УДК 339

Выявление сильных и слабых сторон в управлении процессом поставки продукции

Глинский Данила Васильевич – студент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Аннотация: В статье рассматривается важность управления процессом доставки продукции в любом бизнесе и то, как это влияет на качество продукции и выполнение обязательств перед клиентами. В статье предлагается использовать SWOT-анализ для выявления сильных и слабых сторон процесса доставки продукта и оценки внутренней и внешней среды компании. Метод SWOT-анализа помогает определить внутренние факторы, такие как сильные и слабые стороны компании, и внешние факторы, такие как возможности и угрозы, которые влияют на бизнес-процессы, и ожидает широкий спектр идей для решения проблем. После выявления всех факторов, влияющих на процесс доставки продукта, проводится SWOT-анализ, чтобы точно определить сильные и слабые стороны компании в управлении процессом доставки продукта. Полученную таблицу SWOT-анализа можно использовать для разработки стратегий управления процессом доставки продукции.

Ключевые слова: поставка продукции, стратегическое управление, внутренняя среда организации, SWOT-анализ.

Управление процессом поставки продукции является одним из важнейших элементов в любом бизнесе, за исключением того, как она влияет на качество наших продуктов, также и на выполнение наших обязательств перед нашими клиентами. Определить сильные и слабые стороны управления процессом поставки продукции следует через SWOT-анализ, который позволит провести оценку внутренней и внешней среды компании.

SWOT-анализ является методом, который используется для определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз компании. Аналитический подход SWOT базируется на оценке всех внешних и внутренних факторов, которые влияют на бизнес-процессы, и на выделении основных идей для решения возможных проблем.

SWOT-анализ начинается с определения факторов, которые влияют на управление процессом поставки продукции и разделения их на внутренние и внешние. Внутренние факторы включают в себя сильные и слабые стороны компании, а внешние – возможности и угрозы, с которыми компания столкнется.

После определения всех факторов производится СВОТ-анализ, задача которого заключается в выявлении сильных и слабых сторон компании при управлении процессом поставки продукции. В итоге мы имеем таблицу SWOT-анализа, которую можно использовать для разработки стратегий управления процессом поставки продукции. Составление SWOT-анализа его алгоритм и этапы выполнения можно представить в виде таблицы на примере мало серийного производства мебели, а именно производство мягкой мебели – диван.

Таблица 1. SWOT-анализ.

S – (strengths) сильные стороны

O – (opportunities) возможности

1. Высокое качество продукции

2. Гибкие цены

3. Быстрая обработка заказов

4. Правительственная поддержка

1. Освоение новых технологий, техник, и модных тенденций

2. Расширение ассортимента продукции

3. Увеличение доли рынка в странах-партнерах

4. Разработка новой маркетинговой стратегии

W – (weaknesses) слабые стороны

T – (threats) угрозы

1. Низкий уровень цен

2. Плохое управление запасами

3. Ограниченный бюджет

4. Малочисленный штат сотрудников

1. Новый конкурент на рынке

2. Политические проблемы в странах-партнерах

3. Изменение экономической ситуации

4. Доступность сырья

Таким образом, SWOT-анализ является довольно простым и доступным методом комбинированного анализа внутренней и внешней среды, который может послужить отправной точкой в разработке стратегии развития организации.

Для произведение экспертной оценки S, W, O, и Т факторов.

  • экспертная группа присваивает каждому показателю удельный вес (А) – его значимость в конкурентоспособности: от 0,1 до 0,5 баллов так, чтобы в сумме по группе показателей вышла 1;
  • ставит оценку показателю (В) – от 1 до 5 баллов;
  • умножив вес показателя на его оценку получаем итоговую оценку фактора (С): С = А*В;
  • находим среднюю итоговую оценку по группе факторов.

Оцениваем так показатели сильных сторон, слабых, возможностей и угроз. В результате получаем матрицу качественного экспертного SWOT-анализа.

Качественный SWOT-анализ

Таблица 2. Сильные стороны.

Факторы внешней и внутренней среды компании

Удельный вес фактора, А

Оценка, В

Итоговая оценка, С=А*В

Высокое качество продукции

0,3

5

1,5

Гибкие цены

0,3

5

1,5

Быстрая обработка заказов

0,25

5

1,25

Правительственная поддержка

0,15

5

0,75

Итого

1

-

5

Таблица 3. Слабые стороны.

 

Удельный вес фактора, А

Оценка, В

Итоговая оценка, С=А*В

Низкий уровень цен

0,3

3

0,9

Плохое управление запасами

0,3

4

1,2

Ограниченный бюджет

0,3

3

0,9

Малочисленный штат сотрудников

0,1

2

0,2

Итого

1

-

3,2

Таблица 4. Возможности.

 

Удельный вес фактора, А

Оценка, В

Итоговая оценка, С=А*В

Освоение новых технологий, техник, и модных тенденций

0,15

4

0,5

Расширение ассортимента продукции

0,3

3

0,9

Увеличение доли рынка в странах-партнерах

0,3

2

0,6

Разработка новой маркетинговой стратегии

0,25

1

0,25

Итого

1

-

2,25

Таблица 5. Угрозы.

 

Удельный вес фактора, А

Оценка, В

Итоговая оценка, С=А*В

Новый конкурент на рынке

0,3

3

0,9

Политические проблемы в странах-партнерах

0,3

5

1,5

Изменение экономической ситуации

0,2

2

0,4

Доступность сырья

0,2

2

0,4

Итого

1

-

3,2

Эксперты оценили сильные стороны компании в равных долях и высокой оценкой. Свои слабые стороны компания также хорошо знает и считает их значимыми.

Итак, путем анализа данной таблицы, можно выявить основные факторы в управлении процессом поставки продукции и выработать соответствующие стратегии для решения проблем. В конце SWOT-анализ должен дать компании представление о том, что нужно сделать, чтобы усилить сильные стороны и устранить слабые стороны.

Список литературы

  1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 283 с. – (Высшее образование)
  2. Козловская О.И. SWOT-анализ в деятельности предприятий промышленности стройматериалов. Экономика и управление. 2010. №4. С. 3-9.
  3. Антипов, А. SWOT -анализ как инструмент стратегического менеджмента/ А. Антипов// Business Excellence – 2015. №9.- С. 44 – 48.
  4. Голубков Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования/Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом – 2013. №1.- С. 5-15
  5. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа/ А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд – М. : Вильямс, 2006. – 928 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: