УДК 159.937.52

Психологическое восприятие архитектурного пространства

Денисова Екатерина Александровна – студент Московского архитектурного института (Государственной академии).

Аннотация: Пространство, в котором прибывает человек, воздействует не только на его физическое, но и на психическое здоровье. Именно поэтому очень важно то, как выглядит среда с психологической точки зрения помимо эстетической. В данной статье изучается наличие влияния архитектурного пространства на психологическое состояние людей, показана возможность вызывать определенные эмоции с помощью дизайна и архитектуры. С помощью большого количества разнообразных отечественных и зарубежных исследований описывается важность внимательного отношения к восприятию человеком среды. В работе демонстрируется наличие большого прогресса в изучении психологического аспекта восприятия пространства зрителем.

Ключевые слова: психология, архитектура, восприятие, нейропсихология, среда, влияние, взаимодействие.

Нет никаких сомнений в том, что архитектура, окружая человека, оказывает на него значимое влияние. Среда, в которой мы находимся, участвует в формировании впечатлении и эмоции. Во многом именно от неё зависит качество эффективности деятельности людей и процесса отдыха. Появляется всё больше научных доказательств того, что устройство пространства оказывает огромное воздействие на психическое состояние человека, что в свою очередь существенно влияет на его ментальное здоровье.

Архитектура психологическом аспекте формирует устойчивые пространственные реакции, привычки в теле человека, образы и понятия в его ментальном пространстве, которые влияют на жизнь и деятельность человека.

Поэтому для дальнейшего улучшения качества жизни людей необходимо знать и понимать, каким образом среда оказывает влияние, какой её воспринимают и как оценивают.

Раньше было мало информации о взаимодействии архитектуры и человеческого восприятия, на протяжении довольно долгого времени зодчие ориентировались только на внутреннюю интуицию и опыт при проектировании. Взаимосвязь архитектурного пространства и психоэмоционального восприятия человека привлекала учёных.

Ещё в 19 веке было выделено такое отдельное направление науки, как психофизиология. Она основывается на исследованиях в области неврологии и физиологии. С самого начала развития этого направления учёные, в том числе Эрнст Вебер и Густав Фехнер, уделяли много времени исследованиям зрительного восприятия человека и интенсивности ощущений [6].

Таким образом на психологическое восприятие стали обращать внимание проектировщики и исследователи, благодаря чему стало появляться всё больше работ, посвященные анализу взаимодействия психологии и архитектуры.

Генрих Вёльфлин говорил о специфике восприятия, сопоставляя цвета, линии, материалы, формы и ощущения, которые возникают во время их наблюдения [21].

В 20 веке стали уделять больше внимания интерпритации психофизиологических исследований, так как прежние знания базировались в основном на субъективном опыте восприятия архитектуры.

В работе С. Троубриджа исследуются причины плохой ориентации людей в городском пространстве. Результаты эксперимента при помощи метода оценки направлений доказывают влияние пространственных представлений на поведение человека из-за некорректного местоположения объектов в «умственных образных картах» [20].

Основная идея направления бихейвиоризма, основанного психологом Джоном Уотсоном, гласит о том, что «Окружающие условия так влияют на нас, что в данный момент при данных условиях всякий предмет может вызвать только строгий соответствующий и обусловленный образ действия» [13].

Работы Джерома Брунера и Лео Постмена доказали зависимость восприятия от внутренних факторов, таких как мотивы, намерения и цели. В своих трудах психологи сформулировали три механизма, объясняющих избирательность восприятия. В одном из них объясняются последствия эмоционального ощущения, которые могут влиять на выборы объектов восприятия архитектурной среды и элементов дизайна в будущем. Этот механизм называется принципом резонанса и сейчас активно применяется психологии, архитектуре и медицине [11].

Специалист в области городского планирования Кевин Линч в своей книге «Образ города» показывает то, как архитектура может вызвать у человека богатые эмоциональные переживания и впечатления, тем самым автор вносит свой вклад в теорию когнитивного восприятия городской среды [15].

Ряд архитекторов, например Джон Саймондс, говорили о необходимости учитывать особенности восприятия будущего пространства, о возможности влиять на поведение человека благодаря определенными критериям среды, которые вызывают заранее предполагаемую физическую и психологическую реакцию [18].

Роджер Баркер при помощи исследования, основанного на методе поведенческих карт, доказал возможность создавать новые варианты пространств для конкретной деятельности и задавать им определённые свойства [9].

Американский архитектор Луис Генри Салливен утверждал, что «архитектура – это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее сильно».

Книга А. В. Степанова «Архитектура и психология» обобщает долгий опыт исследований взаимодействия архитектуры и психологии, доказывает целесообразность применения психологического знания в проектировании [3].

Наталия Александровна Бурдина изучала воздействие пространства на жизнедеятельность человека [1].

Несложно обратить внимание на тот факт, что многие исследования со временем стали носить явный междисциплинарный характер, что в свою очередь дарит возможность по-другому и порой более глубоко изучить определенные научные темы, зачастую именно на стыке нескольких дисциплин удаётся сделать важные открытия.

Во многом это произошло благодаря техническому прогрессу, ведь сейчас у учёных есть современная аппаратура, с помощью которой можно проводить различные исследования, а также всё больше знаний о психологическом восприятии человека.

«Архитектура воображается и, будучи построенной, формирует нас» – утверждает Академия нейронаук и архитектуры (The Academy of Neuroscience for Architecture), чьей миссией является поддержка исследований, связывающих полученные знания в области нейропсихофизиологии с практикой архитектуры» [17].

В рамках эксперимента Г. Франца, М. фон дер Хейде и др. с использованием технологии виртуальной реальности удалось доказать и измерить степень влияния решений пространства на психологическое состояние человека [13].

В работе Э. М. Штернберга и М. А. Вилсона идёт речь о способности однообразия архитектурного пространства вызывать стресс, который может привести к проблемам психического и физического здоровья [19].

В своей работе Д. Локтон изучает влияние среды на поведение человека, рассматривает применение разнообразных пространственных приёмов [16].

Профессор архитектуры Людмила Петровна Холодова описывает в своей работе восприятие человеком сенсорных качеств архитектурных объектов [4].

Михаил Борисович Вильковский в своей работе «Социология архитектуры» произвёл обзор материалов на тему влияния архитектуры на людей [2].

В трудах Владимира Владимировича Шилина показана роль индивидуальных различий в восприятии архитектурной формы [5].

Благодаря современной науке появилась возможность провести эксперимент с демонстрацией изображений и сканированием мозга функциональным магнитно-резонансным томографом на примере статьи Дж. Бермудеса и Д. Крижай. Результат проделанной работы даёт нейронаучное доказательство способности архитектурного пространства влиять на внимательность и восприимчивость человека к происходящему [10].

В работе Ч. Лебруни и А. Суссман, заключающейся в отслеживании движений глаз в ответ на демонстрируемые изображения с помощью биометрических инструментов, показаны особенности восприятия архитектуры разными группами людей [14].

Р.Ж. Аун исследует влияние особенностей архитектурного пространства на эмоции человека посредством изучения волновой активности мозга. Автор уверен в необходимости для проектировщиков применять в своих работах принципы нейронауки [7].

Марьям Баней и ее коллегами изучались динамика активности человеческого мозга, связанная с аффективным воздействием внутренних форм. В исследовании представлена зависимость рейтинга возбуждения от геометрии пространства [8].

Проведённый анализ работ показал наличие взаимосвязи архитектуры и психологического состояния человека. На данный момент наука позволяет увидеть существование тесной связи между чувствами человека и окружающей его архитектурной средой. Исследования единогласно подтверждают существование особенностей восприятия объектов, учитывая при этом разнообразные факторы. Пространство и форма влияют на поведение и психологическое состояние человека.

К сожалению, на данный момент в образовательном процессе присутствует огромный разрыв между психологией и архитектурным проектированием. Лишь очень маленькая доля обучения архитекторов посвящена изучению психологии.

Нельзя не отметить нарастающее внимание к данной теме, она становится всё более актуальна в современном мире. Уже сейчас имеется мощнейший фундамент для продолжения исследовательской работы, применяя новейшие методы.

Любой современный архитектурный проект должен начинаться с диалога проектировщика и пользователя. В этом непростом деле очень помогают экопсихологи – специалисты, разбирающиеся в вопросах взаимодействия окружающей среды и психоэмоционального состояния человека. Благодаря этим знаниям есть возможность избежать многих ошибок и внимательно спроектировать объект в соответствии с необходимым функционалом и потребностями пользователей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что это и есть новое перспективное и актуальное направление в проектировании, которое поможет соавторству пользователя и архитектора.

Список литературы

  1. Бурдина Н. А., Аспекты психического воздействия геометрии формы пространства интерьера на жизнедеятельность человека: дис. ... канд. архитектуры, Екатеринбург, 2004, 339 с.
  2. Вильковский М.Б., Социология архитектуры, М.: Фонд «Русский авангард», 2010, 591 с.
  3. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н., Архитектура и психология, М.: Стройиздат, 1993, 295 с.
  4. Холодова Л. П. Теория восприятия: сенсорные качества среды // Аналитика культурологии. 2008. №10.
  5. Шилин В.В., Архитектура и психология. Краткий конспект лекций, Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2011, 66 с.
  6. Ярошевский М. Г., История психологии. От античности до середины XX века: учебное пособие, М.: Издательский центр «Академия», 1996, 416 с.
  7. Aoun, R.G. Emotional Design in Architecture //ANFA 2016 Conference; Presenter Abstracts. 2016. – P. 12-13.
  8. Banaei M. Walking through Architectural Spaces: The Impact of Interior Forms on Human Brain Dynamics // Frontiers in Human Neuroscience. 2017.
  9. Barker R., Ecological psychology: Concepts and methоds fоr studying the environment оf humаn behavior, Stanford, 1968, 235 p.
  10. Bermudez J., Krizaj D., et al. Externally-induced meditative states: an exploratory fMRI study of architects’ responses to contemplative architecture // Frontiers of Architectural Research. – 2017. – №6. – С. 123–136.
  11. Bruner J., Pоstmаn L. Emotional selectivity in perception and reaction // Jоurnаl оf Personality, 1947, 16. - P. 69-77.
  12. Джон Б. Уотсон, Психология как наука о поведении, М.: Гос. изд-во, 1926, 384 с.
  13. Franz G., von der Heyde M., Bulthoff H.H. An empirical approach to the experience of architectural space in virtual reality – Exploring relations between features and affective appraisals of rectangular indoor spaces // Autom Construct. –2005. – №14 (2). – С. 165–172.
  14. Lebrun Ch., Sussman A. Eye Tracking Architecture: A Pilot Study of Buildings in Boston // ANFA Conference. – 2016. – С. 120–121.
  15. Lynch, Kevin. The Image of the City. The MIT Press, 1960. 328 р.
  16. Lockton D. Architectures of Control in product design // Engineering Designer: The Journal of the Institution of Engineering Designers. 28-31. 2006.
  17. Ritchie I., Neuroarchitecture: Designing with the Mind in Mind, 2020, 136 p.
  18. Саймондс Д.О., Ландшафт и архитектура, М.: Стройиздат, 1965, 196 с.
  19. Sternberg E.M., Wilson M.A. Neuroscience and architecture: Seeking common ground. – 2006. – №127 (2). – С. 239–242.
  20. Trowbridge C.C. Оn fundаmental methоds оf orientation and imaginary mа Science, 1913, 38. - P. 888-897.
  21. Wölfflin H., Prolegomena zur Psychologie der Architektur, Münch., 1946.

Интересная статья? Поделись ей с другими: