УДК 159.9
Экзаменационный стресс и его влияние на уровень тревожности среди подростков
Валуева Ангелина Алексеевна – студент Волгоградского государственного социально-педагогического университета
Аннотация: В статье обозревается явление экзаменационного стресса у подростков. С опорой на исследования известных психологов сформулированы симптомы экзаменационного стресса, дана оценка его влиянию на жизнь подростков. Проведено собственное исследование с целью практического изучения проблемы.
Ключевые слова: экзаменационный стресс, подростки, экзамен, ЕГЭ, методы преодоления.
Подростковый возраст – один из самых трудных и важных для человека, в этот момент он формируется как личность, как будущий профессионал. Каждый день подростки сталкиваются с различными препятствиями на пути к взрослению. Одно из таких препятствий – экзамены. Именно результаты ОГЭ и ЕГЭ влияют на успешность поступления в высшее учебное заведение. Осознавая это, подростки очень часто становятся жертвами такого явления как экзаменационный стресс.
Проблема экзаменационного стресса в последние годы уверенно держит планку одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Но несмотря на это, исследования носят неполный характер, они освещают в основном экзаменационный стресс у студентов. Подростковый возраст изучали такие ученые как: Г.С. Абрамова, Т.В. Дудкевич, И.С.Кон, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, А.К.Маркова, А.А.Реан, Э.Эриксон и др. При поиске научных работ именно по теме экзаменационного стресса среди лиц подросткового возраста удалось ознакомиться с работами Ю.С.Рогозянской , М.Ю.Кунаковской, М.Л.Овчинниковой, Л.Ю.Кузнецовой, О.Л.Поповой, С.Н.Костроминой, А.Е.Писаревым , А.М.Простофилиным.
Современное состояние проблемы свидетельствует о необходимости проведения комплексного исследования методов профилактики экзаменационного стресса и как итог – повышение учебной мотивации, повышение психологической грамотности среди школьников и т.д. Это подтверждает актуальность данного исследования.
Главным образом экзаменационный стресс выступает как результат когнитивных процессов - оценивание произошедшего тестирования, оценивание собственных способностей, сравнение с прошлыми опытами, извлечение уроков.
Экзаменационный невроз или экзаменационный стресс приводит к вегетативному расстройству (дисфункция вегетативной нервной системы). [Щербатых; 2001] Это провоцирует общую слабость (головокружение, «мушки» в глазах, чувство слабости в мышцах, предобморочное состояние, дрожь в теле). Следующая группа симптомов связана с поведением подростка (психолого-поведенческие симптомы): нарушение сна, суицидальные мысли, беспорядочная речь, сбой в координации движений, заикания, несвойственное поведение для подростка и появление тревожности. В.М. Кадневский считал, что данный симптом приводит к неизбежному снижению результатов. Тревожность – эмоциональное состояние с безосновательным чувством надвигающихся несчастий. [Заверюха; 2018]
Кроме того, физические и психологические симптомы могут усиливать друг друга. Например, если подросток испытывает бессонницу из-за депрессии, то это может привести к ухудшению физического здоровья, так как отсутствие сна может негативно сказаться на работе сердечно-сосудистой системы и иммунной системы.
Чтобы подтвердить теоретическую часть исследования, было решено убедиться в результатах и на практике. Для прохождения подросткам был представлен опросник «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?». Опросник экзаменационного стресса представляет собой набор вопросов, направленных на оценку уровня стресса, тревожности и влияния экзаменов на психологическое состояние подростка.
Результаты представлены в таблице:
Утверждение |
% опрошенных, согласившихся с ним |
1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку. |
70% |
2. Больше всего на свете я боюсь получить «двойку». |
60% |
3. Я готов на все, чтобы получить «пятерку». |
75% |
4. Бывает,что я отказываюсь отвечать, даже когда готовил задание. |
20% |
5. У меня бывает ощущение, что я все забыл. |
80% |
6. Бывает, что я и легкие предметы не могу хорошо ответить. |
10% |
7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг. |
60% |
8. Мне трудно выступать перед классом. |
10% |
9. Обьявления оценок я всегда жду с волнением. |
60% |
10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель. |
70% |
11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу. |
85% |
12. Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь. |
90% |
Интерпретация результатов:
- Отмечена группа с высокой вероятностью подверженности экзаменационному стрессу. (20% от всего количества опрошенных - они набрали от 9 баллов). Экзаменационный стресс повышенный, наблюдается тревожность. Подростки находятся в «группе риска». Требуется работа с психологами, чтобы приобрести навыки саморегуляции и улучшить положение дел.
- Отмечена группа, которая показала средний уровень подверженности экзаменационному стрессу (65% опрошенных). Это от природы тревожные дети, они испытывают волнение перед экзаменами.
- Также выделена группа с низким показателем экзаменационного стресса (15% опрошенных). Эта группа учеников не волнуется, когда думает о предстоящих экзаменах. Имеют все шансы успешно сдать экзамены.
- В целом, результаты опросника являются довольно хорошими. В основном, экзаменационный стресс проявляется в симптомах тревожности.
Список литературы
- Андронова Н.В., Кожаева К.А.,Макарова Е.С., Особенности психических состояний школьников в предэкзаменационной период// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskih-sostoyaniy-shkolnikov-v-predekzamenatsionnyy-period (дата обращения: 10.04.2023).
- Беличева С. А. Сложный мир подростка — Свердловск,2010.
- Бобрищева-Пушкина Н.Д. ,Кузнецова Л.Ю. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие, у старших школьников// URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-i-faktory-ego-opredelyayuschie-u-starshih-shkolnikov (дата обращения: 10.04.2023).
- Заверюха П.В., Прохоров Р.Е. Психолого-педагогические особенности подготовки к итоговой аттестации современных школьников// URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-podgotovki-k-itogovoy-attestatsii-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 10.04.2023).
- Избасарова Р.Ш., Крутикова Е.А. Влияние стрессовой ситуации на успеваемость учащихся в общеобразовательной школе // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stressovoy-situatsii-na-uspevaemost-uchaschihsya-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 10.04.2023).
- Качимская А.Ю., Ковтун П.О. К вопросу о способах формирования психологической готовности обучающихся к экзаменам // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sposobah-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-obuchayuschihsya-k-ekzamenam (дата обращения: 10.04.2023).
- Першина К.В. Нейрофизиологические механизмы стресса и депрессивных состояний и методы борьбы с ними // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/neyrofiziologicheskie-mehanizmy-stressa-i-depressivnyh-sostoyaniy-i-metody-borby-s-nimi (дата обращения: 10.04.2023).