УДК 159.9

Особенности межличностных отношений интернет-зависимой молодежи

Никитаев Никита Михайлович – магистрант Государственного университета просвещения

Аннотация: В статье рассматриваются особенности проявления интернет-зависимости у молодежи подросткового возраста, ведущие симптомы интернет-зависимого поведения, а также специфика выстраивания и развития межличностных взаимоотношений молодежи со сверстниками. Определена актуальность смежных исследований по причине того, что интернет-технологии являются неотъемлемой частью современной жизни человека. В данной статье также уделено внимание выявленным взаимосвязям специфики межличностных отношений молодежи и уровнем интернет-зависимости. Интернет-зависимая молодежь имеет ряд закономерных проблем, препятствующих нормальному развитию не только эффективных межличностных отношений, но и развитию личностных качеств в целом.

Ключевые слова: интернет-зависимость, межличностные отношения, симптомы интернет-зависимости, межличностные отношения молодежи, специфика интернет-зависимости молодежи.

Под интернет-зависимостью понимается расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера, которое оказывает негативное влияние на различные сферы деятельности индивида. Влияние оказывается на бытовую, социальную, рабочую, учебную, семейную и психологическую сферы. На данный момент такой вид зависимости является глобальной проблемой по той причине, что в связи с появлением интернет-общения, все больше молодых людей пытаются заместить им реальное общение, уходя в онлайн-среду. Интернет обеспечивает быстрое общение, является развлекательным ресурсом и предлагает своим пользователям все более и более увлекательные опции, – все это привлекает внимание молодежи: особенно школьников и студентов. Зависимость от интернет-ресурсов развивается быстрее тогда, когда родители мало контролируют эту сферу жизни своих детей. Такая аддикция всегда изменяет взаимодействие с реальными людьми, особенно близкими, поскольку для удовлетворения описываемых потребностей они становятся не нужны. Это означает, что происходит трансформация человеческих коммуникаций и ухудшается качество личностных взаимоотношений.

Известный психиатр, доктор мед. наук Малыгин В. Л. исследовал в своих работах причины формирования интернет-аддикции у подростков и молодежи [5]. Интернет дает возможность быстро находить новых друзей и собеседников, подходящих под нужные критерии, но при таком общении можно сильно не стараться удерживать их интерес и внимание, так как всегда можно продолжить поиск других единомышленников и компаньонов по интересам. Получив постоянный доступ в Интернет, подросток ощущает, насколько широки становятся коммуникативные границы, и активно включается в разнообразные виртуальные соцсети, получая там определенный статус, которого у него нет в реальной жизни. Фактор самоутверждения оказывает огромное влияние в этом возрастном периоде, особенно на тех, кому не удается достигнуть желаемого статуса в своем реальном социальном окружении. С помощью виртуального общения у них появляется возможность наконец-то проявить себя и добиться самореализации.

Многие психологические особенности цифрового поколения описывает в своей статье Балясникова А. Е. Она считает, что желание общаться при помощи Интернета уже свидетельствует о трудностях в формировании и успешном осуществлении межличностного общения в реальной жизни [1]. Что касается межличностных отношений в студенческом возрасте, то процесс общения в сети превращается в банальную передачу информации друг другу, о чем упоминает Кузнецова Ю. М. [3]. Такая тенденция негативно влияет на навыки коммуникации студентов, у которых появляются проблемы во взаимоотношениях с преподавателями, одногруппниками, товарищами, они начинают испытывать неуверенность, знакомясь с новыми людьми в реальной жизни. Здесь также стоит отметить, что для некоторых профессий развитые коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности, без которой специалист будет являться некомпетентным, демонстрируя свой непрофессионализм. Таким образом, развитие интернет-зависимости в студенческом возрасте может напрямую препятствовать формированию его личностных и профессиональных качеств.

Психолог Куницина В. Н. разработала классификацию стандартных проблем и затруднений в личностных взаимодействиях, возникающих вследствие развития интернет-зависимости. Она выделяет две основные разновидности подобных трудностей:

  1. Проблемы субъективного плана – переживаемые субъектом внутренне, они могут и не проявиться при взаимоотношениях и социальных взаимодействиях;
  2. Проблемы объективного плана – когда молодые люди во время прямых личностных контактов не способны выстроить конструктивные отношения [6].

Субъективные трудности проистекают из застенчивости, неуверенности, излишней скромности, неспособности адекватно психологически контактировать с другими. Отсутствие внутренней уверенности влечет за собой заниженную оценку собственных качеств и способностей, неумение принимать быстрые решения в нестандартных ситуациях, неспособность к самоконтролю и доведению дела до логического завершения. Проблемы объективного характера объясняются психическими и физиологическими личностными уникальными чертами и особенностями.

Современные компьютерные технологии сегодня гораздо раньше, чем еще лет десять назад, вовлекают ребенка и его сверстников не только в более широкие социальные взаимодействия, но и в трудовую деятельность. Как пишет Рыбалтович Д. Г., компьютер становится уже вполне реальным, а не виртуальным орудием труда, который подростки быстро осваивают [4]. Используя сеть Интернет, школьники старших классов уже вполне могут принимать участие в экономической и социальной общественной жизни, заниматься учебными и научными исследованиями, творческим поиском и получать первые трудовые навыки. Это очень положительно сказывается на личностном и профессиональном развитии. Так как все, связанное с компьютером, очень мотивирует подростка, у него происходит формирование деятельностного активного начала, он обучается планировать и контролировать свою деятельность, переключать внимание на разные процессы, самостоятельно анализировать всю получаемую информацию. Подавляющая часть подростков, еще с детства включенных в компьютеризированную среду, достаточно рано овладевает полезными для дальнейшей социализации видами активностей.

Имеется и вторая сторона медали – чрезмерная зависимость от компьютера и Интернета наносит вред здоровью, меняет мировосприятие и направленность процессов познания, что зачастую ведет к сложностям в отношениях со старшими и сверстниками, а также к проблемам восприятия стандартных школьных знаний. Существование, слишком тесно связанное с компьютерной средой, упрощает в мире подростка структуру взаимоотношений "человек-человек", переводя личностные связи из реального мира в виртуальный. В силу этого происходит замедление формирования отдельных важных личностных качеств, о чем говорит в своих статьях Смокова Е. Ю. [7]. Развитие личности идет с преобладанием параметров активного человека-деятеля (об этом мы писали выше), а черты личности как субъекта социальных отношений проявлены гораздо слабее. Плохо развиты также навыки и умения тесного (интимного) психологического взаимодействия, поскольку не хватает живого общения. У подростков с интернет-аддикцией очень неустойчива аффективная личностная сфера, что проявляется в эмоциональных качелях, резких переменах настроения, крайней чувствительности и сильной тенденции к проявлениям раздражительности.

Во многих исследованиях психологов отмечается, что зависимость от компьютерной среды повышает степень депрессивности и тревожности подростков, они становятся вспыльчивыми и раздражительными, еще более усугубляя собственную необщительность в реальной жизни. Пытаясь сбалансировать все эти негативные проявления и эмоции, дети ищут единомышленников в сети Интернет, проводя с ними подавляющую часть своего свободного времени. Это неизбежно ведет к еще большему развитию аддикции, но поскольку данное явление еще недостаточно изучено и не рассматривается как заболевание, психологическая помощь подросткам практически отсутствует.

Список литературы

  1. Балясникова А. Е.; науч. рук. Комарова О. Н. // Современный мир и психология: сб. ст. студентов-участников XI Моск. науч. – практ. конф. "Студент. наука", 17 нояб. 2016 г. / сост. Т. А. Шилова; [ред. совет конф.: Е. С. Романова, Т. А. Шилова, Б. М. Абушкин]. – М., 2017. – С. 194–198.
  2. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. – 2004. – Т. 25, № 1. – С. 90–100.
  3. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. // Психология жителей Интернета. –Москва: URSS, 2008. – 221 с.
  4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. К91 Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
  5. Малыгин В. Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии диагностики, личностно-характерологические факторы риска формирования, профилактика и психотерапия // Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с 75 междунар. участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании». – 2011. – Т. 24. – С. 36–41.
  6. Рыбалтович Д. Г. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? / Д. Г. Рыбалтович, В. В. Зайцев // Вестн. психотерапии. – 2011. – № 40. – С. 23–34.
  7. Смокова Е. Ю., Богуш С. Б. Влияние развития информационных технологий на социально-психологическое развитие личности // Территория науки. 2017. № 1. С. 79-84.

Интересная статья? Поделись ей с другими: