УДК 331

Модели и методы стимулирования труда в современной организации

Василевский Алексей Андреевич – магистр, аспирант Московского инновационного университета

Аннотация: В настоящей публикации автор рассматривает актуальные методы и механизмы стимулирования труда, сопряженные с материальными (рыночными, производственными, рыночно-производственными) и нематериальными факторами. В качестве материальных обозначаются и характеризуются партиципативный, экстенсивный, пропорциональный, превентивный, конъюнктурный методы, метод интенсификации, системный и адаптационный методы, метод факультативных выплат и делегирования ответственности, каузальный и комбинационный методы, барьерный метод и использование усредненных значений. В качестве нематериальных методов автор называет нормативный, инновационный, психологический, собственно мотивационный метод и подход воспроизводства ценностных предложений. В заключении делается вывод о том, что ввиду оттока высококвалифицированной рабочей силы рынок труда в некоторых направлениях становится своего рода «рынком работника», что вынуждает организации прибегать к использованию широкого комплекса методов стимулирования.

Ключевые слова: рынок труда, стимулирование труда, мотивация, материальные факторы, нематериальные факторы.

В условиях непрекращающегося развития рыночных отношений перед любой коммерческой организацией, нацеленной на перманентное извлечение материальной выгоды от собственной деятельности, постоянно стоит вопрос разработки и применения наиболее оптимальных моделей и методов стимулирования сотрудников к полезной трудовой деятельности. Труд наряду с материальной базой, капиталом, технологиями и организационно-управленческими навыками собственников и топ-менеджмента обособленной бизнес-единицы выступает в качестве фактора производства, выполнения работ и оказания услуг. Исключение трудового ресурса делает невозможной частную экономическую деятельность в принципе, а стимулирование сотрудников в полезной активности, напротив, способствует экономическому прогрессу как на локальном уровне (то есть в рамках организации), так и в макроэкономических масштабах.

В общем и целом, поднятая нами проблематика является предметом исследования специального раздела экономической науки – экономики труда. Специалисты в данной сфере, говоря о стимулировании труда, берут за основу исследования анализ следующих факторов: рыночных, производственных, связующих рыночно-производственных [1, c. 353]. Причем исследование каждого из факторов влечет за собой выработку специальных методов побуждения к активной трудовой деятельности.

Рыночный фактор в системе стимулирования труда способствует установлению следующих методов:

  • Партиципативный метод (наиболее полное вовлечение сотрудников в рабочий процесс в контексте достижения конечной цели – удовлетворения потребностей покупателей, потребителей либо заказчиков, что отражается в соответствующей системе оплаты труда);
  • Экстенсивный метод (ориентация работников на валовое увеличение прибыли);
  • Метод интенсификации (ориентация работников на повышение эффективности производства, выполнения работ или оказания услуг);
  • Пропорциональный метод (установление соответствия между ростом прибыли и повышением эффективности труда, с одной стороны, и номинальной и реальной заработной платой, с другой стороны, что будет способствовать максимизации трудовых доходов);
  • Превентивный метод (направление усилий на опережающее повышение производительности труда в сопоставлении с темпами роста средней заработной платы);
  • Конъюнктурный метод (разработка системы материального стимулирования в соответствии с текущим состоянием рынка труда).

Производственный фактор в системе стимулирования труда способствует установлению следующих методов:

  • Системный метод (детальная, всесторонняя и комплексная разработка системы оплаты труда);
  • Адаптационный метод (подстраивание механизмов мотивации под изменяющиеся задачи, условия, а также специфику производственного процесса);
  • Метод факультативных выплат (установление различных премиальных вознаграждений за личный вклад в эффективное функционирование бизнес-единицы);
  • Метод делегирования ответственности (достижение баланса между материальным вознаграждением и личной ответственностью сотрудника – материальной и организационной);
  • Каузальный метод (четкое закрепление причинно-следственной связи, в которой следствием более высокой оплаты труда будет являться такая причина, как больший вклад в усиление позиций организации на рынке);
  • Комбинационный метод (разумный синтез коллективной и индивидуальной систем оплаты труда).

Рыночно-производственный фактор в системе стимулирования труда способствует установлению следующих методов:

  • Метод усредненных значений (индивидуальные показатели трудовой деятельности работников должны оцениваться в рамках общей производственной динамики организации);
  • Барьерный метод (установление минимального порога в виде текущей рыночной цены рабочей силы, ниже которой совокупное вознаграждение работника не может опускаться).

Указанные нами ранее методы стимулирования труда в организации, выделенные нами в связке с рыночными, производственными и рыночно-производственными факторами, связываются преимущественно с повышением оплаты труда вследствие применения того или иного подхода. Однако само существование организации в экономических условиях современности не может исчерпываться материальной составляющей. Также на стимулирование труда оказывают влияние нематериальные факторы, такие как имидж организации, действительные отношения между сотрудниками по горизонтали и по вертикали (психологический микроклимат), наличие объединяющей корпоративной этики, харизма топ-менеджмента, организационная культура, уровень и стиль руководства [3, с. 305], объективно сложившаяся демографическая структура коллектива.

Сообразно с отмеченными нематериальными факторами считаем необходимым выделить следующие методы стимулирования труда:

Нормативный метод (организация локального нормотворчества в соответствии с интересами как собственников бизнес-единицы, так и вовлеченных в трудовую деятельность работников);

  • Инновационный метод (применение новаторских подходов в сфере управления, в том числе введение автоматизированных систем, улучшение операционного и перспективного управления организацией, задействование передовых методологических подходов в трудовой сфере);
  • Психологический метод (разработка практик по снятию работниками стресса, возникшего вследствие трудовой деятельности, тимбилдинг, работа корпоративного психолога, преодоление профессионального выгорания).
  • Собственно мотивационный метод (построение такой модели функционирования организации, которая будет обеспечивать покрытие всего спектра потребностей персонала – физиологических, экзистенциальных, социальных, духовных (в их числе – потребность в признании и самоутверждении и потребность в самовыражении [2, с. 29]).
  • Метод воспроизводства ценностных предложений (формирование тех нарративов и принципов, которые будут находиться в соответствии с ценностно-мотивационной сферой сотрудников).

В завершение статьи заметим, что ввиду оттока высококвалифицированной рабочей силы рынок труда в некоторых направлениях становится своего рода «рынком работника». Данное обстоятельство, по логике, вносит дисбаланс в систему отношений работодателя и сотрудника в пользу последнего, что вынуждает организации прибегать к использованию широкого комплекса методов стимулирования. Причем немалое значение имеют нематериальные факторы, которые нередко становятся главенствующими для востребованных и высококлассных специалистов.

Список литературы

  1. Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О. Экономика труда. М.: Издательство Юрайт, 2023. 486 с.
  2. Маслова В.М., Полевая М.В. Экономика и социология труда: теория и практика. М.: Издательство Юрайт, 2023. 493 с.
  3. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда. М.: Издательство Юрайт, 2023. 387 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: