УДК 81.23

Как преподавать фразовые глаголы

Руденко Софья Дмитриевна – студент Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Мартинкевич Анна Николаевна – студент Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Шарма Анна – студент Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению одной из наиболее сложных тем в методике преподавания английского языка, а именно, фразовым глаголам. В современных отечественных учебно-методических комплексах данной теме уделяется недостаточно внимания. В данной статье представлены некоторые типы упражнений, которые помогут эффективно ознакомить учащихся с фразовыми глаголами, закрепить их и вывести в речь. Особый акцент сделан на контекстуальный подход и ассоциативный метод в преподавании данной темы, а также использовании современных информационных технологий в целях повышения мотивации и активности учащихся.

Ключевые слова: фразовые глаголы, педагогика, контекстуальный метод, лингвистика.

Английский язык является международным языком общения. Одним из важных показателей языкового уровня человека является его словарный запас. Чем богаче словарный запас, тем лучше удается понять не только носителей языка, но и культуру страны в целом. Для эффективного повышения уровня владения языком необходимо развивать словарный запас, непременным показателем достаточного уровня владения английским языком является знание фразовых глаголов и умение грамотно применять их в гречи. Так, Грамотная речь, богатая фразовыми глаголами, свидетельствует о высоком уровне языковых навыков [1]. Однако современные отечественные учебно-методические комплексы не предусматривают занятий по отработке фразовых глаголов в необходимом объеме и соответствующем формате. Более того, фразовые глаголы являются сложной для изучения и запоминания темой. Таким образом, мотивация учащихся и эффективность занятий значительно снижаются. Актуальность проблемы, рассматриваемой в данной статье определяется необходимостью обеспечения оптимальной деятельности по обогащению словарного запаса учащихся фразовыми глаголами, связывающими разговорную речь с культурой и историей английского языка.

Ниже представлены различные методы изучения фразовых глаголов [3].

Группировка глаголов по общему элементу

Чаще всего предлагается классификация фразовых глаголов по основному общеупотребительному глаголу. Например: get on, get away, get up. Несмотря на то, что глаголы похожи, они не связаны логически, что значительно усложняет процесс обучения. Поскольку основное значение фразового глагола представлено в его предлоге, наиболее эффективно давать учащимся материал с акцентом на значении предлога. Например: go on, hold on, move on. В этом случае с учащихся снимется определенная нагрузка и материал будет усваиваться быстрее.

Классификация по темам

Классификация по темам является одним из наиболее удобных способов, так как предполагает изучение фразовых глаголов в контексте конкретной разговорной ситуации, что также благотворно влияет на закрепление материала в долговременной памяти учащихся. Например, фразовые глаголы могут быть связаны с путешествиями, разговорами, нарушением закона и так далее [3]. Метод классификации по темам часто используется в домашних заданиях, когда учащимся необходимо описать реальную или вымышленную ситуацию, привлекая как можно больше изученных фразовых глаголов по заданной теме.

Изучение фразовых глаголов в контексте

Этот метод предполагает изучение фразовых глаголов в процессе работы с аутентичными статьями. Если уровень ученика слишком низок для такого вида деятельности, ему можно дать меньший текст или просто короткие предложения. Кроме того, для презентации новых фразовых глаголов отлично подходят различные видеоролики. После просмотра видео или прочтения статьи учитель просит учеников угадать значение глаголов в контексте. Кроме того, задания из серии “Phrasal verbs in use” часто используются для практики в классе. Здесь есть глаголы, представленные в контексте, и задания на их отработку, где акцент делается на классификации по темам и по общим элементам [2]. Например, учитель может сосредоточиться на новых фразовых глаголах (dress up, go up, grow up, drink up, open up) в нескольких упражнениях, которые представляют эти фразовые глаголы в контексте предложений. Контекстуальный подход и языковая догадка ценятся во многих областях изучения иностранного языка.

Личные ассоциации

Этот метод представляет собой индивидуальный способ изучения фразовых глаголов. Он больше подходит для занятий с одним учеником или небольшой группой. В этом случае рекомендуется составить список вопросов с использованием фразовых глаголов, которые ученик собирается выучить. Если преподаватель составляет предложения таким образом, что они вызывают эмоции у студентов, это повышает их мотивацию и интерес к изучению данной темы, эмоциональная связь благотворно влияет на процесс изучения [1]. Таким образом несмотря на то, что запоминание фразовых глаголов является трудной задачей, это все же возможно сделать. Все упирается в практику.

Крайне эффективным считается метод систематической группировки фразовых глаголов:

  • по темам (телефонные разговоры, спорт, тело и т.д.)
  • по идентичным глаголам (брать, получать, искать и т.д.).

Кроме того, фразовые глаголы можно разделить на несколько типов для упрощения обучения:

  1. Переходные и непереходные фразовые глаголы.

Переходные фразовые глаголы — это глаголы, после которых должен быть прямой объект [2]. Например: Mark can’t cope with that problem. - Mark can’t deal with that problem.
Mary should take up climbing. - Mary should go climbing.

Непереходные фразовые глаголы — это глаголы, которые не требуют прямого дополнения после себя. Например: This singer has caught on so quickly! - This singer became popular so quickly!

  1. Неразделяемые и разделяемые фразовые глаголы.

Неразделяемые фразовые глаголы — это список всех непереходных и некоторых переходных глаголов. После этих глаголов должно стоять дополнение, так как они не могут быть разделены [2]. Например: Listen to your mother, please. - Listen to your mother, please.
Sue is waiting for her husband. - Sue is expecting her husband.

Разделяемые фразовые глаголы — это группа глаголов, которые в свою очередь могут быть разделены объектом (глагол + объект + предлог), в другом случае дополнение идет после фразового глагола (глагол + предлог + дополнение) [2]. Например: Try on this dress. – Try on this dress. Try it on. – Try it on.

Важно отметить, что местоимение отделяет фразовый глагол, если оно выражает объект.

Есть также три простых шага, которые можно дать студентам, чтобы правильно запомнить фразовый глагол:

Шаг первый: посмотреть значение и перевод фразового глагола в словаре.

Шаг второй: просмотреть примеры его использования в контексте ситуации.

Шаг третий: составить предложения с использованием данного фразового глагола [5].

Современное образование предполагает использование цифровых технологий, что значительно упрощает работу преподавателя, повышает мотивацию учащихся и не наносит вреда окружающей среде. Ниже представлены наиболее распространенные онлайн-инструменты для изучения и преподавания как английского языка в целом, так и фразовых глаголов в частности [5].

  1. Quizlet – сервис для изучения слов, где можно легко и быстро создавать карточки на любую тему. Преимущество этого инструмента в том, что при создании карточек слова и переводы на несколько языков задаются и определяются автоматически. Остается только выбрать нужный вариант. Сначала учащиеся изучают новые слова, а затем выполняют задания типа write, spell, match, test.
  2. Ahaslides – эту игровую обучающую платформу можно использовать для повторения лексики, создания анкет и проведения тестов. С помощью визуальных эффектов и музыки студенты легко настраиваются на позитивную атмосферу и комфортную работу. Преимущество этого инструмента в том, что он заряжает студентов энергией и дает им возможность повторить пройденный материал в увлекательной форме. Сервис доступен как на компьютере, так и на мобильных устройствах.
  3. Boom cards – интерактивный конструктор карточек с функцией самопроверки. Учащиеся получают обратную связь в режиме реального времени. Что касается учителей, то они могут создавать свои собственные карточки или использовать карточки других учителей, которые находятся в общем доступе. Платформа также предоставляет аудиоинструкции. Этот инструмент удобен для распределения материалов по классам и проверки прогресса учеников. Кроме того, учитель может настраивать колоды различными способами. Например: скрыть определенные слайды, установить, сколько карт из каждой колоды будут видны ученикам в одной игре, назначить функцию показа ученикам правильного ответа сразу после выбора варианта. Этот конструктор позволяет создавать красочные интерактивные задания как для начальной школы, так и более академические - для старшеклассников. Платформа бесплатна, но у нее есть и платные функции.
  4. Storybird – сервис, где можно создавать цифровые книги с иллюстрациями. Он идеально подходит для работы с учениками, которые заинтересованы в чтении и написании текстов. С помощью Storybird истории можно оживить на экране компьютера за короткий промедуток времени. Платформа мотивирует и вдохновляет писателей всех возрастов превращать оригинальные истории в изображения. Услугой можно пользоваться бесплатно в течение 7 дней.
  5. Lyrics training – изучение английского языка через музыку — это отличный формат, который помогает обучать студентов новой лексике и улучшает их навыки аудирования в игровой форме. Lyrics Training также является бесплатной услугой. У преподавателей есть возможность использовать платформу в качестве инструмента для дистанционного обучения. Эта функция позволяет делиться экраном телефона в режиме онлайн и отправлять ученикам ссылку для практики в качестве домашнего задания. Lyrics Training использует музыкальные видеоролики с популярной платформы YouTube и предлагает учащимся выполнить задание, основанное на тексте песни, например, заполнить пробелы. Это позволяет оценить способность ученика понимать фразы, слова в речи, а также быстро читать и писать во время звучания музыкальной композиции. Здесь можно выбрать уровень сложности (начинающий, средний, продвинутый, эксперт), а также вид деятельности (заполнить пробелы или выбрать правильный вариант). По этой схеме можно создавать и персональные учебные материалы: выберите нужное видео, загрузите его в конструктор на сайте, добавьте к видео текст, зайдите в редактор "режима игры" и пройдите уровни.
  6. LearningApps – эта программа позволяет создавать разнообразные интерактивные задания. Бесплатно доступны следующие типы заданий: игра на соответствие, игра "найди пару", головоломки, задания на заполнение пробелов, задания с множественным выбором, кроссворды.

Таким образом, при изучении фразовых глаголов рекомендуется обращаться к контекстуальному подходу как к ведущему в данной области. Данный подход включает в себя классификацию фразовых глаголов по типам, темам, глаголам основного действия и предлогам.

Многие упражнения рекомендуется выполнять онлайн, поскольку цифровые технологии являются неотъемлемой частью современной образовательной системы, облегчают работу преподавателей и повышают мотивацию учащихся. Данные онлайн-инструменты могут быть использованы при обучении студентов любых возрастов. Более того, данные упражнения задействуют все этапы изучения фразовых глаголов. Предусмотрены задания для знакомства с фразовыми глаголами с помощью ассоциативного метода, задания на закрепление и отработку, а также вывод в речь.

Данная информация может быть полезна учителями, которым, к сожалению, часто приходится обращаться за дополнительным материалом при обучении фразовым глаголам.

Список литературы

  1. Авдевич, Н. В. Обучение студентов использованию английских фразовых глаголов в языке профессионального общения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2020. – № 1. – С. 10-25.
  2. Бохач, Н. А. Методика обучения фразовым глаголам английского языка на первом курсе языкового вуза: дис. канд. филол. наук. – Улан-Удэ: РГБ ОД, 2010. – 211 с.
  3. Камянова, Т. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка. – М.: Эксмо, 2017. – 480 с.
  4. Лопатина, Л. В. Обучение английским фразовым глаголам с опорой на рассказы: из опыта преподавания в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 8. – С. 192-195.
  5. Диксон Р. Грамматика английских фразовых глаголов. // Австралийский журнал лингвистики. – 2014. – № 2. – С. 149-152.

Интересная статья? Поделись ей с другими: