УДК 159.9

Экзаменационный стресс и его влияние на уровень тревожности среди подростков

Валуева Ангелина Алексеевна – студент Волгоградского государственного социально-педагогического университета

Аннотация: В статье обозревается явление экзаменационного стресса у подростков. С опорой на исследования известных психологов сформулированы симптомы экзаменационного стресса, дана оценка его влиянию на жизнь подростков. Проведено собственное исследование с целью практического изучения проблемы.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, подростки, экзамен, ЕГЭ, методы преодоления.

Подростковый возраст – один из самых трудных и важных для человека, в этот момент он формируется как личность, как будущий профессионал. Каждый день подростки сталкиваются с различными препятствиями на пути к взрослению. Одно из таких препятствий – экзамены. Именно результаты ОГЭ и ЕГЭ влияют на успешность поступления в высшее учебное заведение. Осознавая это, подростки очень часто становятся жертвами такого явления как экзаменационный стресс.

Проблема экзаменационного стресса в последние годы уверенно держит планку одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Но несмотря на это, исследования носят неполный характер, они освещают в основном экзаменационный стресс у студентов. Подростковый возраст изучали такие ученые как:  Г.С. Абрамова, Т.В. Дудкевич, И.С.Кон, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, А.К.Маркова, А.А.Реан, Э.Эриксон и др. При поиске научных работ именно по теме экзаменационного стресса среди лиц подросткового возраста удалось ознакомиться с работами Ю.С.Рогозянской , М.Ю.Кунаковской, М.Л.Овчинниковой, Л.Ю.Кузнецовой, О.Л.Поповой, С.Н.Костроминой, А.Е.Писаревым , А.М.Простофилиным.

Современное состояние проблемы свидетельствует о необходимости проведения комплексного исследования методов профилактики экзаменационного стресса и как итог – повышение учебной  мотивации, повышение психологической грамотности среди школьников и т.д. Это подтверждает актуальность данного исследования.

Главным образом экзаменационный стресс выступает как результат когнитивных процессов - оценивание произошедшего тестирования, оценивание собственных способностей, сравнение с прошлыми опытами, извлечение уроков.

Экзаменационный невроз или экзаменационный стресс приводит к вегетативному расстройству (дисфункция вегетативной нервной системы). [Щербатых; 2001] Это провоцирует общую слабость (головокружение, «мушки» в глазах, чувство слабости в мышцах, предобморочное состояние, дрожь в теле). Следующая группа симптомов связана с поведением подростка (психолого-поведенческие симптомы): нарушение сна, суицидальные мысли, беспорядочная речь, сбой в координации движений, заикания, несвойственное поведение для подростка и появление тревожности. В.М. Кадневский считал, что данный симптом приводит к неизбежному снижению результатов. Тревожность – эмоциональное состояние с безосновательным чувством надвигающихся несчастий. [Заверюха; 2018]   

Кроме того, физические и психологические симптомы могут усиливать друг друга. Например, если подросток испытывает бессонницу из-за депрессии, то это может привести к ухудшению физического здоровья, так как отсутствие сна может негативно сказаться на работе сердечно-сосудистой системы и иммунной системы.

Чтобы подтвердить теоретическую часть исследования, было решено убедиться в результатах и на практике. Для прохождения подросткам был представлен опросник «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?». Опросник экзаменационного стресса представляет собой набор вопросов, направленных на оценку уровня стресса, тревожности и влияния экзаменов на психологическое состояние подростка.

Результаты представлены в таблице:

Утверждение

% опрошенных, согласившихся с ним

1.     Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

70%

2.     Больше всего на свете я боюсь получить «двойку».

60%

3.     Я готов на все, чтобы получить «пятерку».

75%

4.     Бывает,что я отказываюсь отвечать, даже когда готовил задание.

20%

5.     У меня бывает ощущение, что я все забыл.

80%

6.     Бывает, что я и легкие предметы не могу хорошо ответить.

10%

7.     Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

60%

8.     Мне трудно выступать перед классом.

10%

9.     Обьявления оценок я всегда жду с волнением.

60%

10.  Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.

70%

11.  Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.

85%

12.  Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь.

90%

Интерпретация результатов:

  1. Отмечена группа  с высокой вероятностью подверженности экзаменационному стрессу. (20% от всего количества опрошенных - они набрали от 9 баллов). Экзаменационный стресс повышенный, наблюдается тревожность. Подростки находятся в «группе риска». Требуется работа с психологами, чтобы приобрести навыки саморегуляции и улучшить положение дел.
  2. Отмечена группа, которая показала средний уровень подверженности экзаменационному стрессу (65% опрошенных). Это от природы тревожные дети, они испытывают волнение перед экзаменами.
  3. Также выделена группа с низким показателем экзаменационного стресса (15% опрошенных). Эта группа учеников не волнуется, когда думает о предстоящих экзаменах.  Имеют все шансы успешно сдать экзамены.
  4. В целом, результаты опросника являются довольно хорошими. В основном, экзаменационный стресс проявляется в симптомах тревожности.

Список литературы

  1. Андронова Н.В., Кожаева К.А.,Макарова Е.С., Особенности психических состояний школьников в  предэкзаменационной период// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskih-sostoyaniy-shkolnikov-v-predekzamenatsionnyy-period (дата обращения: 10.04.2023).
  2. Беличева С. А. Сложный мир подростка — Свердловск,2010.
  3. Бобрищева-Пушкина Н.Д. ,Кузнецова Л.Ю. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие, у старших школьников// URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-i-faktory-ego-opredelyayuschie-u-starshih-shkolnikov   (дата обращения: 10.04.2023).
  4. Заверюха П.В., Прохоров Р.Е. Психолого-педагогические особенности подготовки к итоговой аттестации современных школьников// URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-podgotovki-k-itogovoy-attestatsii-sovremennyh-shkolnikov   (дата обращения: 10.04.2023).
  5. Избасарова Р.Ш., Крутикова Е.А. Влияние стрессовой ситуации на успеваемость учащихся в общеобразовательной школе // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stressovoy-situatsii-na-uspevaemost-uchaschihsya-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 10.04.2023).
  6. Качимская А.Ю., Ковтун П.О. К вопросу о способах формирования психологической готовности обучающихся к экзаменам // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sposobah-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-obuchayuschihsya-k-ekzamenam (дата обращения: 10.04.2023).
  7. Першина К.В. Нейрофизиологические механизмы стресса и депрессивных состояний и методы борьбы с ними // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/neyrofiziologicheskie-mehanizmy-stressa-i-depressivnyh-sostoyaniy-i-metody-borby-s-nimi  (дата обращения: 10.04.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: