УДК 33

Государственная политика поддержки конкуренции: мировой опыт и практика России

Олишевская Дарья Вадимовна – выпускница Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Аннотация: Конкуренции в экономике отводится важная роль – в первую очередь, она нужна потребителям, так как соперничество между производителями позволяет потребителям самостоятельно делать выбор о том, что покупать, где покупать, а также получать необходимые товары или услуги по более приятной цене. Стоит отметить, что конкуренция важна и для государства, и для экономики в целом, потому как способна обеспечить справедливые условия торговли для экономических агентов на рынке и развитие экономической сферы. Однако, возникают определенные вопросы: может ли конкуренция существовать на рынке без поддержки государства? Эффективны ли существующие методы государственной поддержки конкуренции в России и других странах? Целью данной работы является выдвижение конструктивных действий государства для поддержки конкуренции в стабильное для экономики время. К методам, используемым в данной работе, можно отнести изучение литературы по теме исследования, сравнительный анализ, в т. ч. анализ законодательства и др. Результаты, полученные на основе данной исследовательской работы, могут быть использованы как государственными служащими для внедрения наиболее эффективных мер поддержки конкуренции, так и менеджерами фирм в различных отраслях экономики для повышения их конкурентоспособности на рынке. Основным выводом работы послужило доказательство исследовательской гипотезы о том, что государству нужно поддерживать конкуренцию в стабильное для экономики время.

Ключевые слова: государственная поддержка, государственная конкурентная политика, конкуренция.

Конкурентная политика государства – один из наиболее важных механизмов для развития устойчивой экономики и не только. Так, в результате некоторых исследований, описанных в статье греческих ученых [14], где качество проводимой конкурентной политики в разных странах оценивалось с помощью индекса потребительских цен, было выявлено, что совокупный ИПЦ положительно влияет и на рост производительности труда и, как следствие, на общее благосостояние населения, что является доказательством значительного влияния конкурентной государственной политики на уровень жизни населения страны.

Исследовательская гипотеза в данной работе звучит так: государству необходимо поддерживать конкуренцию в стабильное для экономики время.

В настоящее время самым распространенным типом экономических систем является смешанный тип, тот самый «компромиссный вариант» между тотальным контролем экономики со стороны государства и практически отсутствием его вмешательства в экономику.

Именно активные действия со стороны государства, которые дополняют рыночные принципы хозяйственной жизни, помогают бороться с неспособностью рынка к саморегулированию, а именно с его «провалами». Иными словами, государственное регулирование помогает сгладить недостатки рыночной экономики.

Располагая различными инструментами, государство перераспределяет ресурсы, доходы фирм и домохозяйств, чтобы собрать собственные резервы (с помощью такого инструмента, как налоги), необходимые для обеспечения функций государства, и достичь определенного выравнивания доходов населения. Кроме того, еще одной важной задачей государства является регулирование рынка, т. е. обеспечение прав частной собственности, антимонопольное регулирование, коррекция цен и обеспечение условий конкуренции. [3]

Более детально рассмотрев в рамках проводимого исследования на примере двух стран – Германии (Европа) и Японии (Азия) меры государственной политики в вопросах регулирования конкуренции, можно сделать следующие выводы. Во-первых, важную роль в принимаемых государством мерах в отношении конкуренции играет соотношение антимонопольного регулирования и промышленной политики, которые, в свою очередь, являются взаимообратными мероприятиями. Во-вторых, общей тенденцией для обеих стран является постепенное смягчение выбранной изначально политики в зависимости от внешних обстоятельств и времени.

Проведенный анализ показал, что государство в исследуемых странах принимает активное участие в поддержке конкуренции – определяет, что считать препятствующими развитию конкуренции действиями, определяет и контролирует доминирующие на рынке фирмы, предотвращает незаконные действия, которые ограничивают конкуренцию, осуществляет контроль за монополиями и др. Если исключить государство из всех этих мероприятий, очевидно, что не только развитие и процветание, но и наличие такого явления как конкуренция ставится под вопрос ввиду того, что фирмы, имея цель максимизировать прибыль, могут либо захватить единолично рынок (монополия), либо объединиться между собой и создать картель, что в любом случае ограничит вход на рынок новым фирмам и станет непреодолимым препятствием для становления и развития конкуренции. Следовательно, можно сделать промежуточный вывод о том, что государству необходимо вмешиваться в экономику и оказывать поддержку конкуренции, в особенности с точки зрения законодательства.

Далее, проанализировав зарубежный опыт, необходимо посмотреть, как осуществляется конкурентная политика в России и ответить на вопрос, действительно ли государству необходимо поддерживать конкуренцию?

Государственная конкурентная политика должна оказывать содействие конкуренции и, как следствие, влиять на повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса, а также на рост общественного благосостояния, на развитие экономики в целом. Для реализации перечисленных выше положений необходимо применять комплексный подход, который представляет собой совокупность стимулирующих и ограничительных мер, а также мер, направленных на защиту конкуренции.

Так, мерами, которые призваны стимулировать создание и развитие конкуренции в России, являются налоговые льготы и преференции, предоставление кредитов на льготных условиях, устранение административных барьеров и разукрупнение предприятий с целью образования новых конкурирующих структур. [5] Стоит отметить, что в рамках государственной конкурентной политики данные меры должны применяться комплексно для достижения наиболее действенного результата, т. к. отдельно взятые мероприятия могут оказаться не такими эффективными, как может показаться на первый взгляд.

Таким образом, проведенное в данной работе исследование о необходимости осуществления государственной конкурентной политики в виде комплекса мероприятий подтвердило исследовательскую гипотезу о том, что государству нужно поддерживать конкуренцию в стабильное для экономики время.

Государство, активно участвуя в экономической сфере и оказывая содействие конкуренции, закладывает фундамент для дальнейшего развития страны, способствуя повышению ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Говоря о конструктивных действиях со стороны государства, необходимых для создания условий эффективного функционирования конкуренции в РФ, предлагаются следующие мероприятия:

  • установление ведущей роли антимонопольной политики в экономике по сравнению с промышленной политикой;
  • четкое и грамотное формирование правовой базы для защиты и развития конкуренции;
  • активная деятельность антимонопольных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • законодательное закрепление сферы действия крупных предприятий (монополий и олигополий) с целью сдерживания и ограничения их влияния на рынке;
  • выделение налоговых льгот и преференций малому и среднему бизнесу (исключительно тем, кто в этом нуждается) и контроль над их использованием;
  • разукрупнение предприятий с целью создания новых конкурирующих фирм;
  • льготное кредитование фирм, только входящих на рынок, с целью увеличения количества экономических агентов и стимулирования конкуренции;
  • решение существующих проблем, препятствующих развитию конкуренции (масштабный теневой сектор и уменьшающееся количество предприятий малого и среднего бизнеса);
  • активное взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей и др. субъектов экономики с целью эффективного функционирования конкуренции.

Данные меры являются основополагающими для создания благоприятной среды для действенного развития конкуренции. Так, несмотря на наличие антимонопольного законодательства в правовой сфере регулирования конкуренции, для успешного развития конкуренции в будущем необходимо его совершенствование, заимствование лучших зарубежных практик его применения, а также повышение продуктивности деятельности антимонопольных органов, отследить которое можно не только по рейтингу конкурентных ведомств мира, но и по количеству и качеству выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

Кроме того, для развития конкуренции важное значение имеет стимулирование развития предприятий, отраслей и экономики в целом – внедрение новых технологий, инноваций привлекает инвестиции и, как следствие, порождает еще больший интерес для входа на рынок новых игроков. Для реализации такой стратегии необходимо активное взаимодействие всех экономических субъектов, обмен их знаниями и опытом, заимствование определенных практик и мероприятий, зарекомендовавших себя как действенные меры.

Государственная политика поддержки конкуренции должна не только бороться с искоренением препятствий для ее функционирования, но и стимулировать новые компании выходить на рынок и делать его более конкурентоспособным как внутри страны, так и на международной арене.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – № 31. – ст. 3434.
  2. Указ президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 25.12.2017. – № 52. – ст. 8111.
  3. Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. – М.: Юрайт, 2019.
  4. Шастико А.Е., Павлова Н. С., Курдин А. А., Мелешкина А. И., Фатихова А. Ф. Основные направления защиты и развития конкуренции. – М.: Центр стратегических разработок, 2016.
  5. Якунин В. И., Сулакшин С.С., Фонарева Н. Е., Тотьев К.Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. - М.: Научный эксперт, 2008.
  6. Жигало Е. А. Сравнительный анализ теоретических подходов к роли государства в экономике // Terra Economicus. – 2014. – №. 2 – С. 26–30.
  7. Калинин А.В. О степени вмешательства государства в современную российскую экономику // Экономика. Бизнес. Финансы. – 2019. - № 11. – С. 4–7.
  8. Мусалов М.А. Государственно-правовое регулирование экономики // право и государство: теория и практика. – 2021. - № 3 (195). – С. 6–8.
  9. Розанова Н. М. Политика поддержки конкуренции в России: вчера, сегодня, завтра // JER. - 2015. - № 3. - С. 6–21.
  10. Розанова Н. М. Политика поддержки конкуренции и промышленная политика в зарубежных странах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - № 1. - С. 32–47.
  11. Сигуткова А. Д. Государственная поддержка конкуренции в Российской Федерации в современных условиях // Journal of Economy and Business. – 2021. - № 74. – С. 145–148.
  12. Хорошун К.В., Глущенко Т. Е. Современные модели и методы диагностики конкуренции в социально-экономических системах // Общество: политика, экономика, право. – 2019. – №. 4 (68) – С. 21–27.
  13. Шалаевская В.Н. История развития антимонопольного законодательства в Японии // Теоретическая и прикладная юриспруденция. - 2020. - № 3. - С. 65–72.
  14. Benetatou K., Katsoulacos Y., Kyriazidou E., Makri G. Competition Policy and Labor Productivity Growth: Some New Evidence // Emperical Economics. – 2020. - № 18. -  P. 3035-3076.
  15. Hajiyev N. Assessment of Institutional Mechanisms of Competition Policy (The Case of Azerbaijan) // International Scientific Conference on Economic and Social Development. – 2020. - № 55. – P. 373-382.
  16. Jones F.D. Historical Development of the Law of Business Competition // The Yale Law Journal. - 1926. - № 8. - P. 905-938.
  17. Jullien B., Sand-Zantman W. The Economics of Platforms: A Theory Guide for Competition Policy // Information Economics and Policy. – 2020. - № 28. P. 1-19.
  18. Muradov A., Akbarov R., Hajiyev N. New Approach to state Protection of Competition // Turkish Journal of Computer and Mathematics Education. – 2021. – № 6. P. 1415-1420.
  19. Popkova E. G. Contradiction of Economic Growth in today’s Global economy: Economic systems competition and mutual support // Gerencia Gestao Management. – 2018. – № 1. – P. 20.
  20. Suzuki K. Competition Law Reform in Britain and Japan: Comparative Analysis of Policy Network. - London: New York Routledge, 2002.
  21. Рейтинг экономики разных стран мира [Электронный ресурс] – https://visasam.ru/emigration/vybor/ekonomika-stran-mira-2.html#___2021-2022 (дата обращения 04 июня 2022 г.).
  22. Сайт Федеральной налоговой службы. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] – https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 22 апреля 2022 г.).
  23. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Промышленное производство в России [Электронный ресурс] – https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Prom_proiz-vo_2021.pdf (дата обращения 22 апреля 2022 г.).
  24. The competition policy agenda of the Federal Ministry for Economic Affairs and Climate Action up to 2025. [Электронный ресурс] – https://www.bmwk.de/Redaktion/EN/Downloads/competition-policy-agenda-up-to-2025.pdf?__blob=publicationFile&v=2 (дата обращения 04 июня 2022 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими: