УДК 378
Методика диагностики мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования
Курдубова Варвара Вениаминовна – старший преподаватель кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.
Шахвердова Елена Олеговна – доцент кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.
Аннотация: В статье представлена методика оценивания мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования. В качестве шкал опросника предложены основные мотивы обучающихся, выделенные авторами.
Ключевые слова: военная образовательная организация, курсанты, мотив, мотивация, мотивационные потенциал.
В предлагаемой статье представлены результаты изучения мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования (ВООВО РФ) в условиях современной образовательной ситуации. Работа является продолжением исследований авторов в данной области. Ранее, в работе [1], было определено смысловое содержание используемых в рамках исследования основных терминов: мотивационный потенциал (степень сформированности мотивации) [1, с.1240], мотивация (совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности) [3, с.88], мотив (сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием) [2, c.344]. В этой же статье был описан педагогический эксперимент, целью которого являлась разработка педагогического инструментария для диагностики мотивационного потенциала обучающихся ВООВО РФ (курсантов). Педагогический эксперимент осуществлялся по этапам, представленным ниже.
- «Подготовка» (констатирующий эксперимент, цель которого – выявление основных мотивов обучающихся к поступлению в военную образовательную организацию).
- «Разработка» (разработка методики оценивания мотивационного потенциала курсантов). Описанию результатов этого этапа посвящена данная статья.
- «Внедрение» и «Рефлексия» (апробация разработанной методики; анализ результатов и оценка качества инструментов педагогической диагностики), описание данных этапов эксперимента планируется представить в следующей статье авторов.
Результаты этапа «Подготовка» позволили дифференцированно выявить основные учебные мотивы к учебной деятельности для поступающих на обучение (абитуриенты) и для осваивающих образовательную программу (курсанты)) [1, c.1246] (Таблица 1).
Таблица 1. Основные мотивы обучающихся военных образовательных организаций высшего образования (по результатам констатирующего эксперимента).
Мотивы |
Мотив |
|
|
Выявленные мотивы позволили определить модель шкал опросника для измерения мотивационного потенциала – в качестве шкал были определены выделенные авторами основные мотивы обучающихся (представлены в Таблице 1).
Таким образом, полученные результаты подготовительного этапа эксперимента позволили перейти к следующему этапу – этапу разработки методики педагогической диагностики мотивационного потенциала обучающихся ВООВО РФ, в основу которых положен учет специфики военно-профессиональной подготовки (совмещение образовательного процесса и военной службы).
Методика диагностики мотивационного потенциала обучающегося военной образовательной организации высшего образования
Цель и содержание
Целью методики является получение оценки мотивационного потенциала обучающегося; определение степени сформированности каждого отдельного мотива к учебной деятельности; выявление влияния внутренней и внешней мотивации к учебной деятельности на мотивационный потенциал.
Методика содержит описание инструментария диагностики и процедуры анкетирования; рекомендации для обработки результатов.
Инструментарий диагностики
Инструментарий диагностики – опросный лист – представлен в двух формах: в форме печатного опросного листа и программного продукта, реализованного средствами Яндекс Тест. В обеих формах в опроснике присутствует вводная, основная, заключительная части.
Вводная часть опросного листа содержит обращение к респонденту с объяснением цели диагностики и техники заполнения анкеты, заключительная – содержит выражение благодарности за сотрудничество.
Основная часть опросного листа содержит утверждения, относительно которых респонденту предлагается выразить согласие или несогласие (выбрать один из ответов «да» / «нет»). При ответе обязателен выбор только одного варианта из двух предлагаемых.
Разработаны две модификации опросного листа – одна для оценки учебной мотивации абитуриентов, поступающих в ВООВО РФ; другая – для курсантов, осваивающих образовательную программу. Опросный лист для оценки учебной мотивации абитуриентов содержит 20 утверждений, опросный лист для оценки учебной мотивации курсантов – 24 утверждения.
Опросный лист для оценки учебной мотивации обучающихся (абитуриентов и курсантов) ВООВО РФ представлен ниже, на Рисунке 1.
Анкетирование
Опрос методом анкетирования может проводиться в двух форматах: посредством заполнения опросного листа, либо on-line тестированием. Респонденту предлагается выразить согласие с предлагаемыми утверждениями (да/нет). Средняя продолжительность заполнения опросного листа – 10 минут, on-line тестирования – 15 минут.
Рекомендации для обработки результатов
В результате анкетирования эмпирические данные, предназначенные для статистической обработки, представляются в количественном виде. Эти данные позволяют сформировать электронную базу эмпирических данных для последующего статистического анализа.
Результаты ответов респондентов позволяют получить количественную оценку сформированности каждого из выделенных мотивов к учебной деятельности, для этого следует вычислить количество утверждений, относительно которых респондент выразил свое согласие. В таблице 2 представлено соответствие номеров утверждений опросного листа обучающихся с отдельными мотивами.
Таблица 2. Соответствие номеров утверждений опросного листа для диагностики мотивационного потенциала обучающихся с выделенными мотивами.
Мотивы |
№ |
Мотив |
№ |
1. «воинская честь и долг»; 2. династический; 3. получение специальности; 4. престиж и комфорт; 5. самосовершенствование. |
1-4 5-8 9-12
13-16 17-20 |
1. «воинская честь и долг»; 2. династический; 3. получение специальности; 4. престиж и комфорт; 5. самосовершенствование; 6. «воинское братство». |
1-4 5-8 9-12
13-16 17-20 20-24 |
Для определения степени влияния отдельного мотива на сформированность мотивационного потенциала вычисляется количество утверждений, относящееся к изучаемому мотиву, относительно которых респондент выразил свое согласие. Чем выше полученные значения, тем более выражено влияние данного мотива на сформированность мотивационного потенциала. Количество утвердительных ответов – 0-4.
Для определения влияния внутренней мотивации на сформированность мотивационного потенциала респондента следует определить количество утвердительных ответов на вопросы 1,2,5,6,9,10,13,14,17,18 – для абитуриента и 1,2,5,6,9,10,13,14,17,18,21,22 – для курсанта. Для абитуриента количество утвердительных ответов, свидетельствующих о влиянии внутренней мотивации – 0-10; для курсанта – 0-12.
Для определения влияния внешней мотивации на сформированность мотивационного потенциала следует сосчитать количество утвердительных ответов на вопросы 3,4,7,8,11,12,15,16,19,20 – для абитуриента и 3,4,7,8,11,12,15,16,19,20,23,24 – курсанта. Для абитуриента количество утвердительных ответов, свидетельствующих о влиянии внешней мотивации – 0-10; для курсанта – 0-12.
Для получения оценки мотивационного потенциала респондента следует вычислить количество утверждений, относительно которых респондент выразил свое согласие. Для абитуриента количество утвердительных ответов 0-20; для курсанта – 0-24.
Рисунок 1. Опросный лист для диагностики мотивационного потенциала обучающихся военной образовательной организации высшего образования (модификации «абитуриент» и «курсант»).
Заключение
В данной статье представлена методика диагностики мотивационного потенциала обучающихся военной образовательной организации высшего образования, позволяющая получить оценки мотивационного потенциала обучающегося, определить степень сформированности мотивов обучающегося к учебной деятельности, выявить степень влияния внутренней и внешней мотивации на формирование мотивационного потенциала. Предложенная методика может быть использована в образовательном процессе в военных образовательных организациях высшего образования и служить основой повышения эффективности обучения.
Список литературы
- Жукова Л.А., Курдубова В.В., Шахвердова Е.О. Педагогическая диагностика мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования //Научный аспект. 2023. Т. 10. № 5. С. 1239-1248.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. – 176 с.