УДК 159.9

Профессиональное самосознание

Данченко Алиса Георгиевна – студент магистратуры Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова.

Научный руководитель Кочисов Валерий Константинович – доктор педагогических наук, профессор Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова.

Аннотация: Профессиональное самоопределение берет свое начало уже в раннем возрасте, когда дети в процессе игр примеряют на себя всевозможные роли и пробуют себя в разнообразной деятельности. Зарождается некоторый интерес к отдельным профессиям, возникают предпосылки к формированию профессиональной «Я-концепции». Центральным психологическим процессом подросткового возраста является развитие самосознания, которое побуждает человека соизмерять все свои стремления и действия с образом собственного "я". Человек с большим чувством собственного достоинства не видит себя хуже других, верит в себя и может преодолеть свои недостатки. В свою очередь, низкая самооценка подразумевает постоянное чувство неполноценности, что крайне негативно сказывается на эмоциональном благополучии и социальном поведении индивида.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, самооценка, подросток, профессиональная деятельность, самосознание, саморефлексия.

Профессиональное самосознание проявляется как совокупность знаний человека о своем внутреннем мире, чувствах, профессиональных интересах, способностях, своей оценки внешнего мира и других людей, своего положения в системе производства и производственных отношений. В процессе взросления индивиду необходимо определиться в профессиональной сфере, это может происходить на всех жизненных этапах становления личности. Профориентация помогает лучше раскрыть свои таланты и сильные стороны в работе. 

Профессиональное самоопределение происходит в достаточно молодом возрасте. Когда дети пробуют разные роли в своих играх, они по-разному действуют и ведут себя. Появляется интерес к определенным профессиям и предпосылки для формирования профессиональной "Я-концепции".

Затем, в школьные годы на процесс профессионального самоопределения и предпочтений в специализации оказывает большое влияние точка зрения родителей, преподавателей и других старших. Заканчивая обучение в школе, молодые люди принимают окончательное решение о направлении дальнейшей профессиональной карьеры. Их выбор падает на профессию, которая представляется наиболее оптимальной, и они начинают осваивать необходимые для реализации своих планов навыки.

Центральным психологическим процессом считается развитие самосознания, которое побуждает человека соизмерять все свои желания и действия с конкретными вызовами и собственным имиджем.

При выборе будущей профессии помощь учащимся оказывают не только педагоги, но и психологи. Специальные психологические тесты могут подсказать молодым людям, куда лучше направить свой потенциал и где реализовать себя. Такие тесты чаще всего проводятся для учащихся 9-11 классов средней школы. Именно в это время подростки начинают активно задумываться о том, какую специальность освоить и в какой области развиваться дальше. Молодые люди сегодня стараются выбирать профессии по признаку престижа и высокого заработка, а не в соответствии со своими собственными предпочтениями. Отчасти это правильное решение, поскольку каждый хочет достойного будущего для себя и своей семьи.

Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Дж. Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

  1. Реалистичный тип (Р)
  2. Интеллектуальный тип (И)
  3. Социальный тип (С)
  4. Конвенциальный тип (К)
  5. Предприимчивый тип (П)
  6. Артистический тип (А).

Такая классификация позволяет точнее определить тип личности и профессии, которые наиболее подходят для респондента. Представленный метод используется, чтобы понять личные качества, оценить коммуникативные навыки и дать приблизительные рекомендации. Однако в России люди не привыкли обращаться к психологам, и этот стереотип существует уже несколько десятилетий. Лишь в последнее время жители страны все чаще начали прибегать к помощи специалистов, в том числе, при выборе профессии. Психолог-консультант помогает выбрать несколько перспективных направлений работы из миллиона вариантов и предлагает конкретный план развития определенных навыков в соответствии со склонностями и желаниями личности.

Содержание понятия "самооценка" формируется на основе взаимосвязи характеристик личности и мотивации ее действий. Наличие внутренних барьеров и их сопротивление в реальном или воображаемом акте становятся основой саморефлексии – главной составляющей смысла всех действий и самореализации.

Саморефлексия имеет два основных аспекта: когнитивный и эмоциональный. Когнитивное проявление заключается в самоопределении своих качеств, в самооценке, эмоциональное – в формировании эмоций и чувств, зачастую направленных против самого себя.

Человек с высокой самооценкой считает, что он не хуже других, верит в себя и может преодолеть свои недостатки. В свою очередь, низкая самооценка означает постоянное чувство неполноценности и комплекс неполноценности, что очень негативно сказывается на личном эмоциональном благополучии и социальном поведении. Для молодых людей со сниженной самооценкой типична общая нестабильность образа "я" и мнения о себе. Они склонны "закрываться" от других и представлять им "фальшивое лицо" [8, C.254].

Молодые люди с низкой самооценкой особенно ранимы и чувствительны, обычно они болезненно реагируют на критику, смех и порицание. Их сильно беспокоит плохое мнение окружающих, они очень переживают, когда что-то идет не так на работе или когда находят в себе недостатки. Низкая самооценка заставляет их избегать действий, в которых присутствует соревновательный момент. Такие люди часто отказываются от достижения своих целей, потому что не верят в собственные силы.

Для лучшей профориентации таких учащихся можно использовать визуализацию (изображения, фотографии, слайды, фильмы) и презентации, демонстрирующие различные изделия, инструменты, механизмы, выполненные другими учениками и специалистами, а также технологические процессы [9].

В профессиональном обучении, наряду с учителем, ведущую роль играют социальный педагог и психолог. Эффективность их работы зависит от уровня научно-методического образования и профессиональных знаний, опыта и постоянного изучения индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Профессиональная деятельность – это система взаимосвязанных действий работников, которая обеспечивает социально необходимые результаты труда и "вызывает непреднамеренное развитие непреднамеренных социально-экономических последствий для личности и общества". Многие родители считают правильным отстаивать свое мнение о карьере и профессиональном развитии ребенка. Главная ошибка таких родителей в том, что они пытаются реализовать себя через своих детей, то есть достичь высот, которых не смогли достичь сами. Поэтому немалое количество молодых людей работает там, где им не нравится, что приводит к профессиональным заболеваниям, выгоранию, психическим расстройствам, нервозности и так далее. Все это – следствие неправильно выбранной профессии. Одним из условий профориентации является ее индивидуальный характер, то есть во время беседы со специалистом должен присутствовать только один ученик. Затем психолог проводит беседу с родителями ученика, в ходе которой обсуждает полученные результаты. Кроме того, ребенку сначала предоставляется слово, чтобы он мог обсудить со своими родителями то, что он узнал во время беседы со специалистом.

Ориентироваться при выборе профессии только на величину заработка и моду – тоже не лучший вариант. Важно понимать и анализировать специфику будущей деятельности – обладаете ли вы в настоящее время хотя бы минимальным уровнем способностей, навыков и знаний, необходимых для развития в этой области и хотите ли вы работать над этим. Специалиста по профориентации интересуют именно эти вопросы. Насущной задачей для психолога является не мотивация к более активному обучению в целом, а помощь учащимся в понимании, какая сфера деятельности им подходит лучше всего. В каждой профессии можно найти применение разным качествам. Поэтому во время профориентации обсуждаются индивидуальные особенности: любит ли человек работать в команде или предпочитает независимость, не боится многозадачности или хочет, чтобы все было разложено по полочкам. Профессиональная консультация помогает уменьшить беспокойство. Не каждый может принимать жизненно важные решения в восьмом классе, и в этом нет ничего страшного.

Для формирования правильного подхода к профессиональному самоопределению используют самые разные методы: информационно-справочные, диагностические, методы активации. Технология подготовки к профессиональной самореализации означает постепенное повышение уровня развития личности за пределы только уровня усвоения знаний к их воспроизводству и применению, вплоть до творческого самовыражения в какой-либо области. Технология движения к самореализации проходит следующие этапы: мотивационный, процедурный, рефлексивный и творческий.

Было обнаружено, что люди с высокими показателями успехов в профессиональной самореализации (степень осознания смысла и ценности собственной деятельности) демонстрируют профессиональное самосознание, которое выражается в хорошей ориентации и обучаемости в своей сфере деятельности, профессиональной подготовленности, психологической устойчивости и эмоциональном благополучии.

Список литературы

  1. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987
  2. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В. Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
  3. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
  4. Пряжников Н. С. Профориентация. – М., 2005
  5. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999.
  6. Прихожан А. М. К анализу генеза самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. – М., 1996. – С.75 – 88с.
  7. Практикум по возрастной психологии. – под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. СПб.: Изд-во "Речь", 2001. – 688с.
  8. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – В.: ИПП, НПО "МОДЭК", 1997. – 320с.
  9. Психологические тесты / архив чата по психодиагностике. Режим доступа: http://vsetesti.ru/chat/page /3.

Интересная статья? Поделись ей с другими: