УДК 37

Оптимизм: педагогический аспект

Андреева Юлия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Башкирского института социальных технологий.

Аннотация: В данной статье рассматривается принцип оптимизма. Раскрыты условия, способствующие реализации принципа в современных условиях образовательного процесса.

Ключевые слова: воспитание, педагогический оптимизм, личность.

Последнее десятилетие российское образование находится в стадии непрерывных изменений, в рамках которых происходит глубокая переоценка ценностей, прослеживаются тенденции реформирования всех ступеней образования: от детского сада до ВУЗа.

Однако есть в российском образовании и некоторые незыблемые традиции и основы: на сегодняшний день всё также приоритетным направлением педагогики остается обращение к человеку, ориентация педагогической деятельности на создание благоприятных условий, которые способствуют развитию личности. Так, В.С. Безрукова отмечает, что «сущность образования состоит в очеловечивании отношений между учащимися и педагогами» [2].

На современном этапе развития образования особую актуальность приобретает проблема создания благоприятных педагогических условий для развития творческого потенциала личности и ее самореализации [1]. Формирование личности остаётся целью воспитания. Главная идея образования скрыта в ориентации на личность учащегося, его интересы и потребности. В основу создания благоприятных педагогических условий положен принцип педагогического оптимизма, предложенный в свое время А.С. Макаренко [3].

Педагогический оптимизм может проявлять себя несколькими путями:

  • во-первых, он предусматривает наличие классического педагогического метода А. С. Макаренко: авансирование доверием. В современной трактовке метод получил название: «Даю шанс». Выражение доверия воспитаннику происходит, несмотря на его неудачи, ошибки и плохие привычки. Поскольку при отсутствии подобной педагогической поддержки, выраженной в данном методе, воспитанник теряет веру в себя. Поэтому так важно поддерживать его даже пусть и незначительные успехи, предоставлять возможность для радости, гордости за себя и других;
  • во-вторых, утверждает себя в принципе опоры на положительное, согласно которому педагогически целесообразно опираться на сильные стороны растущей личности: интересы и способности того, кто учится. Естественно и понятно, что человеческому характеру присущи как положительные, так и отрицательные черты. Это объясняется противоречивостью самой человеческой природы. В связи с этим приоритетным для педагога остаётся взращивание положительных качеств в воспитаннике и преодоление отрицательных. Традиционная педагогическая настойчивость, необходимая в воспитательной работе, побуждает профессионалов даже в плохо воспитанном ребенке искать те положительные качества, опираясь на которые можно достичь успеха. 

Принцип опоры на положительное в воспитании предполагает выявление в растущей личности сильного качества и, с опорой на него, «развитие других, недостаточно сформированных качеств» [4]. При наличии недостатков рекомендуется использовать преимущества в других аспектах жизни, используя их не только в качестве компенсации, но и в целях поиска точек оприкосновения в установлении эффективного учебно-педагогического взаимодействия. Акцентируя внимание на достижениях, педагог может предложить вести счёт удачам, фиксируя их в «Тетради успеха». Ведение тетради также формирует уверенность в себе;

  • в-третьих, одним из благоприятных педагогических условий является создание зоны психологического комфорта – благоприятного психологического климата. Такой климат складывается при установлении отношений взаимного уважения, эмоциональной поддержки и действенной помощи. Ведущая роль в установлении контакта, диалога с воспитанником с последующим установлением сотрудничества, принадлежит педагогу: именно он создает оптимистический настрой, благоприятный психологический климат. Деловая атмосфера сотрудничества, взаимного уважения, чувства такта и локтя способствуют развитию личностных качеств воспитанников, а также выявлению их творческих и интеллектуальных сил.

Ведущим методом воспитания при этом остаётся метод поощрения как способ выражения положительной социальной оценки и педагогической отметки действий воспитанников. С помощью действенного поощрения, словесного одобрения и эмоциональной поддержки педагога у воспитанников закрепляются положительные качества, навыки и привычки. Поощрение позволяет проектировать правильное поведение воспитанников и внушает им уверенность в собственных силах на будущее.

В заключение отметим, что достижения успеха воспитанниками возможны на основе педагогического оптимизма наставников при соблюдении нескольких правил:

  • процесс воспитания сопровождается созданием благоприятного психологического климата;
  • в ходе воспитанного процесса выявляются положительные качества личности;
  • педагог ориентируется на достоинства ребенка, его успехи в деятельности.

Данные правила лежат в основе педагогического оптимизма. Педагогический оптимизм - многоаспектное явление, которое проявляет себя на нескольких уровнях: в семье, в обществе, в ученическом и педагогическом коллективе, а также в учебно-педагогическом сотрудничестве.

Список литературы

  1. Ахметжанова Г.В. Технология формирования творческих качеств личности в современной образовательной среде // Вестник НовГУ. 2015. №5 (88) С.20-22.
  2. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. для инженерно-педагогических специальностей / В.С. Безрукова. Екатеринбург : Обл. Институт развития регионального образования, 1994. 335 с.
  3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 7 т.; ред. коллегия И.А. Каиров, Г.С. Макаренко, Е.Н. Медынский. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. Т.5. С. 9-98.
  4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания / И. П. Подласый. М., 2004. 256 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: