УДК 37

КВН в образовании: игровой подход к развитию творческих способностей студентов

Ярославцев Роман Олегович – аспирант Института культуры и искусств Московского городского педагогического университет.

Аннотация: Статья посвящена изучению использования игры КВН в образовании с целью развития творческой самореализации студентов. 

Ключевые слова: КВН, образование, творческая самореализация, игра, игровые технологии.

На сегодняшний день в высшем образовании основной акцент сделан на формирование личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, ответственность, инициативность, мобильность и успешность. В связи с этим, досуговая деятельность студентов становится важным инструментом для реализации творческого потенциала и формирования желаемой личностной модели.

Творческие способности являются индивидуальными качествами личности. Именно они часто оказывают плодотворное влияние на выполнение какой-либо деятельности. При этом творческие способности могут привести к появлению значимых новых продуктов, которые будут важны не только для личности, но и для общества в целом. Развитие этих качеств связано также с наполнением личностным смыслом осваиваемых знаний и умений.

Досуговая сфера и досуговые занятия являются формой проявления творческого потенциала, которым в университетах уделяют особое внимание. Согласно Р.А. Стеббинсу, выделяются два уровня досуга: «серьезный» и «обычный» [4]. Первый характеризуется устойчивостью, комплексностью, сформированной потребностью в продолжении выбранной деятельности, а также возможностью прилагать усилия для достижения личных и профессиональных целей. Представители «серьезного» досуга прилагают усилия в выбранной сфере жизнедеятельности, такой как спорт, наука и т.д., для достижения успеха, переживания важных моментов жизни и достижения новых высот.

«Серьезный» досуг также может служить средством саморазвития личности, означая духовный рост, самовыражение, принадлежность к социальной группе и участие в социальных отношениях. Обычно люди стремятся создать свой собственный социальный мир, который формируется благодаря участникам досуговых занятий и их общим интересам. Это определение может быть отнесено к определенной большинство участникам игры КВН.

Идеальный вид досуга предполагает, что человек может наиболее полно раскрыть свои возможности, занявшись интересной для себя деятельностью и получив от этого удовольствие. Это важно учитывать во внеурочной деятельности университетов, так как от этого зависит ее эффективность и успешность достижения поставленных целей. 

КВН является способом для самовыражения молодежи, которая чувствует, что обладает избытком энергии, однако не может ее проявить в реальной общественной деятельности. Еще с давних времен молодые люди соревновались в ловкости, силе и остроумии, используя игровую форму для проверки уровня и развития необходимых качеств для успешной интеграции во взрослую жизнь. Именно поэтому КВН имел огромную популярность среди советской молодежи, так как он предлагал проверку развития у молодежи необходимых качеств для успешной и плодотворной взрослой жизни, используя высокий уровень импровизации.

КВН - это популярная юмористическая соревновательная программа, которая объединяет людей на основе взаимной симпатии и доверия. В 1957 году в СССР была создана игра "Вечер веселых вопросов", которая очень напоминала чехословацкую “ГГГ". Спустя 4 года было принято решение дать новой игре имя популярной марки телевизоров тех времен - КВН. Это стало важным событием в истории отечественного телевидения. С этого момента началась новая эпоха интеллектуальных развлекательных телепередач. КВН стал доступным, и обычные студенты московских вузов начали соревноваться в остроумии и находчивости у микрофона. очень быстро игра вышла за рамки столицы и стала популярной во всем Советском Союзе.

Изначально КВН был популярен среди студентов именно технических вузов. Он не был похож на современную версию игры: участники на скорость собирали комбайны, автоматы. КВН стал опережать по популярности демонстрацию фильмов. Однако игре необходимо было постоянно совершенствоваться, меняя форматы и правила игры, чтобы сохранять свои изначальные принципы: непредсказуемость и импровизацию.

Молодежь всегда активно откликалась на все изменения в жизни общества, часто была непосредственным участником этих изменений. Она отличается постоянным поиском жизненного смысла и социальной справедливости. КВНщики нашли реализацию этому в игре, где соревновались на артистизм и эрудицию, а также проявляли гражданские качества. Вскоре КВН появился на телеэкранах, так как потребность общества в подобных мероприятиях стала очевидна всем. 

Когда-то считалось, что главная задача КВН - выступить в качестве ступени для выведения подобного творчества на три уровня [1]. Первый уровень связан с театром веселых и находчивых, где проверяется артистический талант и есть возможность соревноваться на домашних заданиях. Второй уровень - интеллектуальный конкурс, почти как интеллектуальный поединок двух участников. Третий уровень - публицистический театр, где команды соревнуются, а члены жюри выступают в качестве аналитиков и публицистов. 

Современный КВН отличается от КВНа 50 лет назад: теперь это красочное танцевально-музыкальное шоу с элементами викторины, с членами жюри, ведущим, которое увлекает все слои населения. Команды школьников, студентов и предприятий состязаются между собой в юморе и находчивости. 

Конкурентный характер КВНа остается важной частью шоу, но помимо этого, участники привносят юмор, тексты и свой талант, что позволяет передавать эмоции [2]. Хотя содержательной информации в КВНе мало, именно это делает его привлекательным и интересным для молодежи, которая на своем языке рассказывает известные всем вещи.

За время игры в КВН на долгосрочной основе составы команд не остаются неизменными. Многие перестают играть, так как не находят в себе достаточно сил и мотивации. Но те студенты, кто не останавливается на своём пути в этой игре, могут заметить положительные изменения в себе уже через 2 года [3]. Они становятся полноценными творческими единицами с высокой степенью самореализации. Многие работодатели в креативной сфере отмечают, что КВНщики гораздо выносливее и продуктивнее в сложных условиях и приближающихся дедлайнах, чем работники, не игравшие в КВН. 

КВН, как средство вертикальной социальной мобильности в сфере культурной жизни, имеет примеры, когда участники этой игры сделали успешную карьеру на телевидении и получили значительный доход от своей популярности. Бывшие участники КВН продолжили свою телевизионную карьеру во многих других программах. Кроме того, выпускники КВН могут начать свою карьеру в сфере медиаменеджмента, что подтверждается примерами известных производителей программ, таких как Гавриил Гордеев.

Участие студентов в КВН помогает решать социальные и образовательные задачи. В процессе подготовки к играм КВН студенты улучшают свои коммуникативные навыки, развивают культуру общения и актерское мастерство. КВН может рассматриваться как школа социальных навыков, зона обучения коммуникативным навыкам и пространство активной и полезной деятельности. Участие в КВН также способствует устранению комплексов, дальнейшему совершенствованию актерского и режиссерского мастерства и развитию культурного уровня студентов.

Список литература

  1. Аксельрод А.Ю. Курс веселых наук. М., 1974. С.67.
  2. Марфин, М., Чивурин, А. Что такое КВН? - 2-е изд. - М., 2002.- 120 с.
  3. Рубекина И.В. КВН-движение как эффективная внеучебная форма работы со студентами // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. №1. С.99-103.
  4. Семенов В.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. №4. С.41.

Интересная статья? Поделись ей с другими: