УДК 355.233.231.1

Патриотическое воспитание как новая идеология личности и общества

Ларина Инна Николаевна – студентка Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель Зверева Лариса Геннадьевна – доцент кафедры Общей математики, информатики и цифровых образовательных технологий Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: В статье показано, что при организации патриотического воспитания школьников необходимо использовать разнообразные методы (беседы, игры, экскурсии и др.), различные виды детской деятельности, продукты родной культуры (музыка, литература, изобразительная деятельность, мультфильм и др.). Сделан вывод о том, что включенность молодежи в активную социально значимую деятельность повышает уровень воспитания патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, молодежь, традиционные ценности, вызовы современности. 

Патриотизм как социальное явление в педагогическом аспекте остается малоизученным. Появились новые внутренние и внешние вызовы патриотическому мировоззрению населения России. Следует отметить, что положительная тенденция усиления патриотического воспитания молодежи в настоящее время достаточно неустойчива, часто сводится к повторению героических событий и имен из истории страны, которые не становятся значимыми лично для каждого слушателя-реципиента; поэтому требуется активный поиск новых форм патриотической работы.

Необходимо учитывать негативные внутренние и международные факторы, влияющие на формирование патриотизма в России. К таким факторам можно отнести то, что в 1980-1990-е годы в нашей стране произошел идеологический перелом, идеологии в сознании граждан были несколько смешаны, а отношение к истории Отечества приобрело негативную окраску в связи с постоянными разоблачениями, активно пропагандируемыми в СМИ. Как следствие, разрушаются прежние формы работы с подрастающим поколением, расформировываются детские и молодежные организации, а замены на первом этапе не предлагается. Эффективность новых детских и молодежных организаций не идет ни в какое сравнение с практикой советского периода [1,2,4]. В результате эффективность патриотического воспитания значительно снижается. Дипломатический и военный суверенитет активно восстанавливается, но экономический и финансовый суверенитет остается в сложном положении из-за пандемии, неизбежных локаутов и сокращений промышленного производства, санкций, введенных недобросовестными западноевропейскими и американскими "партнерами". становится все более изощренной, острой и многогранной, начиная от критики конкретной демократической ситуации в связи с выборами или задержания политического активиста, оказавшегося фигурантом уголовного дела, и заканчивая голословными обвинениями, такими как использование допинга наших спортсменов. Все это укладывается в описанные ранее теоретические схемы создания социальной напряженности [2, 4].Ведущими современными «идеологическими противниками» патриотизма в России являются идеи либерализма, эскапизма и экстремизма. В деятельности этих направлений традиция тотального неприятия, когда любой факт жизни прикрывается, комментируется в ущерб основы государственной власти в России. Декларативно борясь за ценности демократии, эти движения явно преследуют иную цель. Лозунги: «Ломай систему!» – и «Ищу выход для изменения государственного устройства России» говорят сами за себя [5; 7; 8]. При этом речь идет отнюдь не о возрождении элементов во многом успешного опыта развитого социализма – предполагается путь бездумного продолжения либеральных реформ 90-х. Пока упор делается на так называемые «репрессии 37-38 годов», осужденные уже на XX съезде КПСС. Примером может служить текст программы либеральной партии «Яблоко» [3].

Другая сторона – экстремистские идеи, предлагающие обществу «простые решения сложных проблем». Задачами патриотизма в профилактике экстремизма у молодежи являются: создание условий для снижения агрессии, напряженности среди молодежи; воспитание успешной, работоспособной, патриотичной, социально ответственной личности; повышение жизненных шансов молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; развитие конструктивной социальной активности молодежи; развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, патриотических групп, создание альтернативных форм реализации экстремального молодежного потенциала [7].

Есть также идеи эскапизма и потребительского отношения к жизни, культивируемые, например, современной поп-музыкой (стремление к полному устранению социальной тематики) или новыми социальными сетями (например, Тик-Ток, где связная устраняется само высказывание и в соответствии с «клиповым мышлением» накладывается фрагментация). В деятельности этих движений также легко прослеживается известная система деструктивных воздействий [2, 5]. Одним из очевидных последствий этой системной деструктивности является неспособность воспринимать и изображать позитивность.

Как уже отмечали исследователи, «многогранное, тщательно выверенное негативное воздействие либеральных, глобалистских и экстремистских идей и действий расшатывает государство и общество, всячески препятствует развитию патриотизма у населения России» [1, 7]. В связи с этим необходимо формирование коллективного идеологического иммунитета к враждебным и деструктивным идеологемам, на создание которого и призвано патриотическое воспитание. Отмечалось, что «в настоящее время усложняется проблема нахождения неких точек соприкосновения для патриотического воспитания в российском обществе» [5]. Таким объединяющим началом могли бы стать «традиционные ценности патриотизма россиян, межкультурная компетентность, свобода, безопасность личности, общества и государства, право выбора каждого гражданина. Объединение этих ценностей, на наш взгляд, будет основе патриотизма нового типа. При этом формирование этого патриотизма у молодежи должно основываться на идее защиты общенациональных, государственных и личных интересов» [1]. При формировании положительной ценностной базы, необходимой для патриотического воспитания, возникает внутренняя потребность обращения к глобальным духовно-нравственным, исторически доказанным – именно патриотическим ценностям.

По мере взросления молодежи необходимо ее включение в детские и молодежные организации, лучшим образцом которых в истории (по крайней мере, самым массовым) остается пионерское движение. В таком формате удобно дополнительно знакомить детей и подростков с историко-культурным, национальным, географическим, природным и экологическим потенциалом родных мест. Перспективным в этом плане представляется такое направление, как экотуризм [8].

Вовлечение молодежи в активную общественно значимую деятельность повышает уровень воспитания патриотизма, и такая деятельность наиболее эффективна в формате детских организаций. Государственная поддержка в данном случае подразумевается – уже тогда, что исключает внешние негативные воздействия. Опыт показывает, что пионерское движение остается востребованным среди молодежи и наилучшим образом способствует формированию у молодежи патриотического мировоззрения. В связи с этим считаем необходимым рекомендовать восстановление пионерской организации на государственном уровне.

Список литературы

  1. Зудин А. Ю. Традиционализация и ускорение политических инноваций: к постановке проблемы // Общественные науки и современность. 2007. № 4.
  2. Лиддел-Гардт Б.-Х. Стратегия непрямых действий. М., 1957.
  3. Программа партии Яблоко [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.yabloko.ru/program2021/ (дата обращения: 14.02.2022).
  4. Никонова Ю. Инструментализация военного опыта в СССР в межвоенный период // Человек и война – война как явление культуры / под ред. И. В. Наресова, О. Ю. Никоновой. М.: АИФО-ХХ, 2001. С. 376-377. 
  5. Багрецов Д. Н., Ширшов В. Д. Патриотизм: современные вызовы и перспективы // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 63-70
  6. Староверов В. И. Глобализация, глобализм, антиглобализм и Россия // Системная психология и социология. 2013. № 7.
  7. Ширшов В. Д. Духовно-нравственное воспитание: учебное пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 222 с.
  8. Ширшов В. Д. Психологическая готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. 332 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: