УДК 37.011

Формирование цифровых компетенций студентов университета

Владимирова Елена Сергеевна – старший преподаватель Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье обоснована сущность цифровизации образования как базирующейся на использовании в образовательном процессе цифровых компьютерных технологий. Содержание цифровой компетентности обосновано с учетом того, что она включает критическое и ответственное использование цифровых технологий и взаимодействие с ними в ходе обучения, работы и жизни в социуме. Охарактеризованные цифровые технологии выдвигают на первый план вопрос о формировании цифровых компетенций, необходимых для системной модернизации образования. Определено содержание цифровых компетенций, новейших специальностей и цифровых профессий.

Abstract: The article substantiates the essence of digitalization of education as based on the use of digital computer technologies in the educational process. The content of digital competence is justified considering that it includes critical and responsible use of digital technologies and interaction with them while learning, working and living in society. The characterized digital technologies bring the issue of formation of digital competencies necessary for systemic modernization of education to the forefront. The content of digital competencies, newest specialties and digital professions are defined.

Ключевые слова: цифровое образование, цифровые компетенции, цифровые профессии, цифровые компьютерные технологии.

Keywords: digital education, digital competences, digital professions, digital computer technologies.

Становление цифрового образования обусловлено развитием технологий, способствующих трансформации образовательной системы, созданию виртуально-реальных связей между образованием, наукой, обществом и инновациями. Именно цифровое образование способствует эффективному сотрудничеству большого количества преподавателей и студентов в области получения новых знаний, приобретения цифровых компетенций. Цифровое образование делает эффективным и прозрачным образовательный процесс, предлагает новые инструменты для научно-образовательного сотрудничества. Цифровое образование предполагает радикальную трансформацию методологии предоставления образовательных услуг за счет интеграции технологии ИКТ в образовательный процесс тем самым продуцируя цифровые компетенции [1]. Происходящие сегодня процессы позволяют ставить на повестку дня вопрос о становлении новой модели образования, где доминирующее значение приобретают отношения по обработке, хранению, передачи и использования растущего объема данных, ускоряющих инновацию и цифровизацию экономики страны.

Цифровое образование – образование, которое обеспечивает инновационные возможности коммуникаций, обмен знаниями, идеями и опытом между преподавателем и студентом путем использования цифровых компьютерных технологий [2]. Цифровизация образования – это не тренд, а способ развития, прогресса и перехода на новый цивилизационный этап в высшей школе. Содержание и цель, которую преследуют реформаторы в ходе цифровизации образования, заключается в применении программного обеспечения и ИТ-решений, которые сделают обучение более качественным и интересным, проживание в городах – более комфортным, ведение бизнеса – более легким и выведут на качественно новый уровень взаимодействия. Цифровизация образования позволяет интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость и качество восприятия, понимания и усвоения знаний. Цифровизация образования уже меняет традиционную систему образования в направлении формирования ее нового качества. Это проявляется в следующем:

  • увеличивается количество виртуальных образовательных площадок;
  • вузу необязательно быть большим, чтобы успешно конкурировать;
  • один и тот же электронный ресурс может быть использован много раз для предоставления различных по содержанию образовательных услуг;
  • внедрение новых технологий в образование и цифровых образовательных платформ для предоставления услуг.

Образовательные цифровые технологии позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным, интересным и насыщенным. При этом образовательные новейшие технологии не заменяют преподавателя, а дополняют его. Таким занятиям присущи адаптивность, управляемость, интерактивность, сочетание индивидуальной и групповой работы, временная неограниченность обучения. Образовательные цифровые технологии открывают перед преподавателем новые возможности, дают возможность вместе со студентами получать удовольствие от общения и познания в ходе обучения. Образовательные технологии позволяют преподавателю автоматизировать большую часть своей работы, высвобождая человеческий ресурс на поиск, общение, индивидуальную работу студентами, которые позволяют получить мгновенную обратную связь, улучшают эффективность управления учебным и исследовательским процессами и образованием в целом.

Цифровая компетенция имеет ряд структурных составляющих, которыми должен обладать и уметь оперировать индивидуум в результате успешной реализации на практике цифрового образования.

Цифровая компетентность включает в себя уверенное, критическое и ответственное использование и взаимодействие с цифровыми технологиями для обучения, работы и участия в обществе. Индивидуумы должны понимать, как цифровые технологии могут поддерживать коммуникацию, творчество и инновационность, осознавать их возможности, ограничения, последствия и риски. Лица, обладающие цифровыми компетенциями, должны понимать общие принципы, механизмы и логику, которые лежат в основе цифровых развивающихся технологий, а также знать основы функционирования и использования различных устройств, программ и сетей [3].

Среди современных «цифровых» профессий, актуальных и запрашиваемых на мировом рынке труда в ведущих странах мира, следует назвать следующие: оператор дронов, консультант по роботам, инженер солнечных электростанций, специалист по солнечным технологиям, консультант по цифровой валюте, инженер по 3D-печати, механик электромобилей, проектировщик медицинских роботов, аналитик дорожных данных, аналитик автотранспорта, дизайнер геймификации, персональный web-менеджер, вирусный аналитик, аэробиолог, менеджер в сфере больших данных, специалист по обслуживанию людей серебряного возраста, экодизайнер, цифровой мемуарист, архитектор виртуальной реальности, цифровой библиотекарь.

Ключевые изменения в современном образовательном пространстве предусматривают объединение ресурсов для реализации совместных проектов, создание научно-образовательных on-line платформ, выстраивание персонифицированных образовательных траекторий, развитие уровневой системы тематических модулей [4].

Цифровизация образования позволяет увеличить виртуальную мобильность студентов. В итоге отметим, что цифровое образование является акселератором социально-экономической жизни общества в современном мире. Однако в этом деле не должно быть пауз и парадоксов. Прагматизм организационного и институционального действия вместе с социальной ответственностью должны быть в основе институционального обеспечения цифровых компетенций в сфере высшего образования.

Список литературы

  1. Бабкина А.В. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы. Санкт-Петербург: Политехн. ун-т, 2017. - 807 с.
  2. Емельянченко, Я. В. Некоторые аспекты формирования цифровых компетенций у студентов университета / Я. В. Емельянченко // Актуальные проблемы профессионального образования в республике беларусь и за рубежом: материалы X Международной научно-практической конференции, Витебск, 16 декабря 2022 года / Витебский филиал Международного университета «МИТСО». – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. – С. 90-92. – EDN JFTAZJ.
  3. Кальницкая, И. В. Формирование цифровых компетенций студентов в рамках учебной дисциплины / И. В. Кальницкая, О. В. Максимочкина // Инновации в образовании. – 2022. – № 10. – С. 85-95. – EDN SMHEFU.
  4. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования / В.П. Куприяновский и др. International Journal of Open Information 2017. - Vol. 5. - № 1. - С. 19-25.

Интересная статья? Поделись ей с другими: