УДК 378

Методика диагностики мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования

Курдубова Варвара Вениаминовна – старший преподаватель кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Шахвердова Елена Олеговна – доцент кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Аннотация: В статье представлена методика оценивания мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования. В качестве шкал опросника предложены основные мотивы обучающихся, выделенные авторами.

Ключевые слова: военная образовательная организация, курсанты, мотив, мотивация, мотивационные потенциал.

В предлагаемой статье представлены результаты изучения мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования (ВООВО РФ) в условиях современной образовательной ситуации. Работа является продолжением исследований авторов в данной области. Ранее, в работе [1], было определено смысловое содержание используемых в рамках исследования основных терминов: мотивационный потенциал (степень сформированности мотивации) [1, с.1240], мотивация (совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности) [3, с.88], мотив (сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием) [2, c.344]. В этой же статье был описан педагогический эксперимент, целью которого являлась разработка педагогического инструментария для диагностики мотивационного потенциала обучающихся ВООВО РФ (курсантов). Педагогический эксперимент осуществлялся по этапам, представленным ниже.

  1. «Подготовка» (констатирующий эксперимент, цель которого – выявление основных мотивов обучающихся к поступлению в военную образовательную организацию).
  2. «Разработка» (разработка методики оценивания мотивационного потенциала курсантов). Описанию результатов этого этапа посвящена данная статья.
  3. «Внедрение» и «Рефлексия» (апробация разработанной методики; анализ результатов и оценка качества инструментов педагогической диагностики), описание данных этапов эксперимента планируется представить в следующей статье авторов.

Результаты этапа «Подготовка» позволили дифференцированно выявить основные учебные мотивы к учебной деятельности для поступающих на обучение (абитуриенты) и для осваивающих образовательную программу (курсанты)) [1, c.1246] (Таблица 1).

Таблица 1. Основные мотивы обучающихся военных образовательных организаций высшего образования (по результатам констатирующего эксперимента).

Мотивы
(абитуриент)

Мотив
(курсант)

  • «воинская честь и долг»;
  • династический;
  • получение специальности;
  • престиж и комфорт;
  • самосовершенствование.

 

  • «воинская честь и долг»;
  • династический;
  • получение специальности;
  • престиж и комфорт;
  • самосовершенствование;
  • «воинское братство»

Выявленные мотивы позволили определить модель шкал опросника для измерения мотивационного потенциала – в качестве шкал были определены выделенные авторами основные мотивы обучающихся (представлены в Таблице 1).

Таким образом, полученные результаты подготовительного этапа эксперимента позволили перейти к следующему этапу – этапу разработки методики педагогической диагностики мотивационного потенциала обучающихся ВООВО РФ, в основу которых положен учет специфики военно-профессиональной подготовки (совмещение образовательного процесса и военной службы).

Методика диагностики мотивационного потенциала обучающегося военной образовательной организации высшего образования

Цель и содержание

Целью методики является получение оценки мотивационного потенциала обучающегося; определение степени сформированности каждого отдельного мотива к учебной деятельности; выявление влияния внутренней и внешней мотивации к учебной деятельности на мотивационный потенциал.

Методика содержит описание инструментария диагностики и процедуры анкетирования; рекомендации для обработки результатов.

Инструментарий диагностики

Инструментарий диагностики – опросный лист – представлен в двух формах: в форме печатного опросного листа и программного продукта, реализованного средствами Яндекс Тест. В обеих формах в опроснике присутствует вводная, основная, заключительная части.

Вводная часть опросного листа содержит обращение к респонденту с объяснением цели диагностики и техники заполнения анкеты, заключительная – содержит выражение благодарности за сотрудничество.

Основная часть опросного листа содержит утверждения, относительно которых респонденту предлагается выразить согласие или несогласие (выбрать один из ответов «да» / «нет»). При ответе обязателен выбор только одного варианта из двух предлагаемых.

Разработаны две модификации опросного листа – одна для оценки учебной мотивации абитуриентов, поступающих в ВООВО РФ; другая – для курсантов, осваивающих образовательную программу. Опросный лист для оценки учебной мотивации абитуриентов содержит 20 утверждений, опросный лист для оценки учебной мотивации курсантов – 24 утверждения.

Опросный лист для оценки учебной мотивации обучающихся (абитуриентов и курсантов) ВООВО РФ представлен ниже, на Рисунке 1.

Анкетирование

Опрос методом анкетирования может проводиться в двух форматах: посредством заполнения опросного листа, либо on-line тестированием. Респонденту предлагается выразить согласие с предлагаемыми утверждениями (да/нет). Средняя продолжительность заполнения опросного листа – 10 минут, on-line тестирования – 15 минут.

Рекомендации для обработки результатов

В результате анкетирования эмпирические данные, предназначенные для статистической обработки, представляются в количественном виде. Эти данные позволяют сформировать электронную базу эмпирических данных для последующего статистического анализа.

Результаты ответов респондентов позволяют получить количественную оценку сформированности каждого из выделенных мотивов к учебной деятельности, для этого следует вычислить количество утверждений, относительно которых респондент выразил свое согласие. В таблице 2 представлено соответствие номеров утверждений опросного листа обучающихся с отдельными мотивами.

Таблица 2. Соответствие номеров утверждений опросного листа для диагностики мотивационного потенциала обучающихся с выделенными мотивами.

Мотивы
(абитуриент)


утверждения

Мотив
(курсант)


утверждения

1. «воинская честь и долг»;

2. династический;

3. получение специальности;

4. престиж и комфорт;

5. самосовершенствование.

1-4

5-8

9-12

 

13-16

17-20

1. «воинская честь и долг»;

2. династический;

3. получение специальности;

4. престиж и комфорт;

5. самосовершенствование;

6. «воинское братство».

1-4

5-8

9-12

 

13-16

17-20

20-24

Для определения степени влияния отдельного мотива на сформированность мотивационного потенциала вычисляется количество утверждений, относящееся к изучаемому мотиву, относительно которых респондент выразил свое согласие. Чем выше полученные значения, тем более выражено влияние данного мотива на сформированность мотивационного потенциала. Количество утвердительных ответов – 0-4.

Для определения влияния внутренней мотивации на сформированность мотивационного потенциала респондента следует определить количество утвердительных ответов на вопросы 1,2,5,6,9,10,13,14,17,18 – для абитуриента и 1,2,5,6,9,10,13,14,17,18,21,22 – для курсанта. Для абитуриента количество утвердительных ответов, свидетельствующих о влиянии внутренней мотивации – 0-10; для курсанта – 0-12.

Для определения влияния внешней мотивации на сформированность мотивационного потенциала следует сосчитать количество утвердительных ответов на вопросы 3,4,7,8,11,12,15,16,19,20 – для абитуриента и 3,4,7,8,11,12,15,16,19,20,23,24 – курсанта. Для абитуриента количество утвердительных ответов, свидетельствующих о влиянии внешней мотивации – 0-10; для курсанта – 0-12.

Для получения оценки мотивационного потенциала респондента следует вычислить количество утверждений, относительно которых респондент выразил свое согласие. Для абитуриента количество утвердительных ответов 0-20; для курсанта – 0-24.

1

Рисунок 1. Опросный лист для диагностики мотивационного потенциала обучающихся военной образовательной организации высшего образования (модификации «абитуриент» и «курсант»).

Заключение

В данной статье представлена методика диагностики мотивационного потенциала обучающихся военной образовательной организации высшего образования, позволяющая получить оценки мотивационного потенциала обучающегося, определить степень сформированности мотивов обучающегося к учебной деятельности, выявить степень влияния внутренней и внешней мотивации на формирование мотивационного потенциала. Предложенная методика может быть использована в образовательном процессе в военных образовательных организациях высшего образования и служить основой повышения эффективности обучения.

Список литературы

  1. Жукова Л.А., Курдубова В.В., Шахвердова Е.О. Педагогическая диагностика мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования //Научный аспект. 2023. Т. 10. № 5. С. 1239-1248.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. – 176 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: