортом в Кыргызстане с 1991 года по настоящее время
Однако, можно предположить, что объем перевозки пассажиров троллейбусным транспортом в Кыргызстане не растёт или даже снижается. Это может быть связано с недостаточным финансированием и модернизацией существующих троллейбусных маршрутов и инфраструктуры, а также с конкуренцией со стороны других видов транспорта, таких как автобусы, маршрутки и такси. [6]
Таблица 3. Грузооборот всех видов транспорта, по территории (млн. тонно-километров).
1.05.04.07. Грузооборот всех видов транспорта, по территории (млн. тонно-километров) |
||||||||||||||||
Наименование показателей |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Кыргызская Республика |
1 644,3 |
1 835,2 |
2 136,4 |
1 935,1 |
1 967,7 |
2 152,2 |
2 375,5 |
2 446,1 |
2 497,1 |
2 525,1 |
2 466,4 |
2 641,0 |
2 777,3 |
2 913,6 |
2 428,7 |
2 620,2 |
Баткенская область |
18,1 |
19,2 |
21,6 |
27,3 |
30,1 |
33,4 |
28,0 |
28,6 |
29,1 |
29,3 |
29,9 |
30,2 |
31,0 |
31,3 |
28,4 |
29,9 |
Джалал-Абадская область |
43,2 |
49,8 |
63,7 |
122,6 |
119,1 |
126,2 |
127,2 |
140,4 |
142,9 |
146,1 |
170,0 |
173,5 |
180,4 |
190,0 |
127,4 |
143,9 |
Иссык-Кульская область |
89,3 |
113,6 |
211,9 |
223,9 |
226,1 |
250,3 |
258,3 |
263,7 |
256,1 |
260,6 |
277,1 |
278,2 |
282,7 |
286,8 |
45,2 |
80,5 |
Нарынская область |
74,3 |
62,3 |
49,5 |
46,7 |
39,2 |
43,8 |
45,3 |
45,7 |
47,0 |
47,8 |
49,5 |
50,6 |
51,2 |
58,5 |
48,7 |
66,6 |
Ошская область |
113,2 |
114,6 |
116,1 |
120,5 |
120,5 |
121,6 |
121,8 |
124,8 |
126,3 |
126,5 |
129,1 |
129,7 |
132,6 |
135,0 |
124,7 |
138,2 |
Таласская область |
38,5 |
41,7 |
64,2 |
81,0 |
82,6 |
84,4 |
85,7 |
86,7 |
87,6 |
88,5 |
89,6 |
91,8 |
92,3 |
94,6 |
85,1 |
127,3 |
Чуйская область |
101,4 |
135,0 |
143,9 |
155,5 |
164,2 |
173,1 |
183,6 |
191,3 |
232,0 |
249,7 |
257,5 |
266,2 |
272,4 |
272,9 |
217,5 |
225,8 |
г.Бишкек |
1 128,3 |
1 259,7 |
1 426,4 |
1 107,3 |
1 159,6 |
1 291,6 |
1 495,0 |
1 533,1 |
1 542,8 |
1 542,6 |
1 428,7 |
1 585,2 |
1 696,3 |
1 804,3 |
1 716,4 |
1 770,5 |
г.Ош |
38,0 |
39,3 |
39,1 |
50,3 |
26,3 |
27,8 |
30,6 |
31,8 |
33,3 |
34,0 |
35,0 |
36,6 |
38,4 |
40,2 |
35,3 |
37,5 |
Динамика грузооборота всех видов транспорта по территории Нарынской области Кыргызстана (млн. тонно-километров) с 2006 года по настоящее время
Можно предположить, что объем грузооборота всех видов транспорта в Нарынской области ниже, чем в других регионах страны. Это в первую очередь связано с меньшим объемом производства и потребления товаров, а также с недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры и низким качеством транспортной инфраструктуры, автомобильных дорог. [7]
Для стимулирования позитивной динамики грузооборота всех видов транспорта в Нарынской области Кыргызстана необходимо инвестировать в модернизацию и расширение существующей инфраструктуры, а также стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в регионе и создавать условия для привлечения иностранных инвесторов. Увеличение объемов грузооборота всех видов транспорта может способствовать экономическому росту и улучшению качества жизни населения. [8]
Список литературы
- Роль транспорта в экономическом развитии Кыргызстана / Кыргызская национальная академия наук
- Транспортная инфраструктура в Кыргызстане: Текущее состояние и перспективы развития / Кыргызско-Российский славянский университет.
- Оценка транспортного сектора Кыргызстана: Дорожная карта развития / Международная финансовая корпорация.
- Транспорт и логистика в Центральной Азии: Вызовы и возможности / Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана.
- Стратегия развития транспортного сектора Кыргызстана / Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кыргызской Республики.
- Анализ транспортной инфраструктуры в Кыргызстане / Кыргызский экономический университет.
- Транспортная политика и планирование в Кыргызстане / Азиатский банк развития.
- Транспорт в Кыргызстане: Проблемы и возможности / Группа Всемирного банка.