УДК 373.24

Игровые упражнения как средство формирования аппликационных умений у детей среднего дошкольного возраста

Удина Елена Николаевна – доцент кафедры Дошкольного и начального образования

Вылку Анастасия Владимировна – магистрант Севастопольского государственного университета

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования аппликационных умений у детей дошкольного возраста.  Определяется понятие «игровые упражнения», приводится классификация игровых упражнений, направленных на решение различных задач формирования аппликационных умений детей. Обосновывается значимость организации данной работы. Анализируются основные задачи и содержание педагогической работы, направленной на формирование аппликационных умений у детей среднего дошкольного возраста. Рассматривается  возможность применения игровых упражнений в качестве средства для формирования аппликационных умений детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети среднего дошкольного возраста, аппликация, аппликационные умения, задачи формирования аппликационных умений, игровые упражнения.

Современная система воспитания и образования ставит приоритетной задачей всестороннее развитие личности ребенка, развитие творческих способностей и навыков творческого применения знаний в практических видах деятельности. Одним из направлений является развитие художественно-эстетических способностей в разных видах изобразительной  деятельности. В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования [8] образовательная область «художественно-эстетическое развитие» ставит необходимым формирование у детей предпосылок реализации самостоятельного творчества в изобразительной деятельности, в том числе в аппликации.

Аппликация как вид изобразительной деятельности имеет особую педагогическую ценность, поскольку позволяет передавать посредством творчества наблюдаемые ребенком в окружающей жизни явления и события. В процессе аппликации происходит развитие навыков анализа, сравнения, развивается умение самостоятельного решения творческих задач, развивается мелкая моторика, творческие способности детей. Аппликация, как творческий процесс, строится на выполнении ряда последовательных действий, что требует от ребенка хорошо развитых изобразительных и технических умений. Не владея техникой аппликации, ребенок не может передавать задуманное в своих работах.  Технические умения в аппликации понимаются как система специальных способов и приемов, направленных на исполнение изобразительных аппликационных техник: вырезание, наложение, закрепление деталей на основе с применением разнообразных материалов (бумага, ткань, мех, солома, природные материалы и т.д.).

Технические аппликационные умения определяются специальные способы и приемы работы с материалами, при помощи которых создаются художественные произведения. Они представляют собой владение действиями с материалами (бумага, картон  и т.д.) и инструментами (ножницы, клей и т.д.). Для овладения аппликацией необходимо освоить следующие умения (Е.М. Ерофеева [2]): составлять декоративные узоры в определенном ритме, изображать сюжет; составлять изображение предметов из отдельных частей; получать детали при помощи различных материалов (вырезание, обрывание, плетение); прикреплять  детали к основе; составлять гармоничные сочетания.

Задачи формирования аппликационных умений у детей дошкольного возраста расширяются по мере накопления изобразительного опыта и общего развития ребенка. Эту работу, как отмечают многие авторы, в частности С.К. Вохринцева [1] начинают уже в младших группах детского сада. В этом возрастном периоде дети демонстрируют заинтересованность в совместной изобразительной деятельности со взрослыми, что дает возможность знакомить их с элементарными аппликационными техниками. Основные задачи формирования аппликационных умений решаются в период среднего дошкольного возраста, когда мышцы рук у детей уже достаточно развиты для совершения ими мелкомоторных действий, появляется способность контролировать действия и согласовывать их. В средней группе дошкольники уже имеют достаточный запас впечатлений, знаний и умений, что позволяет качественно изменить характер занятий аппликацией. Основным направлением работы становится формирование техники работы с ножницами, развитие технических умений в вырезании и наклеивании.

Говоря о задачах по формированию аппликационных умений у детей среднего дошкольного возраста, можно выделить следующие:

  • развивать умения вырезать в разных направлениях: по прямой и округлой линиям;
  • учить располагать и приклеивать элементы на основу;
  • учить комбинировать элементы для получения общей композиции, составлять сюжеты.

Поскольку основным приобретением детей среднего дошкольного возраста является умение пользоваться ножницами, основная работа по формированию аппликационных умений в данной группе строится на формировании техники вырезания (по прямой с продвижением вперед, вырезание округлых форм из квадрата и прямоугольника). Для их формирования ребенку нужно освоить ряд умений:

  • правильно держать ножницы, не до конца сжимать рычаги при вырезании;
  • резать одним движением, регулируя силу нажима;
  • производить зрительный контроль за направлением разреза;
  • вырезать круг с помощью срезания углов квадрата;
  • подобрать и вырезать декоративные формы для составления узора.

Кроме техники вырезания активно проводится работа по формированию техники наклеивания. На протяжении пятого года жизни дети должны овладеть умениями: раскладывать формы в необходимой последовательности, набирать клей всей кистью, убирая лишнее о край розетки, намазывать клей аккуратно, прижимать форму тряпочкой не сдвигая, промокнув лишний клей, класть кисть для клея на специальную подставку.

Недостаточная сформированность аппликационных умений у ребенка делает невозможным создание им самостоятельного творческого продукта, становится причиной трудностей в передаче с помощью  аппликации образов окружающей среды, существенно снижает интерес дошкольников в выполнении аппликаций, лишая их радости творчества. Это ставит необходимым организацию целенаправленной работы над формированием аппликационных умений детей, которая должна органично вписываться в общий педагогический процесс дошкольного учреждения. Вместе с этим обучению аппликации отводится ограниченное количество занятий (1 раз в неделю), в рамках которых достаточно сложно освоить весь комплекс сложных аппликационных умений. На практике дети испытывают сложности с выполнением определенного технического действия, что снижает качество работы, приводит к невозможности проявления творческой активности в данном виде изобразительного творчества. Решить данную проблему поможет применение в работе с детьми игровых упражнений, которые могут быть организованы как на занятиях, так и в самостоятельной и совместной деятельности дошкольников. Использование игровых упражнений позволит вынести работу по формированию аппликационных за рамки занятий,  способствуя их более успешному освоению. Кроме того, применение игровых упражнений соответствует требованиям  ФГОС ДО [8], согласно которому развитие ребенка должно происходить в формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.

Упражнение это, прежде всего, многократное выполнение действия, нацеленное на его освоение, совершенствование и автоматизацию. Чтобы упражнение стало эффективным средством формирования умения, оно должно выполняться детьми мотивировано. Поскольку главным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, основной мотив при выполнении упражнений должен быть связан с игрой.

Е. И. Удальцова [6] под игровыми упражнениями понимает специально организованные действия, которые строятся с учетом особенностей игры, при этом носят направленность на выполнение заданий, необходимых для усвоения, развития и закреплению конкретных умений и навыков. Преимуществами использования данных упражнений является то, что они: позволяют сделать процесс выполнения заданий увлекательным, развитие  умений и навыков протекает в близких для детей условиях; они обеспечивают многократное повторение стереотипных действий при решении различных игровых, что делает образовательный процесс разнообразным и увлекательным; обеспечивают позитивное отношение детей к выполнению необходимого двигательного действия. Что касается формирования аппликационных умений, игровые упражнения содержат в себе увлекательные игровые задания, связанные с использованием при их реализации аппликационных техник. Это позволяет формировать аппликационные умения по изготовлению аппликаций и выполнять многократно необходимые действия с инструментами и материалами.

Для того чтобы игровые упражнения способствовали более эффективному освоению аппликационных умений, они должны использоваться в образовательном процессе систематически, постепенно усложняясь, должны быть включены в различные формы образовательной работы с детьми.

В научной литературе авторами (В. А. Крутецкий [3], И. А. Лыкова [4], Е.Н.Удина [7]) предлагается применять различные виды игровых упражнений. Обобщая их, выделим следующие:

  • подготовительные: направленные на актуализацию знаний дошкольников, составляют базу для усвоения новых действий, овладения навыками и умениями. В работе с детьми среднего дошкольного возраста ставят своей целью знакомство с приемом разрезания бумаги по прямой («Кораблик», «Терем - теремок», «Многоэтажный дом»), вырезанием круга и овала из квадрата и прямоугольника («Неваляшки», «Помидоры», «Огурцы»);
  • вводные (мотивационные): используются с целью усвоения детьми необходимых правил и способов практического применения полученных знаний. При организации работы в средней группе детского сада  могут использоваться для показа способов вырезания по прямой («Космичекая ракета», «Строительство дома» «Маршрутное такси», «Лодка с парусом»), приемов срезания углов у квадратов и прямоугольников («Бананы», «Фрукты в вазе», «Овощи на подносе»);
  • пробные: необходимы для организации первичного использования полученных знаний на практике, для формирования умений действовать самостоятельно с опорой на образец («Веселый поезд», «Разноцветные флажки», «Кипарисовая аллея», «Еловый лес», («Сварим компот из фруктов», «Мороженое в стаканчиках»);
  • тренировочные: ставят целью развивать навыки использования технических умений в стандартных условиях. Могут быть направлены на отработку навыков вырезания по прямой линии («Нарежь чеки для игры в магазин», «Билетики», «Этикетки для одежды»), вырезания предметов круглой и овальной формы («Разноцветные матрешки», «Веселая гусеничка»);
  • творческие: применяются для освоенных умения в самостоятельную творческую деятельность, учат решать реальные задачи на основе творческого поиска («Геометрическое лото», «Алые паруса», «Укрась декоративные закладки», «Укрась коврик», «Жители страны Кругляндии»);
  • контрольные: нацелены на проверку освоения детьми умений и навыков, с их помощью педагог наблюдает за творческой деятельностью детей, анализирует технические умения и оценивает их («Лоскутное одеяло», «Украсим варежки», «Жар-птица»).

Перечисленные игровые упражнения могут использоваться на практике педагогами в различных видах деятельности: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми, в режимных моментах (до занятий, на прогулке, по желанию детей). Частота и количество использования игровых упражнений практически не ограничиваются и зависит от степени сформированности  аппликационных умений.

Список литературы

  1. Вохринцева С.К. Аппликация в детском саду и дома. Старшая группа. М.: Страна Фантазий, 2021. 33 с.
  2. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2017. – 339 с.
  3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972. 48 с.
  4. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1-7 лет. – М.: СФЕРА, 2009.  210 с.
  5. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. М: Академия развития, 2012. 145 с.
  6. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 2017. 65 с.
  7. Удина Е.Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. – № 15 (149). – С. 645-650.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384): http://www.firo.ru/?page_id=11678.

Интересная статья? Поделись ей с другими: