УДК 37.013

Формирование положительной мотивации подростков в воспитании социальных ценностей

Четверикова Татьяна Борисовна – аспирант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Аннотация: Цель статьи – продемонстрировать этапы формирования положительной мотивации обучающихся в воспитании социальных ценностей.

Ключевые слова: мотивация, этапы мотивации, социальные ценности, обучающиеся, подростки.

В настоящее время понятие «мотивация» известно как никогда. Особенно интернет-пространство изобилует лозунгами «Как замотивировать работников?», «С помощью простых способов мотивации вы сможете добиться от…» и т.д. Ощущение, что все сферы нашей жизни зависят от мотивации. Что же означает данное понятие? Приведём несколько определений.

Согласно словарю современного русского языка мотивация – это совокупность доводов; мотивировка. [1, с.1295] В словаре по социальному управлению под мотивацией подразумевается побуждение человека, социальной группы к активной деятельности; указывает на причины и механизмы социальных действий, поведения людей, направленные на достижение целей. Побудительные силы человека – его потребности, интересы, инстинкты. [2, с.89] Нам ближе значение понятия «мотивация», изложенное в словаре - справочнике менеджера, где сказано, что мотивация - состояние предрасположенности или готовности, склонности действовать (поступать) определенным образом. В основе поведения человека значительное место занимают ценностные ориентации личности, под которыми в социологии понимаются устойчивые установки на те или иные социальные ценности. [3, с.270]

Далее обратимся к понятию «социальные ценности». До сих пор исследуемое учёными, данный термин не имеет единой трактовки. Согласимся с Ноздриной Н.А., которая под социальными ценностями понимает жизненные идеалы и цели, «которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть; это идеи, принципы, предметы и их свойства с точки зрения значения для жизни человека и общества». [4]

В ходе опроса среди обучающихся 12-14 лет мы выяснили, что приоритетными социальными ценностями для них являются семья, творческая самореализация и в последствии – социальный статус. Мы поддерживаем ценностные ориентиры подрастающего поколения, и чтобы перечисленные желания осуществились, мы провели серьёзную работу по этому поводу, где одним аспектом как раз являлось формирование мотивации подростков в воспитании социальных ценностей.

Мы выделили пять этапов формирования мотивации обучающихся:

  • определение проблемы мотивации (проанализировали ценности подростков);
  • непосредственное осуществление мотивации обучающихся через положительный настрой на успех;
  • влияние на поведение подростков через методы стимулирования;
  • улучшение системы мотивации в процессе воспитания по вновь возникшим обстоятельствам;
  • осуществление вознаграждения через метод эмоционально-сенсорного воздействия.

Следует отметить, что данные этапы формирования положительной мотивации достаточно условны, т.к. мы убеждены, что они имеют между общие черты: доброжелательность, уважение, отзывчивость по отношению к обучающимся. Невозможно замотивировать ни одного человека ни на какую деятельность, не установив с ним доверительные и дружелюбные отношения. Поэтому первым условием в формировании положительной мотивации в воспитании социальных ценностей подростков мы определили установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, которое, на наш взгляд, реализовывается через подбор методов и форм работы, позволяющим установить субъект-субъектные взаимоотношения или, другими словами, через организацию кофигуративного взаимодействия. И вторым условием мы будем считать работу с родителями и вовлечение их в качестве третьего субъекта субъект-субъектных отношений между педагогом и обучающимся. Рассмотрим каждое условие более подробно.

  1. Организация кофигуративного взаимодействия между учителем и обучающимися путём методов и форм работы, позволяющим установить субъект-субъектные взаимоотношения. Для начала поясним, что кофигуративное взаимодействие предполагает такие взаимоотношения, когда передача накопленного опыта происходит не только от старших к младшим, но и от взрослых – взрослым. Так происходит и у молодого поколения, которое учится не только у взрослых, но и у своих ровесников. Данное условие реализовывается как в индивидуальной работе, так и в групповой, путём таких методов, как: беседа, дискуссия, диспут, метод проекта. Следует отметить, что метод проекта, особенно связанный с цифровыми технологиями, позволяет именно обучающимся проявить себя и стать где-то даже наставниками для учителя, что придаёт подросткам уверенности в себе, а уважительное и положительное отношение педагога к обучающимся и искреннее желание чему-то научиться у подрастающего поколения, способствует, как раз, зарождению доверительных отношений между ними. Стоит упомянуть, что метод проекта помогает и раскрытию творческого потенциала обучающихся, а творческая самореализация является одной из приоритетных ценностей подростков. Поэтому, мы уверены, что метод проекта, как никакой другой, способствует формированию положительной мотивации в воспитании социальных ценностей подростков.
  2. Работа с родителями и вовлечение их в совместную деятельность с их детьми, возможно, звучит несколько странно, но актуально как никогда. Как показывает практика, современный темп жизни и загруженность родителей на работе, совершенно лишает их общения с детьми. К сожалению, уже не приходится удивляться, что дети не знают элементарную информацию о родителях: ни дат рождения, ни их отчеств, ни места работы. А родители не в курсе интересов своих детей: ни какую музыку они предпочитают, ни чем занимаются после школы. Мы уверены, что именно из-за нехватки общения с родителями, главной ценностью обучающиеся определили семью.

В условиях доверительных отношений между учителем и обучающимися и в выявлении, как раз существующих проблем с родителями, мы постепенно вовлекаем их в совместную деятельность.

Как никогда актуальными становятся беседы и индивидуальное общение через vk-мессенджер. Общие чаты с родителями и отдельные чаты родители-дети очень удобны, а главное помогают быть всегда на связи. Главное – не позволять распыляться на рутинные вопросы, а посвятить темы именно позитивным и полезным беседам. Постепенно мы вовлекаем родителей и в совместную деятельность:

  • спортивные соревнования, туристические походы, экскурсии способны отвлекать родителей от работы и стимулировать родителей провести время с детьми, например, на природе;
  • праздники, посвящённые 8 марта/23 февраля создают для обучающихся благоприятную обстановку для общения;
  • благотворительные акции не оставляют равнодушными никого и также сплачивают семью;
  • психологические тренинги активно входят в нашу жизнь;
  • метод проекта и в данном условии находит своё отражение.

Что касается социального статуса, которого обучающиеся хотели бы достичь в последствии, то здесь отметим следующее: ничто так не мотивирует как встречи с людьми, добившимися высокого социального статуса и карьерного роста. Подробный рассказ и алгоритм необходимых действий для достижения поставленных целей – главный метод в решении этого вопроса. Особенно убедительными оказываются встречи с родителями одноклассников, чьи успехи известны в кругу подростков.

Таким образом, мы убеждены, что в воспитании положительной мотивации подростков в воспитании социальных ценностей подростков играют роль доверительные отношения с педагогом, уважающим и понимающим чувства и мысли обучающихся, родителями, стремящимися к общению с детьми в любую секунду своего свободного времени и примеры из личного опыта реальных людей по приоритетным для подростков ценностям.

Список литературы

  1. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.; Л.: изд-во АН СССР, 1957. т. 6.
  2. Социальное управление: словарь / под ред. П. И. Добренького, и. М. Слепенкова. М.: изд-во МГУ, 1994.
  3. Словарь-справочник менеджера. М.: ИНФРА-М, 1996.
  4. Понятие социальных ценностей и социальных норм. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnyh-tsennostey-i-sotsialnyh-norm/viewer.

Интересная статья? Поделись ей с другими: