УДК 656

Использование транспортно-логистических посредников в рамках оптимизации деятельности компании

Царев Михаил Владимирович – студент кафедры Международного бизнеса и таможенного дела Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: В современных реалиях посредники играют огромную роль в процессе доставки груза. Это объясняется такими факторами как товарооборот, глобализация, высокая конкурентная среда и оптимизация затрат. Компании развивают свою собственную логистическую инфраструктуру чтобы не прибегать к помощи посредников. Однако посредники способны повлиять на деятельность компании, существенно улучшив инфраструктуру путем оказания профессиональных услуг.

Ключевые слова: логистика, внешняя экономическая деятельность, посредники, классификация, целесообразность применения.

Растущие темпы экспорта и импорта требуют наращивания оборотов грузоперевозок. Организация экспортно-импортных операций может вызвать трудность в виду политических, социальных и экономических факторов. Для успешного ведения бизнеса груз должен быть доставлен в кратчайшие сроки при этом желательно обеспечить сохранность груза и упростить документооборот. Соответственно цепь поставок должна быть надежной. Ввиду этого на транспортных рынках существуют посредники, которые призваны облегчать процесс доставки и развивать связи между прочими участниками цепи поставок. Актуальность нашего исследования обусловлена динамикой развития транспортной логистики и возникающим вопросом выбора того или иного посредника.

Для дальнейшего анализа необходимо выделить ключевые понятия логистики. Сегодня логистика - это современный эффективный подход, к управлению который способствует оптимизации расходов предприятия практически на всех этапах деятельности. Основа в среде управления производством дистрибуции, снабжением и операциями в целом.

Основными задачами выступают: выбор транспорта, способа или вида перевозки, логистических партнеров; определение рациональных маршрутов доставки; достижение технологического единства транспортно-складского процесса; оптимизация в целом [2].

Транспорт в логистике - это система. Выбор транспорта для транспортировки грузов зависит от скорости доставки, сохранности и стоимости. Морской транспорт является одним из самых выгодных способов доставки между странами, но нужна морская граница. Железнодорожный транспорт отличается своей эффективностью на длительные расстояния от 300км и более в то время как наземный транспорт рассчитан на короткие расстояния до 300 км. Воздушный транспорт самый быстрый, но при этом самый дорогой способ доставки груза. Плюсы и минусы личного транспорта для перевозки зависят от того какой объем производимой продукции у предприятия. Если объем производства высокий и компания может себе позволить содержать или арендовать транспорт издержки будут оправданы. Если же кампания небольшая, то от личного автопарка будут только убытки. В таком случае стоит подумать о возможность использования посредников. Логистические посредники призваны обеспечить качество выполняемой перевозки и минимизировать транспортные и прочие затраты, а также разработать более оптимальный маршрут. Формируется канал распределения товара, который обеспечивает оптимальную схему доставки товара [5]. В таком канале уровнями будут являться посредники, они и определяют его структуру потому как от их количества зависит путь груза до грузополучателя.

Сравним как будет выглядеть грузоперевозка с помощью посредников и без. Пример схемы самостоятельной доставки между 4 производителями и 4 потребителями требует 16 отдельных операций. В этом случае, цепь состоит из 2 элементов грузоотправителей и грузополучателей. Схема канала с одним посредником 4 производителями и 4 потребителями снижает количество взаимодействий при доставке до 4. При использовании посредника можно увеличить количественные или качественные показатели своего производства. Однако ответственность за груз не всегда переходит на посредника, а грузоотправитель, не имея возможности контролировать сохранность груза имеет дополнительный риск. С добавлением большего количества посредников в цепь система продолжает усложняться в то же время увеличивается эффективность поставки. Создавая канал распределения важно правильно подобрать структуру, то есть, выбрать участвующих посредников по функционалу и определить их количество. На рисунке 1 пример схемы с использованием посредника.

1

Рисунок 1. Схема доставки с использованием посредника.

Мы предложим следующую классификацию посредников по функционалу: посредники в транспортных операциях - основной функционал и посредники в распределение товара по сети сбыта - поддерживающий функционал. Посредником в распределении товара могут выступать банки, предприятия информационного сервиса, вычислительные центры, страховщики, учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации [4]. Посредниками в транспортных операциях являются транспортные (прямой перевозчик), экспедиторские (экспедитор), транспортно-экспедиторские компании (логистические провайдеры) [3].

Две основные причины для использования логистических посредников ресурсы и опыт. Чтобы управлять логистическими потоками без посредника компании нужно иметь необходимое оборудование транспорт и квалифицированный персонал обеспечивающий надлежащее выполнение. Помимо того, что содержание транспорта может оказаться как слишком дорогим, так и нерентабельным, например, из-за территориальных особенностей, важно помнить, что помимо содержания необходимо обеспечивать обслуживание транспорта все это себе может позволить не каждая компания. И вдобавок к этому даже если компания имеет бюджет на указанные ресурсы транспортный рынок имеет множество нюансов и особенностей, связанных с таможенными, страховочными и прочими факторами, встающими при перевозке. 

Рассмотрим поподробней деятельность логистических посредников. Экспедиторы - лицо которое занимается организацией перевозки груза. Будучи представителем грузовладельца, они заключают соглашение, по которому экспедитор может взять на себя ответственность за груз, перевозку которого он организует. Эффективность сразу же возрастает так как груз идет под ответственностью одного звена и в случае инцидента будет проще с него спросить. Со временем набирая в себя все больше функционала посредник становится логистическим оператором. С ростом технологий и инноваций мы будем видеть, как растет сфера перевозок и операторы перейдут на новый уровень. Торговля на глобальном рынке обязывает соблюдению всех законов и таможенных предписаний которые в некоторых странах могут вызвать большую сложность. Международные производители могут положиться на знания и опыт экспедиторов в делах с таможней и не отрываться от самого главного - удовлетворять потребности мирового бизнеса. Разносторонний опыт экспедитора играет важную роль, порой невыгодно брать на себя выполнение логистических операций, это может быть вызвано слишком низкими или высокими объемами грузопотоков.

Фулфилмент-центр обеспечивает хранение запасов и множество других операционных функций, включая транспортировку грузов, обработку кросс-докинга, обслуживание клиентов. Примером может послужить американская логистическая 3pl компания ShipBob Inc. Сотрудничество с ней снижает количество отказов от корзины на 18%, а также экономит малым предприятиям до 18% собственных расходов на доставку [10]. Помимо обширной сети крупных местных центров, ShipBob предлагает международный онлайн-интерфейс, упрощающий работу для владельцев малого бизнеса, поскольку вы можете напрямую интегрироваться со всеми основными платформами и отправлять автоматические заказы на ShipBob для выполнения. Чтобы сэкономить на доставке, фулфилмент-центры проводят переговоры с транспортными компаниями. Они получают групповые скидки от перевозчиков, которые передаются продавцам. Это означает, что вы получите более низкую стоимость доставки и увеличите прибыль.

Используя стороннего поставщика логистических услуг, вы можете оптимизировать процессы выполнения заказов и повысить удовлетворенность клиентов, чтобы больше времени уделять развитию бизнеса.

Логистический хаб - инфраструктура, разработанная под специфику бизнеса. Это платформа с производственными помещениями для товарной продукции, обслуживанием, терминалами, таможенными участками, цехами. Обычно строится под определенные виды производств. Использование Хабов в целом улучшает оптимизацию импортно-экспортных операций. В частности, эффективно рассредоточивает загруженность каждого отдельно взятого участника поставки разгружаю основные магистрали и уменьшая таможенные платежи. 

Для дальнейшего анализа рассмотрим деятельность компании ООО «ТБСС», лидера российского рынка транспортно-экспедиторских услуг, связанных с организацией мультимодальных перевозок ценностей (драгоценных металлов, камней и изделий из них). Клиентами ООО «ТБСС» являются торговые марки Kevess SA Moussaieff, Bulgary, Collection David Morris, Schoeffel, Damiani KLG Jewelry LLC, CHANEL, Christian Dior, Christies, Cartier SA, Richemont, Pluczenik diamond, «Van Cleef&Arpels SA» и многие другие. [8].

Услуги, оказываемые ООО «ТБСС»: транспортная логистика; таможенное оформление; подготовка груза к клеймению; оформление выставочных грузов; хранение ценных грузов; страхование. Разберем каждую услугу конкретно. Для осмотра у компании предусмотрены специальные помещения и эксперты в этой сфере. Далее предполагается осмотр, сортировка и хранение, если клиенту будет необходимо могут быть осуществлены упаковочное работы груза, а именно, пломбы, ленты, мешки и прочее. Храниться весть товар на СВХ. Оплата осуществляется либо в комплексе, либо отдельным счетом зависит от временного периода. Страхование, склад имеет банковскую гарантию, то есть компания прошла страховщиков, сдала все нормативы. Тариф в компании зависит от таможенной стоимости товара. 

Специфика рынка ценных металлов и роскоши такова что требует консолидации участников для экономической целесообразности. Это вызвано консервативностью такого рынка. До недавнего времени производителям из Росси были интересны в первую очередь рынки США и Евросоюза, однако в связи с мировой обстановкой ориентир переходит в сторону азиатских партнеров. Единственный момент неэффективности использования такого посредника будет если клиент игнорирует советы по организации от специалистов компании.

Чтобы оценить использование логистических посредников необходимо определиться с методом оценивания [9]. В нашем исследовании за основу мы возьмем метод сопоставления издержек и прибыли. Сложно создать методику оценки логистической системы, способную универсально учитывать динамику процессов и множество критериев. Критериев достаточно много они изображены на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Критерии логистической системы.

Единственный объединяющий показатель, в этой системе это прибыль. Смотря на продуктивность, а именно оценивая показатели до и после, можно вполне утверждать об эффективности той или иной системы что, мы и сделаем далее.

Как мы видим сотрудничество с такой компанией как ООО «ТБСС» дает клиенту всецело осуществлять транспортировку, хранение и упаковку драгоценных металлов и драгоценных камней. У ООО «ТБСС» имеется вся необходимая погрузочно-разгрузочная техника, собственные автомобили и квалифицированный штат сотрудников. На этом примере видно, что сотрудничество с транспортно-логистическим посредником будет выгодно для обеих сторон и обусловлено спецификой отрасли торговли драгоценностями.

Партнёр по организации логистики должен быть выбран разумно. Надежного посредника характеризуют активы, масштабы терминальных мощностей структура управления и численность персонала. В активы входит собственный парк транспорта. Особое внимание следует уделить аффилированности экспедитора по отношению к транспортным компаниям. При детальном углублении в практику существующих на рынке компаний можно увидеть такую ситуацию, при которой компании открыто не заявляющие об этом образуют из себя комбинацию посреднических услуг. Грузовладелец находит посредника в лице экспедитора и считает его своим, однако этот экспедитор одновременно является агентом перевозчика.

Если экспедитор/агент имеет дочерние или структурные связи с перевозчиком, если ему принадлежит более 20 % акций и доли в уставном капитале [1].

При такой схеме взаимоотношений перевозчик не предоставит грузовладельцу то, для чего он нанимал экспедитора, рассчитывая на тарифные скидки. Напротив, перевозчик, воспользовавшись посредническим доверием клиента может объявить клиенту завышенные ставки по тарифу.

Далее приведены преимущества, из-за которых будет сделан выбор в пользу использования посредника. К преимуществам экспортера относится отсрочка, грузовладельцы могут рассчитывать на отсрочку платежей, крайне малое количество прямых перевозчиков готовы предоставить такую отсрочку. Сама по себе отсрочка оплаты привлекает грузовладельцев по 3 причинам: необходимость планирования средств, необходимость удостовериться в том, что перевозка произошла надлежавшим образом, товар довезен в той кондиции в которой он поступил, нет претензий ни с одной из сторон, поступили все документы в бухгалтерию.

Налоговое бремя - большинство транспортно-экспедиционных компаний работают в общей системе налогообложения и грузовладельцем выгодно включить свой восходящий НДС чтобы его заплатил экспедитор.

Стоимость услуг - как правило экспедитор не связан с себестоимостью конкретной перевозки он может выбрать из нескольких перевозчиков оптимальный вариант и предложить его своему клиенту. Таким образом он предлагает рыночную стоимость в то время как прямой перевозчик не всегда на это способен поскольку у него могут быть дополнительные затраты с подачей транспорта, его позицией и прочими факторами необходимыми для того чтобы перевозка состоялась.

В ходе исследования была предложена классификация транспортно-логистических посредников. Исходя из анализа был сделан вывод о том, что посредники ускоряют и улучшают процесс доставки грузов из-за этого выручка компании клиента, растет, количество клиентов и оборот растут. Это означает что использование транспортно-логистических посредников оправдано и рекомендовано. 

Стоит подходить к выбору посредника исходя от специфики направления компании. Как было показано в примере с компанией ООО «ТБСС» без данного экспедитора у клиента могут возникнуть проблемы с грузом при перевозке именно из-за специфики сферы деятельности, а именно транспортировка ценностей. 

Современному миру характерен переход на сервисную экономику особенно ярко это было заметно во время пандемии. Соответственно для развития необходимо укрепление посреднических услуг, которые в идеале совмещают в себе совокупность оказываемых клиенту услуг. Это позволит образовать более эффективные логические системы и расширить сервис. Таким образом транспортно-логистические посредники несомненно играют большую роль в современной цепочке поставок. Будущее за развитием функционала и предлагаемого сервиса услуг.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - 2006.
  2. Аминова, М. Т. Понятие и структура управления транспортной логистикой / М. Т. Аминова // Аллея науки. - 2018. - Т. 2, № 7 (23). - с. 478-483.
  3. Афанасенко, И.Д. Логистика снабжения. / Афанасенко, И.Д., Борисова В.В. - СПб.: Питер, 2018. - 336 с.
  4. Бондаренко В. А., Гузенко Н. В. Аутсорсинг логистических услуг: реалии и тенденции // Финансовые исследования. 2015. No. 3 (48). с. 176-181
  5. Канке А.А. Основы логистики: учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. М.: КНОРУС, 2015. - 576 с.
  6. Мухина И.И. Выбор логистических посредников при формировании транспортно-логистического комплекса сборник трудов конференции 2021. – с. 528-534
  7. Пожарнова, И. М. Транспортная логистика в организации / И. М. Пожарнова, Е. А. Иванова // Вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону, 2019. - с. 39-41.
  8. Финансовое состояние ООО "ТБСС" Сравнительный анализ по данным ФНС URL: https://www.testfirm.ru/result/7716030866_ooo-tbss (дата обращения: 10.07.2023).
  9. Яшин, А. А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем: учеб. пособие / А. А. Яшин, М. Л. Ряшко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 52 с
  10. Joe Warnimont Best Fulfillment Center for Small Business in 2022 // 2022 URL: https://ecommerce-platforms.com/fulfillment/best-fulfillment-centerfor-small-business (дата обращения: 10.07.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: