УДК 37

Этапы начальной подготовки в дзюдо

Клименко Андрей Александрович – кандидат педагогических наук, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

Дзижко Алексей Сергеевич – студент факультета Финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.

Аннотация: В статье рассматриваются периоды начального этапа подготовки в дзюдо с целью систематизации общего представления каждого из периодов. Автор статьи придерживается принципа «от простого к сложному», так как на начальном этапе важно учитывать возрастные особенности и уровень физической, психологической и моральной подготовленности, первоначального знания японского боевого искусства.

Ключевые слова: дзюдо, начальный этап, физическая и психологическая подготовленность, философия тела и духа, периоды, техника и приемы ведения борьбы.

Овладение техникой бросков и приемов японского боевого искусства дзюдо требует прохождения этапов общей и специальной подготовки, – от предварительного, специального до углублённого. С 1964 года XX века дзюдо считается индивидуальным видом спорта и является частью олимпийских соревнований. С возникновением интереса к боевому искусству дзюдо начинают заниматься с трех-пяти лет для овладения первыми азами ведения борьбы и бросковой техники, воспитания воли, терпения и характера.

С конца второй половины ХХ века начальный этап подготовки (с 3 до 10 лет) представляет осознание идеологии и философии дзюдо посредством прохождения пути к овладению белым (или желтым) поясом начинающего дзюдоиста (Кано Дзигоро).

Начальный этап длится от одного до трех лет и делится на прохождение ознакомительного, предварительного и первоначального периодов подготовки с целью формирования психических качеств и физических способностей контроля своего тела и действий противника, понимания функциональных возможностей организма [1].

Целью начального этапа подготовки в дзюдо является усвоение базовых приемов и техники единоборства «мягкий путь» в специальном зале додзе.

Задачей начального этапа подготовки в дзюдо выступает овладение основами техники боевой системы и балансом защитных и атакующих приемов.

Объектом начального этапа подготовки в дзюдо является традиционная система начальной подготовки в дзюдо, направленная на овладение элементами техники и бросков, предметом – поэтапный процесс овладения бросками и приемами самообороны.

Начальная подготовка дзюдоиста – это процесс использования методов воздействия на организм и дух для развития психологической и физической подготовленности с целью перехода к следующему этапу подготовки и выбору методов и средств тренировки [3].

Поэтому на начальном этапе подготовки происходит овладение таким функциональным уровнем подготовленности, который бы позволил научиться способности переносить тренировочные и соревновательные нагрузки, и быстро восстанавливаться.

Начальный этап включает три периода подготовки, а именно (Г. Пархомович): [4]

  • ознакомительный – для создания представления о боевом искусстве дзюдо, понимания роли техники и тактики ведения борьбы с противником;
  • предварительный – для осознания основных правил и принципов ведения борьбы, овладения техники и приемов выполнения;
  • первоначальный – для овладения базовым комплексом приемов и техник ведения борьбы с противником.

1. Ознакомительный период

Целью является развитие организма для приобретения физической и психологической подготовленности для овладения основами ведения борьбы через броски, болевые приёмы, удержания и удушения.

Задачей выступает изучение основ техники дзюдо через формирование интереса к философии дзюдо; усвоение правил экипировки и выбора дзюдоги, разрядов выполнения базовых нападений и защиты. Это требует проявления волевых качеств посредством системы ОФП и осознания возможностей применения физической силы при выполнении приёмов.

Усвоение разнообразия разрешённых технических действий позволяет понимать боевое искусство через представление ранга цветного пояса и систему рейтингов, разделенных на классы кю и дан, и систему цветных поясов. Завоевания черного пояса позволяют достичь определенного уровня компетентности для получения звания «сёдана».

Общая физическая подготовка, как составляющая начального этапа подготовки в дзюдо, требует комплексного физического развития мышечных групп и систем организма. Скорость, координация движений, гибкость, сила, выносливость развиваются в процессе системных и целенаправленных занятий, поскольку прививаются навыки самообороны.

Результатом ознакомительного периода выступает осознание дзюдо как боевого искусства, базы джиу-джитсу и единоборства без оружия с философией военного искусства.

2. Предварительный период

Целью предварительного периода является освоение начальных знаний, умений и навыков о дзюдо, травмах шеи, плеч, рук, запястий и пальцев; предплечий, мозга, деформаций уха из-за ударов и попыток выхода из удержания; преодоления сложных контактов с поверхностью.

Задача предварительного периода – овладеть умениями совершать кувырки, прыжки, броски и разные приемы на матах и босиком.

В этот период происходит освоение правил объявления предупреждений и присуждения шидо за нарушения и длительный период ненападения; усвоение броска вадза-ари как удержание в 10 секунд на спине; понятия «ничья» и «шидо», особенности присуждения победы противнику.

Значимым на данном этапе выступает осознание основных правил и принципов тренировок на матах и босиком без ударных приемов на ноги, использование во время боя бросковых техник, болевых, захватов и бросков, прыжков и кувырков. Тренировки направлены на процесс овладения техникой и обучение подавления не силы, а механики тела. Это требует отработки бросков и удушений, стойки, проведения состязаний, знания основ техники ног, бедер и рук и приемов лежа и удержания.

Изучение атакующих и защитных техник в дзюдо предполагает овладение техникой нагэ вадза – для проведения бросков; катамэ вадза – для совершения удержаний, болевых и удушающих приёмов; атэми вадза – для нанесения обездвиживающих и отвлекающих ударов по ключевым точкам.

Результатом предварительного периода является осознание принципов тренировок и приемов, бросковых техник, болевых, захватов и бросков, прыжков и кувырков с целью достижения уровня жёлтого пояса.

Овладение знанием базовых приемов борьбы направлено на развитие умения показать упорство работать физически и морально, выполнение запрещенных методов ведения борьбы и совершения ударов, удушающих захватов, скручивания шеи, приемов на позвоночник, на кисть узлы стопы; загиб руки за спину и броски на голову.

3. Первоначальный период

Целью первоначального периода является формирование основ техники дзюдо для ведения борьбы в течение двух-трех минут в пределах рабочей зоны.

Задача – освоить приемы перемещения, захваты, атаки; особенностей участия в физкультурных и спортивных мероприятиях.

Особым на данном этапе подготовки является овладением уровнем ведения борьбы, в которой с помощью приёмов подножек, подсечек осваиваются броски на ковёр. При борьбе лёжа учатся делать разные захваты, удерживать противника прижатым спиной к ковру в течение 25 секунд, применяя болевые приёмы и удушающие захваты, заставляя признать себя побеждённым.

Кроме этого, усваиваются азы применения физической силы при выполнении приёмов и видов технических действий. Овладение принципом эффективности дзюдо позволяет научиться использованию силы противника против него самого и ведению сбалансированного боя, не причиняя ему ущерба. Усвоение техники спарринга и состязания позволяет выработать технику и приобрести форму.

Результатом предварительного периода выступает самостоятельное осознание философской составляющей дзюдо в процессе борьбы и принципов взаимной помощи, использования потенциала тела и духа в борьбе. Способность к овладению оранжевым поясом проявляется на достаточном уровне четкого владения базовыми приемами при видении работы на перспективу [2, 3, 4].

Следовательно, начальный этап подготовки в дзюдо с тремя периодами – ознакомительный, предварительный, первоначальный – является значимым, так как он позволяет определиться с индивидуальным выбором работы над техникой и дальнейшим овладением приемами и техникой ведения борьбы. Это позволяет выйти на уровень овладения I, II или III юношеским разрядом.

Методы дзюдо на начальном этапе направлены на овладение безопасной и смягченной системой атаки и формой ведения борьбы (но без атаки на нервные центры). На начальном этапе подготовки в дзюдо достижение первоначального уровня физической и моральной, психологической подготовленности строится на овладении техникой движений и приёмов ведения борьбы в течение двух минут, понимания действий и реакций противника, представления самостоятельных и динамичных действий в ответ (Косоротов С.) [2].

Таким образом, в начальной подготовке в дзюдо преследуют цель создать базу достижений, а именно: освоение техники и приемов боевого искусства, развитие организма и его возможностей, реализация функциональных возможностей, проявление волевых усилий и развитие общей выносливости. Особое внимание уделяется развитию общей физической подготовке с освоением технико-тактических элементов ведения борьбы и методике развития общей выносливости. Это особенно важно, так как именно на этом этапе закладывается фундамент основных знаний, умений и навыков боевого искусства и осознания философии дзюдо.

Список литературы

  1. Кано Дзигоро. Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания. // Научно-методический сборник. Ред. Горбылёва А.М.. – «Известия», 2008. – Вып. 1. – С. 118-173.
  2. Косоротов С., Горбылёв А. Болевые приёмы дзюдо. Теоретические положения. // Научно-популярный методический журнал. – М.: «Будо-спорт», 2002. – Вып. 3. – С. 51-53.
  3. Национальный союз дзюдо и Федерация дзюдо России. История отечественного дзюдо. Judo.ru. (дата обращения: 05 июня 2023).
  4. Пархомович Г. Основы классического дзюдо. – Ек: «Урал-Пресс», 1993. – 302 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: