УДК 37.015.32

Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов

Купряшина Ольга Александровна – магистрант Кемеровского государственного университета.

Аннотация: В статье представлены результаты исследования эмоционального выгорания педагогов. Рассмотрены особенности проявления симптомов выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Определено содержание психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания педагогов. Основными задачами психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания педагогов являются: осознание и осмысление профессиональной мотивации, развитие позитивного самоотношения, повышение аутопсихологической компетентности, регуляция эмоционального состояния через понимание и принятие всего репертуара собственных эмоций, актуализация ценности собственного физического и психологического здоровья, развитие навыков эффективной коммуникации, улучшение психологического климата в коллективе.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание педагогов, симптомы эмоционального выгорания, причины эмоционального выгорания, факторы эмоционального выгорания, профилактика эмоционального выгорания, мишени профилактики эмоционального выгорания, направления профилактики эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания является одним из наиболее распространенных препятствий для достижения высокого профессионализма, творческой самореализации педагога.

Проблема синдрома эмоционального выгорания появилась в науке в 1970-х годах. Психологом Г. Фрейденбергом это явление трактовалось как «...нарастающее эмоциональное истощение, в результате которого происходят личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений)» [41 с.76]. Еще одним основоположником теории эмоционального выгорания является К. Маслач, которая определяет выгорание как «синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательной уверенности в себе, отрицательное отношение к работе, потерю понимания и симпатии к другим» [19].

Учитывая высокую распространенность синдрома профессионального выгорания и значительный ущерб, который он наносит личностному и профессиональному развитию работника, актуальность данной диссертации придает важность вопросу поиска эффективных профилактических мер, которые будут способствовать его предотвращению. Принимая во внимание тот факт, что формирование профессионального выгорания по мнению (В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, К. Маслач, В. Е. Орел, Т. И. Ронгинская) неизбежно связано с переживанием стрессовых ситуаций, можно предположить, что выраженными показателями профессионального стресса являются одна из детерминанта, вызывающих выгорание сотрудников.

Преподавательские профессии, как и другие профессии типа «человек-человек», сегодня определяются как особенно напряженные. Такие выводы делаются исходя из специфики самой деятельности, высоких этических норм деятельности и моральной ответственности за ее результат. Проблема стресса подтверждается и анализом загруженности и напряженности педагогического коллектива, для которой характерны постоянные изменения законодательства, регулярные решения нестандартных ситуаций и высокие требования со стороны руководства школы и родительского сообщества. Помимо специфики профессиональной деятельности, с точки зрения стресса, должны учитываться и социально-психологические явления, такие как социальное положение и обеспеченность педагогов, стимулирующие программы и заработная плата и другие, реально существующие в социальной структуре. У педагогов, находящихся в условиях профессионального стресса, снижается способность конструктивно решать проблемные ситуации, приспосабливаться к меняющимся условиям и требованиям, формируется общая деструктивность во взаимодействии личности и среды. Все это становится фактором возникновения различных нарушений и профессиональных деформаций, что проявляется прежде всего в профессиональном выгорании личности педагога.

Принятое сегодня в науке разделение причин синдрома эмоционального выгорания на объективные и субъективные факторы позволяет учитывать в практической ситуации не только их силу, но и приоритетное значение с точки зрения личностных качеств педагога. И если объективными причинами могут быть конфликты, утомление, насыщенность и напряженность деятельности и т. п., к субъективным факторам-причинам относятся индивидуальные особенности личности педагога, играющие главенствующую роль в развитии синдрома профессионального выгорания, так как «непереносимость» и невозможность стрессовой ситуации для него и имеющихся у него ресурсов решает личность.

Возникновение стрессового переживания учителей могут вызывать негативные эмоции из-за ненадлежащего поведения учащихся, чувства неравенства в признании социальной ценности профессии, низкой заработной платы, перегрузки работы из-за перегруженной учебной программы, временных ограничений, неподходящего школьного климата, отсутствия организационной поддержки и т. д. К этим стрессовым факторам могут быть добавлены и другие. К факторам, влекущим к профессиональному истощению относят деятельность профессионала с психологически трудной категорией (тяжелые больные, «трудные» подростки и т.д.). Все выше перечисленные факторы, наиболее сосредоточены в работе педагогов, реализующих инклюзивное образование с детьми с ограниченными возможностями физического и психического здоровья (ОВЗ). В этой связи изучение синдрома эмоционального выгорания педагогов становиться актуальным.

Для исследования проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов нами было проведено исследование. В нем приняли участие 800 педагогов г. Кемерово, из них 400 педагогов реализуют образовательные программы с детьми с ОВЗ и 400 педагогов, работают с нормотипичными детьми. Испытуемым было предложено ответить на вопросы по методике диагностики уровня эмоционального выгорания, предложенной Виктором Бойко. Также был проанализирован стаж работы педагогов. По мнению Ю. Л. Львовой по мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, неуклонно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний и как следствие эмоциональное выгорание педагога. Корреляционный анализ зависимости изучаемого параметра и стажа работы в нашем исследовании показал, что взаимосвязи между стажем работы и показателем изучаемого параметра не выявлено. Была выявлена связь выраженности эмоционального выгорания с особенностями профессиональной деятельности, а именно с условием осуществления деятельности с детьми с ОВЗ.

Согласно методике В. Бойко можно определить общую картину синдрома «эмоционального выгорания» и отдельно взятые симптомы. Значение выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - несложившийся симптом; 10-15 баллов - складывающийся симптом; 16 и более - сложившийся симптом. Если показатели выше 20 баллов, то такой симптом является доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Среднее значение симптома «переживание психотравмирующих обстоятельств» в группе педагогов, работающих с детьми с ОВЗ (группа 1), составляет 27 баллов, в группе педагогов, не работающих с детьми с ОВЗ (группа 2), составляет 21 балл. Такой показатель означает, что данный симптом является сложившимся, педагоги испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастающее напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Симптом «Неудовлетворенность собой» в группе 1 составляет 10,7 баллов, имеет значимое различие со средним баллом по данному параметру в группе 2 (7 баллов), это свидетельствует о том, что педагоги в работающие с детьми с ОВЗ испытывают большую неудовлетворенность собой, результатами своей деятельности, чем педагоги, работающие с нормотипичными детьми. Это может быть связано с тем, что результаты труда педагога при работе с детьми с ОВЗ, чаще всего, отсроченные и не могут быть оценены как позитивные в обозримом будущем.

Фаза резистенции в обеих группах не является сформированной, но симптом «Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» имеет завышенные значения как в группе 1 – 50,7 баллов, так и группе 2 – 39,5, что говорит о том, что данный симптом является доминирующим в формировании фазы резинтеции. Педагоги прибегают к редуцированию эмоциональной отдачи за счет избирательного реагирования во взаимоотношениях с коллегами и обучающимися, с целью психологической защиты.

Среднее значение симптомов «Расширение сферы экономии эмоций» (10,4 балла) и «Редукция профессиональных обязанностей» (12,2 балла) в группе 1 больше, чем средние значение по этим же симптомам в группе 2, и имеют значения более 10 баллов, что говорит о том, что это складывающийся симптом. Мы делаем вывод, что педагоги в группе 1 стремятся к сокращению профессиональной деятельности, предполагающей эмоциональные затраты и прибегают к экономии эмоции не только на работе, но и вне своей профессиональной деятельности.

Средние значения по фазе «истощения» в группе 1 (14,1 балла) и в группе 2 (10, 2 балла) ниже 36 баллов, что говорит о том, что ни в первой, ни во второй группе данная фаза не сформирована. Но в группе 1 показатели по этому параметру имеют статистически значимые различия. Это свидетельствует о том, что педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы, формируется эмоциональная защита в форме «выгорания».

Выявленные проблемы актуализируют необходимость работы по профилактике эмоционального выгорания, особенно в отношении педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Основными задачами психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания педагогов являются:

  • осознание и осмысление профессиональной мотивации,
  • развитие позитивного самоотношения,
  • повышение аутопсихологической компетентности,
  • регуляция эмоционального состояния через понимание и принятие всего репертуара собственных эмоций,
  • актуализация ценности собственного физического и психологического здоровья,
  • развитие навыков эффективной коммуникации,
  • улучшение психологического климата в коллективе.

В соответствии с поставленными задачами нами была разработана программа цикла занятий по психолого-педагогической профилактике эмоционального выгорания педагогов. Содержание занятий нацелено на актуализацию ценности физического и психологического здоровья, повышение уровня аутопсихологической компетентности педагогов, развитие позитивного самоотношения, обучение саморегуляции эмоционального состояния через понимание и принятие всего репертуара собственных эмоций, развитие навыков эффективной коммуникации, улучшение психологического климата в коллективе.

Список литературы

  1. Сайбулаева Д.Г., Кагирова П.М. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 3 (70). – С. 368–371 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330402.
  2. Глухова Т.Г., Солнцева Н.В. Актуализация восприятия педагогами психологического здоровья как приоритетной ценности // Образование и психологическое здоровье: сборник материалов научно-практической конференции 9–10 ноября 2016 г. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2016. – С. 23–25 [Электронный ресурс]. – URL: http://rspcsamara.ru/function/rediz/obrpsyh/docs/2016/sbornik.pdf.
  3. Нецветайлова Е.Н. Тренинговые технологии в профилактике эмоционального выгорания педагога (акмеологический подход) // Наука и образование: новое время. НО ЧУ ДПО «Экспертно-методический центр». – Чебоксары, 2014. – № 1 (1). – С. 21–27 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22678023.
  4. Удовик С.В., Молокоедов А.В., Слободчиков И.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. – М.: Левъ, 2018. – 160 с.
  5. Соловова Н.А. Здоровье педагога: теория, диагностика, тренинг, рекомендации: учеб.-метод. пособие. – Самара: АСГАРД, 2016. – 147 с.
  6. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога // Ученые записки СПбГИПСР. – 2014. – Вып. 1. – Т. 21. – С. 93–102 [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/ scientific_notes/2014/n1/71086.shtml.
  7. Шевцова Т.Н., Коровушкина Н.Н. Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 4 (59). – С. 477–482 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35130415.
  8. Юрченко Е.В. Возможности балинтовской группы в преодолении профессиональной деформации учителя // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – Чебоксары, 2015. – № 2. – С. 136–141 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24930911.
  9. Черкасова М.А. Теоретические подходы к выявлению сущности понятия «профессиональное выгорание» // Пенитенциарная наука. – 2011. – Т. 15. – С. 54–56 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14705744.
  10. Великанова Л.П., Костина Л.А., Потапова Н.В. Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания на ранних этапах формирования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 377–386 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21471374.
  11. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинъ, 1996. – 336 с.
  12. Кильпа Е.А. Эмоциональное выгорание педагогов // Дискурс. – 2017. – № 11 (13). – С. 78–83 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30575912.
  13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 258 с.
  14. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. –С. 87–95 [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/files/8445/psyedu_ n2_2008_Pryajnikov_Ojogova.pdf.
  15. PV De Silva, Hewage SG., Fonseka P. Burnout: en emerging occupation health problem. Galle Medical Journal. Vol. 14. No. 1. September 2009. Pр. 52–55. DOI: 10.4038/gmj.v14i1.1175.
  16. Хухлаева О.В. Эмоциональное выгорание учителей // Школьный психолог. – 2006. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200600411.
  17. Мелетичев В.В., Шингаев С.М. Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика: монография. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 100 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23158177.
  18. Солодкова Т.И. Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – № 2 (45). – С. 55–57 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16921260.
  19. Манухина А.М. Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов // XXI веку – здоровое поколение: сборник трудов XVII региональной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.А. Пылева, Л.Ю. Панариной, Н.М. Манаховой. – Самара: СИПКРО, 2019. – С. 81–84.
  20. Красненкова С.А., Гридяева Л.Н. Социально-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания психологов разных профессиональных сфер деятельности // Прикладная юридическая психология. – 2017. – № 3. – С. 60–64 [Электронный ресурс]. –URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30487023.

Интересная статья? Поделись ей с другими: