УДК 33

Специфика цифровизации рынка электронной торговли на современном этапе

Федорова Анна Алексеевна – магистр Российской таможенной академии

Аннотация: В статье рассматриваются направления развития рынка электронной торговли в мире и в России в условиях цифровизации. Анализируются проблемы международной электронной торговли на современном этапе.

Ключевые слова: электронная торговля, мировая экономика, новые торговые площадки, российские товары, интернет-магазины.

Российский рынок электронной коммерции продолжает расти, так как количество клиентов растет на 10-15 %, а международная торговля растет еще быстрее. Российский рынок имеет некоторые существенные отличия от европейского рынка в области логистики и платежей, но в целом в России происходят те же процессы: совершенствование технологий, увеличение трансграничной торговли и мобильной торговли, точнее торговли через мобильные телефоны [4].

С быстрым ростом современных технологий и Интернета трансграничная электронная коммерция также становится прекрасной платформой для игроков электронной коммерции по всему миру. Такие факторы, как цифровые платежи, цифровая реклама и взаимодействие с клиентами, основанное на аналитике, способствовали росту бизнеса электронной коммерции быстрее, чем любой другой бизнес.

Однако еще есть то, что замедляет рост трансграничной электронной коммерции. Есть множество проблем в области электронной торговли, и теперь они становятся препятствием для увеличения количества трансграничных продаж по средствам сети Интернет.

Электронная коммерция (е-commerce) давно стала неотъемлемой частью нашей жизни. После мирового локдауна в 2020 г., вызванного распространением COVID-19, эта отрасль получила настолько сильный импульс развития, что остановить его уже не получится.

Согласно данным аналитического издания Insider Intelligence, к 2025 г. объём розничных продаж электронной коммерции во всём мире может вырасти на 50, до 7,3 трлн долл. США, и составит 24,5 % общего объёма розничных продаж (рисунок 1).

 image001

Рисунок 1. Динамика развития рынка цифровой торговли [6].

На долю десяти стран с крупнейшими объёмами рынков e-commerce приходится 88,6 % всего мирового объёма этой отрасли. При этом на тройку лидеров (Китай, США и Великобританию) – около 75,9 %.

image002

Рисунок 2. Рейтинг стран по доле розничных продаж электронной коммерции в общем объёме розничной электронной торговли по всему миру [6].

Согласно статистическим данным аналитического агентства Digital Commerce 360, в 2021 г. объём покупок на 100 крупнейших мировых онлайн-площадках (49 из которых находятся в США) составил около 3,23 трлн долл. США, что равняется 65 % объёма мирового рынка e-commerce [3].

Крупнейший по объёму рынок e-commerce, который оценивается в 2,56 трлн долл. США, находится в КНР.

В 2021 г. около 24,5 % общего объёма розничных продаж в Китае пришлось на онлайн-сектор. Хотя этот показатель незначительно снизился по сравнению с 2020 г. (24,9 %), китайский рынок e-commerce остаётся одним из самых быстроразвивающихся рынков в мире. С 2014 г. сегмент розничных онлайн-продаж вырос более чем вдвое [6].

Китайские власти уделяют этому сектору большое внимание. По оценкам китайских экономистов, уже к 2025 г. объём рынка электронной торговли в стране может вырасти до 4 трлн долл. США Именно такие показатели были включены в пятилетний план развития Китая.

Такому росту способствует огромный потенциал онлайн-пользователей внутри страны (более 600 млн человек) и активное развитие международной онлайн-торговли через такие интернет-площадки, как Alibaba Group, JD.com и более мелкие платформы.

C 2017 по 2021 г. средневзвешенные темпы роста рынка e-commerce в Китае составляли около 17,5 %. Ожидается, что в ближайшем будущем этот рост может замедлиться до 12–13 % [36].

Во второй половине 2021 и в I квартале 2022 г. на американском рынке наблюдалась разнонаправленная динамика. На фоне исторически высокой инфляции в США на уровне 7,5 % рынок ожидает сокращения баланса ФРС, более активного ужесточения его денежно-кредитной политики и повышения ключевой ставки. Это должно привести к активным распродажам в акциях технологического сектора, который в течение 2020 и первой половины 2021 г. показывал темпы роста, опережающие рынок.

Как и традиционный способ ведения международной торговли, электронная также подвержена различным проблемам, связанным с политической нестабильностью в стране, различными макроэкономическими показателями в стране и другими. Так, спад деловой активности в какой-либо стране, влияет и на объем трансграничных продаж с помощью сети Интернет. Однако этот спад может быть гораздо менее существенным за счет преимуществ электронной торговли. Например, в Российской Федерации наблюдается спад деловой активности при одновременном росте электронной коммерции, в частности, трансграничной. Поэтому наиболее целесообразно разобрать именно те проблемы, которые наибольшим образом влияют на рост мировой электронной коммерции.

Основной группой проблем являются логистические. Расходы, связанные с трансграничной логистикой, вполне могут стать поворотным моментом для предприятия электронной коммерции. Это логистический аспект, который требует максимального объема внимания для решения связанных с этим фактом проблем. Хорошая логистика снова и снова оказалась предметом конкурентного преимущества в трансграничной электронной торговле.

Доступность интернета является серьезным фактором успешного ведения электронной коммерции.

В Российской Федерации электронная торговля развита, прежде всего, за счет имеющихся онлайн-сервисов доставки, которые осуществляют доставку товаров массового и индивидуального потребления через собственные пункты выдачи. Тем самым персональная доставка является нераспространенным явлением.

Проблемы отслеживания поставки продукции поставщиком является другой немаловажной проблемой, связанной с логистикой, и которая также приводит к существенным затратам и потерям клиентов. Поставки на длительные дистанции почти полностью выходят из-под контроля поставщика и могут быть очень рискованными. Груз, как транспортируемый по воздуху, так и по воде, может быть подвержен повреждениям, порче в пути, краже или утрате в пути [2].

Проблемы, связанные с таможней, а также тарифами и налогами, исходят из-за различий в законодательствах стран, и, как следствие, из-за отсутствия единого регулирования трансграничной электронной коммерции.

Каждая страна имеет свои собственные правила и регулирование международной торговли. Например, можно столкнуться с юридической проблемой, если отправляются товары в страну, где продукт не соответствует требуемым правилам. Товар может быть не допущен, если он не соответствует требуемым законодательным правилам. Таким образом, нужно соответствовать законодательству всех стран, с которыми ведется международная торговля посредством электронных технологий, чтобы противостоять вызовам на международном рынке. Отсутствие прозрачности в таможенном регулировании других стран. Это очень трудная задача - предусмотреть весь свод таможенных правил, которые будут применяться в других странах при экспорте товаров. Вопросы налогообложения по-прежнему являются серьезными проблемами. Ставки НДС варьируются в зависимости от стран, и чаще всего продавцы обязаны определять ставку налога, применимую к товарам и услугам каждой страны. Налоговые проблемы, бросают вызовы даже гигантам электронной торговли. Заранее предусмотреть все аспекты таможенного регулирования страны импортера товара требует больших затрат, либо на персонал, который будет заниматься этим, либо на наем специальных организаций для этого. В случае ошибки затраты будут очень серьезными.

Серьёзной проблемой является и оплата покупки, связанная с мошенничеством, с различиями в методах оплаты и в платежных предпочтениях, а также, связанные с тем, что продавец не получает платеж вовремя или может быть случай, когда платеж отклоняется по причине покупателя или банка, через которого проходит оплата. Например, в России по-прежнему очень часто оплачивают наличными при получении товаров, тогда как это редко происходит в западных странах. Из-за различий в методах оплаты и различиях в платежных системах, у экспортера возникают дополнительные трудности и расходы на поиск оператора, который проведет транзакцию.

Более того, недоступность использования местной валюты, сложные системы конверсии, колебания обменного курса и дополнительной амортизации также затрудняют трансграничные покупки и приводят к увеличению расходов потребителей. По поводу отмены покупки потребителям, занимающихся трансграничной торговлей, нужна прозрачная процедура возврата, чтобы они могли чувствовать себя комфортно, покупая продукты. Потребители обычно беспокоятся о высоких издержках возврата, сложном процессе, чтобы вернуть свои деньги. Однако удовлетворить требованиям клиентов по упрощении процесса возврата крайне сложно, из-за мошенничества. Оплата через Интернет для продавца сопряжена с риском мошенничества. Так, на основе Отчета исследовательской компании «Cybersource» о мошенничестве в сети, американские коммерсанты в 3 раза чаще отклонят трансграничные заказы, чем национальные [5].

Одним из наиболее сложных аспектов электронной трансграничной торговли связана с возвратными платежами, то есть процессом, когда банк-эмитент карточки предъявляет требование аннулировать оплату от лица держателя карточки.

Возвратные платежи фигурируют примерно в 50 % всех претензий, связанных с мошенничеством (другая половина приходится на требования, заявляемые держателем карты в банк-эмитент, который затем кредитует счёт клиента собственными средствами) [1, c. 10]. Компании-операторы кредитных карт играют всё более важную роль в процессе посредничества, связанном с возвратом платежей, в связи с объёмом долларов, задействованных в мошенничестве.

 Также есть трудности с покупателями. Они возникают еще до того, как произошёл заказ, и, как следствие, не влияют на затраты поставщика, но влияют на рост количества клиентов и успешное присутствие на новом географическом рынке. Это являются проблемами доверия покупателей к трансграничной электронной коммерции в целом, и конкретным поставщикам, и различие в культуре и языках. Покупатели хотят понимать, можно ли доверять конкретной платформе электронной коммерции правильной или нет, как работает процесс возврата и могут ли они доверять средствам оплаты. Продажа продуктов клиентам по всему миру означает, что поставщики должны проектировать свой сайт в соответствии с потребностями нового рынка и их языками.

Со всеми этими проблемами в сфере трансграничной электронной торговли, которые должным образом учитываются, продавцы электронной коммерции должны уделять первостепенное значение аспекту логистики в международной электронной коммерцией. Даже одна недоставленная посылка может стоить слишком много. Информированность о международных логистических проблемах, с которыми компании могут столкнуться при ведении деятельности, может существенно снизить риски данных затруднений в будущем. Несмотря на все эти барьеры, электронная трансграничная торговля растет. Остается неопределенность относительно того, каков будет темп роста после того, как эти барьеры будут еще ниже в сочетании со скоростью, с которой растет сектор международной электронной коммерции.

Несмотря на это, область электронной торговли настолько всеобъемлюща, по своей сути затрагивая практически все сектора экономики, что видится необходимым наличие общего документа, который бы заключал в себе ответы на все существующие и могущие возникнуть вопросы. В этой связи важным шагом к созданию такого документа стала 11-ая Министерская конференция ВТО в 2017 г., в рамках которой члены Организации выступили с совместным заявлением о необходимости проведения переговоров по всем торговым аспектам электронной коммерции. В ходе будущих переговоров в рамках ВТО обозначен ряд вопросов, носящих горизонтальный характер. В частности, конкретизация термина «электронная торговля», выработка правил в части регулирования электронной подписи, электронных платежей и транзакций, меры по урегулированию таможенных процедур, регулирование потоков данных, обеспечение защиты персональных данных и защиты прав потребителей. Кроме того, развивающиеся страны активно выступают за необходимость сокращения цифрового разрыва между странами. Мнения членов ВТО разделились практически по каждому обозначенному вопросу. Так США, ЕС, Япония выступают за полное или частичное предотвращение локализации данных, тогда как Россия является сторонником локализации данных в целях обеспечения национальной безопасности. Такие страны как Канада, КНР, Корея, Япония и др., по всей видимости, стараются оставить за собой возможность корректировки возможных договоренностей в вопросе регулирования электронных подписей и электронной аутентификации, руководствуясь в своих предложениях фразами «если иное не предусмотрено внутренним законодательством». В то же время ЕС, Аргентина, Бразилия, Парагвай и др. однозначно выступают за безоговорочное признание юридической силы электронной подписи во всех членах ВТО [2].

За последние несколько лет в России установлен беспрецедентный рост деятельности в области электронной торговли. В этой связи, представляется неизбежным аналогичная модернизация российского законодательства и создание единого законодательства по регулированию в области электронной коммерции [4].

Таким образом, в условиях цифровизации всех сторон жизни наблюдается стремительный рост электронной коммерции, поэтому это актуальный вопрос. Отсюда вытекает необходимость совершенствования цифровых технологий, развития интернет-платформ, настройки каналов продаж и инструментов интернет-маркетинга для продвижения на онлайн-рынке с целью получения запланированной прибыли.

Цифровая коммерция — это процесс покупки вещей в Интернете без вмешательства человека. Разница незначительна, но, если бы электронная коммерция была полностью автоматизирована, начиная от маркетинга и продаж и заканчивая доставкой продуктов, это была бы цифровая коммерция.

Список литературы

  1. Гавриленко Д. И. Трансграничная Интернет-торговля как один из самых быстрорастущих рынков в мире // Журнал экономических исследований. – 2017. – № 3. – С.10.
  2. Как обстоят дела с международным регулированием электронной коммерции? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wto.ru/our-blog/kak-obstoyat-dela-s-mezhdunarodnym-regulirovaniem-elektronnoy-kommertsii/ (дата обращения: 10.06.2023).
  3. Digital economy becomes new growth engine for China and other G20 members. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.cgtn.com/news/2022-11-14/Digital-economy-turns-new-growth-engine-for-China-other-G20-members--1eWXYmrvcXe/index.html (дата обращения: 12.06.2023).
  4. E-commerce in Russia - Statistics & Facts. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/topics/5692/e-commerce-in-russia/ (дата обращения: 15.06.2023).
  5. Globak E-Commerce market-groth, Trends, Covid-19 impact and forecasts [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/global-ecommerce-market (дата обращения: 10.06.2023).
  6. Research e-commerce. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rgud.ru/documents/2020-IPG.Research_E-commerce.pdf (дата обращения: 13.06.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: