УДК 378.14
О формировании профессиональных компетенций будущих учителей-словесников
Бовт Елизавета Эдуардовна – аспирант Севастопольского государственного университета.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущих учителей-словесников. Профессиональные компетенции трактуется как качество личности, особо значимое для учителя-словесника, как его способность осуществлять речевую коммуникацию в рамках профессиональной сферы.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональная подготовка, компетентностный подход, студенты – будущие учителя русского языка и литературы.
Значительные изменения в государственной образовательной политике отраженны в Национальной доктрине образования РФ (2000–2025 гг.), а также в целях и задачах, «Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года». Выше перечисленные документы легли в основу формирования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, ориентирующих в поиске новых подходов к развитию и воспитанию подрастающего поколения. ФГОС высшего профессионального образования направлены на обеспечение перехода от ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных социокультурных условиях, на кардинальные изменения в системе средней и высшей школы.
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будет положен компетентностный подход [5].
Теоретические характеристики компетентностного подхода в образовании отражены в исследованиях А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, В.В. Краевского, В.В. Серикова, А.В. Хуторской и др.
Концептуальная идея компетентностного подхода состоит в разработке ключевых компетенций, вбирающих в себя профессиональные, личностные, социальные, гуманитарные сферы, позволяющие выпускнику высшей школы решать множество практических, исследовательских и личностных проблем.
Социальное значение качественной профессиональной подготовки будущего учителя-словесника, необходимость разработки и обоснования концепции и компетентностной модели профессиональной подготовки, актуализировали выбор проблемы исследования.
Профессиональная подготовка будущего учителя-словесника рассматривается в органическом единстве педагогического и филологического образования. Мы исходили из того, что филология необходима всем, является основой любой культуры, высшей формой гуманитарного образования. Будущий учитель русского языка и литературы получает соответствующую квалификацию в университете, не только овладевая теоретическими конструктами языка для реализации языкового поведения в процессе общения. Настоящего специалиста отличает культурная чувственность, осознавая при этом собственную причастность к определенной социокультурной, этнической общности. Изучая язык, реципиент лингвистического опыта приобретает новый комплекс ценностных ориентиров ее носителей.
Филологическое образование в системе профессиональной подготовки будущего учителя-словесника выполняет гуманитарно-гностическую, рефлексивную, личностно-развивающую функции.
Гуманитарно-гностическая функция направлена на формирование у будущего специалиста: активного познавательного интереса к родной культуре в процессе овладения содержанием профессиональной подготовки; умений твердо использовать полученные знания для решения этических и социальных проблем в процессе конструктивного сотрудничества с носителями разных этнических и других культурных ценностей. Рефлексия ориентирована на восприятие и осознание важности культурного разнообразия для развития личности, формирование этических представлений и оценок, а также создание условий для превращения их в устойчивые убеждения и навыки конструктивного гуманного поведения [3]. В процессе реализации личностно-развивающей функции филологического образования выявляется и приобретает дальнейшее развитие интерес человека к самому себе, системе ценностей, потребностей, установок, направленных на осознание себя как личности.
В результате освоения основной образовательной программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата. Профессиональные компетенции определяются ВУЗом самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников [5].
Среди профессиональных компетенций определенных ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки (профиль: Русский язык и литература)) можно указать следующие:
ПК-1 – способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и применения современных образовательных технологий;
ПК-2 – способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;
ПК-3 – способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса;
ПК-4 – способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности;
ПК-5 – способен участвовать в проектировании предметной среды образовательной программы.
Бударина А.О., Гущина Г.А., Торпакова Е.А. отмечают значимость формирования компетенции исторического комментирования у студентов – будущих учителей русского язык и литературы, которое представляет собой важное средство решения задач их подготовки, поскольку позволяет объяснять современные языковые факты, понятия, закономерности при помощи установления их диахронических свойств [2].
В свою очередь Бирюкова О.И. особое внимание уделяет формированию литературоведческой компетенции студентов-филологов в аспекте интегрирования развивающего и информационно-технологичного обучения, что соответствует требованиям ФГОС к компетенциям будущих учителей. С развитием цифровых технологий расширяются возможности практического изучения теоретических аспектов художественного произведения, что повышает степень эффективности работы студентов-филологов с литературным материалом, мотивирует их желание постигать глубину авторского содержания, формирует литературоведческую компетенцию как одну из составляющих профессиональной деятельности будущего учителя-словесника [1].
Храброва В.Е. для формирования творческой активности и профессиональных компетенций студентов – будущих учителей русского языка и литературы отводит особое внимание лабораторно-практическим занятиям по методике обучения литературе на примере моделирования урока изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа. Представленный вид занятий способствует формированию инициативности будущих педагогов, развитию творческого подхода и самостоятельности в выборе темы урока, содержания учебного материала, методов и приемов работы, позитивно влияет на профессиональное становление будущих учителей-словесников [4].
Таким образом, в контексте исследования проблемы считаем целесообразным отметить необходимость качественно измерять компетенции у будущих учителей-словесников. По помощи дескриптивной шкалы мы определили уровни сформированности профессиональных компетенций будущих учителей-словесников.
Творческий (высокий) уровень характеризуется целостностью и полнотой сформированности у выпускника всех компетенций; устойчивым интересом к научно-педагогической деятельности, сформированными ценностными мотивами поведения, развитыми личностными качествами; прочностью соответствующих мировоззренческих убеждений, активным проявлением стойкой потребности и стремления к совершенствованию; способностью твердо решать задачи профессиональной деятельности; высоким уровнем развитости рефлексивного мышления и способности к критической и адекватной оценки собственного поведения.
Продуктивный (достаточный) уровень характеризуется сформированностью у будущих учителей-словесников компонентов профессиональной компетентности; сформированная система умений решать задачи и анализировать педагогические ситуации с предпочтением реконструктивного, а не творческого характера деятельности. Будущие учителя отличаются умениями осуществлять самоконтроль и давать адекватную самооценку деятельности, требующей побуждений к самосовершенствованию. Выявляется внутренняя мотивация к научно-педагогической деятельности. Продуктивный уровень сформированности профессиональных компетенций проявляется в выполнении коммуникативных задач, самостоятельном выборе наиболее оптимальных средств общения, способности к организации обучения учащихся. Студенты, отнесенные к этому уровню, обладают достаточно развитыми способностями, что позволяет им качественно решать основные задачи профессиональной педагогической деятельности.
Репродуктивный уровень характеризуется сформированностью у будущих учителей-словесников большинства компетенций в составе профессиональных, однако потребность и стремление к их постоянному совершенствованию неустойчивы, или скрыты. Имеющиеся профессионально-предметные знания репродуктивного характера, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера. Наблюдается пассивность при использовании знаний в процессе решения сложных педагогических и методических ситуаций. Для этого уровня характерно слабое рефлексивное мышление, недостаточно выраженный интерес к профессиональной педагогической деятельности. В целом выпускники проявляют способность к удовлетворительному выполнению задач профессиональной педагогической деятельности.
Базовый уровень сформированности профессиональных компетенций характеризует будущих учителей-словесников, отличающихся недостаточной сформированностью отдельных компетенций. Потребность и стремление к их постоянного совершенствования скрыты или характеризуются явным нежеланием. Отсутствует мотивация по совершенствованию и развитию необходимых профессионально значимых качеств учителя. Наличие предметных знаний репродуктивного характера, ограниченность педагогической эрудиции. Будущие учителя-словесники характеризуются пассивным использованием знаний в процессе решения педагогических задач, неумениями их применять в процессе решения сложных педагогических ситуаций. Для этого уровня характерны неразвитость рефлексивного мышления, неадекватная самооценка своего поведения в отдельных педагогических ситуациях. Репродуктивный уровень характеризуется слабо выраженным познавательным интересом к профессиональной педагогической деятельности, неумением использовать предметные знания в речевых ситуациях, несовершенными коммуникативными способностями.
Начальный уровень характеризуется недостаточной сформированностью большинства профессиональных компетенций, отсутствием потребности и желания их совершенствовать. Для этого уровня характерной является неразвитость рефлексивного мышления, неадекватная самооценка своего педагогического и языкового поведения. Отсутствует мотивация к профессиональной педагогической деятельности. Профессиональные и индивидуальные способности развиты недостаточно для постоянного эффективного решения задач профессиональной педагогической деятельности.
Следовательно, организация профессиональной подготовки будущих учителей-словесников к принятию профессиональных решений, постоянно усложняющихся профессиональных задач, разработанных на основе компетентностного подхода, позволяет поднять педагогическое образование на качественно новый уровень, обеспечивающий профессиональную компетентность будущих специалистов.
Список литературы
- Бирюкова, О. И. Информационно-образовательные ресурсы в формировании литературоведческой компетенции студентов-филологов / О. И. Бирюкова // Гуманитарные науки и образование. – 2022. – Т. 13, № 4(52). – С. 7-12.
- Бударина, А. О. Формирование компетенции исторического комментирования у студентов - будущих учителей русского языка и литературы / А. О. Бударина, Г. А. Гущина, Е. А. Торпакова // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 4(52). – С. 160-174.
- Олесова, А. П. Проект урока как фактор формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих учителей-словесников / А. П. Олесова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 185.
- Храброва, В. Е. Лабораторно-практические занятия по методике обучения литературе: моделирование уроков изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа / В. Е. Храброва // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 8, № 3. – С. 328-335.
- Федеральный государственный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf.