УДК 159

Самооценка как фактор успешного самоопределения

Данченко Алиса Георгиевна – студент магистратуры Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова.

Научный руководитель Кочисов Валерий Константинович – доктор педагогических наук, профессор Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова.

Аннотация: Тема самооценки как фактора успешного самоопределения достаточно актуальна в реалиях современного мира. Она определяет психологическую и ментальную возможность индивида конкурировать в социальной сфере, так как личностный фактор самооценки индивида может влиять на его дальнейший жизненный успех. В представленном исследовании подробно раскрывается понятие самооценки, ее классификация в современной психологии, а также анализируются факторы, которые могут как положительно, так и отрицательно влиять на человека в процессе его жизнедеятельности.

Ключевые слова: самооценка, самореализация, личность, успешность, самоопределение.

Самооценка как фактор воспитания и самовоспитания личности очень важна для формирования социального статуса. Если мы способны развить в себе определенные личностные качества, то таким же образом можем «воспитать» здоровую самооценку.

Под здоровой самооценкой понимается уверенное ощущение своей ценности для общества, возможность принимать и осознавать свои сильные и слабые стороны, а также в зависимости от ситуации грамотно распределять свои силы. Человек со здоровой самооценкой ощущает ценность и своей жизни, и жизни других людей.

Самооценка1 как один из факторов успешного самоопределения в обществе необходима для построения гармоничной жизни. Помимо нее, для самоопределения важны личностные качества.

Поскольку самоопределение личности рассматривается как сложный системный процесс, индивидуальные различия в самореализации проявляются практически во всех подсистемах. Самореализация в сочетании с общественным интересом способствует повышению благосостояния личности и ее поведению в рамках социально признанных норм, что увеличивает "социальный капитал" общества, стабилизирует его и служит примером для будущих поколений.

Современная психология рассматривает самосознание как одну из важнейших движущих сил личности. Психологическая литература доказывает, что самосознание как "ядро личности" оказывает регулирующее влияние на все аспекты человеческой жизни.

Впервые в науке понятие самореализации появилось в 1902 году в Словаре психологии и философии – там был описан процесс, посредством которого человек реализует возможности развития определенных качеств. Изучив многочисленные подходы к анализу самооценки, можно сделать вывод, что на данный момент не выработана единая концепция, дающая полное понимание этого явления [6, c. 58].

Самопознание является этапом психологического развития индивида, причем одна из основных проблем теоретического понимания феномена самоопределения заключается в том, что ученые рассматривают данное явление исключительно с фундаментально-научной точки зрения, редко придерживаясь ведущей концепции.

Невозможно глубоко понять феномен личностной самореализации в психологии без анализа работ психологов-гуманистов. Тщательное изучение явления самоопределения напрямую связанно с реализацией собственного потенциала. Это дает современной психологии немало новой информации, позволяя более детально исследовать основы теории самореализации. Проведенный анализ позволил выявить ее основные характеристики и обобщить различные позиции, точнее определив понятие "самореализация":

  • поиск и планирование собственного реального пути, осознание себя в процессе прохождения этого пути и взаимодействия с обществом;
  • осознание собственной значимости и важности, а также смысла понятия “самореализация” [10, c.538].

Самоопределение2 – это осознанный процесс раскрытия внутренних сил, самореализации в жизни, развития индивидуальных способностей, поиска истинного жизненного пути, ценности, смысла жизни, реализованный в процессе деятельности человека в каждый период его существования.

Направленность деятельности зависит от специфики самореализации как конкретного проявления этой деятельности. С нашей точки зрения, процесс самореализации имеет сложную структуру с определенными этапами, каждый из которых включает в себя особые действия, такие как самоидентификация и личностное развитие. Кроме того, каждое действие имеет свою конкретную функцию, цель и назначение. Смысл самореализации заключается в выражении собственной индивидуально воспринимаемой цели. Задачей личностного развития являются благоприятные и качественные изменения личности по отношению к собственному «идеальному Я».

Самопознание3 – это осознание человеком самого себя, своего "Я" [3].

Как писал в своих работах В. Шляпников, человек со здоровой самооценкой адекватно оценивает свои способности и ставит перед собой реальные цели. Например, если индивид не является профессиональным спортсменом, но хочет участвовать в марафоне, он поймет, что на подготовку к забегу у него уйдет гораздо больше времени, чем у опытных спортсменов. Основываясь на этих знаниях, он решит, ставить ли перед собой такую цель и как ее достичь.

Однако это не означает, что люди с достаточной самооценкой не могут ставить сложные цели – они должны это делать. Как правило, люди с достаточной самооценкой достигают своих целей. Такой человек успешен и работает на пределе своих возможностей, что позволяет ему расти как личностно, так и профессионально.

При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно столкнется с неудачами. Если вы поставите перед собой намеренно нерешаемую цель, маловероятно, что вы ее достигнете, как бы ни старались. Тем более, процесс достижения подобной цели может представлять угрозу для жизни и здоровья.

Адекватная самооценка доступна для небольшого числа индивидов, чаще люди переоценивают или недооценивают себя. В случае переоценки уровень дебиторской задолженности оказывается выше имеющихся возможностей. Выбор карьеры, сделанный на этой основе, в конечном итоге приводит к разочарованию. Низкая самооценка также негативно влияет на выбор профессии и личностный рост [5, c.274].

В психологии принято выделять три уровня адекватности самооценки:

  • Высокий уровень присущ учащимся, чья самооценка с точки зрения интересов, способностей и личностных качеств находится в полной гармонии с оценкой учителей и родителей. Это подтверждает активность и успехи ученика в различных видах деятельности.
  • Средний уровень наблюдается, когда учащиеся переоценивают или частично недооценивают свои способности по сравнению с их оценкой взрослыми. Учащиеся выбирают профессию, основываясь на познавательном интересе к школьным предметам, независимо от того, насколько они полезны.
  • Низкий уровень – это тот случай, когда ваши интересы, способности и личностные качества сильно завышены или занижены по сравнению с оценкой учителей и родителей. В принципе, самостоятельный выбор профессии при таком уровне самооценки неразумен.

Самооценка как феномен самопознания не дана человеку от природы. Она возникает в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессионального лидерства.

Передача учащимся необходимых знаний в области профориентации, повышение их интереса к изучению и пониманию человека как предмета работы над собой, знакомство с самим собой и проверка собственных навыков будут способствовать формированию объективной самооценки.

Также мы приходим к выводу, что самооценка не гомогенна, а скорее многогранна, как и сама личность, в каких-то сферах она может быть высокой, в каких-то – наоборот, низкой. Это является абсолютной нормой. Многие люди разных социальных статусов считают, что низкая самооценка является одной из предпосылок всех жизненных проблем. Натаниэль Бранден в своих работах писал, что невозможно придумать ни одну психологическую проблему, которая не проистекала бы из низкой самооценки. Идею низкой самооценки можно назвать самоиммунизированной теорией – любое утверждение доказывает верность такой теории.

Ученым все еще трудно прийти к единому мнению относительно того, что такое самореализация: процесс, явление, результат, свойство или что-то еще? Мы попытались ответить на этот вопрос, проведя теоретический анализ различных концепций, как самореализации, так и ее проявлений в профессиональной сфере. Профессиональная самореализация – это непрерывный процесс развития собственного потенциала в творческой деятельности на протяжении всей жизни. Как известно, наибольшее раскрытие способностей человека происходит в деятельности, представляющей общественный интерес.

При этом очень важно, чтобы эта работа определялась не только внешними условиями, но и внутренними потребностями самого человека. В этом случае функционирование приобретает характер самодеятельности, а реализация своих навыков в этой деятельности ведет к самореализации. В профессиональной деятельности раскрываются наибольшие возможности для самореализации, поскольку это важнейшая сфера человеческой жизни, на которую тратится значительная часть времени и усилий.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 334с.
  2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. – 270 с.
  3. Большая советская энциклопедия, М.: Наука, 1975.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс,1986. – 422 с.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте, – М.: Наука,1968. – 464 с.
  6. Кон И. С. Открытие "Я". – М.: Политиздат, 1987. 367 с.
  7. Кон И .С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение,1979. – 176 с.
  8. Крылова А. А., Маничев С. А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002
  9. Толстых А. В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
  10. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто. – М.: Гранд, 2002. – 640 с.

1 Самооценка (англ. self-esteem) — это   значимость, которой человек наделяет себя и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

2 Самоопределение (англ. self-determination; нем. Selbstbestimmung) — понимание или детерминация субъектом своей собственной природы или основных свойств.

3 Самопознание — изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь.

Интересная статья? Поделись ей с другими: