УДК 656

Экономические проблемы транспортной системы региона и пути их решения

Лян Цзиньчэн – аспирант факультета Экономики и менеджмента Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся экономических проблем транспортной системы региона, а также пути их решения. Автор статьи подчеркивает важность решения экономических проблем транспортной системы региона с позиции комплексного подхода. Дано определение «качество жизни населения». Изучены основные экономические проблемы транспортной системы на уровне региона и намечены пути их решения. На примере Белгородской области проведена оценка влияния пассажирского транспорта на качество жизни населения. Исследованы причины недовольства граждан. В целом экспертный опрос показал положительное влияние пассажирского транспорта на качество жизни населения. Автор статьи делает вывод о необходимости формирования комплексного подхода в решении экономических проблем транспортной системы региона, как со стороны государства, так и со стороны местных органов власти.

Ключевые слова: экономические проблемы, регион, пути решения, транспортная система, эффективность, перспективы.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время транспортная система городов и регионов играет важную роль в жизни человека и общества в целом. Поскольку она экономит время на перемещение, обеспечивает комфорт и удобство и в целом повышает уровень и качество жизни людей. Кроме того, транспорт является ведущим звеном и элементом народно-хозяйственной системы. Его слаженная и эффективная работа обеспечивает высокий уровень развития городов, регионов и повышения качества жизни населения. Однако, наряду с указанными преимуществами существуют также проблемы, которые сдерживают развитие транспортной системы [5].

Значимость транспортной системы обусловлена рядом факторов: увеличением мобильности населения, ростом численности населения, необходимости использования транспорта в труднодоступных местах проживания, применение для перевозки грузов и т.д.

Под качеством жизни населения понимается показатель удовлетворения потребностей жителей в транспортных перевозках при минимальных затратах, а также его надежности и безопасности.

Целью исследования является изучение экономических проблем транспортной системы региона и пути их решения.

Основная часть

Транспортная система представляет собой совокупность различных видов транспорта, средств управления ими, а также хозяйственных отношений, складывающихся между участниками данной системы [4, с.303]. Транспорт играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности общества, решает сложные народно-хозяйственные задачи и выполняет основные функции в области экономики, социального обеспечения, производственного характера и т.д. На Рисунке 1 представлены основные функции транспортной системы.

1

Рисунок 1. Основные функции транспортной системы.

Рост масштабов городов и регионов способствует развитию сети транспортной инфраструктуры. В связи с этим возникают различные экономические проблемы, к которым можно отнести следующие:

  1. качество автомагистралей (плотность автомобильных дорог значительно уступает по качеству зарубежным, высокая изношенность и аварийность отдельных участков);
  2. безопасность передвижения и перевозок (особенно авиатранспортом и железнодорожным транспортом);
  3. неразвитая сеть транспортной инфраструктуры (до сих пор в некоторых регионах отсутствует местная сеть авиалиний, обеспечивающая перевозки воздушным транспортом);
  4. высокий износ парка транспортных средств (требуется модернизация парка основных машин, обновление технического и технологического уровня);
  5. слабое финансирование развития транспортной системы региона (недостаточное выделение финансовых средств на развитие, обновление сети автомобилей, морского и воздушного транспорта);
  6. проблема загрязнения окружающей среды, что влечет за собой значительные финансовые расходы;
  7. нарушения логистических связей со странами ближнего зарубежья;
  8. увеличение интенсивности автомобильной нагрузки от использования индивидуального транспорта, что создает перегруженность дорог, пробки;
  9. наличие диспропорций территориального уровня в развитии транспортной инфраструктуры;
  10. недостаточность проведения контроля за функционированием транспортной системы региона;
  11. высокая стоимость перевозок;
  12. несовершенные программы управления логистическими перевозками вследствие чего возникают ошибки и потери и т.д. [2, с.15].

Следует отметить, что экономические проблемы транспортной системы региона носят специфический характер в силу индивидуальных характеристик самого региона (географическое расположение, расположение объектов, в том числе производственных, наличие природных ресурсов и их размещение и т.д.).

Эти и другие проблемы создают препятствия на пути к развитию транспортной системы региона, ее расширению и повышению эффективности. С экономической точки зрения они ведут к денежным потерям, росту затрат, снижению прибыли. В свою очередь это влияет на экономический рост государства и страны в целом. Считаем, что основными путями решения проблем могут стать следующие направления реализации действий:

  1. разработка транспортной региональной программы развития и ее обоснование;
  2. внедрение инновационных технологий, технических средств и материалов, в том числе использование современных цифровых технологий;
  3. обеспечение безопасности передвижения людей и грузов;
  4. использование зарубежного опыта решения транспортных проблем;
  5. увеличение финансирования для решения сложных задач и поставленных целей в области транспортной политики;
  6. широкое развитие сети общественного транспорта в регионах;
  7. создание экологически чистых видов транспорта, позволяющих сохранить окружающую природную среду и снизить загрязнение;
  8. развитие улично-дорожной сети региона с целью увеличения пропускной способности транспорта;
  9. строительство новых паркингов и расширение парковочных мест;
  10. обеспечение надлежащего контроля и системы мониторинга за передвижение транспорта и т.д.

Эффективность решения экономических проблем будет зависеть от конечного полученного результата, имеющего количественный и качественный эффект. Количественный эффект выражается соотношением вложенных затрат к полученным результатам (экономическая выгода). Качественный эффект определяет степенью удовлетворения потребностей, а также запросов людей и общества в целом в решении транспортных вопросов, эффективности перевозок, повышении уровня жизни.

Далее на примере Белгородской области проведем оценку влияния пассажирского транспорта на качество жизни населения. Выбор данного объекта исследования объясняется тем, что Белгородская область является транспортной сетью, включающей в себя крупные проходящие потоки автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта. Особенно быстрыми темпами транспортная сеть стала развиваться в последние годы.

Следует отметить, что за отчетный год было зарегистрировано 142520 автомобилей (120150 легковых автомобилей, 9445 грузовых автомобилей, 974 автобуса), в том числе в собственности граждан 122314 автомобилей. Общее количество транспортных средств на 1 жителя составляет 0,37 единицы. Маршрутная сеть городского округа «Город Белгород» состоит из 34 автобусных и 9 троллейбусных маршрутов и осуществляется перевозка пассажиров по 66 межмуниципальным пригородным маршрутам (в том числе 12 сезонным).

В системе общественного пассажирского транспорта основную нагрузку по освоению доли городских перевозок несут автобусы - 90,2% и троллейбусы - 9,8%. Общее количество платных парковочных мест на начало года составляло 2258 машино-мест, в том числе 1909 машино-мест на открытых парковках и 349 машино-мест на закрытых парковках [1, с.33].

Согласно данным социологического опроса удовлетворенность населения транспортным обслуживанием составляет 85,9%. Жители города очень довольны мобильностью автотранспорта, его скоростью передвижения по городу, экологичностью и другими параметрами. Примерно 35% населения довольны удобством маршрутов передвижения пассажирского транспорта, 53% отмечают высокий уровень культуры водителей, 65% обозначили высокий уровень комфорта и удобства, и лишь незначительная часть 14,1% высказали неудовлетворительное мнение [2, с.15].

Основными причинами недовольства граждан явились интервалы движения транспорта, стоимость проезда и некоторых не устраивает расположение транспортных остановок.

В целом, экспертный опрос показал положительное влияние пассажирского транспорта на качество жизни населения.

В настоящее время работа по совершенствованию транспортной инфраструктуры продолжается. Главная проблема - это неравномерность в развитии транспортного комплекса. Для решения этой проблемы властями области была разработана государственная программа под названием «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области». Первый этап ее выполнения (2014 - 2020гг.) уже почти подошел к концу, второй этап назначен на 2021 - 2025 гг. [1, с.77].

В рамках программы планируется расширить автомагистрали, увеличить протяженность дорог, разместить светофоры и остановочные комплексы. Это поможет повысить уровень обслуживания населения и создаст максимальные условия для повышения качества жизни.

Считаем, что большое внимание развитию транспортной политики должно быть уделено со стороны государственных и муниципальных органов власти. Большую роль в этом играют финансовые инвестиции, направляемые на обновление парка машин, приобретение дополнительных единиц, а также на совершенствование транспортной инфраструктуры [5].

В данной статье разработан алгоритм совершенствования пассажирских перевозок, который, позволит повысить качество и эффективность работы транспортной системы и улучшить ее основные показатели по организации данных перевозок (Рисунок 2).

2

Рисунок 2. Алгоритм совершенствования пассажирских перевозок.

Считаем, что разработанный алгоритм позволит не только решить основные экономические проблемы транспортной системы региона, но и создаст основу для ее развития в будущем с высокой степенью эффективности решения поставленных задач.

Основными перспективами развития транспортной системы региона является ее модернизация, использование новейших цифровых технологий управления, подготовка кадров, расширение транспортной сети.

Заключение

Можно сделать вывод, что влияние транспорта на качество жизни людей огромно. В связи с этим, в нынешнее время актуальными задачами являются определение и поэтапное использование методов повышения уровня развития транспортной системы региона, которое в свою очередь позволит смягчить напряженность на дорогах, создаст условия комфорта для передвижения людей и повысит качество жизни в целом. Кроме того, требуется комплексный подход к решению данных задач, как со стороны государства, так и со стороны местных органов власти.

Список литературы

  1. Гудков В.А. Пассажирские перевозки. М.: Инфра-М. 2018. 451 с.
  2. Калмыков Н.Н. Исследование основных проблем в сфере транспорта// Транспорт. 2019. №3. С.15-19.
  3. Мочалова Я.В. Стратегия развития малого и среднего бизнеса в регионах РФ // Пространственное развитие территорий. 2018. С. 393-396.
  4. Черникова А. Е. Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие // Молодой ученый. 2021. № 18 (122). С. 303-305.
  5. Значение пассажирского транспорта в жизни современного общества. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view (дата обращения 21.07.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: