УДК 159.9
Взаимосвязь волевой сферы личности с интеллектом у кандидатов на службу
Шевченко Василиса Викторовна – студентка кафедры Психологии и педагогики Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.
Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь волевой сферы личности с интеллектом у кандидатов на службу. На сегодняшний день волевая сфера личности и уровень интеллектуального развития оцениваются уже на стадии профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Профессиональный отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования личного состава, и основывается на обеспечении соответствия профессионально важных индивидуально- психологических качеств, в том числе особенностей интеллектуального развития и волевой сферы. Включающий, уровень интеллектуального развития, наряду с волевым самоконтролем и зрелостью личности, являются одними их оцениваемых факторов при поступлении кандидатом на службу.
Ключевые слова: воля, интеллект, кандидат, сферы личности.
Одним из сторонников деления психических явлений на три области был К.Д. Ушинский. По его выражению, первая из этих сфер дает человеку умственную, или теоретическую жизнь; вторая – жизнь чувства, или, как обычно говорят, дает жизнь сердца; а третья – жизнь действия, или жизнь практическую. Причем Ушинский считал, что ни одна личность не пребывает и не может пребывать исключительно в одной из вышеназванных сфер или областей, психических явлений. Последние взаимно связаны не только в жизнедеятельности каждого человека, но и почти в каждом психическом акте. У Ушинского мы встречаем следующее видение вопроса о взаимосвязи воли и мышления: «Замечая, что акт воли проявляется после того, как в душе составится идея действий, человеку весьма естественно видеть в воле не что иное, как необходимое последствие идеи. Думая же объяснять природу идеями, подобным тем, которые образуются в его собственном уме, человек весьма естественно придает этим идеям и волю» В работах С.Л. Рубинштейна подчеркивается мысль о том, что один и тот же процесс может быть – и обычно бывает и интеллектуальным, и волевым. Различая волевые процессы, не следует противопоставлять их интеллектуальным, устанавливать взаимоисключающие противоположности между волей и интеллектом.
Б.М. Теплов считает, что усвоение знаний, формирование убеждений и мировоззрения – не только интеллектуальные процессы. Сама интеллектуальная деятельность неразрывно связана с волевым началом. Овладение знаниями, оперирование ими, решение всякого рода мыслительных задач необходимо предполагает процессы саморегуляции, а реализация убеждений в поступках человека немыслима без участия интеллекта.
Мысль о том, что волевое действие представляет собой особое действие, регулируемое мыслительными процессами, функция которых состоит в получении знаний о закономерных связях и отношениях, необходимых для волевой регуляции, подчеркивается в работах Н. Чхартишвили. В частности, он отмечает, что воля опирается на интеллект, так как иначе она не может постичь данной в форме мысли ситуации, содержащей в себе идеи потребностей и объективных ценностей, и обязанности, вытекающей из требований общества. Воля является продуктом воспитания гораздо больше, чем все другие особенности личности, выражает ее психологическую сущность. Интеллектуальные возможности предполагаются ею как необходимое предварительное условие. Говоря о взаимосвязи интеллекта и воли, Ш.Н. Чхартишвили пишет: «Волевое поведение требует наличия определенных интеллектуальных предпосылок, предполагающих, в свою очередь, довольно высокий уровень развития сознания...
В волевом поведении широко используются возможности интеллекта, вследствие чего волевое поведение является одновременно интеллектуальным».
В теоретических разработках Е.Н. Баканова, В.К. Калина при рассмотрении взаимоотношений мыслительных и волевых процессов также выделяется исключительное место интеллектуальных действий в волевой регуляции. Исследуя генезис волевого действия, Е.Н. Баканов [2] в основу берет положение о том, что процессы, в которых осуществляется синтез когнитивных и побудительных предпосылок действия, являются собственно волевыми.
В.К. Калин [5] считает, что специфика волевой регуляции не может быть раскрыта без рассмотрения взаимодействия воли и интеллекта. В этом плане он выделяет три аспекта: специфика функционирования интеллекта в волевой регуляции; место воли и интеллекта в структуре принятия решения; онтогенетический аспект. Волевая регуляция начинается с интеллектуального акта, функция которого состоит в осознании проблемной ситуации. Специфику функционирования интеллекта в волевой регуляции надо искать в содержании задач, на разрешение которых он направлен, а также в условиях, в которых ему приходилось функционировать. Одной из важнейших функций интеллекта в волевой регуляции является формирование ее информационной основы.
Мысль о том, что высокая степень развития интеллекта не обязательно свидетельствует о высоком уровне воли, так же как хорошо развитая воля не обязательно свидетельствует о высоком интеллекте, подчеркивается в работах В.И. Селиванова.
На основе этих научных данных была выдвинута гипотеза: существует значимая взаимосвязь между волевой сферой и интеллектом у кандидатов на службу, а именно: чем выше волевые спобоности,тем ниже интеллект.
Исследование проводилось на базе ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу. На момент экспериментальной работы было: 20 кандидаты на службу в ФКУ ЛИУ № 16 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Методики: Методика Р. Кеттелла (форма А или С), УСК (оценка уровня волевого контроля),НПУ, Равен.
Исследования показывают, что гипотеза не подтвердилась, так как основные корреляции не достигают уровня статистической значимости.
Рисунок 1. Корреляционная плеяда связи между волевой сферы и интеллектом.
У всех корреляций наблюдается отрицательная связь. Это связано с тем, что воля человека зависит не только от интеллекта, но также и от чувств — силы мотивации его деятельности. Но и хорошо развитая воля человека не обязательно свидетельствует о его высоком интеллекте.
Из всего этого можно сделать вывод, что развитие интеллекта личности предполагает как «работу» чувств, так и воли, то волевое действие предполагает участие в нем не только интеллекта, но и чувств. Следовательно, где нет развитого интеллекта, опирающегося на чувства, там нет и воли, а где нет воли, там нет и интеллектуальной деятельности, развития мышления. Любая интеллектуальная деятельность (учебно-познавательная, научная и т. д.) одновременно является и волевой, так как предполагает целеустремленность, реализующуюся через множество предъявляемых к ней требований.
Список литературы
- Абраменко, В. И. Взаимоотношения в коллективе и развитие волевых черт характера // Автореф. № 4. С. 80-90.
- Агафонов, Т. И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях// Автореф. № 2. С. 70-75.
- Виноградова, Л. В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций// Автореф. № 1. С. 21-29.
- Волкова, Е. В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности// Психологический журнал. 2019. № 2. С. 79-89.
- Воробьева, Е. В. Влияние способа общения на интеллектуальную продуктивность// Психологический журнал. № 3. С. 80-85.