УДК 37

Результаты констатирующего эксперимента по проблеме развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Гулина Яна Андреевна

Золоткова Евгения Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева.

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Авторами представлена характеристика теоретических аспектов исследования особенностей коммуникативных навыков у указанной выше категории детей. В статье рассмотрены научно-теоретические аспекты, результаты исходного уровня сформированности коммуникативных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Автор анализирует полученные результаты в ходе проведенного экспериментального исследования с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, общение, познавательное развитие, умственная отсталость, дошкольный возраст, расстройства аутистического спектра.

Ученые считают, что важнейшим аспектом становления личности является развитие коммуникации. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разработки специальных коррекционных методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Изучением проблемы расстройств аутистического спектра занимались такие учёные, как Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, О. С. Никольская, А. С. Спиваковская, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский и др.

Современный практический опыт обучения детей с расстройствами аутистического спектра показывает, что для этой категории детей должна быть организована интенсивная программа обучения. Решение этой проблемы возможно благодаря детальному рассмотрению каждого конкретного случая оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра, начиная с изучения коммуникативных навыков и особенностей развития когнитивной сферы.

Детский аутизм рассматривается как расстройство развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, двигательную, чувствительную, мышление, внимание, память, речь [2, с. 100].

Дети с аутизмом не контактируют и избегают других детей, большую часть времени они склонны уединяться [1, с. 67].

Расстройства восприятия: трудности с ориентацией в пространстве, фрагментация окружающей обстановки, искажение целостного образа объективного мира. Плохая память: родители и специалисты часто обнаруживают, что дети с аутизмом хорошо помнят то, что для них важно (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети надолго запоминают свой страх, даже если это случилось давным-давно.

Отмечается сложность произвольного обучения, недостаточная сосредоточенность на понимании причин и следствий происходящего. Возникают трудности с переносом приобретенных навыков в новую ситуацию, конкретностью мышления. Ребенку трудно понять последовательность событий и логику другого человека [5, с. 325].

Проблема с концентрацией внимания: детям трудно сосредоточиться на чем-то одном, они обладают высокой импульсивностью и возбужденностью [10, с. 96].

Констатирующий эксперимент был организован на базе МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида» г. о. Саранск.

Целью констатирующего эксперимента явилось изучение уровня коммуникативных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. В нём приняли участие 14 детей дошкольного возраста: семь детей с заключением ПМПК «интеллектуальное недоразвитие, ранний детский аутизм», пять детей – «интеллектуальное недоразвитие, аутистическая симптоматика», два ребёнка – «последствия органического поражения центральной нервной системы с интеллектуальным недоразвитием, ранний детский аутизм».

В качестве диагностического инструментария были подобраны методики обследования коммуникативных навыков Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной «Изучение коммуникативных умений», познавательного развития Е. А. Стребелевой: «Дорисуй», «Сложи», «Представления об окружающем (беседа)», «Продолжи ряд (письмо)», «Представления о временах года», «Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»), «Звуковой анализ слова», «Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»), «Узнавание фигур (тест Бернштейна).

В качестве обследования эмоционально-волевой сферы была подобрана методика Н. Я. Семаго «Эмоциональные лица».

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что у большинства испытуемых уровень коммуникативных навыков не развит. Познавательная и эмоционально-волевая сфера соответствовала очень низкому уровню.

Таким образом, по данным констатирующего эксперимента, коммуникативные навыки, познавательная и эмоционально-волевая сфера у большинства старших дошкольников с расстройством аутистического спектра сформирована на очень низком уровне. Для повышения уровня сформированности коммуникативных навыков, познавательных процессов, коррекции нарушений поведения и формирования навыков у детей с искаженным развитием необходимо организовать дополнительную работу в этом направлении.

Список литературы

  1. Баенская, Е. Р. Ранняя диагностика и коррекция расстройств аутистического спектра в русле эмоционально-смыслового подхода / Е. Р. Баенская // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Том 15. – № 2 (55). – С. 32–37.–Текст : непосредственный.
  2. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева,– М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с. – ISBN 5-09-006457-1. –Текст : непосредственный.
  3. Джон О. Купер. Прикладной анализ поведения / Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард.– М. : Практика, 2016. – 864 с.–Текст : непосредственный.
  4. Мелешкевич О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (ABA) / О. Мелешкевич, Ю. Эрц.– Самара : Бахрах-М, 2014. – 208 с.–Текст : непосредственный.
  5. Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Тенериф, 2012.– 488 с.–Текст : непосредственный.
  6. Янушко, Е. А. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта / Е. А. Янушко.–Текст : непосредственный // Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». – 2004. № 3. – 206 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: