УДК 339
Выявление сильных и слабых сторон в управлении процессом поставки продукции
Глинский Данила Васильевич – студент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Аннотация: В статье рассматривается важность управления процессом доставки продукции в любом бизнесе и то, как это влияет на качество продукции и выполнение обязательств перед клиентами. В статье предлагается использовать SWOT-анализ для выявления сильных и слабых сторон процесса доставки продукта и оценки внутренней и внешней среды компании. Метод SWOT-анализа помогает определить внутренние факторы, такие как сильные и слабые стороны компании, и внешние факторы, такие как возможности и угрозы, которые влияют на бизнес-процессы, и ожидает широкий спектр идей для решения проблем. После выявления всех факторов, влияющих на процесс доставки продукта, проводится SWOT-анализ, чтобы точно определить сильные и слабые стороны компании в управлении процессом доставки продукта. Полученную таблицу SWOT-анализа можно использовать для разработки стратегий управления процессом доставки продукции.
Ключевые слова: поставка продукции, стратегическое управление, внутренняя среда организации, SWOT-анализ.
Управление процессом поставки продукции является одним из важнейших элементов в любом бизнесе, за исключением того, как она влияет на качество наших продуктов, также и на выполнение наших обязательств перед нашими клиентами. Определить сильные и слабые стороны управления процессом поставки продукции следует через SWOT-анализ, который позволит провести оценку внутренней и внешней среды компании.
SWOT-анализ является методом, который используется для определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз компании. Аналитический подход SWOT базируется на оценке всех внешних и внутренних факторов, которые влияют на бизнес-процессы, и на выделении основных идей для решения возможных проблем.
SWOT-анализ начинается с определения факторов, которые влияют на управление процессом поставки продукции и разделения их на внутренние и внешние. Внутренние факторы включают в себя сильные и слабые стороны компании, а внешние – возможности и угрозы, с которыми компания столкнется.
После определения всех факторов производится СВОТ-анализ, задача которого заключается в выявлении сильных и слабых сторон компании при управлении процессом поставки продукции. В итоге мы имеем таблицу SWOT-анализа, которую можно использовать для разработки стратегий управления процессом поставки продукции. Составление SWOT-анализа его алгоритм и этапы выполнения можно представить в виде таблицы на примере мало серийного производства мебели, а именно производство мягкой мебели – диван.
Таблица 1. SWOT-анализ.
S – (strengths) сильные стороны |
O – (opportunities) возможности |
1. Высокое качество продукции 2. Гибкие цены 3. Быстрая обработка заказов 4. Правительственная поддержка |
1. Освоение новых технологий, техник, и модных тенденций 2. Расширение ассортимента продукции 3. Увеличение доли рынка в странах-партнерах 4. Разработка новой маркетинговой стратегии |
W – (weaknesses) слабые стороны |
T – (threats) угрозы |
1. Низкий уровень цен 2. Плохое управление запасами 3. Ограниченный бюджет 4. Малочисленный штат сотрудников |
1. Новый конкурент на рынке 2. Политические проблемы в странах-партнерах 3. Изменение экономической ситуации 4. Доступность сырья |
Таким образом, SWOT-анализ является довольно простым и доступным методом комбинированного анализа внутренней и внешней среды, который может послужить отправной точкой в разработке стратегии развития организации.
Для произведение экспертной оценки S, W, O, и Т факторов.
- экспертная группа присваивает каждому показателю удельный вес (А) – его значимость в конкурентоспособности: от 0,1 до 0,5 баллов так, чтобы в сумме по группе показателей вышла 1;
- ставит оценку показателю (В) – от 1 до 5 баллов;
- умножив вес показателя на его оценку получаем итоговую оценку фактора (С): С = А*В;
- находим среднюю итоговую оценку по группе факторов.
Оцениваем так показатели сильных сторон, слабых, возможностей и угроз. В результате получаем матрицу качественного экспертного SWOT-анализа.
Качественный SWOT-анализ
Таблица 2. Сильные стороны.
Факторы внешней и внутренней среды компании |
Удельный вес фактора, А |
Оценка, В |
Итоговая оценка, С=А*В |
Высокое качество продукции |
0,3 |
5 |
1,5 |
Гибкие цены |
0,3 |
5 |
1,5 |
Быстрая обработка заказов |
0,25 |
5 |
1,25 |
Правительственная поддержка |
0,15 |
5 |
0,75 |
Итого |
1 |
- |
5 |
Таблица 3. Слабые стороны.
|
Удельный вес фактора, А |
Оценка, В |
Итоговая оценка, С=А*В |
Низкий уровень цен |
0,3 |
3 |
0,9 |
Плохое управление запасами |
0,3 |
4 |
1,2 |
Ограниченный бюджет |
0,3 |
3 |
0,9 |
Малочисленный штат сотрудников |
0,1 |
2 |
0,2 |
Итого |
1 |
- |
3,2 |
Таблица 4. Возможности.
|
Удельный вес фактора, А |
Оценка, В |
Итоговая оценка, С=А*В |
Освоение новых технологий, техник, и модных тенденций |
0,15 |
4 |
0,5 |
Расширение ассортимента продукции |
0,3 |
3 |
0,9 |
Увеличение доли рынка в странах-партнерах |
0,3 |
2 |
0,6 |
Разработка новой маркетинговой стратегии |
0,25 |
1 |
0,25 |
Итого |
1 |
- |
2,25 |
Таблица 5. Угрозы.
|
Удельный вес фактора, А |
Оценка, В |
Итоговая оценка, С=А*В |
Новый конкурент на рынке |
0,3 |
3 |
0,9 |
Политические проблемы в странах-партнерах |
0,3 |
5 |
1,5 |
Изменение экономической ситуации |
0,2 |
2 |
0,4 |
Доступность сырья |
0,2 |
2 |
0,4 |
Итого |
1 |
- |
3,2 |
Эксперты оценили сильные стороны компании в равных долях и высокой оценкой. Свои слабые стороны компания также хорошо знает и считает их значимыми.
Итак, путем анализа данной таблицы, можно выявить основные факторы в управлении процессом поставки продукции и выработать соответствующие стратегии для решения проблем. В конце SWOT-анализ должен дать компании представление о том, что нужно сделать, чтобы усилить сильные стороны и устранить слабые стороны.
Список литературы
- Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 283 с. – (Высшее образование)
- Козловская О.И. SWOT-анализ в деятельности предприятий промышленности стройматериалов. Экономика и управление. 2010. №4. С. 3-9.
- Антипов, А. SWOT -анализ как инструмент стратегического менеджмента/ А. Антипов// Business Excellence – 2015. №9.- С. 44 – 48.
- Голубков Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования/Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом – 2013. №1.- С. 5-15
- Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа/ А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд – М. : Вильямс, 2006. – 928 с.