УДК 374

Проблемы учебно-воспитательного процесса в сельских ДМШ Приднестровья

Силуков Анатолий Михайлович – профессор кафедры «Фортепиано» Приднестровского государственного института искусств им. А.Г. Рубинштейна

Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы музыкального воспитания и обучения в сельских музыкальных школах; акцентируется необходимость развития общего музыкально-эстетического подхода к учебно-воспитательному процессу; разрабатываются методы дифференцированного отношения к школьникам в связи с профориентационной работой; обосновывается необходимость новой концепции начального музыкального образования. На основании практического исследования педагогического процесса в ряде музыкальных школ Приднестровья определяются задачи дальнейшего функционирования ДМШ в регионе: организация обучения в соответствии с местными условиями развития дополнительного образования; планирование учебно-воспитательного процесса с ориентацией на принцип единого художественно-образовательного комплекса: «детский сад – сельская ДМШ – общеобразовательная школа»; достижение необходимого уровня модернизации материально-технической базы и профессионально-технологической оснащенности педагогов; поддержка творческой инициативы и инновационной направленности со стороны всех участников музыкально-педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, художественное образование, музыкально-эстетическое воспитание, система начального музыкального образования, детская музыкальная школа, опытно-экспериментальное исследование, методика начального музыкального образования, народная художественная педагогика, музыкальная самодеятельность, комплексный подход, инновационная деятельность, личностно-ориентированный подход, педагогическое самообразование.

Стремительные изменения общественно-политической жизни страны заставляют вновь и' вновь говорить о художественном образовании и воспитании как основе формирования личности современного человека. Актуальность этого требования диктуется быстрой сменой нравственных критериев постсоветского общества, последствия которой не могут не сказываться на духовном состоянии людей. В частности, социологические исследования отношения населения к искусству, проведенные в середине 90-х годов, констатировали резкое снижение художественных интересов по сравнению с показателями, полученными аналогичными исследованиями 80-х годов. В начале XXI века положение в данной области проявления общественной активности, в целом, не изменились и даже ухудшились. В первую очередь эти негативные тенденции проявились в сельской местности.

Падение художественных интересов не может ограничиваться одной лишь узкой областью эстетических ценностей и закономерно отражает более глубокие процессы ухудшения социокультурной атмосферы села в целом, что, разумеется, влечет за собой разнообразные негативные последствия и в социально-политическом климате крестьянской общины, и в семейных отношениях, и даже в сфере сельскохозяйственного производства. Особенно же остро снижение духовно-нравственных критериев сказывается на воспитании детей и формировании полноценных человеческих устремлений сельской молодежи.

Осуществляемая ныне экономическая реформа предполагает преобразование производства на современной новейшей технологической базе как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Важно учитывать, что осуществление подобных задач невозможно без формирования в труженике села обширного континуума культурных, нравственных, интеллектуальных качеств. Человек в новой реальности должен быть способен на современном культурном (в широком смысле) уровне творчески решать свои производственные и бытовые проблемы, находя соответствующие высоко цивилизованные и психологически совершенные формы своего поведения и личностного общения с окружающими. Отметим в этой связи, что именно общение с искусством и рождаемая им художественная сфера оценочной человеческой деятельности могут стать цементирующим, системообразующим фактором в разносторонней и многообразной структуре личностных качеств, способностей, знаний и умений, необходимых современному сельскому жителю. Поэтому в реальных условиях сегодняшней сельской жизни одним из наиболее эффективных способов влияния на развитие творческого потенциала подрастающего поколения может стать новый подход к художественному образованию и воспитанию детей. Он обусловлен необходимостью адаптации старой системы образования к новым условиям.

В свое время в СССР была сформирована уникальная по своей доступности система начального музыкального воспитания и образования. За годы существования этой системы, особенно в 50-х -80-х годах, был накоплен богатый практический опыт работы детских музыкальных школ (ДМШ) и школ искусств (ДШИ), требующий своего научного осмысления. Однако на протяжении многих десятилетий ДМШ не являлась предметом пристального внимания педагогической науки, и это явилось одной из причин кризисных явлений, обозначившихся в настоящее время в сельской музыкальной школе. В подавляющем большинстве теоретических работ, посвященных начальному образованию и воспитанию, разрабатываются узко методические проблемы и задачи, связанные прежде всего с технологией обучения игре на музыкальных инструментах и подготовки учащихся ДМШ к будущей профессиональной музыкальной деятельности.

В период сворачивания клубно-кружковой и внеклассной работы с детьми на селе, музыкальная школа является единственным очагом музыкальной культуры, целенаправленно формирующим у подрастающего поколения художественно-эстетическое отношение к действительности. И в этом плане учебные заведения типа детской музыкальной школы используют далеко не все свои возможности. Поэтому необходима разработка новой педагогической концепции начального музыкального (шире художественного) образования в условиях современного села, которая помогла бы преодолеть существующие недостатки, делающие учебно-воспитательный процесс сельской ДМШ малоэффективным.

Интенсивно развивающаяся сеть сельских музыкальных школ в 60-70-е годы нуждалась в соответствующих профессиональных кадрах. Это обусловило в начальном музыкальном образовании парадигму ранней профессионализации, понимаемой большинством педагогов ДМШ как освоение технологии игры на каком-либо музыкальном инструменте. Такая педагогическая стратегия, базирующаяся на формировании прежде всего исполнительской техники учащегося, недостаточно развивает, как показывает опыт, их художественное мышление, тем самым лимитируя полноценное творческое становление личности. На имеющийся технологический перекос и необходимость выработки новых подходов в начальном музыкальном образовании в разное время указывали известные педагоги музыканты Е.Б. Лисянская, В.П. Середа, Г.И. Шатковский, С.М. Мальцев и др.

Этой проблематике в контексте развивающего обучения были посвящены публикации Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, В.В. Давыдова, а также ряд работ зарубежных специалистов. Появление в последние годы искусствоведческих исследований М.М. Берлянчика, Г.В. Григорьевой, Г.В. Крауклиса, В.В. Медушевского, Е.Н. Назайкинского, В.Н. Холоповой, А.Н. Якупова, в которых фундаментально рассматривается феномен музыкального искусства и его влияние на формирование духовного мира человека, также диктует поиск более эффективных методов работы с подрастающим поколением.

Сложная экономическая ситуация, в которой оказались сельские регионы страны, и прекращение жесткого административного диктата дали возможность поиска в сельской музыкальной школе оптимального в условиях сегодняшнего дня подхода к начальному музыкальному образованию. Существующие отдельные инновации, затрагивающие все структурные и содержательные компоненты учебно-воспитательного процесса сельской ДМШ, позволяют говорить о возможности реального воплощения новых, разнообразных и гибких моделей многопрофильных школ искусств на селе. Это во многом решит задачу воспитания нового сельского жителя, обладающего сформированным духовным потенциалом способного творчески осмысливать предлагаемые действительностью обстоятельства, а также умеющего находить эффективные пути решения проблем в самых различных областях жизнедеятельности. В этом актуальность предпринятого исследования.

Задачи исследования состояли в том, чтобы проанализировать практический опыт деятельности сельских ДМШ; выявить основные факторы, тормозящие и затрудняющие учебно-воспитательный процесс сельских ДМШ, ведущие к постоянному уменьшению континента учащихся в каждой из школ села на протяжении всех семи лет обучения, так называемому «отсеву учащихся»; на основании уже имеющегося передового музыкально-­педагогического опыта теоретически обосновать необходимость создания единого художественно-образовательного комплекса: «детский сад - ДМШ - общеобразовательная школа», как единственно возможного сегодня условия сохранения и возрождения полноценной культурной среды села. Дальнейшее развитие проекта было связано с практическими задачами: разработать новую модель сельской музыкальной школы, адекватную нынешней социокультурной ситуации, обеспечивающей 2-х уровневое начальное музыкальное образование (профессиональное и общехудожественное); предложить методологическую концепцию учебно-воспитательной работы, сориентированной прежде всего на формирование целостной и всесторонне развитой творческой личности [3,4]; обосновать и рекомендовать для внедрения в педагогический обиход сельских ДМШ наиболее рациональные в сегодняшних условиях формы, приемы и способы учебно-воспитательной работы с учащимися [2,5]; провести педагогический эксперимент с группой дошкольников и по его итогам внедрить в учебную практику (подготовительный) курс комплексного художественного воздействия на ребенка через его общение с различными видами искусства, что могло бы обеспечить активизацию его художественно-творческих способностей, а также устойчивую мотивацию в сфере музыкальных занятий; разработать интегративную методику дошкольного пропедевтического полихудожественного развития детей и школьного художественного воспитания, основанную на взаимопроникновении и внутренней связи различных видов искусства; методику, учитывающую своеобразие периодов в развитии художественных интересов и влечений ребенка.

На основании проведенного исследования необходимо констатировать следующее: работа сельской ДМШ будет более эффективна, если педагогическая стратегия и тактика будут базироваться на принципах обучения, адаптированных применительно к конкретным условиям жизнедеятельности этих школ и нацеленных на максимальное раскрытие творческих способностей ребенка, на формирование его художественно-эстетических запросов и вкусов [2,3,5]; если будет выработана гибкая, разомкнутая структура учебно-воспитательного процесса, способствующая осуществлению дифференцированного подхода к конечным результатам обучения [1,5]; если окажутся выявленными и реализованными на практике оптимальные организационно-педагогические условия [2], обеспечивающие функционирование единой системы художественного «всеобуча» на селе «детский сад – ДМШ – общеобразовательная школа»; если будет утвержден в общественном сознании принцип деятельности сельской музыкальной школы как многофункционального культурного центра, актуализирующего культурно­-просветительскую работу на селе посредством создания самых разнообразных форм детского художественного творчества в том числе студийного характера; если коллективами учителей-музыкантов будут глубоко осмыслены кардинальные изменения, которые произошли за последние годы в Приднестровье и не могут не оказывать существенного воздействия на пути осуществления музыкального воспитания (в частности, в системе сельских музыкальных школ), на содержание учебно- воспитательной работы, ее организацию в современных общественно-экономических условиях, ее методы, способы деятельности и т.д.

 Исходя из вышесказанного определяются следующие выводы.

Существующая модель сельской музыкальной школы не удовлетворяет современным требованиям изменившегося социума: деятельность сельской ДМШ нуждается в существенной корректировке. Следует отказаться от одностороннего курса на сплошную профессионализацию всех без исключения учащихся, сделать более широким спектр целей, содержательных ориентиров и методов обучения.

Сельская ДМШ – это школа многофункционального назначения, ставящая своей задачей в отдельных случаях закладку фундамента профессиональной подготовки будущих специалистов, но в основном обеспечивающая широкое художественное воспитание и образование остальной части учащихся.

В современных условиях есть все условия для рассмотрения сельских детских музыкальных школ как своего рода центров художественной (музыкальной) культуры, призванных вести художественно-просветительскую и учебно-воспитательную работу с возможно большим контингентом учащихся независимо от уровня и степени их природной одаренности.

Точная ориентировка в целях и задачах сельских ДМШ, в их предназначении, позволяет оптимизировать организационно педагогические условия деятельности учебных заведений этого типа в рамках социальных структур села, дает возможность охватить и вовлечь (через процесс осознания сельской общественностью стоящей проблемы) в сферу музыкальной деятельности максимально широкие группы детей и подростков, проживающих в сельской местности.

Освоению всего сложного и многообразного технологического комплекса, связанного с игрой на том или ином музыкальном инструменте, должен в принципе предшествовать общий пропедевтический курс полихудожественного развития детей, начиная с 3-4х летнего возраста (такова, как показывает опыт, нижняя возрастная граница возможного организационного охвата детей в условиях села). Именно на этом этапе формируются основные компоненты структуры музыкальных способностей и художественного восприятия ребенка, тем самым закладывается основа успешности дальнейшего эстетического и нравственного развития. Сельская детская музыкальная школа (либо школа искусств) остается практически единственным учебным заведением, способным путем организации соответствующей деятельности более или менее успешно влиять на художественно-­эстетическое воспитание детей и подростков. Однако в течении ряда лет, в пятидесятые- шестидесятые- семидесятые годы, сельские ДМШ культивировали унифицированную и жестко стандартизированную модель обучения музыке, игнорируя, по сути, этнические, социокультурные, демографические и производственно-экономические особенности социума села. Это привело к возникновению ряда трудностей. особенно обострившихся в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. Прямым следствием этих трудностей стал постоянно возрастающий отсев учащихся в сельских ДМШ. Необходимо было выявить весь комплекс причин, порождающий этот отсев. В результате специальных исследований, проведенных автором настоящего сообщения, было установлено, что главные из этих причин сводятся к следующему.

Преподаватели сельских ДМШ недостаточно учитывают специфические особенности учебно-воспитательного процесса в сельской местности, не умеют адаптироваться к местным условиям.

 Резко ограничивает возможности сельских ДМШ отсутствие необходимого музыкального инструментария, в частности, качественных народных музыкальных инструментов.

Не выработаны оптимальные приемы и способы преподавания, соответствующие требованиям времени и некоторым своеобразным особенностям контингента обучающихся; не используются в должной мере принципы развивающего обучения в преподавании музыки.

 Недостаточно активно и целенаправленно ведется работа с родителями учеников, не разъясняются и не пропагандируются цели и задачи музыкального обучения.

Следует отметить, что кризисные явления в жизнедеятельности сельских ДМШ негативным образом сказываются на работе музыкальных учебных заведений среднего и высшего звена. Так, в Тираспольском музыкальном колледже (ныне Приднестровский государственный институт искусств), выпускники сельских ДМШ на протяжении последних десяти лет составляли не более 16-18% от всего контингента обучающихся, причем далеко не лучшую часть по уровню специальной музыкальной подготовки. Выход из создавшейся ситуации - в модернизации сельских ДМШ, в их гибкой адаптации к местным условиям и особенностям жизненного уклада каждого района, общины, села.

Господство парадигмы профессионально ориентированного обучения в сельских ДМШ (как и в других школах страны), утверждение этой парадигмы всеми средствами и способами воздействия со стороны «вышестоящих инстанций» вызывалось в свое время рядом объективных и субъективных причин. Ориентации на сплошную профессионализацию музыкального образования способствовала прежде всего общая направленность политики руководящих органов в сфере культуры, а также во многом и позиция ряда руководителей специальных музыкальных учебных заведений высшего и среднего звена [3]. Считалось, что задача детской музыкальной школы подготовка «кадров» для учебных заведений более высокого уровня; иных целей и задач либо не видели, либо не придавали им существенного значения. И хотя важность общего музыкального развития и художественного воспитания учащихся постоянно декларировалась с различных трибун, в разных документах, постановлениях, на практике все сводилось к установке на формирование узко профессиональных исполнительских умений и навыков. Односторонне трактуемое обучение музыке трансформировалось в приобщение к элементам «ремесла». При этом отдельные попытки учителей и директоров музыкальных школ «идти против течения» встречали достаточно серьезное сопротивление и утверждали себя на деле с большим трудом.

Последствия такого положения вещей продолжают давать о себе знать и сегодня. И это, безусловно, мешает улучшению деятельности системы массового музыкального воспитания и образования. Отсюда, необходимость внесения серьезных корректив не только в организационную и методологическую, но и психологическую сторону деятельности музыкальных школ, в практику подготовки специалистов (педагогов-музыкантов для работы в ДМШ села); необходимость переосмысления критериев оценки труда учителей этих школ. Преподаватели сельских ДМШ должны не только владеть комплексом профессиональных умений и навыков, связанных с обучением игре на том или ином музыкальном инструменте, что необходимо и обязательно; они должны быть психологически подготовлены к своей работе и социально ориентированы в ней, в ее специфических особенностях и условиях. Только в этом случае можно рассчитывать на успех их деятельности.

Основными организационным и структурным принципом при решении проблемы максимального охвата сельской детворы целенаправленными художественно-практическими (музыкальными) занятиями должен быть принцип единого художественно-образовательного комплекса: «детский сад – сельская ДМШ – общеобразовательная школа». Только при наличии и последовательной реализации такого структурного принципа можно рассчитывать, как показало исследование, на успех массовой художественно-­просветительской работы на селе. В детском саду есть все условия для формирования и развития комплексного восприятия искусств детьми в возрасте от трех до семи лет, есть все возможности проведения пропедевтического курса художественного воспитания, подготавливающего каждого ребенка к усвоению более сложных форм занятий искусством. Учебно-воспитательный процесс в сельской ДМШ и общеобразовательной школе, если исходить из приоритета формирования целостной творческой личности, должен строиться на основе единого плана работы, включающего в себя совместные системно-­структурированные художественно-практические формы деятельности учащихся (хоровые кружки, оркестр, театральная, хореографическая и изобразительная студии). В силу этого возникают условия, при которых сельская ДМШ трансформируется в многопрофильную школу искусств.

Сельская ДМШ, будучи учебным заведением, ориентированным на общее художественное (музыкальное) воспитание и образование детей, должна вести свою работу по двум направлениям. Для одних учащихся содержание учебной работы, равно как и формы проведения ее, должны быть прежде всего нацелены на активизацию познавательных интересов в сфере музыкального искусства, воспитание восприимчивости к музыкально-прекрасному. То есть, акцент в этом случае ставится на развивающую функцию обучения. Для других учащихся, обнаруживших в ходе занятий достаточно яркие природные способности, ориентация в учебном процессе должна быть иной; сам учебный процесс должен строиться в особом режиме максимального благоприятствования для дальнейшего обучения этих детей в специальных музыкальных учебных заведениях среднего и высшего звена. Таким образом, дифференциация учащихся по степени и уровню их природной одаренности, профессиональная селекция этих учащихся на всех стадиях обучения должна рассматриваться как одна из важнейших и наиболее сложных ответственных задач, стоящих перед коллективами преподавателей музыкальных школ (как сельских, так и городских). Успешное решение этой задачи позволяет выбрать оптимальную методику учебно- воспитательной работы с различными категориями учащихся, методику, адекватную целям и перспективам обучения.

Таким образом, деятельность сельских ДМШ, формирующих культурный климат сельского социума, может компенсировать в значительной степени исчезновение существовавших до недавнего времени сельских клубов и Домов культуры, более или менее успешно выполнявших свои художественно-просветительские обязанности. Школа-универсум, школа, дающая возможность петь в хоре, играть в оркестре, заниматься танцами, рисовать, такая школа может и должна стать обязательной частью культурной жизни села, если она получит необходимую поддержку со стороны государства, сельского самоуправления и надлежащего педагогического обеспечения.

В деревнях до сих пор любимы народом баян (гармонь), гитара, некоторые другие инструменты. Логика подсказывает, что преподавателям-музыкантам имеет смысл опираться на этот инструментарий при проведении массовой музыкально-­воспитательной и образовательной работы. Названные выше музыкальные инструменты сравнительно недороги (в сопоставлении, например, с роялем или пианино), обучение игре на них также не представляет особых трудностей и доступно практически всем обучающимся. В то же время, несмотря на их кажущуюся простоту и незамысловатость, народные музыкальные инструменты способны сыграть исключительно важную роль в процессах массового музыкального воспитания и образования, в приобщении к музыкальной культуре сельских детей и подростков. Решающую роль в такой активизации музыкально-творческого интереса и потенциала ученика играет ансамблевый (оркестровый) характер подобного рода музицирования по технологии близкого к игре в шумовых оркестрах. Учащиеся испытывают, как правило, светлые, радостные эмоции, занимаясь исполнительством на народных музыкальных инструментах. Пробуждается их фантазия и воображение, активизируются творческие потенции, вовлекается в «действие» весь комплекс музыкальных способностей. Немаловажно и то, что обучение на народных инструментах в подавляющем большинстве случаев пользуется активной поддержкой родителей учеников.

Следует подчеркнуть, что обращение к народному музыкальному инструментарию может использоваться в деятельности сельских ДМШ как в русле специализации, то есть профессионально ориентированного обучения, так и в плане любительского музицирования, не ставящего перед собой далеко идущих профессиональных целей и задач. Целесообразно использовать народный музыкальный инструментарий, как свидетельствует опыт, в процессе пропедевтической подготовки детей (дошкольников и младших школьников) к последующим музыкальным занятиям.

Вопрос о музыкальном инструментарии тесно связан с вопросом об учебном (музыкальном) репертуаре, используемом в практике работы сельских музыкальных школ. Целесообразным представляется широкое использование в музыкально-воспитательном и образовательном аспекте различных образцов национального музыкального фольклора, то есть, как подлинно народных музыкальных произведений, так и оригинальных сочинений, принадлежащих перу профессионального композитора, но созданных в народном духе. Творческая работа самого педагога, инструментующего и обрабатывающего под данный инструментальный состав фольклорный и традиционный учебный материал, так же закономерна и необходима [4].

Между тем практика показывает, что педагоги зачастую работают со своими воспитанниками на материале, во многом утратившим свою художественную ценность, который, в силу этого, не вызывает необходимого активного эмоционального отклика у детей и подростков. Особенно нетерпимо подобное положение вещей в сельской местности, где специфика художественных вкусов и музыкально-эстетических потребностей предполагает особо продуманные подходы в репертуарной «политике» педагога.

Ощутимый эффект дает привлечение к работе сельских ДМШ «самодеятельных» музыкантов из народа, – певцов, танцоров, исполнителей на народных музыкальных инструментах. Данные опытно­-экспериментальной работы показывают, что приглашение этих людей в сельскую ДМШ, в качестве исполнителей-иллюстраторов, ансамблистов; использование их в том или ином виде в русле массовой музыкально-­воспитательной работы, оказывает существенную помощь коллективам преподавателей-музыкантов. «Самодеятельные» музыканты из народа украшают своими выступлениями школьные музыкальны угренники и вечера, принимают активное участие в деятельности музыкальных кружков и студий, организовывают нечто вроде фольклорных экспедиций; главное, – они, как правило, способствуют увлечению школьников различными видами музыкально-исполнительской деятельности. Там, где умело используются резервы такого рода, пополняются ряды учащихся сельских ДМШ, уменьшается процент отсева обучающихся.

Еще один важный момент, имеющий близкое отношение к сегодняшней жизнедеятельности сельских ДМШ. Как известно, ныне активно возрождаются народно-календарные праздники и религиозно-­культовые обряды, имеющие особую атрибутику (песни, танцы, театрализованные действа и т. д.). Нет сомнения, что участие в этих празднествах учащихся и преподавателей сельских ДМШ может оказать существенное воздействие на весь ход и течение музыкально­-воспитательного процесса в ДМШ. Обучение музыке перестает носить абстрактный характер, оно будет тесно увязываться с жизнью социума, вписываться в контекст этой жизни, получая, соответственно, отклик в окружающей среде. Все это должно стимулировать интерес учащихся к музыке, инициировать увлеченность ею, вызывать положительные, рожденные пониманием нужности своего творчества, эмоции.

Особое внимание нужно уделять методам учебной работы в сельских ДМШ, приемам и способам преподавания. Бесспорно, что должен использоваться возможно более широкий спектр методов (приемов) учебной работы. Однако, приоритет следует отдавать тем методам (блокам, группам методов), которые нацелены на всемерную активизацию творческой, созидательной мысли учащихся. Это могут быть разного рода творческие задания, связанные с сочинением музыки: задание проиллюстрировать на музыкальном инструменте тот или иной эпизод из жизни ребенка, или какой-либо сюжет литературного произведения (басни, сказки и т.п.), или «описать» на языке музыки содержание репродукции с картины художника и многие другие. Главное помнить, что «для правильного постижения музыки недостаточно только исполнять ее, нужно также уметь ее сочинять» (Ж.Ж. Руссо). В связи со сказанным возникает перед педагогами ДМШ села необходимость овладения методикой развития навыков импровизации, например, методиками Г. Шатковского, С. Мальцева и др. Обозревая все аспекты жизнедеятельности сельских ДМШ, все концептуальные ориентиры ее функционирования, обучаться музыке в той или иной форме должно в «идеале» максимально большое количество детей, ибо практически все дети (за крайне редкими исключениями) обладают от природы определенными музыкальными данными (слух, чувство ритма, музыкальная память, восприимчивость к специфическому содержанию музыки). В то же время, на определенном этапе обучения должна проводиться селекция обучающихся: часть детей, наиболее одаренных от природы, должна быть сориентирована на продолжение профессионального музыкально-художественного образования с целью возвращения в родное село для профессиональной художественно­-творческой работы с детьми. Другая часть значительно большая в количественном отношении должна соприкасаться с музыкальным искусством в контексте общего художественного воспитания и образования. Эти ориентиры и должны предопределять в конечном счете методический вектор в учебном процессе, то есть те или иные приемы и способы работы с учащимися.

Итак, если говорить о целостной, сложноподчиненной системе музыкального воспитания и образования в стенах сельских ДМШ, то основные конструкты этой системы выглядят следующим образом. Начинать обучение детей следует по возможности с раннего возраста и в максимально широких количественных масштабах: при этом собственно обучению должны предшествовать специальные курсы пропедевтического характера, направленные на пробуждение и активизацию интереса детей к музыке. Заинтересованность должна либо предшествовать музыкальным занятиям, либо сопутствовать им, только в этом случае можно рассчитывать на успех учебно-воспитательной работы.

Среди контингента обучающихся должна постоянно осуществляться специальная селекционная работа с целью выявления наиболее одаренных в музыкальном отношении детей для их сегодняшней и последующей «профессионализации». Что касается остальной массы учащихся, то работа с ними должна быть сориентирована на решение общих художественно­-воспитательных и музыкально-образовательных задач. Учебная работа с различными категориями обучающихся должна по логике вещей строиться на различной методологической основе, иметь различный характер и содержание. Обучение в сельских ДМШ должно исходить из специфических особенностей среды, контингента обучающихся, а также других факторов, отличающих условия сельской местности от городских. Акцент необходимо ставить на самое широкое и органичное использование музыкального фольклора и, в частности, местного фольклора в учебно-воспитательном процессе; фольклор в значительной мере должен определять состав учебного репертуара. Сказанное в полной мере относится и к музыкальному инструментарию: учитывая давние традиции русской народной музыкальной культуры, связанные с использованием в быту таких музыкальных инструментов как гармонь, балалайка, гитара, свирель, необходимо всячески пропагандировать эти инструменты, внедрять их в обиход, практиковать обучение на них в сельских музыкальных школах. Музыкальный инструментарий, репертуар все это должно соответствовать «менталитету» жителей сельских районов страны, их привычкам, обычаям, вкусам [1]. Противостоять натиску поп-культуры западного образца в худших ее разновидностях можно не через отрицание, не через «борьбу» в элементарном смысле, а путем противостояния лучшего худшему, художественно ценного тому, что можно с полным правом именовать музыкальной макулатурой.

Учащиеся сельских ДМШ должны по возможности шире и активнее участвовать в различных народных, календарных празднествах, а также религиозно-культовых мероприятиях, возрождаемых сегодня. В то же время, самое широкое использование в практике обучения должны найти лучшие образцы современной эстрады: бардовской песни, массового популярного песенного творчества, танцевальной музыки.

В качестве активных участников музыкально-воспитательного процесса в сельских ДМШ имеет смысл использовать музыкантов «из народа», «самодеятельных артистов». Последние могут с успехом участвовать в школьных праздничных мероприятиях, быть организаторами фольклорных экспедиций. демонстрировать свое искусство в специальных кружках, студиях, передавая учащимся наиболее ценные и жизнеспособные традиции народного музицирования.

Учебный процесс в музыкальных школах вообще, и в сельских ДМШ в частности, должен основываться на широком использовании разного рода творческих заданий, связанных с сочинением музыки [5]. Приобщать детей к сочинительству следует с самого раннего возраста, имея в виду при этом не столько результаты этой деятельности, сколько сам процесс. Именно процесс, сколь бы ни были незначительными его конкретные творческие результаты, активизирует весь комплекс творческих способностей ребенка и подростка, учит музыкально «откликаться», реагировать на различные явления окружающего мира, выражать в музыке свои чувства и переживания.

Преподаватели сельских ДМШ, работающие в весьма сложных и специфических условиях (они лишены профессионального музыкального общения, методической поддержки), во многом не похожих на условия города, должны получить необходимую психолого-педагогическую подготовку к этой деятельности. Данное обстоятельство не может не приниматься во внимание при составлении учебной документации (учебных планов, программ, лекционных курсов и т.п.) в специальных музыкальных учебных заведениях среднего и высшего звена, готовящих кадры педагогов-музыкантов. «Цели, задачи и организация поисково-констатирующей и созидательной опытно-экспериментальной работы» содержит материалы, связанные с проверкой основных положений (теоретико-методологических постулатов).

Опытно-экспериментальной проверкой данных теоретических и методологических положений могут послужить исследования учащихся детских музыкальных школ Первомайска, Рыбницы, Слободзеи, села Малаешты. Нужно использовать следующие формы опытно-экспериментальной работы: педагогические наблюдения, анализ специальной документации (отчетов сельских ДМШ, совещаний, конференций), педагогическое анкетирование, беседы, интервью, обучающий педагогический эксперимент. В ходе исследования должны учитываться следующие положения: сельская детская музыкальная школа – главный и наиболее мощный источник культуры на селе не только художественной, но и нравственно-поведенческой [2]. Актуализация концептуальных образовательных инициатив, таких, например, как внедрение художественного «всеобуча» детей села от 3-х до 17-ти лет; создание необходимых организационных и иных условий для максимального сохранения контингента учащихся: обеспечение двухуровневого художественного воспитания и образования в сельской ДМШ, предусматривающего на исходном, первом уровне активизацию общехудожественного развития детей и подростков в единстве с постижением ими основ профессионального музыкального искусства, а на втором - целенаправленную и последовательную подготовку будущих потенциальных профессиональных деятелей в области музыкального воспитания и образования, что будет способствовать позитивным социокультурным процессам в сельской местности; переструктуризация и сущностные изменения содержания учебно-воспитательного процесса сельской ДМШ, – должны базироваться на широком применении художественно-творческих форм работы с учащимися, таких, как сочинение, импровизация, чтение музыкальных текстов с листа, подбор по слуху и использование в качестве учебного материала местного народного фольклора, ансамблевая игра на народных инструментах. Имеющийся передовой педагогический опыт доказывает, что в сельской музыкальной школе есть все необходимые предпосылки для качественного преобразования музыкально-образовательной деятельности в сторону более продуктивного воспитания целостной творческой личности.

Одним из главных условий интенсификации музыкально-­художественного развития детей является формирование устойчивой мотивации музыкальных занятий [2, 3]. Есть четыре уровня познавательного интереса учащихся, свидетельствующих о степени сформированности мотивации в сфере музыкально-творческой деятельности. Они проявляются в следующем:

интерес детей и подростков к отдельным, конкретным жанрам и формам работы;

увеличение объема музыкальной информации и скорости усвоения учащимися музыкального материала благодаря освоенным композиционным закономерностям и закреплению позитивной реакции на музыкальную деятельность;

систематическая и качественная подготовка учащихся к урокам;

«самообразовательная» деятельность, которая является одним из самых ярких показателей сформированной творческой личности.

Специалисты в области музыкальной культуры и образования едины во мнении, что музыкальная школа на селе может и должна стать многопрофильным и полифункциональным центром, объединяющим возможно большее количество детей.

Необходимо проведение обучающего эксперимента с группами дошкольников 5-6 лет, в процессе которого была бы апробирована оригинальная методика полихудожественного пропедевтического воспитания.

Главная цель занятий в экспериментальной группе должна заключаться в направленности этой методики на стимулирование характерных признаков креативности и их закрепление в структуре личностных качеств и свойств детей (познавательный интерес, внимание, инициатива, относительная законченность исполнительских действий, работоспособность). Занятия должны проходить в течение 9-ти месяцев. Дети будут отбираться в группы без предварительного тестирования. Констатирующий срез по всем интересующим автора параметрам нужно сделать на основании педагогических наблюдений за детьми в течение первых уроков. Известно, что практически все дети демонстрируют достаточно широкий спектр природных (музыкальных) данных, а также связанных с ними психических реакций и особенностей поведения во время урока. Контрольные срезы, определяющие динамику творческого развития детей, должны проводиться через каждые три месяца, иными словами, нужно сделать три экспериментальных «замера». Сравнить констатирующие и итоговые показатели по среднему баллу. Это даст основание утверждать, что общее музыкальное и творческое развитие детей в экспериментальной группе пройдет продуктивно [5]. Не сомневаемся, что успешное развитие комплекса музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творчески продуктивного мышления испытуемых экспериментальной группы обуславливается опорой на методологические положения и рекомендации выдвинутые многообразием использованных в работе образцов музыкального фольклора и устного народного творчества (сказки, считалки, поговорки, колядки и т.д.), а также применением в учебной практике элементарных музыкальных инструментов (погремушек, свистулек, трещоток и т.д.).

Таким образом, в современных социокультурных и экономических условиях сельская ДМШ в прежнем «традиционном» виде во многом не оправдывает себя. Проведенный факторный анализ ее деятельности подтвердил значительный отсев учащихся на протяжении всего периода обучения. Необходимы существенные коррективы в организационной структуре, в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса сельских музыкальных школ. Исследование подтвердило, что сельская ДМШ может стать очагом массового музыкально-эстетического воспитания и образования, если будет соответствовать эстетическим запросам и потребностям сельского населения (в частности детей и подростков). Практика свидетельствует о целесообразности введения подготовительной ступени к музыкальной школе, в задачи которой входит пробуждение интереса ребенка к художественной деятельности, активизация его творческих способностей. Необходима достаточно ранняя дифференциация («селекция») учащихся с целью выявления наиболее одаренных детей и их дальнейшей профессионализации с последующим продолжением этой поисковой работы.

Средние и высшие специальные музыкальные учебные заведения уделяют недостаточное внимание проблемам специфической профессиональной подготовки учителей для сельских ДМШ. В связи с этим необходима разработка специальных курсов по этой проблематике, дающих молодым специалистам дополнительные конкретные теоретические и методологические установки, связанные с их будущей художественно-практической и управленческой деятельностью на селе [1].

 Привлечение к работе сельских музыкальных школ самодеятельных музыкантов из народа (в особых формах) существенно активизирует учебно-воспитательный процесс и пробуждает дополнительный интерес учащихся. Активное участие коллективов учащихся и преподавателей сельских ДМШ в повсеместно возрождающихся календарно-­обрядовых и религиозно-культовых празднествах способствует популяризации художественного воспитания и образования.

Полученные в результате исследований данные и выводы дали возможность выработать следующие рекомендации.

Преобразование сельской детской музыкальной школы в многопрофильный и полифункциональный художественно-­эстетический центр, где широко и гибко использовались бы различные методы, виды и формы детского художественного творчества, должно стать основой социокультурной политики на современном этапе жизни села.

Тесное сотрудничество с общеобразовательной школой, что предполагает не только взаимодействие при проведении общих мероприятий (конкурсов, праздников, фестивалей), но и практику совместной организации творческой деятельности детских, подростковых и юношеских художественных коллективов оркестра, хора, фольклорного и танцевального ансамблей, театральной студии, следует считать основополагающим фактором стратегии и тактики художественно-просветительской работы на селе [5]. Поэтому целесообразно ввести итоговые творческие работы выпускников общеобразовательной школы, которые могли бы стать своеобразным экзаменом на степень зрелости культурного и художественно-творческого мышления. Виды и формы этой деятельности могут выглядеть следующим образом: защита рефератов по одной из тем курса «Мировая художественная культура», концертное выступление, участие в художественной экспозиции или драматическом спектакле и т.д.

Изучение и использование традиций народной педагогики, крестьянского (национального) фольклора и инструментария, народных ремесел следует рассматривать как одно из главнейших средств вовлечения в творческую деятельность не только подрастающего, но и взрослого населения села.

Учебная работа в сельских ДМШ должна опираться на репертуар, где приоритет отдается национальному музыкальному фольклору, лучшим образцам российской и мировой музыкальной классики, классической эстрадной музыки и песенного творчества.

Такой подход к художественному образованию на селе основывается на необходимости внедрения здесь различных моделей художественного воспитания и образования как эффективного фактора устойчивого роста культурных потребностей подрастающего поколения и одного из важных условий создания современного культурного климата в сельской местности, что могло бы противостоять в конечном счете оттоку в город творчески активной части сельского населения.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: учебник / А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1988.
  2. Базиков А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям / А.С. Базиков; Тамб. муз. пед. ин-т М., 1997.
  3. Бахольская Н.А. Личностная ориентация учебной деятельности как фактор развития творчески одаренных младших школьников / Н.А. Бахольская; Магнитор. гос. ун-т. Магнитогорск, 2000.
  4. Петрушин В.П. Музыкальная психология учебное пособие для студентов и преподавателей. / В.П. Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 1997.
  5. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цвпин. М., 1994.

Интересная статья? Поделись ей с другими: