УДК 327.8

Олимпийские игры в Пекине как демонстраций мягкой силы КНР

Ван Аньци магистр Харбинского политехнического университета (г. Харбин, Китай),

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы влияния крупных спортивных мероприятий на формирование положительного имиджа страны на международной арене. В качестве примера подобных событий предлагаются Олимпийские игры, проводившиеся в столице Китайской Народной Республики в 2008 и 2022 годах. В результате автор приходит к выводу, что в обоих случаях речь шла о демонстрации мягкой силы Китая, желающего упрочить свои позиции и убедить мировое сообщество в том, что его достижения не только не несут для него какой-либо угрозы, но и служат доказательством правильности выбранного страной идеологического пути.

Ключевые слова:Китай, Олимпийский игры, имидж страны, репутация, специальные мероприятия, мягкая сила.

В феврале 2022 года в столице КНР вновь состоялись Олимпийские игры. Ранее город уже принимал это важное спортивное событие – в августе 2008 г. За эти годы мир пережил немало потрясений, а Китай закрепил за собой статус мировой сверхдержавы.  Выбор места проведения произошел в 2015 году на 128-й сессии МОК, проходившей в Куала-Лумпуре (Малайзия). Сметная стоимость этих Игр составляет около 38,5 миллиардов долларов, что в 10 раз превышает первоначально предполагаемые инвестиции в 3,9 миллиарда. Для сравнения, на Олимпийские игры 2008 года в Пекине было потрачено 42 миллиарда долларов. Иными словами, 14 лет спустя затраты на проведение мероприятия оказались примерно такими же, как и в Пекине в 2008 г., за исключением того, что в этот раз было проведено гораздо больше соревнований и участвовало больше спортсменов и стран [1]. Это еще раз показывает, что Олимпиады становятся все более дорогими, что снижает вероятность их проведения в странах с низким и средним уровнем дохода. Потенциальные выгоды меркнут по сравнению с инфраструктурой, которую впоследствии невозможно использовать и обслуживание которой чрезвычайно дорого.

При этом Китай не очень силен в зимних Олимпийских играх, да и в целом зимние виды спорта недостаточно популярны в стране. Лучшие результаты Китая на зимних Олимпийских играх были в Турине 2006 и Ванкувере 2010, где они выиграли по 11 медалей. Вышеизложенное может поставить под сомнение смысл организации Олимпийских игр там, где нет ни плавания, ни легкой атлетики, ни настольного тенниса, где страна является мировой державой. Ответ кроется в желании китайских властей укрепить государственный имидж, в дополнение к другим потенциальным политическим выгодам [2].

Для Китая Летние Олимпийские игры 2008 года стали способом продемонстрировать миру свое развитие, процветание и спортивные достижения. Церемония открытия, проведенная на национальном стадионе в Пекине, названном «Птичье гнездо» запомнилась масштабностью и красочностью. На тех Играх больше всего медалей завоевали китайские спортсмены, а Пекин начал позиционировать себя как бренд с обновленной публичной дипломатией [3].

Традиционная публичная дипломатия заметно изменилась перед лицом глобализации. Укрепление гражданского общества, ослабление государства и утрата доверия к институтам власти сыграли важную роль в этом процессе. В результате цель публичной дипломатии стала состоять в том, чтобы завоевать умы и сердца людей путем убеждения. В современном мире нации борются за привлечение инвестиций, туристов, развитие торговли и т. д. По этой причине крайне важным для них становится то, какое представление о них может сложиться.

В Китае во время президентства Ху Цзиньтао (2003-2013 гг.) был придуман термин «мирный подъем». С его помощью Пекин посылал миру сигнал о том, что его процветание и сила не представляют угрозы. Напротив, его развитие идет на пользу сообществу наций и будет способствовать формированию гармоничной глобальной среды. Именно в этих рамках следует понимать Олимпийские игры 2008 года в Пекине, которые, казалось, были направлены на трансляцию идей мира, развития и благоденствия.

Выставленный нарратив привлекает внимание тем, что знаменует собой дистанцирование от СССР [4], который с момента своего рождения поставил перед собой цель способствовать мировой революции, которая не могла быть мирной. Процветание Китая неразрывно связано с умеренно гармоничными отношениями с миром. В целом, спорт задолго до того, как азиатский гигант смог принять у себя Олимпийские игры, был центральным элементом в налаживании отношений КНР с противниками. В книге «Дипломатия пинг-понга» Николас Гриффин объясняет, как настольный теннис сблизил Соединенные Штаты и Китай времен Мао.

В то же время с уходом Ху Цзиньтао и приходом Си Цзиньпина нарратив мирного подъема несколько изменился. Именно на 18-м съезде Коммунистической партии Китая (КПК), состоявшемся в ноябре 2012 года, черты китайской мечты были обозначены в свете двух важных памятных дат: столетия со дня основания КПК в 2021 году и столетия со дня основания КПК. Китайская мечта, по словам Си Цзиньпина, стремится вернуть КНР к исторической нормальности, той, в которой он был огромной империей. В этом смысле цели, вытекающие из китайской мечты, предполагают удвоение ВВП в 2020 году, а также доходов на душу населения в сельских и городских районах по сравнению с тем, что существовало в 2010 году.

Иными словами, если при Ху Цзиньтао Олимпиада в Пекине была нацелена на то, чтобы убедить мир в том, что подъем КНР в экономической, технологической и многих других сферах не представляет угрозы, то при Си Цзиньпине она ориентировалась на то, чтобы показать прогресс страны и упрочить лидерство Китая на международной арене. Век унижений закончился, и пришло время миру приспособиться и привыкнуть к китайскому присутствию, силе и влиянию.

МИД КНР активно работает над улучшением имиджа страны. Внутреннее название отдела пропаганды коммунистической партии Китая даже было изменено на отдел рекламы. Такие организации, как информационное агентство «Синьхуа» ранее транслировавшие правительственную пропаганду и отличавшиеся антизападными взглядами, модернизировались до такой степени, что теперь рассматриваются как надежный источник информации. То же самое можно сказать и о Центральном телевидении Китая. Конечно, все эти организации отчитываются перед отделом рекламы КПК и, следовательно, подлежат цензуре. Однако в целом трансформация, которую они претерпели, все еще значительна, и играет благоприятную роль для имиджа КНР [5].

Сегодняшний имидж Китая способен не только обезопасить его от дипломатического бойкота, но и генерировать собственные нарративы, чтобы противостоять западным СМИ.

КНР инвестирует значительные ресурсы в «мягкую силу». Она

поощряет, например, изучение своего языка через Институты Конфуция.

Глобальные индексы мягкой силы также учитывают другие аспекты, включающие управление, бизнес, торговлю, международные отношения, культуру и наследие, средства массовой информации, образование, науку, людей и ценности.

Примером могут служить именно усилия китайских властей по проведению Олимпийских игр. В 2008 году они стали возможностью для азиатской страны заявить о себе как о гостеприимной стране, открытой для диалога и сотрудничества. 100 медалей, завоеванных китайскими спортсменами в 2008 году, вызвали восхищение международного сообщества их достижениями. При этом в отличие от 2008 года, когда китайские власти должны были соблюдать условия, выдвинутые миром для проведения летних Олимпийских игр, сегодня, в 2022 году, мир отступает перед лицом китайских условий. [6]

Президент России и стратегический союзник КНР Владимир Путин присутствовал на открытии Зимних Олимпийских игр. Очевидно, что Си Цзиньпин бросает вызов Западу в тот момент, когда отношения Москвы с США и странами НАТО накалены до предела.  Материальные затраты на мероприятие, добавленные к экономической мощи и растущему влиянию КНР в мире, заставили МОК предпочесть Пекин. Спортивные состязания такого рода, несомненно, вносят весомый вклад в решение основных глобальных проблем, особенно перед лицом изоляции, распределения материальных благ и достижения устойчивого развития.

Список литературы

  1. Варфоломеев В. П. Олимпийские игры в Пекине как крупномасштабный проект: методы верификации и проблемы социально экономической эффективности / В. П. Варфоломеев, Д. Чжао. – Текст: непосредственный // Зарубежный опыт. – 2010. – № 11(176). – С. 42-46.
  2. Корчагина Е. В. Олимпийские игры как инструмент формирования имиджа страны / Е. В. Корчагина, А. В. Варнаев. – Текст: непосредственный // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2013. – № 5. – С. 190-203.
  3. Cabula M. Emerging Negative Soft Power: The Evolution of China’s Identity in the 2008 and 2022 Beijing Olympics Opening and Closing Ceremonies // The International Spectator. Italian Journal of International Affairs. – 2023. – № Vol. 58, Issue 2. – pp. 17-34.
  4. Милованова Р. В. Мегасобытие «Олимпиада-80»: информационно-пропагандистский инструментарий советской ивент-дипломатии / Р. В. Милованов. – Текст: непосредственный // Управление в современных системах. – 2016. – № 3 (10). – С. 49-57.
  5. Manzenreiter, W. The Beijing Games in the Western imagination of China: The weak power of soft power // Journal of Sport & Social Issues. — 2010. – № Vol. 58, Issue 2. – pp. 29-48.
  6. Dubinsky Y. Nation Branding, Public Diplomacy and The Dystopian Beijing 2022 Winter Olympic Games / Y. Dubinsky. – Текст: электронный // Center on Public Diplomacy: [сайт]. – URL: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/nation-branding-public-diplomacy-and-dystopian-beijing-2022-winter-olympic-games (дата обращения: 06.06.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: