УДК 159.99

Отношение религии к суициду1

Болеев Талант Калдыбекович – доктор педагогиччесикх наук, профессор Международного Таразского инновационного института имени Ш. Муртазы (Республика Казахстан, Тараз).

Жаркинбаева Динара Сабитовна – преподаватель Международного казахско-турецкого университета имени Х.А. Ясави (Республика Казахстан, Туркестан).

Ускенбаева Джулдыз Амангельдиевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель Международного Таразского инновационного института имени Ш. Муртазы (Республика Казахстан, Тараз).

Аннотация: В статье рассматривается проблема суицида с точки зрения мировых религий. Религиозные взгляды на суицид также сложны, так как в прямом контексте суицид одним из смертных грехов, который не подлежит прощению, с другой стороны религия считает нужным обращать внимание на обстоятельства суицида, поэтому дать однозначный ответ на вопрос «Суицид грех или героизм? » с точки зрения религии тоже сложно. Также в статье рассматривается вопрос роли религии в возрастании случаев суицида.

Ключевые слова: религия, суицид, самоубийство, грех, ислам, христианство, буддизм, тенгрианство,депрессия, тревожность, вера, религиозный взгляд.

Суицид является сложной проблемой, которая имеет множество факторов, таких как медицинские, социальные и психологические причины. Религиозные взгляды на суицид также сложны и могут варьироваться в зависимости от теологий и культурных традиций, которые определяют конкретные религии.

Христианство

Христианские учения обычно запрещают суицид, так как смерть человека нарушает план Бога.

В православной культуре отношение к самоубийству как таковому всегда было неоднозначным. Если же человек, сознательно лишающий себя жизни, имел цель спасти другого человека или группу людей от смерти, то такой поступок в православном христианстве классифицировался не как самоубийство, а как самопожертвование, основываясь на словах Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». В православном христианстве почитается и боготворится героизм тех, кто отдал жизнь на поле брани за Отечество и ближних своих. То же относилось к людям, отдавшим свою земную жизнь ради веры. Церковь почитает подвиг мучеников и исповедников, не отрекшихся от нее перед лицом гонений и угроз. В то же время Православная Христианская Церковь всегда осуждала эгоистическое самоубийство, поскольку совершающий его не приносит себя в жертву, а отвергает жизнь как дар Божий. Суицидальное поведение рассматривается в современной христианской культуре как поведение, понижающее качество посмертного существования души, осуждается и ассоциируется с грехом даже у лиц, формально отрицающих у себя наличие религиозного мировоззрения.
Однако, многие церкви считают, что психологические проблемы, такие как депрессия и другие расстройства, могут сделать человека слабым и бессильным, и способы, которыми церковь может помочь людям, страдающим этими проблемами [1].

Протестантские и католические церкви также имеют различные подходы к проблеме суицида. Католическая церковь считает, что суицид является грехом против пятой заповеди "Не убий", и может привести к потере спасения. Протестантские церкви имеют более мягкий подход к вопросу суицида и часто поддерживают использование медицинских и психологических методов лечения и поддержки.

Ислам

Ислам запрещает суицид, который может привести к унижению и колебаниям в семье и обществе. Мусульмане должны беречь свою жизнь и не причинять вред другим людям. Коран также запрещает убийство: "Кто убьет одного человека – будто убил всех людей; а кто спасет одну жизнь – будто спас все человечество" (Коран 5:32). Достаточно сказать, что в священной книге мусульман Коране, очень подробно регламентирующей поведение верующего и дающей советы и рекомендации для всех мыслимых ситуаций, нет даже прямого упоминания понятия самоубийства [3]. Но в шиитском толковании Корана, отмечается то, что если человек убьёт неверных и в результате умрёт сам, то он окажется в раю и его статус будет равен статусу шахида. Но такое толкование отвергается большинством теологов ислама. В одном из хадисов пророк Мухаммед говорил: «Убивший себя железом будет до скончания века таскать на себе в аду орудие преступления. Отравившийся будет вечно пить свою отраву. Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподни». Составитель одного из шести сборников суннитских хадисов Абу-Дауд (889 – 962 г.г.) повествует о том, как Мухаммед отказал в погребальных почестях самоубийце. Он приписывает Пророку и такие слова: «В старые времена был некий человек, мучимый болезнью, которая истощила его терпение, и взял он нож, и перерезал себе запястье, и истёк кровью до смерти. И сказал на это Господь: «Раб мой ускорил свой конец, нет ему пути в рай» [4].

Однако, Ислам часто признает, что психические проблемы и другие факторы могут привести к суициду, и поддерживает использование медицинских и психологических методов лечения и поддержки.

Иудаизм

Иудаизм также против суицида. Традиционно иудаизм считает, что нарушение жизни, включая свою собственную жизнь, является нарушением заповедей, которые требуют от человека беречь свою жизнь. Однако, определенные иудейские теологи потворствуют суициду в сценариях, где есть угроза жизни человека и для других людей. Евреи никогда не одобряли самовольного ухода из жизни, поскольку считали, что телесные и душевные страдания нужно переносить не ропща и, подобно Иову, за терпение получить награду Божью. В Талмуде попытка самоубийства рассматривается как преступление и считается религиозно запрещенным деянием, влекущим суд божий и даже людской. Даже траурные обряды по самоубийцам справлялись не полностью, их не хоронили до захода солнца.

Буддизм:

В Буддизме существует определенный спор о том, является ли суицид способом достижения новой духовной ступени или противоречит основополагающим принципам бережливости жизни. Буддисты обычно считают, что существует другой путь, чтобы решить проблемы, ведущие к суициду, такие как медитация и практика более высокой духовности.

Индуизм

В Индуизме многие трактуют суицид как разновидность противодействующей практики, поскольку могут искать реинкарнацию. Однако, Индуизм считает жизнь сакральной и ценной, и в большинстве случаев суицид относится к противодействующей практике.

К суициду в тенгрианстве и шаманизме относятся по-разному в зависимости от конкретных традиций и культурных особенностей [8].

В тенгрианстве, которое является культурной и религиозной традицией многих народов Центральной Азии и Сибири, суицид рассматривается как грех и запрещен. В данной вере есть ценность жизни и суицид является нарушением этой ценности.

В шаманизме, которое также имеет различные традиции и интерпретации в разных регионах, отношение к суициду может быть разнообразным. Наиболее распространена позиция, что суицид – это последствие нарушения духовного равновесия или неудовлетворенности духовными потребностями, поэтому его не следует одобрять. Однако есть и другое мнение, согласно которому суицид может быть принят, если человек обладает особыми способностями к общению с духовным миром и самостоятельно решает завершить свою жизнь.

Таким образом, общее отношение к суициду в тенгрианстве и шаманизме можно описать как отрицательное, однако мнения могут отличаться в зависимости от конкретных культурных традиций и вероучений [2].

Кочевники жили в условиях крайней жестокости и суровости, поэтому у них было очень жестокое отношение к самоубийству. Известны случаи, когда кочевники сбрасывали скалы или скачивали с лошадей, чтобы избежать поражения врагами или попадания в плен. В то же время, кочевники очень почитали мужество и отвагу, и считали самоубийство проявлением слабости и трусости. Также со временем развивались религиозные верования, связанные с идеей жизни после смерти, и тогда самоубийство становилось не только проявлением слабости, но и преступлением против божественной воли.

В общем, религии относятся к суициду с учетом многих факторов, включая культурное окружение религии, конкретные учения и теологии. Важно понимать, что религия может быть источником поддержки во время трудных времен, таких как эмоциональная агония, связанная со смертью и суицидом.

Однако, религия не всегда может быть единственным решением проблем, связанных с суицидом. Медицинские и психологические методы терапии также могут быть крайне важными для окончательного преодоления проблемных ситуаций [5].

В любом случае, если у кого-то возникают мысли о суициде, обратиться за профессиональной помощью стоит незамедлительно. Здесь следует отметить, что религиозные лидеры и общины также могут играть важную роль в предотвращении суицидов, предоставляя информацию о профессиональных ресурсах, таких как консультанты по кризисным ситуациям и конфиденциальные горячие линии.

В целом, подход религии к проблеме суицида может быть достаточно сложным и специфичным для конкретной религии, но в любом случае, поддержка и профессиональная помощь могут играть решающую роль в преодолении трудностей, ведущих к суициду.

Кроме того, стоит отметить, что люди, которые страдают психическими заболеваниями, такими как депрессия и тревожность, могут быть в большей степени подвержены суициду. Поэтому, помимо религиозных и культурных факторов, важно также уделить внимание профилактике и лечению психических заболеваний для предотвращения суицида.

Если у вас возникли мысли о суициде, не стесняйтесь обращаться за помощью. В разных религиях и конфессиях существуют ярые сторонники профессиональной помощи в подобных случаях. Помощь всегда находится под рукой - от конфиденциальных горячих линий до врачей и психологов.

В итоге, вопрос суицида является сложным и многогранным, и требует серьезного обращения и внимания со стороны общества в целом, а также индивидуально каждого человека. Но делая шаг в направлении профессиональной помощи, каждый может получить поддержку и помощь, которые позволят ему преодолеть трудности и сохранить свою жизнь.

Кроме того, важно также подчеркнуть, что суицид оставляет огромный след на окружающих, в том числе на семье и друзьях человека, которые столкнулись с потерей близкого человека. Именно поэтому нередко возникает идея суицида как "эгоистического акта". Но нужно понимать, что люди, решившие пойти на суицид, часто испытывают невыносимую боль и отчаяние, и не способны чувствовать себя связанными с остальным миром.

Поэтому понимание, поддержка и сочувствие окружающих могут быть важными элементами в восстановлении социализации для тех, кто испытал трагедию. Религиозные общины и лидеры могут оказать помощь и поддержку в этом процессе. Молитва и размышления также могут помочь тем, кто столкнулся с потерей близкого человека [5].

В целом, проблема суицида является сложной и требует внимательного обращения из разных углов, в том числе из религиозной и культурной перспективы. Но важно понимать, что профессиональная помощь всегда доступна, и окружающие могут оказать по-настоящему важную поддержку и помощь тем, кто испытывает трудности.

Еще один аспект, который можно упомянуть в контексте религии и суицида, это то, что в религиях часто существуют учения о жизни после смерти. Это может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на решение человека о суициде.

Некоторые люди могут рассчитывать на то, что смерть станет открытием новой жизни, которая окажется более лучшей, чем текущая. Такие люди могут считать, что суицид является своего рода "выходом" из настоящей жизни, чтобы отправиться в лучшее место. В этом случае, со стороны религии возможно неправильное понимание проблемы и подрывание жизни в настоящем мире.

С другой стороны, религиозные учения могут также призывать к жизни и отрицать легитимность суицида. Человек может испытывать чувство вины перед Богом или бояться наказания за совершение такого акта. В этом случае религия может выступать в качестве сдерживающего фактора.

В целом, вопрос суицида в контексте религии может быть очень сложным и зависит от множества факторов, включая культурные, социальные и индивидуальные. Но важно понимать, что профессиональная помощь всегда доступна, а окружающие и религиозные сообщества могут предоставить важную поддержку и помощь тем, кто столкнулся с проблемами.

Кроме того, в религиозных и культурных сообществах могут существовать определенные стереотипы и стигмы, связанные с проблемами психического здоровья и суицидом. Некоторые люди могут бояться обратиться за профессиональной помощью или даже говорить о своих проблемах в связи со страхом быть отвергнутыми или неприемлемыми в своем сообществе [6].

В этом случае религиозные и культурные лидеры могут играть важную роль в борьбе со стигмой и налаживании связей с сервисами профессиональной помощи. Они могут помочь изменить отношение к психическому здоровью и суициду в обществе и способствовать достижению более толерантного и открытого мнения.

В итоге, суицид может иметь значительное влияние на людей в религиозных и культурных сообществах, и роль религии в контексте этой проблемы может быть многогранной и сложной. Но профессиональная помощь всегда доступна, и религиозные и культурные сообщества могут предоставить важную поддержку и помощь тем, кто столкнулся с проблемами. Важно помнить, что суицид - это не решение, и что существуют эффективные способы лечения и профилактики.

Для того чтобы бороться со стигмой и налаживать контакт с профессиональной помощью, религиозные и культурные лидеры могут организовывать различные мероприятия и программы. Например, они могут проводить обучающие курсы, организовывать группы поддержки, приглашать специалистов для проведения лекций на тему психического здоровья и суицида. Они также могут сотрудничать с другими организациями и учреждениями, которые специализируются на поддержке и помощи тем, кто имеет проблемы с психическим здоровьем.

Одним из методов работы с проблемой суицида может быть общение с Богом и применение духовных практик. Для некоторых людей молитва, медитация и другие духовные методы могут быть важным дополнением к терапии и оказывать большую поддержку [7].

В целом, религия может позитивно влиять на проблему суицида через свои учения, ритуалы и ценности. Религиозные и культурные сообщества могут играть важную роль в профилактике и помощи людям, испытывающим трудности, предоставляя им поддержку, информацию и наставления.

Список литературы

  1. Ничипоров, Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога / Б.В. Ничипоров. – М.: Школа-Пресс, 200
  2. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. -М.: Медиум, 2019ж.
  3. Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 292.
  4. Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 112, хадис № 1788, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 463, хадис № 4295, «сахих».
  5. Шутова Л.В. (Восковская Л.В.) Отображение смысложизненных и ценностных ориентаций в отношении к жизни и смерти у лиц юношеского возраста: дисс. канд. псих. наук. – Ставрополь, 201
  6. История арабо-мусульманской философии / ред. Смирнов А. В. — М.: Академический Проект. 256 с.
  7. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У.Джеймс. – М., 200
  8. Древнекитайская философия.- М., 199-Т.1.

1 Статья написана в рамках Проекта МНВО РК ИРН АР09259839 "Организация системы психологического профилирования и коррекции суицидального поведения подростков" по грантовому виду финансирования.

Интересная статья? Поделись ей с другими: