УДК 504.054

Экологические аспекты утилизации автотранспортных средств

Забелина Александра Викторовна – аспирант Национального исследовательского университета ИТМО

Фомичев Вадим Васильевич – магистрант Национального исследовательского университета ИТМО

Аннотация: В статье рассматриваются экологические аспекты утилизации автотранспортных средств, вышедших из эксплуатации. Особое внимание уделяется отходам от автотранспорта, характеризующимся большой неоднородностью и токсичностью, которые оказывают длительное негативное воздействие, как на здоровье людей, так и на экологические системы в целом. Рассмотрены предварительные и основные стадии утилизации автотранспорта, определены основные компоненты и агрегаты. Проведен обзор нормативно-правовой документации и технических условий, которые необходимы для обработки или утилизации тех или иных компонентов автотранспорта вышедшего из эксплуатации.

Ключевые слова: автотранспорт, окружающая среда, отходы технического обслуживания, вторичный сырьевой ресурс, рециклинг, энергосбережение.

Автомобильная и специализированная техника, вышедшие из эксплуатации, представляют собой значительную угрозу для окружающей среды ввиду большого количества образования, значительной массы и наличия в автотранспортных средствах разнообразных токсичных веществ, которые оказывают длительное негативное воздействие, как на здоровье людей, так и на экологические системы в целом. Важной задачей является уменьшение вредного воздействия этой техники на всех стадиях ее полного жизненного цикла.

Автомобильная техника (Далее – АТ) является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Следовательно, важной задачей является снижение вредного воздействия этой техники на всех стадиях ее полного жизненного цикла, включающего выбор и реализацию конечного способа удаления [1].

Отходы AТ характеризуются большой неоднородностью по составу, объему и динамике образования. Доля брошенной и разукомплектованной АТ в общем количестве наземной техники, ежегодно выходящей из эксплуатации, не превышает 20%, при этом на вторичную переработку поступают только 40% от этого количества или около 8% от общего объема образования. Эти свидетельствует о крайне низкой эффективности системы организации и управления утилизацией старых и по разным причинам вышедших из эксплуатации автомобилей [1].

В структуре негативного воздействия на водную среду и почвы основную роль играет отработанное масло. Его доля в общем объеме различных отходов технического обслуживания автомобилей составляет 47-60%. Около 25% ущерба приходится на загрязнение водоемов антифризом. С ростом автомобилизации в стране растет количество отходов транспортной отрасли и выводимой из эксплуатации АТ. Сложившаяся сеть организаций по сбору и вторичной переработке транспортной техники развивается стихийно, действует избирательно в отношении отходов по ценности и затратности, без учета интересов регионов. Например, в Московской области перерабатывается не более 26% образующихся на территории транспортных отходов: 35% легковых автомобилей, 38% шин, 25% отработанных масел, 20% аккумуляторного лома, 11% отработанного электролита. Не утилизируется пластмасса, стекло, антифриз и поролон, используемый для салона автомобиля. Не решен вопрос цивилизованного сбора отработанных аккумуляторов, шин, масел. Из общего объема собираемых отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов до 89% поступают на переработку без электролита. Информация о движении электролита после его изъятия из аккумуляторной батареи, как правило, отсутствует. В других регионах ситуация с переработкой отходов автомобильных средств обстоит еще хуже.

Итак, автотехника содержит большое количество элементов, негативно воздействующих на окружающую среду:

  • ­Компоненты, содержащие свинец;
  • Отработанные моторные и трансмиссионные масла;
  • Полимерные и композитные материалы и др.

В соответствии с актуальной редакцией Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) вышеуказанные компоненты могут быть представлены следующими основными видами отходов:

II класс опасности – Аккумуляторы свинцовые, отработанные неповрежденные, с электролитом (код по ФККО – 92011001532);

III класс опасности – Отходы минеральных масел моторных (код по ФККО – 40611001313);

IV класс опасности – Детали автомобильные из разнородных пластмасс в смеси, в том числе галогенсодержащих, утратившие потребительские свойства [2].

Таким образом, степень воздействия на окружающую среду каждого из отходов различная. Выбор технологии обращения с отходом зависит от его компонентного состава и токсических свойств, необходимости предварительной обработки (очистки или сепарации).

Для того чтобы провести утилизацию автотранспортного средства, его необходимо разделить на компоненты, которые будут представлять собой отдельные части автомобиля, утратившего потребительские свойства. И уже эти части (отходы) утилизируются на основании лицензии на право обращения с отходами, в которой должен быть прописан каждый из видов отходов, за исключением отходов V класса опасности, т.к. деятельность по обращению с практически неопасными отходами, к которыми относятся отходы V класса, не лицензируется [2].

Далее, если утилизация проводится с образованием новой товарной продукции (вторичный сырьевой ресурс), у предприятия должны быть разработаны технические условия на производство каждого вида продукции, оформлены и зарегистрированы каталожные листы. Это касается утилизации тех деталей автомобиля, из которых можно получить стекло, полимеры, металл и т.д. Следует отметить, что для работы с ломом металла дополнительно потребуется наличие второй лицензии – на право заготовки, хранения, утилизации и реализации лома черных и цветных металлов. Деятельность по утилизации деталей, содержащих металл, в отсутствие этой лицензии, является нарушением. 

По факту утилизации подписывается 3-х сторонний акт, содержащий подписи собственника транспортного средства, компании, осуществляющей утилизацию транспортного средства и отдела ГИБДД, где осуществляется снятие с регистрационного учета транспортного средства. Акт подписывается в 3-х экземплярах по одному для каждой из сторон и является подтверждением проведения утилизации автомобиля.

В соответствии с Федеральным законом 89-ФЗ, утилизация отходов – это использование отходов для производства товаров, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки.

Вышедший из эксплуатации автомобиль попадает на предприятие по разборке, где сначала сливают все технические жидкости, а затем разделяют на компоненты: аккумуляторные батареи, шины, сиденья, бамперы, топливные баки, нейтрализаторы, стекла и т.д. Часть авто-компонентов после отбраковки направляют на восстановление, а часть – на переработку, Восстановленные автомобильные компоненты после тщательного контроля качества поступают на автозаводы, в сервис, магазины, т.е. для повторного использования. Разукомплектованный автомобиль, т.е. практически кузов, для удобства транспортировки прессуют [3].

На шредере кузов измельчается на куски размером 20 – 50 мм для более эффективного разделения черных и цветных металлов и затем подлежит сортировке. В результате такой обработки получается вторичное сырье – черные и цветные металлы, которое направляется на перерабатывающие металлургические предприятия. Кроме того, часть материала отсеивается в нерециклируемые отходы, которые могут содержать ткани, пластики, полимеры, стекло, набивку, виниловые пленки, дерево, песок, грязь, даже гравий. Их можно также утилизировать, например, частично сжигать – с выработкой энергии или обезвреживать (в случае отсутствия выработки энергии), или осуществлять захоронение. В связи с мировой тенденцией снижения общей массы среднего автомобиля, использования полимеров и композитов, соотношение между массой металлов и нерециклируемых материалов, постоянно снижается [4].

Автомобильная техника является одним из основных источников загрязнения окружающей среды, следовательно обращение с единицами транспортных средств, вышедших из эксплуатации, должно строго контролироваться.

Грамотно организованная утилизация транспортных средств позволяет реализовать следующие экологические аспекты:

  • ресурсо- и энергосбережение за счет возврата для использования по прямому назначению части деталей (рециклинг), переработки во вторичное сырье (утилизация) или энергию (сжигание).
  • улучшение экологической обстановки благодаря уменьшению количества отходов, поступающих на размещение на полигоны;
  • непрерывная и обязательная оценка экологической безопасности технологических процессов утилизации автотранспортных средств на всех ее этапах [5].

Список литературы

  1. Васляев М.А. Разработка единой эколого-ориентированной системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук 08.00.05 – М. ГУУ, – 2007. – С. 205.
  2. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 17.01.23).
  3. Кулдошина В.В Совершенствование технологических процессов и организации утилизации техники в системе технического сервиса АПК. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук 05.20.03 – М. МГАУ, – 2008. – С. 16.
  4. Петров Р.Л. О мировом опыте организации национальных систем авторециклинга// Рециклинг отходов. – 2008. – №5. – С. 2-11.
  5. Павлова Е.И. Экология транспорта. – Москва, 1998. – 232 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: