УДК 331
Модели и методы стимулирования труда в современной организации
Василевский Алексей Андреевич – магистр, аспирант Московского инновационного университета
Аннотация: В настоящей публикации автор рассматривает актуальные методы и механизмы стимулирования труда, сопряженные с материальными (рыночными, производственными, рыночно-производственными) и нематериальными факторами. В качестве материальных обозначаются и характеризуются партиципативный, экстенсивный, пропорциональный, превентивный, конъюнктурный методы, метод интенсификации, системный и адаптационный методы, метод факультативных выплат и делегирования ответственности, каузальный и комбинационный методы, барьерный метод и использование усредненных значений. В качестве нематериальных методов автор называет нормативный, инновационный, психологический, собственно мотивационный метод и подход воспроизводства ценностных предложений. В заключении делается вывод о том, что ввиду оттока высококвалифицированной рабочей силы рынок труда в некоторых направлениях становится своего рода «рынком работника», что вынуждает организации прибегать к использованию широкого комплекса методов стимулирования.
Ключевые слова: рынок труда, стимулирование труда, мотивация, материальные факторы, нематериальные факторы.
В условиях непрекращающегося развития рыночных отношений перед любой коммерческой организацией, нацеленной на перманентное извлечение материальной выгоды от собственной деятельности, постоянно стоит вопрос разработки и применения наиболее оптимальных моделей и методов стимулирования сотрудников к полезной трудовой деятельности. Труд наряду с материальной базой, капиталом, технологиями и организационно-управленческими навыками собственников и топ-менеджмента обособленной бизнес-единицы выступает в качестве фактора производства, выполнения работ и оказания услуг. Исключение трудового ресурса делает невозможной частную экономическую деятельность в принципе, а стимулирование сотрудников в полезной активности, напротив, способствует экономическому прогрессу как на локальном уровне (то есть в рамках организации), так и в макроэкономических масштабах.
В общем и целом, поднятая нами проблематика является предметом исследования специального раздела экономической науки – экономики труда. Специалисты в данной сфере, говоря о стимулировании труда, берут за основу исследования анализ следующих факторов: рыночных, производственных, связующих рыночно-производственных [1, c. 353]. Причем исследование каждого из факторов влечет за собой выработку специальных методов побуждения к активной трудовой деятельности.
Рыночный фактор в системе стимулирования труда способствует установлению следующих методов:
- Партиципативный метод (наиболее полное вовлечение сотрудников в рабочий процесс в контексте достижения конечной цели – удовлетворения потребностей покупателей, потребителей либо заказчиков, что отражается в соответствующей системе оплаты труда);
- Экстенсивный метод (ориентация работников на валовое увеличение прибыли);
- Метод интенсификации (ориентация работников на повышение эффективности производства, выполнения работ или оказания услуг);
- Пропорциональный метод (установление соответствия между ростом прибыли и повышением эффективности труда, с одной стороны, и номинальной и реальной заработной платой, с другой стороны, что будет способствовать максимизации трудовых доходов);
- Превентивный метод (направление усилий на опережающее повышение производительности труда в сопоставлении с темпами роста средней заработной платы);
- Конъюнктурный метод (разработка системы материального стимулирования в соответствии с текущим состоянием рынка труда).
Производственный фактор в системе стимулирования труда способствует установлению следующих методов:
- Системный метод (детальная, всесторонняя и комплексная разработка системы оплаты труда);
- Адаптационный метод (подстраивание механизмов мотивации под изменяющиеся задачи, условия, а также специфику производственного процесса);
- Метод факультативных выплат (установление различных премиальных вознаграждений за личный вклад в эффективное функционирование бизнес-единицы);
- Метод делегирования ответственности (достижение баланса между материальным вознаграждением и личной ответственностью сотрудника – материальной и организационной);
- Каузальный метод (четкое закрепление причинно-следственной связи, в которой следствием более высокой оплаты труда будет являться такая причина, как больший вклад в усиление позиций организации на рынке);
- Комбинационный метод (разумный синтез коллективной и индивидуальной систем оплаты труда).
Рыночно-производственный фактор в системе стимулирования труда способствует установлению следующих методов:
- Метод усредненных значений (индивидуальные показатели трудовой деятельности работников должны оцениваться в рамках общей производственной динамики организации);
- Барьерный метод (установление минимального порога в виде текущей рыночной цены рабочей силы, ниже которой совокупное вознаграждение работника не может опускаться).
Указанные нами ранее методы стимулирования труда в организации, выделенные нами в связке с рыночными, производственными и рыночно-производственными факторами, связываются преимущественно с повышением оплаты труда вследствие применения того или иного подхода. Однако само существование организации в экономических условиях современности не может исчерпываться материальной составляющей. Также на стимулирование труда оказывают влияние нематериальные факторы, такие как имидж организации, действительные отношения между сотрудниками по горизонтали и по вертикали (психологический микроклимат), наличие объединяющей корпоративной этики, харизма топ-менеджмента, организационная культура, уровень и стиль руководства [3, с. 305], объективно сложившаяся демографическая структура коллектива.
Сообразно с отмеченными нематериальными факторами считаем необходимым выделить следующие методы стимулирования труда:
Нормативный метод (организация локального нормотворчества в соответствии с интересами как собственников бизнес-единицы, так и вовлеченных в трудовую деятельность работников);
- Инновационный метод (применение новаторских подходов в сфере управления, в том числе введение автоматизированных систем, улучшение операционного и перспективного управления организацией, задействование передовых методологических подходов в трудовой сфере);
- Психологический метод (разработка практик по снятию работниками стресса, возникшего вследствие трудовой деятельности, тимбилдинг, работа корпоративного психолога, преодоление профессионального выгорания).
- Собственно мотивационный метод (построение такой модели функционирования организации, которая будет обеспечивать покрытие всего спектра потребностей персонала – физиологических, экзистенциальных, социальных, духовных (в их числе – потребность в признании и самоутверждении и потребность в самовыражении [2, с. 29]).
- Метод воспроизводства ценностных предложений (формирование тех нарративов и принципов, которые будут находиться в соответствии с ценностно-мотивационной сферой сотрудников).
В завершение статьи заметим, что ввиду оттока высококвалифицированной рабочей силы рынок труда в некоторых направлениях становится своего рода «рынком работника». Данное обстоятельство, по логике, вносит дисбаланс в систему отношений работодателя и сотрудника в пользу последнего, что вынуждает организации прибегать к использованию широкого комплекса методов стимулирования. Причем немалое значение имеют нематериальные факторы, которые нередко становятся главенствующими для востребованных и высококлассных специалистов.
Список литературы
- Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О. Экономика труда. М.: Издательство Юрайт, 2023. 486 с.
- Маслова В.М., Полевая М.В. Экономика и социология труда: теория и практика. М.: Издательство Юрайт, 2023. 493 с.
- Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда. М.: Издательство Юрайт, 2023. 387 с.