УДК 159.9

Взаимосвязь волевой сферы личности с интеллектом у кандидатов на службу

Шевченко Василиса Викторовна – студентка кафедры Психологии и педагогики Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь волевой сферы личности с интеллектом у кандидатов на службу. На сегодняшний день волевая сфера личности и уровень интеллектуального развития оцениваются уже на стадии профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Профессиональный отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования личного состава, и основывается на обеспечении соответствия профессионально важных индивидуально- психологических качеств, в том числе особенностей интеллектуального развития и волевой сферы. Включающий, уровень интеллектуального развития, наряду с волевым самоконтролем и зрелостью личности, являются одними их оцениваемых факторов при поступлении кандидатом на службу.

Ключевые слова: воля, интеллект, кандидат, сферы личности.

Одним из сторонников деления психических явлений на три области был К.Д. Ушинский. По его выражению, первая из этих сфер дает человеку умственную, или теоретическую жизнь; вторая – жизнь чувства, или, как обычно говорят, дает жизнь сердца; а третья – жизнь действия, или жизнь практическую. Причем Ушинский считал, что ни одна личность не пребывает и не может пребывать исключительно в одной из вышеназванных сфер или областей, психических явлений. Последние взаимно связаны не только в жизнедеятельности каждого человека, но и почти в каждом психическом акте. У Ушинского мы встречаем следующее видение вопроса о взаимосвязи воли и мышления: «Замечая, что акт воли проявляется после того, как в душе составится идея действий, человеку весьма естественно видеть в воле не что иное, как необходимое последствие идеи. Думая же объяснять природу идеями, подобным тем, которые образуются в его собственном уме, человек весьма естественно придает этим идеям и волю» В работах С.Л. Рубинштейна подчеркивается мысль о том, что один и тот же процесс может быть – и обычно бывает и интеллектуальным, и волевым. Различая волевые процессы, не следует противопоставлять их интеллектуальным, устанавливать взаимоисключающие противоположности между волей и интеллектом.

Б.М. Теплов считает, что усвоение знаний, формирование убеждений и мировоззрения – не только интеллектуальные процессы. Сама интеллектуальная деятельность неразрывно связана с волевым началом. Овладение знаниями, оперирование ими, решение всякого рода мыслительных задач необходимо предполагает процессы саморегуляции, а реализация убеждений в поступках человека немыслима без участия интеллекта.

Мысль о том, что волевое действие представляет собой особое действие, регулируемое мыслительными процессами, функция которых состоит в получении знаний о закономерных связях и отношениях, необходимых для волевой регуляции, подчеркивается в работах Н. Чхартишвили. В частности, он отмечает, что воля опирается на интеллект, так как иначе она не может постичь данной в форме мысли ситуации, содержащей в себе идеи потребностей и объективных ценностей, и обязанности, вытекающей из требований общества. Воля является продуктом воспитания гораздо больше, чем все другие особенности личности, выражает ее психологическую сущность. Интеллектуальные возможности предполагаются ею как необходимое предварительное условие. Говоря о взаимосвязи интеллекта и воли, Ш.Н. Чхартишвили пишет: «Волевое поведение требует наличия определенных интеллектуальных предпосылок, предполагающих, в свою очередь, довольно высокий уровень развития сознания...

В волевом поведении широко используются возможности интеллекта, вследствие чего волевое поведение является одновременно интеллектуальным».

В теоретических разработках Е.Н. Баканова, В.К. Калина при рассмотрении взаимоотношений мыслительных и волевых процессов также выделяется исключительное место интеллектуальных действий в волевой регуляции. Исследуя генезис волевого действия, Е.Н. Баканов [2] в основу берет положение о том, что процессы, в которых осуществляется синтез когнитивных и побудительных предпосылок действия, являются собственно волевыми.

В.К. Калин [5] считает, что специфика волевой регуляции не может быть раскрыта без рассмотрения взаимодействия воли и интеллекта. В этом плане он выделяет три аспекта: специфика функционирования интеллекта в волевой регуляции; место воли и интеллекта в структуре принятия решения; онтогенетический аспект. Волевая регуляция начинается с интеллектуального акта, функция которого состоит в осознании проблемной ситуации. Специфику функционирования интеллекта в волевой регуляции надо искать в содержании задач, на разрешение которых он направлен, а также в условиях, в которых ему приходилось функционировать. Одной из важнейших функций интеллекта в волевой регуляции является формирование ее информационной основы.

Мысль о том, что высокая степень развития интеллекта не обязательно свидетельствует о высоком уровне воли, так же как хорошо развитая воля не обязательно свидетельствует о высоком интеллекте, подчеркивается в работах В.И. Селиванова.

На основе этих научных данных была выдвинута гипотеза: существует значимая взаимосвязь между волевой сферой и интеллектом у кандидатов на службу, а именно: чем выше волевые спобоности,тем ниже интеллект.

Исследование проводилось на базе ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу. На момент экспериментальной работы было: 20 кандидаты на службу в ФКУ ЛИУ № 16 ГУФСИН России по Кемеровской области.

Методики: Методика Р. Кеттелла (форма А или С), УСК (оценка уровня волевого контроля),НПУ, Равен.

Исследования показывают, что гипотеза не подтвердилась, так как основные корреляции не достигают уровня статистической значимости.

1

Рисунок 1. Корреляционная плеяда связи между волевой сферы и интеллектом.

У всех корреляций наблюдается отрицательная связь. Это связано с тем, что воля человека зависит не только от интеллекта, но также и от чувств — силы мотивации его деятельности. Но и хорошо развитая воля человека не обязательно свидетельствует о его высоком интеллекте.

Из всего этого можно сделать вывод, что развитие интеллекта личности предполагает как «работу» чувств, так и воли, то волевое действие предполагает участие в нем не только интеллекта, но и чувств. Следовательно, где нет развитого интеллекта, опирающегося на чувства, там нет и воли, а где нет воли, там нет и интеллектуальной деятельности, развития мышления. Любая интеллектуальная деятельность (учебно-познавательная, научная и т. д.) одновременно является и волевой, так как предполагает целеустремленность, реализующуюся через множество предъявляемых к ней требований.

Список литературы

  1. Абраменко, В. И. Взаимоотношения в коллективе и развитие волевых черт характера // Автореф. № 4. С. 80-90.
  2. Агафонов, Т. И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях// Автореф. № 2. С. 70-75.
  3. Виноградова, Л. В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций// Автореф. № 1. С. 21-29.
  4. Волкова, Е. В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности// Психологический журнал. 2019. № 2. С. 79-89.
  5. Воробьева, Е. В. Влияние способа общения на интеллектуальную продуктивность// Психологический журнал. № 3. С. 80-85.

Интересная статья? Поделись ей с другими: