УДК 796

Влияние спорта на организм человека в любом возрасте

Мудрецова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта Севастопольского государственного университета.

Аннотация: Каким спортом в каком возрасте лучше всего заниматься? Всем известно, что спорт в разумных количествах положительно влияет на здоровье. При этом влияние может быть очень разным.

Ключевые слова: возраст, физические упражнения, тренировка, спорт, здоровье.

В раннем школьном возрасте происходит формирование организма. В процессе учебы и адаптации к школе могут возникать нарушения здоровья: снижение зрения, проблемы с позвоночником и осанкой, развитие гастрита и тому подобное. Спорт является фактором, который помогает избегать такого рода осложнений, поскольку положительно влияет на здоровье ребенка и не дает прогрессировать различным заболеваниям.

Выявлена тенденция снижения уровня физической подготовленности современных детей и подростков, что сопровождается ухудшением состояния их здоровья. Малоподвижный образ жизни широко распространён в детской среде, минимальные физические нагрузки являются, к тому же, достаточно нерегулярными. Ребёнку, живущему в условиях техногенного общества, не требуется прикладывать слишком много усилий для реализации своих ежедневных потребностей. Распорядок дня часто включает много интеллектуальных занятий и уроков, почти не оставляя времени на подвижные игры на свежем воздухе или спортивные увлечения, что крайне негативно сказывается на здоровье и провоцирует возникновение хронических заболеваний. В период обучения в начальной школе приобщение к спортивным занятиям обязательно, тем более что в этот период ребенок может легко адаптироваться к новым для него спортивным нагрузкам. Раннее приобщение к спорту имеет большую важность и с точки зрения гармоничного развития психики, поскольку регулярные физические упражнения заметно улучшают эмоциональный фон и самоощущение школьника [3, c. 195-196].

Решая проблему поддержки здорового образа жизни детей, необходимо найти самые эффективные методики и подходы, способные поднять мотивацию к занятиям спортом, не перегружая растущий организм.

Давно доказано, что отсутствие сбалансированной спортивной нагрузки плохо отражается не только на физическом состоянии ребенка в целом, но и на его интеллектуальном потенциале. При малоподвижном образе жизни неизбежно происходят нарушения обмена веществ, что напрямую влияет на усвоение учебной информации.

Именно поэтому в младшем школьном возрасте особая роль отводится подвижным динамичным играм, помогающим формировать навыки точных движений и развивать быструю реакцию, мышечную координацию, силу и выносливость [1, c. 99-101].

Занятия спортом и физические нагрузки требуются всем людям, но школьникам – в первую очередь. Регулярные упражнения и тренировки очень благотворно воздействуют на все структуры организма, снижая вероятность проблем со здоровьем и ускоряя динамику избавления от уже имеющихся болезней. Чем активнее ребенок, тем выше его самооценка, ниже склонность к депрессиям и уровень тревожности, минимизировано влияние стрессовых ситуаций. Спорт способствует преодолению собственной психологической или физической слабости, неуверенности в себе, развивает скорость мышления.

Для гармоничного развития ребенка необходимо передавать ему не только знания и достижения культуры, но и стремление к спортивным результатам, которые всесторонне совершенствуют его, придавая уверенность в своих силах [2, c. 31-32].

У занятий физкультурой и спортом есть собственные воспитательные цели, которые достигаются при помощи тесной взаимосвязи развивающих, оздоровительных и образовательных задач.

Для всестороннего оздоровления и развития растущего организма требуется регулярно осуществлять следующие воспитательные воздействия:

  • закаливать организм;
  • развивать психическую и физическую выносливость;
  • гармонизировать телесное развитие с учетом физиологии детского возраста.

Все это обеспечивает повышенный уровень обучаемости, работоспособности, склонности к творческой самореализации [5, с. 150].

Отдельно мы хотим остановиться на том, как влияют физические нагрузки на оздоровление стареющего организма. Спортивные занятия – основной способ, с помощью которого задерживают процесс возрастного ослабления организма и понижения способности к адаптации, улучшают состояние сердца и сосудов, приостанавливая инволюцию.

Обычные возрастные изменения выражаются в ухудшении состояния сосудистой системы, снижении сердечной способности к перенапряжениям, уменьшении максимально возможной частоты сокращений сердца.

С течением времени функциональность сердечно-сосудистой системы постепенно снижается, даже если нет признаков конкретных заболеваний. Например, ударный сердечный объем, измеренный в состоянии покоя, за шестьдесят лет (если сравнивать его в возрасте 25 лет и 85 лет) становится меньше на тридцать процентов. За аналогичный период объем крови, проходящий через сердце за минуту (в покое) уменьшается почти на шестьдесят процентов. Измеренный на максимальных нагрузках, он уменьшается к 65 годам примерно на тридцать процентов, по сравнению с 25 годами (Роапег, 1986).

Возрастные изменения касаются и сосудистой структуры: понижаются эластичные свойства артериальных стенок, увеличивается общее сопротивление периферических сосудов, в итоге к возрасту шестьдесят-семьдесят лет систолическое давление становится выше на 10--40 миллиметров ртутного столба.

Все вышеперечисленные физиологические изменения и снижение сердечной производительности заметно уменьшают аэробные способности организма, особенно на предельных нагрузках, снижают общую физическую выносливость и возможность активной деятельности.

Кроме того, с возрастом понижаются показатели МПК – максимального потребления кислорода, со средней скоростью у мужчин, не занимающихся спортом, 0,5 мл/мин/кг, а у женщин - 0,3 мл/мин/кг за год (в промежутке 20-65 лет). В период от двадцати до семидесяти лет максимально возможная аэробная производительность понижается практически в два раза - с 45 до 25 мл/кг (или на десять процентов за десять лет), ухудшая функционирование системы дыхания.

Так называемая ЖЕЛ (жизненно важная емкость легких), начинает понижаться примерно с возраста тридцати пяти лет, за год в среднем уменьшаясь на 7,5 миллилитров на один квадратный метр поверхности тела. Снижается и другая способность легких – функция вентиляции – особенно ее максимальные значения.

Несмотря на то, что все эти перемены жестко не ограничивают аэробные параметры организма, они уменьшают жизненный индекс (отношение емкости легких к массе человеческого тела, которое выражается в мл/кг), помогающий спрогнозировать длительность жизни.

В организмах пожилых людей сильно меняются обменные процессы: снижается толерантность к глюкозе, увеличивается количество липопротеидов, триглицеридов и общего холестерина в крови, что зачастую становится причиной проявлений атеросклероза. Опорно-двигательный аппарат также теряет прежнюю функциональность: ткань костей разрежается из-за потери кальция и возникает остеопороз. Подобные изменения усугубляются малой физической активностью и нехваткой кальция в потребляемой пище.

Сбалансированные комплексы физических упражнений, оздоровительные спортивные занятия и лечебная физкультура могут ощутимо задержать возрастное снижение функциональности различных систем организма.

В любом возрастном периоде спортивные тренировки будут способствовать повышению выносливости и аэробных физиологических возможностей. А это наиболее важные показатели реального биологического возраста человека и качества жизни в целом. К примеру, у спортсменов-бегунов в зрелом возрастном периоде максимальная ЧСС в среднем на десять ударов в минуту больше, чем у тех, кто никогда не занимался бегом.

Самая простая физическая нагрузка, например, бег по три часа в неделю и скандинавская ходьба уже через десять-двенадцать недель увеличивают максимальное потребление кислорода на десять-пятнадцать процентов. Мы приходим к выводу, что эффективность оздоровления с помощью занятий спортом и физкультурой проявляется в повышении работоспособности, физической и психической выносливости, в улучшении аэробных возможностей организма.

Списоклитературы

  1. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни – Москва: Советский спорт, 1996.
  2. Малярчук Н.Н. Сохранение здоровья воспитанников младшего школьного возраста в семье: Учебно-методические материалы для педагогов по организации работы с семьёй. – Тюмень, Департамент образования и науки Тюменской области, 2012.
  3. Усаков В.И.Феномен спорта в социокультурном пространстве детства// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2012. – №4.
  4. Фирсин С.А. Физическая культура и спорт в системе ценностей школьников// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2015. – №1.
  5. Дмитриев С.В. Дидактические основы ценностно-смыслового и биомеханического моделирования двигательных действий спортсмена. – Н.Новгород, 1995.

Интересная статья? Поделись ей с другими: