УДК 378.14

О формировании профессиональных компетенций будущих учителей-словесников

Бовт Елизавета Эдуардовна – аспирант Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущих учителей-словесников. Профессиональные компетенции трактуется как качество личности, особо значимое для учителя-словесника, как его способность осуществлять речевую коммуникацию в рамках профессиональной сферы.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональная подготовка, компетентностный подход, студенты – будущие учителя русского языка и литературы.

Значительные изменения в государственной образовательной политике отраженны в Национальной доктрине образования РФ (2000–2025 гг.), а также в целях и задачах, «Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года». Выше перечисленные документы легли в основу формирования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, ориентирующих в поиске новых подходов к развитию и воспитанию подрастающего поколения. ФГОС высшего профессионального образования направлены на обеспечение перехода от ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных социокультурных условиях, на кардинальные изменения в системе средней и высшей школы.

Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будет положен компетентностный подход [5].

Теоретические характеристики компетентностного подхода в образовании отражены в исследованиях А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, В.В. Краевского, В.В. Серикова, А.В. Хуторской и др.

Концептуальная идея компетентностного подхода состоит в разработке ключевых компетенций, вбирающих в себя профессиональные, личностные, социальные, гуманитарные сферы, позволяющие выпускнику высшей школы решать множество практических, исследовательских и личностных проблем.

Социальное значение качественной профессиональной подготовки будущего учителя-словесника, необходимость разработки и обоснования концепции и компетентностной модели профессиональной подготовки, актуализировали выбор проблемы исследования.

Профессиональная подготовка будущего учителя-словесника рассматривается в органическом единстве педагогического и филологического образования. Мы исходили из того, что филология необходима всем, является основой любой культуры, высшей формой гуманитарного образования. Будущий учитель русского языка и литературы получает соответствующую квалификацию в университете, не только овладевая теоретическими конструктами языка для реализации языкового поведения в процессе общения. Настоящего специалиста отличает культурная чувственность, осознавая при этом собственную причастность к определенной социокультурной, этнической общности. Изучая язык, реципиент лингвистического опыта приобретает новый комплекс ценностных ориентиров ее носителей.

Филологическое образование в системе профессиональной подготовки будущего учителя-словесника выполняет гуманитарно-гностическую, рефлексивную, личностно-развивающую функции.

Гуманитарно-гностическая функция направлена на формирование у будущего специалиста: активного познавательного интереса к родной культуре в процессе овладения содержанием профессиональной подготовки; умений твердо использовать полученные знания для решения этических и социальных проблем в процессе конструктивного сотрудничества с носителями разных этнических и других культурных ценностей. Рефлексия ориентирована на восприятие и осознание важности культурного разнообразия для развития личности, формирование этических представлений и оценок, а также создание условий для превращения их в устойчивые убеждения и навыки конструктивного гуманного поведения [3]. В процессе реализации личностно-развивающей функции филологического образования выявляется и приобретает дальнейшее развитие интерес человека к самому себе, системе ценностей, потребностей, установок, направленных на осознание себя как личности.

В результате освоения основной образовательной программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата. Профессиональные компетенции определяются ВУЗом самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников [5].

Среди профессиональных компетенций определенных ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки (профиль: Русский язык и литература)) можно указать следующие:

ПК-1 – способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и применения современных образовательных технологий;

ПК-2 – способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

ПК-3 – способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса;

ПК-4 – способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности;

ПК-5 – способен участвовать в проектировании предметной среды образовательной программы.

Бударина А.О., Гущина Г.А., Торпакова Е.А. отмечают значимость формирования компетенции исторического комментирования у студентов – будущих учителей русского язык и литературы, которое представляет собой важное средство решения задач их подготовки, поскольку позволяет объяснять современные языковые факты, понятия, закономерности при помощи установления их диахронических свойств [2].

В свою очередь Бирюкова О.И. особое внимание уделяет формированию литературоведческой компетенции студентов-филологов в аспекте интегрирования развивающего и информационно-технологичного обучения, что соответствует требованиям ФГОС к компетенциям будущих учителей. С развитием цифровых технологий расширяются возможности практического изучения теоретических аспектов художественного произведения, что повышает степень эффективности работы студентов-филологов с литературным материалом, мотивирует их желание постигать глубину авторского содержания, формирует литературоведческую компетенцию как одну из составляющих профессиональной деятельности будущего учителя-словесника [1].

Храброва В.Е. для формирования творческой активности и профессиональных компетенций студентов – будущих учителей русского языка и литературы отводит особое внимание лабораторно-практическим занятиям по методике обучения литературе на примере моделирования урока изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа. Представленный вид занятий способствует формированию инициативности будущих педагогов, развитию творческого подхода и самостоятельности в выборе темы урока, содержания учебного материала, методов и приемов работы, позитивно влияет на профессиональное становление будущих учителей-словесников [4].

Таким образом, в контексте исследования проблемы считаем целесообразным отметить необходимость качественно измерять компетенции у будущих учителей-словесников. По помощи дескриптивной шкалы мы определили уровни сформированности профессиональных компетенций будущих учителей-словесников.

Творческий (высокий) уровень характеризуется целостностью и полнотой сформированности у выпускника всех компетенций; устойчивым интересом к научно-педагогической деятельности, сформированными ценностными мотивами поведения, развитыми личностными качествами; прочностью соответствующих мировоззренческих убеждений, активным проявлением стойкой потребности и стремления к совершенствованию; способностью твердо решать задачи профессиональной деятельности; высоким уровнем развитости рефлексивного мышления и способности к критической и адекватной оценки собственного поведения.

Продуктивный (достаточный) уровень характеризуется сформированностью у будущих учителей-словесников компонентов профессиональной компетентности; сформированная система умений решать задачи и анализировать педагогические ситуации с предпочтением реконструктивного, а не творческого характера деятельности. Будущие учителя отличаются умениями осуществлять самоконтроль и давать адекватную самооценку деятельности, требующей побуждений к самосовершенствованию. Выявляется внутренняя мотивация к научно-педагогической деятельности. Продуктивный уровень сформированности профессиональных компетенций проявляется в выполнении коммуникативных задач, самостоятельном выборе наиболее оптимальных средств общения, способности к организации обучения учащихся. Студенты, отнесенные к этому уровню, обладают достаточно развитыми способностями, что позволяет им качественно решать основные задачи профессиональной педагогической деятельности.

Репродуктивный уровень характеризуется сформированностью у будущих учителей-словесников большинства компетенций в составе профессиональных, однако потребность и стремление к их постоянному совершенствованию неустойчивы, или скрыты. Имеющиеся профессионально-предметные знания репродуктивного характера, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера. Наблюдается пассивность при использовании знаний в процессе решения сложных педагогических и методических ситуаций. Для этого уровня характерно слабое рефлексивное мышление, недостаточно выраженный интерес к профессиональной педагогической деятельности. В целом выпускники проявляют способность к удовлетворительному выполнению задач профессиональной педагогической деятельности.

Базовый уровень сформированности профессиональных компетенций характеризует будущих учителей-словесников, отличающихся недостаточной сформированностью отдельных компетенций. Потребность и стремление к их постоянного совершенствования скрыты или характеризуются явным нежеланием. Отсутствует мотивация по совершенствованию и развитию необходимых профессионально значимых качеств учителя. Наличие предметных знаний репродуктивного характера, ограниченность педагогической эрудиции. Будущие учителя-словесники характеризуются пассивным использованием знаний в процессе решения педагогических задач, неумениями их применять в процессе решения сложных педагогических ситуаций. Для этого уровня характерны неразвитость рефлексивного мышления, неадекватная самооценка своего поведения в отдельных педагогических ситуациях. Репродуктивный уровень характеризуется слабо выраженным познавательным интересом к профессиональной педагогической деятельности, неумением использовать предметные знания в речевых ситуациях, несовершенными коммуникативными способностями.

Начальный уровень характеризуется недостаточной сформированностью большинства профессиональных компетенций, отсутствием потребности и желания их совершенствовать. Для этого уровня характерной является неразвитость рефлексивного мышления, неадекватная самооценка своего педагогического и языкового поведения. Отсутствует мотивация к профессиональной педагогической деятельности. Профессиональные и индивидуальные способности развиты недостаточно для постоянного эффективного решения задач профессиональной педагогической деятельности.

Следовательно, организация профессиональной подготовки будущих учителей-словесников к принятию профессиональных решений, постоянно усложняющихся профессиональных задач, разработанных на основе компетентностного подхода, позволяет поднять педагогическое образование на качественно новый уровень, обеспечивающий профессиональную компетентность будущих специалистов.

Список литературы

  1. Бирюкова, О. И. Информационно-образовательные ресурсы в формировании литературоведческой компетенции студентов-филологов / О. И. Бирюкова // Гуманитарные науки и образование. – 2022. – Т. 13, № 4(52). – С. 7-12.
  2. Бударина, А. О. Формирование компетенции исторического комментирования у студентов - будущих учителей русского языка и литературы / А. О. Бударина, Г. А. Гущина, Е. А. Торпакова // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 4(52). – С. 160-174.
  3. Олесова, А. П. Проект урока как фактор формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих учителей-словесников / А. П. Олесова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 185.
  4. Храброва, В. Е. Лабораторно-практические занятия по методике обучения литературе: моделирование уроков изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа / В. Е. Храброва // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 8, № 3. – С. 328-335.
  5. Федеральный государственный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf.

Интересная статья? Поделись ей с другими: