УДК 37

Влияние социального окружения на успеваемость учеников

Власова Лидия Владимировна – специалист, учитель физики, почетный работник общего образования РФ, директор Средней общеобразовательной школы №97 имени Героя Советского Союза В.Г. Клочкова.

Аннотация: В данной статье, автор рассматривает влияние социального окружения на успеваемость учеников. Исследование основывается на теориях и методах известных советских и российских педагогов, при этом внимание уделяется и практической стороне проблемы. Автор описывает собственный опыт применения рассмотренных методов в своей школе, а также делится результатами, которые были достигнуты. Работа может быть полезна для педагогов, ученых в области образования и социальной психологии, а также для любого, кто интересуется вопросами образования и взаимосвязи социального окружения и успеваемости учащихся.

Ключевые слова: социальное окружение, успеваемость, образование, педагогика, социальные влияния, педагогическая практика, образовательная психология, советская и российская педагогика, учебная деятельность, развивающее обучение, взаимодействие в образовательном процессе.

Успех в обучении – сложное и многогранное понятие, зависящее от множества переменных. Одним из ключевых факторов, которые могут существенно повлиять на учебную успеваемость учащихся, является социальное окружение. В данной статье мы затронем роль этого фактора и обсудим методы влияния на социальное окружение для повышения успеваемости.

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между социальным окружением и успеваемостью учеников, а также определение и анализ методов воздействия на социальное окружение для улучшения учебных показателей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания и использования всех доступных инструментов для повышения качества образования в условиях современной школы. Также перед современным российским образованием стоит задача преодоления наметившегося отставания по некоторым показателям в сфере образования от образовательных систем некоторых развитых стран. Так По данным научных исследований НИУ ВШЭ, уровень образовательной неуспешности в России составляет 25 %, тогда как в странах ЕС – 10 % [1].

Социальное окружение в образовательном контексте включает в себя не только физическое пространство школы, но и людей, взаимодействующих в этом пространстве: учеников, учителей, родителей, администрацию школы. Оно включает в себя социальные взаимодействия, нормы, ценности и ожидания, которые формируются в этой общности. И здесь мы наблюдаем также процесс социализации, который проявляется в трансформации опыта предшествующих поколений» [2, с.14]

Успеваемость, в свою очередь, подразумевает не только получение оценок, но и общий прогресс обучающегося в образовательном процессе. Это включает в себя понимание и усвоение учебного материала, развитие навыков и умений, участие в школьной жизни, мотивацию к обучению и стремление к самообразованию. Результативность подразумевает «высокую школьную мотивацию, положительное отношение к школе, высокий уровень общего умственного развития, высокий уровень овладения учебной деятельностью, прочное усвоение программного материала, понятность ребенком программного материала, наличие специальных способностей, интересов и склонностей, прилежание, осознанность ценности результатов обучения и затраченных сил для их достижения» [3, с. 122-123].

Важно понимать, что эти понятия взаимосвязаны и влияют друг на друга в образовательном процессе. Например, позитивное социальное окружение может способствовать развитию мотивации к учению и улучшению учебной работы. С другой стороны, проблемы в социальном окружении могут стать препятствием для успеха в обучении. Так в процессе социализации и взаимодействия с социальным окружением возникает девиантное поведение. Под девиантным нами понимается поведение, которое «может принимать как негативные, так и позитивные формы», так как в позитивном варианте оно «приводит к появлению полезных для общества новых культурных образцов» [4, с.28]. Задача любой школы заключается в том, чтобы корректировать негативные формы девиантного поведения и с другой стороны поддерживать позитивные его формы.

Советская и российская педагогические школа придавали значительное внимание изучению взаимосвязи социального окружения и образовательного процесса. В данном контексте представляет интерес феноменологическая педагогика, реализующая идею сотрудничества в узком кругу единомышленников, создание своеобразной школы-семьи из людей, близких по духу и способных к познанию и самопознанию [5].

Современные теории обучения, такие как конструктивистский подход и обучение на основе проектов, также подчеркивают важность социального контекста. В этих моделях активно используются групповые формы работы, что позволяет учащимся не только осваивать учебный материал, но и развивать социальные навыки, учиться взаимодействовать и сотрудничать. При этом школьник активизирует личностные ресурсы и получает значимое для себя общение, развивает навыки творческой работы или предпрофессиональной, при этом «референтная среда не должна идти вразрез с его системой ценностей» [6].

Существует множество психологических и социологических факторов, которые могут влиять на успеваемость учеников. Среди психологических факторов можно выделить мотивацию к обучению, уровень самооценки и самоконтроля, а также эмоциональное благополучие учащихся и общий уровень тревожности. Так Т.А. Парфенова пришла к выводу о том, что у подростков с высоким уровнем проявления тревожности наблюдается преимущественно низкий уровень успешности учебной деятельности, у испытуемых, обладающих средним уровнем тревожности преобладают низкий и средний уровень успешности, высокий уровень успешности демонстрируют учащиеся с низкой тревожностью [7, с. 80].

Вызывает интерес мнение В. С. Цетлин, которая выделяет два вида школьной неуспеваемости по типу ее проявления: фиксированная неуспеваемость – пробелы в знаниях; скрытая неуспеваемость – изменение отношения учащегося к учению [8]. В этом контексте работа над мотивацией учеников видится особенно актуальной. Так, А. П. Ковалевская среди причин школьной неуспеваемости выделяет именно нежелание учиться как основную [9].

Таким образом, обзор современных и исторических теорий обучения подтверждает гипотезу о значительном влиянии социального окружения на процесс обучения. Этот вывод обосновывает необходимость дальнейшего изучения данной тематики и формирования практических предложений для оптимизации образовательного процесса с учетом социальных факторов.

Опираясь на теоретические знания, а также на практический опыт нашей школы, мы предлагаем следующие подходы и методы воздействия на социальное окружение учащихся:

Создание общих целей и ценностей. Один из ключевых факторов, влияющих на успеваемость, – это общие цели и ценности, которые могут объединить учащихся. Это помогает создать общий фокус и вовлекает учеников в образовательный процесс, а также улучшает социальное взаимодействие и укрепляет чувство принадлежности.

Развитие социальных навыков. Специальные программы и занятия, направленные на развитие социальных навыков учащихся, такие как умение работать в команде, навыки конфликтного управления, навыки коммуникации, могут быть эффективными инструментами для улучшения образовательного процесса.

Внедрение принципов социального обучения. Внедрение принципов социального обучения в практику обучения, таких как коллаборативное обучение, обучение на основе проектов и др., может способствовать улучшению обучения путем создания более вовлекающего и интерактивного образовательного опыта.

Создание благоприятной образовательной среды. Создание благоприятной образовательной среды, в которой каждый ученик чувствует себя уважаемым и в безопасности, является важным фактором для успеха обучения. Это может включать в себя создание положительного школьного климата, уважение к культурному разнообразию, внимание к эмоциональному благополучию учащихся и другие аспекты.

Привлечение родителей и гражданского общества. Привлечение родителей и гражданского общества в образовательный процесс может быть очень важным фактором для улучшения успеваемости. Очень высокий и высокий уровень мотивации имеют учащиеся, в семьях которых наблюдается демократический, авторитетный, социально желательный тип отношений [10, с. 8].

В нашей школе мы активно применяем вышеуказанные подходы и методы. Например, мы организовали серию мероприятий, направленных на формирование общих целей и ценностей среди учащихся, таких как школьные конференции и проекты. Мы также внедряем программы развития социальных навыков и работаем над созданием благоприятной образовательной среды.

Конкретизируя, укажем, что в нашей школе было реализовано несколько инициатив, которые можно привести в качестве примеров применения методов влияния на социальное окружение учеников.

Коллаборативное обучение: Мы внедрили программу "Учимся вместе", которая организует учебные сессии, в ходе которых ученики работают вместе над задачами и проектами. Например, в рамках этой программы был запущен проект по созданию школьной газеты, где каждый участник команды отвечал за свою часть работы - от написания статей до оформления и печати. Этот проект не только помог ученикам развить навыки командной работы и взаимного обучения, но и привнес в учебный процесс элемент взаимодействия и взаимопомощи.

Общество обязано использовать всё «многообразие видов деятельности, которые могут удовлетворить самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка» [11, с.18], в том числе «возможности использования проектной деятельности», которая «способствует развитию социально позитивного опыта» [11, с.20]. Мы разработали и провели серию проектов, которые позволяли ученикам применить свои учебные знания на практике. Один из таких проектов был посвящен изучению местной истории. Ученики проводили исследование, собирали данные, вели интервью с местными жителями и создавали презентации, которые затем представляли в школе. Этот проект позволил ученикам применить свои знания по истории, географии и социологии, а также развить навыки исследовательской работы и публичных выступлений.

Развитие социальных навыков: в рамках нашей программы по развитию социальных навыков, мы организовали ряд тренингов и семинаров. Например, один из тренингов был посвящен разрешению конфликтов. В ходе тренинга ученики учились управлять своими эмоциями, слушать друг друга и находить конструктивные решения в спорных ситуациях. Этот опыт оказался полезным не только для улучшения отношений между учениками, но и для формирования навыков, которые они смогут использовать в будущем.

Для оценки эффективности предложенных нами методов мы провели серию исследований в течение последних двух лет. Методология исследования включала комбинацию количественных и качественных подходов: наблюдение, анкетирование, проведение групповых дискуссий и анализ успеваемости.

Наблюдения были организованы в классах, где были внедрены различные методы воздействия на социальное окружение, включая коллаборативное обучение, обучение на основе проектов, развитие социальных навыков и другие. Учителя записывали свои наблюдения и замечания, которые затем были систематизированы и проанализированы.

Анкетирование было проведено среди учащихся и родителей для получения обратной связи о восприятии изменений в социальном окружении и его влиянии на обучение. В анкетах были вопросы о восприятии образовательной среды, учебной мотивации, удовлетворенности обучением и других аспектах.

Проведение групповых дискуссий с учащимися, родителями и учителями позволило нам более глубоко понять восприятие и влияние изменений в социальном окружении на обучение.

Наконец, мы провели анализ успеваемости, сравнивая показатели успеваемости до и после внедрения предложенных методов.

Результаты наблюдений и анкетирования показали, что большинство учащихся и родителей положительно оценили изменения в социальном окружении. Было отмечено улучшение в восприятии образовательной среды, увеличение мотивации к обучению, и улучшение общих навыков учащихся.

Групповые дискуссии подтвердили эти результаты, предоставив дополнительные детали и понимание процессов, происходящих в образовательном процессе.

Анализ успеваемости показал значительное улучшение показателей после внедрения предложенных методов. Статистический анализ данных показал, что ученики, участвующие в классах с активным внедрением методик воздействия на социальное окружение, продемонстрировали заметное улучшение успеваемости по сравнению с учениками, обучающимися по традиционной модели. Это относится к успеваемости как по отдельным предметам, так и к общему индексу успеваемости.

В целом результате применения этих методов мы обнаружили ряд положительных изменений.

Как уже было сказано это улучшение академической успеваемости: Мы наблюдали статистически значимое улучшение успеваемости учащихся в тех классах, где активно применялись методы воздействия на социальное окружение.

Увеличение мотивации к обучению: Учащиеся стали более заинтересованы в учебе и активно участвовали в учебном процессе.

Повышение уровня социальных навыков: Учащиеся стали более уверенными в общении, лучше управляли своими эмоциями и эффективнее разрешали конфликты.

Было также замечено, что эти изменения положительно сказываются не только на успеваемости учащихся, но и на их социально-эмоциональном благополучии. Ученики стали более уверенными, коммуникабельными, лучше справляются с решением конфликтных ситуаций и активнее участвуют в школьной жизни.

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают эффективность внедренных методов воздействия на социальное окружение для повышения успеваемости учащихся.

Судя по обратной связи от учеников и родителей, степень удовлетворенности школьной жизнью увеличилась. Ученики отмечали, что они чувствуют себя более вовлеченными в учебный процесс и ценят возможность активного участия и взаимодействия с другими учениками.

Важно отметить, что полученные результаты требуют дальнейшего исследования и анализа. Однако уже сейчас можно сказать, что применение данных методов воздействия на социальное окружение учеников привело к заметным улучшениям в образовательном процессе и успеваемости учащихся.

В ходе данного исследования мы провели детальный анализ методов воздействия на социальное окружение учащихся и их эффекта на успеваемость учеников. Мы обнаружили, что внедрение стратегий, направленных на повышение сотрудничества, взаимного обучения и развития социальных навыков, может привести к значительному улучшению академических показателей и социально-эмоционального благополучия учеников.

На основе результатов исследования, мы рекомендуем педагогам обратить внимание на социальное окружение, в котором происходит обучение. Включение методов коллаборативного обучения и обучения на основе проектов, а также акцентирование внимания на развитии социальных навыков, может помочь создать более благоприятную образовательную среду, которая будет способствовать активному участию учащихся в учебном процессе и повышению их успеваемости.

В будущем, исследования в данном направлении могут фокусироваться на изучении долгосрочных эффектов применения методов воздействия на социальное окружение. Важно также исследовать, как эти методы могут быть адаптированы для различных учебных контекстов и возрастных групп.

В заключении стоит отметить, что, несмотря на необходимость дальнейших исследований, наши результаты уже сейчас могут служить важным вкладом в развитие педагогической практики, подчеркивая значимость социального окружения в образовательном процессе.

Список литературы

  1. Яблочкина, Е. Корень бедности россиян в школьной неуспеваемости, считает ректор ВШЭ [Электронный ресурс] / Е. Яблочкина // Профессионалы.ru. – URL: https://professionali. ru/Soobschestva/po-stupenyamk-uspehu/koren-bednosti-rossijanv-shkolnoj/ (дата обращения: 05.08.2021).
  2. Дорошенко О.М. Понятие социализации личности: факторы, механизмы, этапы [Электронный ресурс] / О.М. Дорошенко // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2020. - № 1(5). - С. 12–16. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiesotsializatsii-lichnosti-faktory-mehanizmy-etapy
  3. Яшнова О.А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников. Дис. … канд. пед. наук М., 2002. - 179 с.
  4. Узеиров А.А. Девиантные формы поведения личности: учебно-методическое пособие / А.А. Узеиров. - Ростов Н/Д: Изд-во РостГМУ, 2017. - 30 с
  5. Феноменологическая педагогика [Электронный ресурс] // История педагогики и образования. – Режим доступа: https://studme.org/72442/pedagogika/ fenomenologicheskaya_pedagogika
  6. Иванова Н.С. Формы работы с подростками с девиантным поведением [Электронный ресурс] / Н.С. Иванова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - 2020. – Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2020/06/21/formy-raboty-s-podrostkami-s-deviantnym-povedeniem
  7. Парфенова, Т.А. Взаимосвязь уровня проявления тревожности и успешности в учебной деятельности младших подростков // Поволжский педагогический вестник. 2015. №3(8). С. 76–80.
  8. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 120 с.
  9. Ковалевская, А. П. Феномен неуспеваемости в учебно-воспитательном процессе / А. П. Ковалевская // Педагогика и психология: теория и практика. – 2017. – № 2 (7). – С. 49-55.
  10. Мишина, М.М., Серебрякова, Н.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с успешностью учебной деятельности подростков // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 4. С. 120–131.
  11. Беганцова И.С., Калинина Т.В. Возможности проектной деятельности в профилактике девиантного поведения детей и молодежи: сб. статей / И.С. Беганцова, Т.В. Калинина // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии / Материалы междунар. научно-практич. конференции, 8-10 октября 2019 года. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - С. 18– 20.

Интересная статья? Поделись ей с другими: