УДК 34.07
Методика оценки эффективности реализации молодежной политики на муниципальном уровне
Батура Андрей Александрович – магистрант Сибирского федерального университета
Аннотация: В статье приводится авторская методика оценки эффективности реализации молодежной политики на муниципальном уровне. В связи с тем, что существующие инструменты не позволяют оценить качественные аспекты развития потенциала молодежи, предлагается использовать Интегральный показатель развития молодежи. Его расчет и использование позволит обозначить проблемные точки на карте Красноярского края и предпринять меры по нивелированию проблем молодежи и отрасли.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, потенциал молодежи, эффективность молодежной политики, реализация молодежной политики на муниципальном уровне, работа с молодежью.
Существующие методики оценки эффективности реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях имеют свои достоинства и недостатки. Сегодня существует острая потребность в формировании комплексного подхода к проведению оценки деятельности органов по делам молодежи, поскольку отсутствие комплексного подхода приводит к неполноте или необъективности получаемых данных. Исходя из этого, представляется возможным разработать методику, по которой можно сравнивать территории не только по уровню реализации молодежных проектов и программ, но и по состоянию развития потенциала молодежи.
Интегральный показатель развития молодежи (ИПРМ) – это показатель, позволяющий оценить реализацию молодежной политики и ее социальный эффект на муниципальном уровне. Он включает в себя 10 критериев, отражающих социальное положение молодежи, уровень развития инфраструктуры и системы молодежной политики в конкретном муниципальном образовании. Его основой стал метод балльной оценки.
Данный показатель предлагается рассчитывать по формуле 1:
где – это балл оценки i-того критерия;
– это весовой коэффициент i-того критерия;
n – количество критериев.
В Табл. 1-3 выделены 14 основных критериев, по которым будет производиться оценка молодежной политики. Отметим, что оценка производится по трем группам критериев, что позволяет оценить управление молодежной политикой и инфраструктурой, социально-экономическое положение молодежи и реализацию основных направлений молодежной политики в Красноярском крае. Все это обуславливает комплексный характер оценки.
Критерии, представленные в Табл. 1, позволяют оценить эффективность действующей организационно-управленческой структуры и обеспеченность системы молодежной политики на уровне муниципального образования.
Таблица 1. Критерии оценки, характеризующие управление молодежной политикой и инфраструктурой.
Наименование критерия |
Вес критерия |
Количество баллов |
||
0 |
0,5 |
1 |
||
Наличие молодежного центра в муниципальном образовании |
1 |
Молодежный центр отсутствует |
- |
Молодежный центр осуществляет свою деятельность |
Наличие молодежного совета при главе муниципального образования |
0.4 |
Молодежный совет отсутствует |
Молодежный совет создан, но не функционирует |
Молодежный совет осуществляет свою деятельность |
Участие в программе «Молодежные центры 2.0» |
0.6 |
Молодежный центр не участвует в программе |
Молодежный центр подал заявку |
Молодежный центр участвует в программе, осуществляется капремонт помещения и переобучение сотрудников |
Наличие муниципальной программы или подпрограммы по молодежной политике |
0.4 |
В муниципальном образовании не реализуется муниципальная программа или подпрограмма по молодежной политике |
- |
В муниципальном образовании реализуется муниципальная программа или подпрограмма по молодежной политике |
Обратим внимание на Табл. 2. Представленные в ней критерии оценки характеризуют социально-экономическое положение молодежи вне зависимости от выбора муниципального образования. Набор критериев обоснован тем, что мониторинг данной информации Агентством на сегодняшний день не производится, и именно эти показатели отражают качество работы молодежной политики и основные проблемы муниципальных образований края: отток молодежи и высокий уровень молодежной безработицы. Кроме того, деятельность, направленная на профилактику негативных проявлений в молодежной среде, является одним из приоритетов отрасли, поэтому не включить ее в перечень не представляется возможным.
Таблица 2. Критерии оценки, характеризующие социально-экономическое положение молодежи.
Наименование критерия |
Вес критерия |
Количество баллов |
||
0 |
0,5 |
1 |
||
Уровень молодежной безработицы в муниципальном образовании |
0.7 |
Доля молодежи среди безработных выше 15% |
Доля молодежи среди безработных от 5 до 15% и выше |
Доля молодежи среди безработных не более 5% |
Уровень миграции молодежи |
1 |
Доля молодых людей, переехавших из муниципального образования на ПМЖ, более 60% |
Доля молодых людей, переехавших из муниципального образования на ПМЖ, от 40 до 60% |
Доля молодых людей, переехавших из муниципального образования на ПМЖ, ниже 60% |
Уровень молодежной преступности |
0.8 |
Доля преступлений, совершенных молодежью выше 15% |
Доля преступлений, совершенных молодежью от 5 до 15% |
Доля преступлений, совершенных молодежью не более 5% |
Наличие программ работы с молодыми людьми, попавших в трудную жизненную ситуацию |
0.6 |
Программы работы с молодыми людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, отсутствуют |
- |
Программы работы с молодыми людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, реализуются |
Состояние института семьи |
1 |
Доля распадающихся браков среди молодежи выше 50% |
Доля распадающихся браков среди молодежи от 30 до 50% |
Доля распадающихся браков среди молодежи ниже 30% |
Представленные в Табл. 3 критерии отражают реализацию основных направлений молодежной политики. В данной группе учитывается степень реализации флагманских программ и развития Российского движения детей и молодежи «Движение Первых» на местном уровне. Также одним из главных критериев в данной группе является вовлеченность молодежи в деятельность молодежного центра, который позволяет оценит общую заинтересованность молодых жителей муниципального образования в осуществляемой им деятельности.
Таблица 3. Критерии оценки, характеризующие осуществление основных направлений молодежной политики.
Наименование критерия |
Вес критерия |
Количество баллов |
||
0 |
0,5 |
1 |
||
Вовлеченность молодежи в деятельность молодежного центра |
1 |
Вовлечено менее 15% молодых людей, проживающих в муниципальном образовании |
Вовлечено от 15 до 30% молодых людей, проживающих в муниципальном образовании |
Вовлечено более 30% молодых людей, проживающих в муниципальном образовании |
Соответствие деятельности молодежного центра приоритетам и основным целям молодежной политики |
0,9 |
Деятельность молодежного центра не соответствует приоритетам и основным целям молодежной политики |
Деятельность молодежного центра частично соответствует приоритетам и основным целям молодежной политики |
Деятельность молодежного центра полностью соответствует приоритетам и основным целям молодежной политики |
Реализация флагманских программ |
0.5 |
Реализуются мероприятия в рамках одной флагманской программы |
Реализуются мероприятия в рамках 2-3 флагманских программ |
Реализуются мероприятия в рамках всех флагманских программ |
Участие в проектах Федерального агентства по делам молодежи |
0.6 |
Молодежь из муниципального образования поучаствовала менее чем в 3 мероприятиях ФАДМ |
Молодежь из муниципального образования поучаствовала в 4-6 мероприятиях ФАДМ |
Молодежь из муниципального образования поучаствовала более чем в 7 мероприятиях ФАДМ |
Развитие РДДМ «Движение Первых» |
0.5 |
В муниципальном образовании не открыто ни одно первичное отделение РДДМ «Движение Первых» |
В муниципальном образовании не открыто одно первичное отделение РДДМ «Движение Первых» |
В муниципальном образовании не открыто более одного первичного отделения РДДМ «Движение Первых» |
Критерии оценки реализации молодежной политики на муниципальном уровне могут быть следующими:
- при оценке 0-2,5 балла – оценка «Неудовлетворительно»;
- при оценке 2,5-5 баллов – оценка «Удовлетворительно»;
- при оценке 5-7,5 баллов – оценка «Хорошо»;
- про оценке 7,5 баллов и выше – оценка «Отлично».
Таким образом, представленная методика может использоваться для оценки реализации молодежной политики в муниципальных образованиях края. Ее практическую значимость сложно недооценить. Использование в деятельности Интегрального показателя развития молодежи позволит обозначить проблемные точки на карте Красноярского края и предпринять меры по нивелированию проблем молодежи и отрасли.
Список литературы
- Дейч Б.А. К вопросу об определении критериев эффективности региональной молодежной политики в России / Регионализация молодежной политики в России: история, опыт, практика. СПб., 2015. С. 23-25.
- Макаров И. В. Критерии эффективности государственной молодежной политики и её кадровое обеспечение // Закон и общество: история, проблемы, перспективы // Материалы XXVI Межвузовской международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной 70-летию Красноярского ГАУ. – Красноярск, – 2022. – С. 463–465.
- Пачина, Н. Н. Критерии эффективности региональной молодежной политики РФ / Н. Н. Пачина, О. Н. Блинникова, А. Р. Пачин // Человек. Общество. Наука. – 2022. – Т. 3, № 3. – С. 79-93.
- Портал агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края. [Электронный ресурс]. – URL: http://мымолодые.рф.
- Черняк Ю.Г. Социальный потенциал молодежи: теоретические и методологические основания исследования // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – – №4. – С. 176-180.
молодежь, молодежная политика, потенциал молодежи, эффективность молодежной политики, реализация молодежной политики на муниципальном уровне, работа с молодежью.