УДК 327

Приоритеты российской внешней политики в Юго-Восточной Азии

Боднар Игорь Игоревич – аспирант Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

Аннотация: В статье рассмотрены перспективы развития сотрудничества России со странами Юго-Восточной Азии, проведен анализ отношений России со странами региона. Выявлены слабые стороны сотрудничества между Россией и странами АСЕАН.

Ключевые слова: Юго-Восточная Азия, АСЕАН, внешняя политика, Восточноазиатский саммит.

Юго-Восточная Азия является одним из быстро развивающихся регионов мира, имеет большой экономический потенциал, и в последние годы попала в центр внимания практически всех крупных мировых держав. Потенциал развития региона, а также географическое расположение стран Юго-Восточной Азии становится важным фактором интенсификации сотрудничества стран этого региона с крупнейшими мировыми экономиками. Традиционно, важным партнером для стран АСЕАН является Китай, в последние годы активно наращивающий инвестиционное, торговое и политическое сотрудничества с этими странами. Еще одним важным игроком в Юго-Восточной Азии в последние десятилетия становится Индия, активно продвигающая свои интересы в данном регионе. Традиционно важными партнерами для стран АСЕАН являются Япония и США, также рассматривающие данный регион, как одно из важных направлений своих внешнеполитических стратегий. Роль России в Юго-Восточной Азии до настоящего времени остается не столь значительной в силе различных обстоятельств - в первую очередь из-за медленного развития сотрудничества с региональными странами, а также отсутствия необходимого экономического потенциала для интенсификации экономического и инвестиционного сотрудничества с регионом. Тем не менее, данный регион несомненно является важным направлением российской внешней политики и представляет собой новые возможности для сотрудничества по многим направлениям.

В 2016 году исполнилось 20 лет с момента установления диалогового партнерства между странами АСЕАН и Россией. В настоящее время эти страны являются одним из важнейших партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе [1]. Этому способствует тот факт, что между странами региона и Россией не существовало политических разногласий, что давало стимул для развития взаимовыгодного сотрудничества. Кроме этого, и Россия, и страны АСЕАН стремятся модернизировать свои экономики для повышения благосостояния населения и национальной конкурентоспособности. Кроме этого, кризис в отношениях с США и Европейским Союзом дают России дополнительные стимулы для поиска новых партнеров. Развитие сотрудничества России и АСЕАН в политической сфере проходит с помощью различных механизмов взаимодействия - диалоговых партнерств, форумов, и организаций. Россия является членов Восточноазиатского саммита (ВАС), Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), АСЕАН +8 и других структур регионального сотрудничества [2]. Страны ассоциации рассматривают России в качестве политической силы, способной уравновешивать в регионе влияние других крупных игроков - в первую очередь США и Китая [3].

Сотрудничество России и АСЕАН также развивается и в экономической сфере. Создан ряд организаций, занимающихся развитием экономического сотрудничества России со странами региона. Среди них можно выделить Деловой совет Россия-АСЕАН, занимающийся оценкой перспектив экономик стран региона, анализом наиболее перспективных сфер для экономического сотрудничества, организацией деловых встреч и бизнес форумов, а также привлечением инвестиций из данного региона. Важнейшим партнером России в Юго-Восточной Азии является Вьетнам, еще со времен СССР традиционно имеющий с нашей страной крепкие политические и экономические связи. Отношения России и Вьетнама обозначены как “Всеобъемлющее стратегическое партнерство”, что подчеркивает важность двустороннего сотрудничества между двумя странами. Важным шагом стало создание зоны свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам, что открывает возможности для увеличения товарооборота между двумя странами. Традиционно сильной стороной российских связей с Вьетнамом является экспорт вооружений и продукции оборонного-промышленного комплекса. Активно развивается сотрудничество в сфере ядерной энергетики.

Тем не менее, потенциал экономического сотрудничества между Россией и АСЕАН до настоящего времени является не полностью реализованным. Сильными сторонами России в экономических отношениях со странами региона являются традиционно сильные для российской экономики сферы - нефтегазовая промышленность, ядерная энергетика и оборонно-промышленный комплекс. В тоже время наблюдается недостаток сотрудничества в таких сферах как высокотехнологичное производство, развитие наукоемких отраслей промышленности. Достаточно слабо развито инвестиционное сотрудничество - Россия и АСЕАН не входят в десятку крупнейших инвесторов в экономики друг друга. Введение санкций в отношении России затрудняет сотрудничество в области высоких технологий, финансов и инвестиций, а также создает угрозу и для уже развитых сфер, например для экспорта российских углеводородов в страны Юго-Восточной Азии.

В заключение, представляется возможным сделать несколько выводов:

  1. Юго-Восточная Азия является быстроразвивающимся регионом, имеющий огромный экономический потенциал. Внимание в развитию связей и присутствия в регионе уже проявили все крупнейшие экономики мира, в первую очередь США и Китай. Для России сотрудничество со странами региона является важным внешнеполитическим приоритетом, особенно с учетом резкого ухудшения отношений со странами запада и введением различных санкций против российской экономики.
  2. Отношения России со странами АСЕАН в последние десятилетия развиваются через деятельность различных политических и экономических институтов, формирующих базу для расширения сотрудничества.
  3. Вьетнам остается основным партнером России в регионе. Экономический потенциал сотрудничества со странами АСЕАН остается не полностью реализованным, существует необходимость наращивания сотрудничества в инвестиционной сфере, а также высокотехнологичных отраслях экономики.

Список литературы

  1. Задорина, А.М. Перспективы расширения партнерства Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Асеан) в политике, экономике и обеспечении безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. №2
  2. Мариан В.П., Синицын А.Ю. Россий-АСЕАН - 20 лет сотрудничества // Власть. 2017. №2.
  3. Пахомов А.А., Багдасарян К.М. Возможности сближения между евразийским экономическим Союзом и ассоциацией стран Юго-Восточной Азии // Вестник университета. 2017.

Интересная статья? Поделись ей с другими: