УДК 621.867.1

Анализ конструкции лент крутонаклонных конвейеров

Баженов Александр Александрович – доцент кафедры транспортно-технологических процессов и машин Санкт-Петербургского горного университета

Аннотация: В статье рассматривается конструкция ленты крутонаклонного конвейера, в частности, приведены и проанализированы конструкции и узлы крепления перегородок к ленте конвейера, Также проведен анализ узла крепления цепи к рабочему полотну ленточно-цепного конвейера. Упомянуты особенности различных типов крепления, их достоинства и недостатки. Результаты статьи могут быть использованы при проектировании наклонных конвейеров, а также в учебной и научной деятельности, при написании научных статей. Также по результатам статьи могут быть выработаны рекомендации по проектированию эскалаторов, многоковшовых экскаваторов, проходческих комбайнов и других подобных машин.

Ключевые слова: конвейер, сыпучий груз, транспортировка, перевозка.

Анализ конструкций крепления перегородок

Изготовление ленты и перегородки единым элементом

Этот способ состоит в том, что лента и перегородка при изготовлении являются единой деталью. Как правило, этот способ применяется в случае изготовления ленты литьём [1].

Недостатки этого способа состоят в том, что при серьёзном повреждении ленты или перегородки приходится заменять ленту в сборе. Это дорого, нерационально, приводит к перерасходу материалов и рабочего времени [2, 3].

Обычно такой тип ленты выполняется не с полноценными перегородками, а с выступами (рисунок1).

image001

Рисунок 1. Конвейерная лента с выступами.

Клеевое соединение

image002

Рисунок 2. Клеевое соединение ленты и перегородки.

Соединение перегородки и ленты с помощью клея (рисунок 2). Позволяет получить прочное соединение, повысить автоматизацию производства ленты.

Недостатки этого способа – невысокая ремонтопригодность, высокие требования к подготовке поверхности, ограниченная возможность использования конвейера в условиях низких или высоких температур.

Резьбовое соединение

Представлен на рисунке 3. Состоит в том, что лента и перегородка крепятся друг к другу с применением резьбовых соединений (с использованием болтов, гаек, шпилек).

Достоинства этого способа – неприхотливость к факторам внешней среды, высокая ремонтопригодность.

Недостатки – необходимость в ряде случаев использовать дополнительные элементы (пластины, уголки), сложность автоматизации производства, возможность ослабления элементов крепежа [4, 5].

image003

Рисунок 3. Узел крепления перегородки, подготовленный для резьбового соединения.

Клёпаное соединение

Очень похоже на резьбовое, но вместо резьбовых элементов используются заклёпки. Это позволяет автоматизировать процесс производства, но ухудшается ремонтопригодность

Анализ конструкций крепления цепи к ленте

Схема представлена на рисунке 4. Выделяют две основные группы ленточно-цепных конвейеров: с жёстким соединением цепей с лентой, и с фрикционным соединением, при котором тяговое усилие от цепей передаётся ленте силами трения.

Жесткое соединение цепи и ленты

Крепление ленты к цепи осуществляется с помощью переходных элементов, крепящимися к ленте теми же способами, что и перегородки. В качестве тягового органа применяется круглозвенная цепь, соединяющая эти элементы между собой. Недостаток – вибрации цепи, износ узлов крепления переходных элементов к ленте.

image004

Рисунок 4. Схема ленточно-цепного конвейера.

Фрикционное соединение цепи и ленты

Конструктивно близок к предыдущему типу, но нет жёсткого соединения переходных элементов и ленты. Это снижает производительность, но повышает плавность работы, разгружает элементы привод от перегрузок.

Список литературы

  1. Баженов А.А., Коновалов Д.С. Расчёт объёма материала между ячейками полоконаклонного конвейера. «Россия молодая». сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2022, с. 521-525.
  2. Баженов А.А. Аналитическое исследование инерционных сил, действующих при загрузке крутонаклонного конвейера. Сборник «Инновации и перспективы развития горного машиностроения и электромеханики: IPDME-2021. сборник тезисов VIII международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. с. 406-409.
  3. Репин С.В., Алейник В.И., Баженов А.А. Теоретическое исследование процесса загрузки крутонаклонного конвейера. Научно-технический вестник Брянского государственного университета. 2019. № 4. С. 510-515.
  4. Черненко В. Д. Расчет средств непрерывного транспорта. - СПб.: Политехника, 2008. – 386 с.
  5. Черненко В.Д., Баженов А.А. Расчёт по нелинейной теории конвейерных лент с поперечными перегородками // Современные проблемы техносферы и подготовки научных кадров. Сборник трудов III Международного семинара в г. Табарка (Тунис).

Интересная статья? Поделись ей с другими: